Последние отчеты
- Осінні замки Поділля та Волині. Вело-соло 2018...
- Чорний шлях. Вело центральною Україною. Травень 21...
- НеСерйозна велоподорож соло по Поділлю 2018...
- Каждый жрёт свой бутерброд...
- Эсхар - Карпаты - Эсхар...
- Обзор веломаршрутов в Кошице из Ужгорода и обратно...
- Видеоотчет о пешеходной 2-ке в Карпатах. 2021 г....
Топ отчеты
- Кто ответит за анархию? ВелоКрым, Сентябрь...
- Эта необычная местность отмечена на карте значком, который больше нигде на картах Харьковской област...
- Вело-лето: Через Карпаты в Закарпатье...
- Разбираем Novatec (Новатек) D042SB...
- Экскурсия на харьковский велозавод. Очень интересно....
- Харьков - Одесса на велосипеде. Чем дальше - тем интереснее....
- Батько Дніпро та інші цікавості...
Caminho Português 2010 (Португалия+Испания)
Предисловие
Я давно хотел покататься по всяким экзотическим странам, но добираться до них из Харькова очень непросто, поэтому я решил временно переселиться на Пиренейский полуостров, а именно - в город Vila Nova de Gaia, что расположен на южном берегу реки Douro, протекающей в северной Португалии. На северном берегу реки лежит город Porto – чьим именем по недоразумению называют портвейн, который делают в Vila Nova de Gaia.
Благодаря авиакомпании Lufthansa, доставившей мой байк и велобаул в целости и сохранности через Франкфурт всего за 35 евро (можно было и бесплатно протащить, но я решил не наглеть), я смог, наконец, осуществить свои планы.
Про Пути Святого Иакова в Сантьяго-де-Компостелла написано очень и очень много, в том числе и в Интернете (http://www.caminhoportuguesdesantiago.com/PT/galeria.php), так что повторяться не буду.
Полазив по интернету в раздумьях, куда бы поехать покататься в последнюю неделю августа, я обнаружил, что Португальский Путь в Сантьяго (Caminho Português) проходит как раз между моим домом и русским магазином в центе Porto, куда мы ездим за гречкой, кабачковой икрой и сметаной. Казалось бы, чего тут думать... Но на севере и востоке от Porto третью неделю полыхали пожары, охватив два крупнейших национальных парка - я их отлично видел с самолета на подлете к Porto – их никто толком не тушил, и бурая дымка застилала горизонт. На западе океан. Оставался только юг. Смущало меня то, что на юге должно было быть очень жарко в августе, кроме того, мне так и не удалось найти карты Португалии и купить палатку за два оставшихся до выезда дня.
Мне, как всегда, повезло - накануне намеченного выезда на юг, пошел дождь, явление для португальского лета весьма редкое. Я просмотрел погодные сайты и увидел, что суточная полоса дождей пойдет с юга на север от Coimbra и почти до самого Santiago. Я решил не упускать своего шанса, и вечером, накануне выезда, принял решение ехать на север по Пути Santiago для пеших паломников, следуя прямо за полосой дождей и надеясь, что дожди потушат пожары. Куда ехать дальше я планировал решить на месте. Ни карты, ни компаса, ни описания маршрута у меня не было, я лишь знал из интернета, что ехать нужно по желтым стрелкам, которые начинаются в центре Porto у собора, и что там же, в соборе, можно купить за 50 евроцентов паспорт паломника, без которого не поселят в альберги (приюты для пилигримов). Пожалуй, это было самое неподготовленное из всех моих путешествий.
Очень необычно оно и начиналось - никакого выезда из дома на рассвете, никакого спринта до вокзала, никакой судоржной погрузки байка в плацкарт.. Просто проснулся утром, неспеша позавтракал, навьючил велобаул на багажник и выехал из подземного гаража в туманную дымку, принесенную утренним бризом с океана. Паспорт пилигрима я получил в 11:00 26 августа 2010 в соборе, а в туристическом офисе рядом, мне выдали бледную ксерокопию план-схемы контрольных точек маршрута с указаниями примерных расстояний между ними. После первых же километров езды по желтым стрелкам, я почувствовал приятную ностальгию по флешкроссу и велоквесту. Забегая вперед, могу сказать, что этот велоквест длинной в 415 км удался наславу.
День1
Vila Nova de Gaia – Porto - Barcelos
Trip= 65.77
Time = 5:06
AVS = 12.88
Max = 52.12
Тепло, временами пасмурно, вечером дождь.
Примерно через 10 км от центра Porto Путь уходит от оживленных дорог и начинается ухоженная каменная пастораль: поля кукурузы за каменными заборами; виноградники, с каменными подпорками; деревни с неприменными каменными церквями; через речки и ручьи перикинуты каменные мосты, на перекрестках дорог стоят каменные распятья. Рядом со многими мостами стоят таблички, повествующие о том в каком веке данный мост был сооружен.
Первый римский мост
Как я заметил, португальцы не любят ничего менять, живут по принципу: «работает? И ничего не трогай!». Это касается почти всех сфер жизни. В итоге, в Porto можно прокатиться на трамвае, который годиться вам в прадедушки, на Пути наполнить флягу из колонки, помнящей фляги наполеоновских солдат, а колеса моего байка не раз попадали в глубокие колеи в граните, оставленные римскими колесницами. Дело в том, что значительная часть Пути в Сантьяго пролегает по «VIA ROMANA XIX», римскому трехсотмильному хайвею, который на некоторых участках до сих пор с удовольствием используют галисийские и португальские крестьяне, до сих пор, кажеться, предпочитающие брусчатку любому другому дорожному покрытию. Нигде я еще не видел столько разных видов брусчатки: цветная мозаика из мелких (4-5см) мрамоных кубиков внутри зданий и на улицах португальких городов, округлые морские булыжники внутри крепости Valenca, треугольных камни заброшенных дорог в лесу, аккуратно пригнанные друг к другу гранитные квадраты римских времен, грубо отесанные и потрескавшиеся от времени полутонные плиты средневековых дорог. За год в Португалии к местному колориту я уже изрядно попривык, но все же иногда не оставляет ощущение, что машины, скоростные поезда и мобильники, явно лишние в этой стране, все еще живущей в неторопливом 19-м веке.
Желтые стрелки уводят все глубже в лес, но даже в лесу постоянно видны километры каменных заборов. Объем работ, необходимый для их возведения, поражает. Назначение их также неясно.
Дорога в лесу красива и не позволяет соскучиться, но вполне проезжаема даже на груженом байке. Затяжных подъемов нет. Людей тоже почти не видно. Деревень много, но без карты совершенно неясно где я еду, ибо Путь старается избегать автомобильных дорог, соответственно табличек на въездах в деревни я не вижу. Стрелки, кстати, расположены так, чтобы их было хорошо видно пешеходам, идущим под рюкзаком, то есть на уровне колен пешехода, поэтому я их часто теряю и возвращаюсь назад.
Очередной раз проскакиваю поворот на спуске. Посреди поля из кустов выходит здоровый усатый мужик в камуфляже с длинным помповым ружьем и патронташем через всю грудь, сапоги и шляпа как у Крокодила Данди. В кустах припаркован «лендровер» времен высадки в Нормандии. Калоритный персонаж делает мне ружьем недвусмысленный знак остановиться. Торможу. Мужик подходит и молча смотрит мне в глаза. Чтобы как-то разрядить затянувшеюся паузу, спрашиваю по-португальски, где здесь Путь в Сантьяго. Он разочарованно вздыхает: «а Сантьяго...», показывает рукой куда-то вдоль поля и возвращается в тень. Кого же он тут ждал в кустах? Еду дальше, через полкилометра вижу еще пару таких же «лесных братьев» с ружьями, сидящих в засаде на опушке леса. Вежливо здороваюсь, они в ответ тоже здороваются, но подозрительно провожают меня взглядами. Тут до меня доходит, что это местные крестьяне охотятся на поджигателей, желающих изменить целевое назначение земли. Мои догадки подтверждаются в ближайшем селе, где я замечаю на двери церкви листовку, призывающую «...не полагаться на национальную гвардию и полицию, которые не могут защитить наши леса, поля и дома от гнусных поджигателей, а собраться и надрать им всем задницы и т.д. и т.п.». Хорошо, что я не курю – могли бы и подстрелить сгоряча, если бы спички увидели, они то на своей земле... А вообще-то приятно, что хоть где-то еще люди могут собраться и надрать. Ну или хотя бы просто собраться...
В 6 вечера въезжаю в Barcelos (Барселуш), решаю остановиться здесь на ночь, долго езжу по городку в поисках альберги. Наконец девушка в туристическом центре отсылает меня к пожарникам в соседний городок за реку Barcelinhos (маленький Barcelos) к пожарникам. Почему-то в Португалии пожарники заведуют всем: тушат пожары, ездят на вызовы скорой помощи и даже содержат бесплатные приюты для паломников. Один из пожарников охотно отрывается от сматывания пожарного рукава и ведет меня к зданию альберги, дает ключи и просит захлопнуть дверь поутру. Попутно он проводит мне экскурсию по местному культурно–этнографическому музею, которым тоже заведуют местные пожарники.
В гостинной альберги также расставлены предметы культуры не поместившиеся в помещение музея. Основной экспортный товар Barcelos– это крашеные глинянные петушки, с которыми связана местная легенда о счастливом избавлении от уголовной ответственности (повешенья за шею) некоего средневекового паломника, взятого с поличным на краже жаренного петуха с целью удовлетворения естественных пищевых потребностей. Поскольку паломник, видимо, реально оценивал свои шансы уцелеть в результате приведения приговора в исполнение и не слишком полагался на милосердие местной фемиды, он подал ходатайство к всевышнему о скорейшем явлении Чуда, кое и было явлено в форме воспарения вещдока (жаренного петуха) со стола у судьи. В итоге паломник был оправдан в связи с недостатком улик, а петух стал символом города.
Петушки из Барселуша (Альберга в Барселиньош у пожарников)
В гостинной альберги на стене фотография выступления ансамбля песни и пляски местных пожарников на фоне моста.
Муниципальные альберги в Португалии бесплатны, в Испании стоят от 1,5 до 6 евро за ночь. Зато в Испании всегда выдают одноразовое постельное бельё, а в Португалии просто голые матрасы и подушки, так что очень желателен собственный спальник.
«Казарменный» аскетизм альберг для советского человека, привыкшего к поездкам в колхоз и бытом советских пионерлагерей не являетя особой экзотикой. Собственно, большинство альберг, особенно в Испании, по уровню сервиса не намного уступают немецким хостелам за 15 евро. Паркую байк прямо в гостинной и иду в душ. Позже появлется итальянский велотурист Джованни и 3 пешие испанские девушки, которых накрыл дождь. Итого 5 человек на 18 мест.
Решаю сходить за едой. У моста через реку, соединяющего два городка, стоят три мужика и гутарят за жизнь. Подхожу, спрашиваю:
- Сеньоры, где ближайший супермаркет?
- Далеко, километра 2 и он уже закрыт, наверное.
- Но, я же видел по дороге пару за рекой?
- А-а! Так то за рекой, это же другой город.
- А далеко в другой город?
- 300 метров за мостом... но ты не найдешь, давай я тебя отвезу.
И один из мужиков, повез меня на машине по Barcelos кататься, катал минут 15, целую экскурсию устроил, пока высадил перед супермаркетом. Денег я даже не стал предлагать – явно бы обиделся.
В супераркете скупился на завтра, но тут пошел обещанный прогнозом дождь, пришлось пережидать в кафе на площади – заодно и поужинал «францезиньей». Это такой большой португальский горячий бутерброд под сырным соусом с различными сортами мяса или морепродуктов внутри. Настоящую францезинью можно попробовать только в Porto http://en.wikipedia.org/wiki/Francesinha, но и Барселушский вариант без соуса с горячим зеленым чаем тоже пошел неплохо. По телевизору в кафе показывают новости и в них пожары, ждущие меня впереди.
Ночной Барселуш
Возвращаюсь в альбергу после 11 по пустынному городу под дождем, Джованни сидит в гостиной и что-то быстро пишет в тетрадь. Оказалось он начинающий писатель - выехал из Лиссабона, чтобы написать путеводитель о Пути для своего итальянского издателя. Велосипедист он неопытный - выбрал байк с жесткой вилкой. В итоге даже на спусках часто вынужден идти пешком – на пешем Пути очень нужна хорошая вилка. В итоге в день проходит всего по 20-30 км. Болтали до полуночи, потом пошли спать.
Перепост:
Статья понравилась: jnNelf, denisekonomix, Алексей Бобырев,
Статья не понравилась: Таких нет
Комментарии
madvovik
Спасибо, написано просто замечательно, как-будто я сам побывал в этом путешествии
07.05.2011 00:12Сиеста - эх сиеста, почему у нас ее нет
\"(играли ВСЕ очень хорошо, отбирают их что-ли там?)\" - Сколько не слышал испанской музыки, всегда задумывался, как они так играют
особенно очень люблю гитару - заслушаться
Судя по твоему рассказу люди там очень добрые, по крайней мере у нас ты не подскачаешь колес бесплатно ) Хотя может, но врятли
Очень интересно про путь с жетлыми стрелками паспортами паломников и альберги как их там,
сама идея замечательная, путешествуй не хояу называется, в принципе я так понял даже денег не нужно, практически, копейки
одним словом, что радует, можно оторваться ото всей городской суеты и мотнуться куда глаза глядат, будь-то пеши
или на велосипеде. Море таких же как и ты, знакомства, общение, как никак картинка разная перед глазами мелькает, а не работа-дом-работа
Автор судя по всему какой-нибудь журналист... красиво пишет
\"во всех супермаркетах продаются натуральные стопроцентные соки\" - ага прям как у нас ))))
Не понял только зачем печати в папорте паломника?
\"сиеста подкралась незаметно!\" - про уснувшего байкера, поржал, спасибо, у нас бы его вынесли вместе с велобаулом
\"купленных на Сумской в Велопарке\" - а он уже и закрылся на совсем вроде как, остался только их магаз на ак. павлова
\"я стал свидетелем задержания полицией шоссейника за превышение скорости\" - однако
встроенные велозамки в поезде - у нас в стране до них рукой подать (сарказм)
\"И тут я увидел черного кролика\" - смесь дворняжки и кролика? О_о но он явно на зайца похож имхо
в общем все супер!!!! молодец
Snake
Спасибо за отзыв, я старался.
07.05.2011 04:38Я не журналист, хотя статьи иногда приходится писать.
Люди тут и правда добрые, отзывчивые и очень расслабленные. Друг друга не бояться. Женщины могут ходить в одиночку по самым глухим районам города без опаски.
Печати в паспорте паломника ставятся в ресторациях и приютах по пути следования с целью подтверждения прохождения всего пути пешком. Это нужно так как сейчас многие пользуются транспортом, при этом пытаясь использовать паспорт паломника для бесплатного проживания в альбергах. Когда я получал Компостеллу, бумагу о совершении паломничества в Сантьяго, девушка в офисе для паломников как-то даже косо на меня посмотрела увидев в моем паспорте паломника всего 4 печати. Да еще и 3 дня на 270 км Пути. Пришлось предъявить велошлем и левосторонний загар (когда двигаешься на север обгорает только левая сторона тела) как доказательство совершения хаджа.
Про Велопарк знаю уже, потому и написал эту фразу в память о хорошем магазине
Приезжайте в гости!
madvovik
Здорово, прям таки приятно, очень хорошее впечатление сложилось о Португалии и Испании, правда очень хочется побывать. Как только соберемся, обязательно навестим Продолжай в том же духе, написание статей и отчетов это твоё, да и не бросай путешествовать!
07.05.2011 13:19Steve
Классно написал, очень я бы сказал поэтично Пока дочитал - так погрузился, как будто я сам Путь проехал!
10.05.2011 18:44Теперь нужно обкатать холмы Alentejo, ведь правда?
Snake
Правда! Поехали! Ты бы на связь как-то вышел, а то у меня аська накрылась. Я тебе на почту писал. Ты ж вроде в Альпы собираешься?
10.05.2011 19:05el pirata
Один из лучших отчетов.Браво!Кстати каждый десятый новорожденный на юге Португалии УКРАИНЕЦ.Так что скоро будет Португальская область.Только не дай бог с нашим правительством и законами.
24.07.2011 20:43Snake
А откуда такая информация про новорожденных? Просто интересно реальные цифры узнать, ибо украинцев в Португалии и правда очень много. Особенно на юге. Только за этот год еще коллег по моей работе приехало. 24.07.2011 21:54
el pirata
Где то на днях буквально в нэте встречал про новорожденных...Кем работаете если не секрет? И как с языком ?
26.07.2011 16:08Snake
Работаю ученым-физиком. С португальским у меня неважно, я его не учу-ленюсь. Понимаю 70% написанного, 20% сказаного и процентов 5% могу сказать сам. Пока хватает. 26.07.2011 16:11
el pirata
Интересно весьма.А как же на работе общаетесь ? И какой язык наиболее универсален в Европе ? В принципе интересует немецкий и испанский так как немецкий не доучен когдато А испанский интересен...Ну и ждем новых отчетов.
27.07.2011 17:21Snake
на работе на английском общаюсь.
27.07.2011 19:21