menu

Preikestolen. Поездка в Норвегию.

SNiЖ0k

  • 16.05.2011 16:46
  • Просмотров: 24306

 

Норвегия. Ставангер. Прекестулен.

 

Поездка в Норвегию проходила с 6 по 9 мая 2011г.

Участники:

Андрей (SNiЖ0k)  - идея, PR, инженерное обеспечение, техника безопасности;

Света (Efrazi)  - маршруты, билеты, расписание, финансирование, пропитание.

Техническое описание - в конце.

 

Итак, насмотревшись фотографий путешествий велотуристов из Уфы, изучив отчет за авторством Steve, было принято решение посетить город Ставангер в Норвегии. Этот город считается "нефтяной столицей" государства, в округе наличествует множество туристически - привлекательных объектов, некоторые из них были посещены, некоторые отложены для других желающих или на другое время.

Для нас эта поездка носила характер ПВД  ("поход выходного дня") - для проверки нашей способности не отставать от расписания в походе, да и вообще. За 2 дня до выезда появилось решение взять с собой велосипеды. Ночуем в палатке, в кемпинге. Поскольку едем в Европу и кататься будем радиально от лагеря, решили взять шоссейники: алюминиевый ХВЗ Старт-Шоссе и хромолевый спецзаказ ХВЗ Чемпион-Шоссе. Сразу скажем, велосипеды своим стилем, характером и намерениями слабо вписывались в своеобразную вело-жизнь Ставангера.

 

Транспорт.

Старт в городе Ювяскюля, в Финляндии. Из дома до автовокзала добирались на велосипедах. Вещи - два рюкзака, два спальных мешка, два каремата, два велочехла, одна палатка. Багажник был только на спецзаказе. На вокзале была произведена разборка и упаковка байков в чехлы. В те же чехлы ушли спальники, карематы и палатка. И все бы хорошо, если бы не приходилось в спешке все разбирать и заматывать скотчем в половину второго ночи! А ведь автобус до Хельсинки уже стоял и ждал.


Разборка.
 

В автобус все поместилось без проблем, так же успешно мы вышли на втором терминале аэропорта Helsinki-Vantaa, хотя позже выяснилось, что нам нужен был первый терминал. Check-in прошли, а вот при сдаче багажа мы были спрошены "А вы везете байки, да? А у вас за них заплачено?" Мы оплачивали только 2 багажных места, на интернет- сайте в правилах было указано о небходимости доплаты при перевозке лыж или снаряжения для гольфа, но не байков. Ну ладно, не бросать же их. В кассе нас еще сильнее порадовали, говорят "Здесь вы можете только за первый перелет заплатить, остальное заплатите по мере необходимости". Наш маршрут проходил с пересадкой в Осло, мы специально выбрали время между рейсами около 4 часов, чтобы побродить по столице Норвегии, а теперь, получается, пришлось забирать свой багаж и заново проходить процедуру регистрации на внутренний рейс Осло - Ставангер. Потеряли около часа, но зато всюду в дальнейшем показывали чек об оплате велосипедов для первого перелета, "А у нас все уплочено!", вполне прокатило.

Терминал аэропорта в Вантаа.


Полет

Полет до Осло проходил на высоте до 10300м и со скоростью до 800км/ч, если верить показаниям взятого с собой на борт GPS (ASUS A636) Перелет прошел вполне удачно, без неприятных эмоций.

От аэропорта Осло-Гардемоен до центра города Осло примерно 40 минут на автобусе, 75крон со студентов. Также можно воспользоваться прямой скоростной электричкой (25 минут) за 135крон. Ж/Д транспортом мы решили воспользоваться на обратном пути в аэропорт.

Осло

В Осло погуляли очень немного из-за недостатка времени, пообедали в какой-то забегаловке (135+185крон, мясо-птица с гарниром и салатом), поискали сувениры. Улицы в центре не очень широкие, дома современные или хорошо отреставрированы. Велосипедисты совершенно дикие и резкие, большинство на крутых байках и в крутых шмотках, ездят быстро, уважают только разве что трамвая. В общем, на Финляндию совсем не похоже, больше напоминает Харьков. Но зато были обнаружены велосипеды общественного пользования, стоянка с электронной системой выдачи. А вот трамваи там совсем не свежие.


ЖД вокзал Gardemoen


Скоростной поезд до аэропорта. На двери "Ласкаво просимо", курить нельзя, а животных, велосипеды и лыжи - можно.


За окном автобуса пригороды Осло






 По городу Осло


Общественный транспорт

В Ставангер прибыли на таком же реактивном самолете, под мелким дождем, заходя на посадку со стороны моря. В салоне самолета творилось нечто некомфортное. Дело в том, что поезд из Осло в Ставангер идет 9 часов, а самолет только 40 минут, поэтому внутренние рейсы производят впечатление маршруток. Мало кто регистрирует багаж, все стараются занять места для ручной клади, маленькие дети в большом количестве заглушают собой рев турбин, все спешат и толкаются, всех как-то много.

Ставангер

Прибыв, мы проехались на автобусе от аэропорта до центра города (по 90 крон), напомнили еще раз водителю, что нам надо бы в кемпинг, вышли в парковой зоне и собрали байки.


Stavanger, Sola



Вело-багаж

Проехав пару километров, мы остановились в Mosvangen Camping. За три ночевки в палатке заплатили 450 крон. И в нашем распоряжении было: туалеты, душевые кабинки с теплой водой, стиральная машинка, кухня с электроплитой - все оформлено в виде отдельно стоящего сарайчика, везде чисто и убрано. До ближайшего продуктового магазина было 3 минуты ходьбы от палатки, а в другую сторону - озеро, где обитают весьма наглые птицы. После ужина - спать, и никаких компов с форумами! Правда, температура воздуха около +5С не радовала, но уже утром следующего дня было теплее.
 

Далее>>

 

День второй

Букв будет поменьше, фото - побольше.

Суббота, 7 мая. В Ставангере солнечно, прогнозируется до +18С, но как-то ветрено.

Кемпинг наводнился приезжими "домиками на колесах", водители которых выясняли, где взять удлиннитель для подключения своих "домиков" к сети 220В. Подъем в 6:30, завтрак из молочной каши и черничного варенья, заполнение термоса чаем и попытка отбиться от приставаний и вымогательства местных (уток).


Караваны


Теремок и джип слева принадлежат управляющему


Утки требуют печенье.



Можно поселиться в двухместном домике, но резервировать надо заранее.

До главной площади города добрались на велосипедах без проблем, используя карту города, взятую где-то в аэропорту на стенде с рекламой. Велодорожки откровенно узкие, частично проходят по проезжей части, четкая разметка есть далеко не всегда.

Собор постройки 12 века


Набережная полна тавернами.

В гавани спокойно плавают белые лебеди.


 

Музей нефти

Поскольку Ставангер является крупным центром нефтедобычи, было интересно посетить Музей нефти. Там представлены несколько образцов собственно нефти, бензина, конденсата, а также много всевозможных детальных моделей нефтяных платформ. Есть интерактивные аттракционы по управлению роботом для захвата трубы, показывают 3D мультики о происхождении нефти. Для полноценного осмотра музея требуется около полутора часов, но у нас было 50 минут до отправления круизного судна по Люсе-фьорду, мы просто прошлись по музею.



Бур установлен прямо на улице

 


А запчасти для бура - внутри

Далее>>
 

 

Круиз по Люсе-фьорду

Это дорогое удовольствие, но все же. Нас три часа катали на весьма быстром экскурсионном катамаране, рассказывая на норвежском, английском и немецком об окружающих скалах и островах.


Вот примерно на таком судне.














Мост между тоннелем и горной дорогой, ведущей в тоннель.

По одну сторону фьорда - крутые обрывы, по другую сторону - пологий берег. Люсе-фьорд образовался на месте крупного ледника. Это отчасти объясняет его форму и малую глубину с наносами песка и щебня.

Здесь был рудник когда-то. Теперь - отель.


Стрелкой отмечено место, куда нам предстоит забраться на следующий день.




Тонкие нитки водопадов срываются с крутых скал.

Считается, что этот водопад  несет в себе воду со вкусом виски. Капитан подвел судно вплотную к скале, набрал ведро воды из водопада и предложил всем желающим испить водицы из горного потока дабы оценить вкус.







Там, наверху - он, Прекестулен, утес над морем



Прогулочный катер обратно шел по ветру, поэтому сильный ветер практически не ощущался, было тепло.

По возвращении на пристань, мы зашли в пассажирский терминал, где был обнаружен открытый доступ к WiFi. В наличии с собой был субноут ASUS Eee, позвонили домой по скайпу, показали Норвегию в режиме online.

 Далее>>

 

Музей рыбных консервов.

До закрытия этого музея оставалось всего четверть часа, поэтому нас пустили бесплатно. Мы, чтобы не наглеть, купили там же пару баночек сардин в масле (шпроты, если по-нашему), цена магазинная, упаковка оригинальная. А заодно и ужин разнообразили.


Рыбные тушки вручную нанизывают на прутья, потом коптят и вручную укладывают в банки.

Вообще, до открытия запасов нефти, рыбный промысел и консервные заводы давали существенный вклад в экономику этого региона Норвегии. Но почти полвека назад косяки сардин перестали заплывать в этот район и консервный завод закрылся.



По заказу клиента на консервную банку могут наклеить любую этикетку.

Старый город, Ставангер.






 

Узкие улочки, вымощенные брусчаткой тихо возвышаются над гаванью. На шоссейниках там - самое то. А вот в портовых кафе оживленно что-то празднуют.

За ужином следовало употребить порцию варенья, купленого накануне, ибо через два дня в самолет его не пустят, не пропадать же ему.


 

Однако, вид жующих людей у озера привлекает птиц. Чайки и утки устроили разборки из-за пригоршни раскрошенных крекеров. А вот белый лебедь, благородная вроде бы птица, - так вообще за руки кусает. Хотя, увидев на берегу бездомную кошку, он отложил трапезу крекерами и попытался догнать кошку. 


 

Далее>>

 

Восхождение на Прекестулен.

Воскресенье, 8 мая. Подъем снова в 6 утра, и снова без особых трудностей, ибо солнце светит прямо в глаз. Завтрак, откуп от уже знакомых уток, попытка заполнения гидропака водой. В бутылке, купленной в магазине за 14крон, оставалось около 1л, поэтому следовало выяснить, является ли вода в кране в кемпинге питьевой. Администратор найден не был, но был обнаружен юный норвежский велосипедист, который этой водой из-под крана разбавлял спортивное питье. Значит вода не из лужи, а из городского водопровода, пить можно.

Прекестулен - это скала, с которой открывается хороший вид на Люсе-фьорд. Восхождение проходит по размеченной и ухоженной тропе, около 3.5 км с набором высоты в 400м. Тропа начинается возле отеля Preikestolhytta, находящегося на высоте 210м (GPS) на морем, куда надо ехать 13км из городка Тау, в который из Ставангера 40минут плывет паром.

Было намечено забраться в экскурсионный автобус, который отправлялся от отеля Park Inn в 8:50, кружил по городу, собирая желающих, и в 9:30 въезжал на паром. Дорогу к тому отелю мы выяснили еще вечером, но утром в 8:30 пришлось делать рывок на велосипедах, пытаясь догнать этот автобус у отеля. Он приехал на 10 минут раньше, не увидел никого на остановке, и даже не остановился там. Раз так, мы поехали сразу к парому, в 8:55 оставили велосипеды на стоянке у терминала, подошли спросить у паромщиков "А нету ли на борту такого большого белого автобуса?" Паромщик ответил, что если нам на Прекестолен, то автобус мы подождем уже в Тау. Оказалось, паром незаметно отчалил и мы были на борту, а не на пристани. По 43 кроны до Тау, а велосипеды остались в Ставангере. Через три минуты после прибытия парома в Тау мы уже ехали на зеленом городском автобусе, заплатив 240 за билет на двоих туда и обратно в течение дня.


Пассажирская палуба на пароме. Чисто, тихо, кондуктор ходил и неторопливо обилечивал.


Дорога проходит по берегу моря.

На въезде в Preikestolhytta расположен магазин сувениров с более-менее адекватными ценами и двускатной крышей, поросшей мхом. Вообще, все это место выполнено в стиле троллей (норвежских, а не интернетных). Например, темные деревянные строения, каменные столы и скамейки, узкие дорожки и крутые лестницы. При этом все технологично и не мешает ни транспорту ни водостоку весенних ручейков в озеро.






Подъем не слишком сложный, в лучших традициях крымских троп. Много крупных камней, много смотровых площадок, где дует сильный ветер, много спусков. От крымских троп отличает отсутствие мусора и наличие деревянных помостов на заболоченных низинах.






Иногда тропу можно узнать только по неудобному нагромождению крупных камней

Горные озера дают начало длинным тонким ниткам водопадов. Болотца в низинах видны уже с высоты птичьего полета, поэтому они кажутся темными, а не ярко-синими. Пространство между горами уверенно заполняет свежий ветер.

Дальше идти становится интереснее. Шаг влево - отвесная стена гранита, шаг право - пропасть метров двести. Видимо, не всем там комфортно, поэтому установлены ограждения и мостики из досок или протянуты цепочки





Внизу уже виднеются воды фьорда.

И снова. За спиной - скала, перед лицом - обрыв, но теперь уже все честные 600 метров. А вот место на следующем фото слабонервным лучше избегать. Небольшая трещина, через которую надо переступить, пройти траверсом по правой скале . Места на скале - только для одного ботинка. Боязнь высоты и плохая координация - и через 10 секунд Вы уже купаетесь в Люсе-фьорде.



Наличие ветра около 10м/с (по прогнозам, 40км/ч, с порывами до 55км/ч) не располагало подходить к обрыву скалы Pulpit Rock. Особо охочие до фотографий люди снимали виды, лежа на краю.

Говорят, в средние века отсюда ритуально сбрасывали ведьм. А сейчас все желающие могут взойти. Восходят с детьми, с собаками, и стар и млад, и опытные туристы и шумные офисные работники в неподходящей одежде.

Собственно, сама скала впечатления большого не произодит, гораздо интереснее прогулка к скале. Это и было ожидаемо. Можно сказать, что программа поездки выполнена успешно.


 

На обратном пути решили немного перекусить на берегу горного озера с очень чистой и прозрачной водой.


 

Предстоял спуск к Preikestolhytta и возвращение на автобусе и пароме. Однако, увлекшись покупкой сувениров, мы пропустили свой автобус в 17:45, а следующего (и последнего) можно было ждать только к 19:55. Так что пришлось отведать норвежской кухни в кафе, 85крон за весьма жидкий суп с грибами.

Автобус, как и следовало ожидать, приехал вовремя а уехал на 2 минуты раньше (по его же бортовым часам). На пристани уже причаливал паром, который отвезет нас до Ставангера, где мы посмотрим на синюю диодную подсветку набережной и огни старого города.


 

Ночные распития чая у озера в кемпинге проходили в компании двух деловитых ежиков и боязливой кошки, которой пришлось отдать не очень свежую сардельку.

Далее>>
 

 

Понедельник, 9 мая. Подъем уже совсем неспеша, поздним утром. Сбор палатки, вещей, выдвижение в центр города с целью разобрать байки на автостанции и еще немного погулять по центру. Выезд в аэропорт, снова вопросы об оплате байков, проверка оных на наличие взрывчатых веществ и сдача в негабаритный багаж. Перед посадкой пришлось срочно выпить остаток воды из гидропака. Погода все еще была условно-солнечной, но со стороны Великобритании уже надвигались тучки. Вылетев, удалось сделать немного фото посещенных мест с высоты птичьего полета.


Ставангер, озеро Mosvatnet кажется слишком вытянутым, но это оно.


Тот самый высокий мост над Люсе-фьордом.


На дальнем плане городок Tau, видно озеро Revsvatnet возле старта тропы на Прекестулен, и само горное плато.


Собственно, вид на квадратную скалу.

Дальнейшие виды просто интересны собой.

Горное озеро с пониженым уровнем воды, видна каменная чаша.

Перелет из Осло проходил на высоте до 11050м.

При перелете из Осло в Хельсинки мы пролетали на Аландским архипелагом, и наблюдали сверху всю местность, по которой нам пришлось проехаться на тандеме неделей ранее. Острова коммуны Брандо явно похожи на ударный кратер. Быть может здесь постарался осколок небесного тела, создавшего кратер Лумпарн в Аланде миллиард лет назад.

Далее>>
 

 

Полезные факты

Здесь более-менее технические дополнения.

Поездка планировалась для отдыха. Это совсем не автономный поход, не было целей превозмочь себя и всего успеть по максимуму. С погодой очень повезло.

Билеты на самолеты покупались на сайте компании Norwegian, сразу заплатив за багаж. Места были зарезервированы за отдельную плату, чтобы рядом и возле иллюминатора.

Полет проходит на высоте 10-11 км, высота набирается за первые 10-15 минут полета, 20 минут в конце полета идет снижение. Давление в салоне на высоте сильно ниже 760мм.рт.ст. Пилоты рейса Ставангер-Осло весьма неуверенно сажали самолет. Все нормально, без неприятных эмоций, но кажется они ошиблись со скоростью при снижении, сажали вручную.

Каждая сумка с велосипедом весила около 17кг. Алюминиевый шоссейник легче, поэтому палатка ехала с ним. Колеса отделялись от рамы карематами. Из инструментов с собой было: вело - мультитул, два ключа-семейки ХВЗ, шестигранники, насос (не понадобился).

Велосипед ХВЗ Чемпион-Шоссе был сильно поврежден при обратном перелете - погнули вилку.

Посуда была с собой - алюминиевый набор со спиртовкой от Trangia (две миски, чайник, крышка-сковородка, горелка, подставка-ветрозащита), ложки, вилка, термос, пластиковая герметичная миска-термос, кружка. Спирт с собой на борт нельзя, надеялись купить на месте, но не было необходимости. Набор посуды ехал в рюкзаке, в ручной клади, выглядел как противотанковая мина, а посему был трехкратно досмотрен с пристрастием в аэропортах.

Еда с собой - бутерброды на первый день, пару яблок, крекеры.

В Ставангере покупали молочные продукты, мясные полуфабрикаты, макароны. Все примерно в 1.5 раза дороже, чем в Финляндии (или в 1.3 раза дороже, чем в Харькове).

Электроника с собой - субноут ASUS EeePC (для скайпа), КПК ASUS MyPal A636 (гпс, музыка, icq), читалка Kindle 3g (самолет, вечерний прогноз погоды), будильник samsung X210, вампирчик-цифра (для зарядки чего-нибудь по USB), велофара MJ-800, фотоаппарат.

В первый же вечер под внешнюю палатку наползло немножко мелких насекомых, паучков и гусениц. Кровососущих не замечено.

Кемпинг Mosvangen Camping представляет собой парковую зону, огражденную от автомагистрали, домов и озера густой посадкой. Имеется песчаная площадка для воллейбола, выгул собак запрещен. В летнее время, т.е. "в сезон" , горячая вода в душе подается за жетоны, покупаемые в администрации (5 крон, на 6 минут).

Город Ставангер (норвежцы говорят примерно "Става`нгр") производит впечатление быстро развивающегося. Велодорожки иногда обрываются, предлагая запрыгивать на тротуар, совмещенные дорожки недостаточно широкие и часто после хорошего спуска меняют покрытие на гравий (чтобы удобнее тормозить на шоссейнике). Люди приветливы, но куда-то спешат и не волнуются. Людей без знания английского языка  выявлено не было.

За время поездки было сделано около 876 фотографий. Если рассотреть полный бюджет поездки, по очевидно, что дешевле было бы просто купить 800 открыток с такими видами. Хорошо, что воспоминания не продают пока что.

При восхождении на Прекестулен следует держаться подальше от всевозможных групп туристов. Как правило, их уровень подготовки весьма нулевой - восхождение в строгих костюмах (или в джинсах, но это только пост-СССРные жители, видно за версту), в туфлях, спуски вприпрыжку, спринтерские пробежки и тяжелое дыхание. Если эти личности начнут падать - схватятся и утянут за собой, или еще камень на голову спустят. Тропа местами очень крута, каждый вправе заранее решить надо оно ему или нет.

Остались не посещенными:

Kjerag - восхождение на 1000м гору в самом конце Люсе-фьорда, оттуда народ любит прыгать с парашютами, не всегда удачно. Но туда далеко добираться, базироваться надо было не в Ставангере.

Florli - заброшенная гидроэлектростанция, питаемая водой из высокогорного озера. Можно подняться по ступенькам от моря до озера, около 300м вверх. Опять же, в расписание у нас не укладывалось.

 Спасибо за внимание!

Страницы: 123456

Оцените статью:

Перепост:

Статья понравилась: SNiЖ0k, asa, Вениамин, toporkov,

Статья не понравилась: Таких нет


Комментарии

Комментировать в форуме...

--dion--

GPS можно пользоваться в самолёте? ;)
Велы в самолёте безопасно провезли?

17.05.2011 00:02

--dion--

Фьорды - природная сказка! Было бы здорово облететь парочку на вертолете :)
Сколько вышла экскурсия на этом катере?
И... ещё.. Что там с водицей похожей на виски?;))

17.05.2011 00:07

--dion--

5-я страница.

Чеерт. Раздразнили этой скалой и походом в целом!!

17.05.2011 00:16

--dion--

6-я страница.

Вид с высоты потрясающий! Ууух! :)

17.05.2011 00:18

--dion--

7-я страница.

Жалко вилочку((
Когда планируете карапкаться на километровую гору ?:)

17.05.2011 00:23

SNiЖ0k

Про велы было немного на первой странице. Алюминиевый шоссер ХВЗ провезли в 4х самолетах без проблем, а спецзаказ потрепали, подробнее тут. Ясно, почему так - СШ был разобран полностью, а с крокодила я не снял ни багажник ни заднее колесо - пакет получился слишком длинный. Вообще, я видел как багаж загружают в самолет - чемоданы прям как арбузы на поле кидают. А велы шли отдельным пунктом, это "негабаритный багаж", их аккуратно передавали из рук в руки (там еще кто-то вез лыжи, около десятка детских колясок было). Так что лучше их регистрировать отдельно.
ЖПС в самолете - а почему нельзя? Стюардесса перед посадкой просит выключать все переносные электронные приборы, имеются ввиду ноуты. КПК с жпс работает только на прием, никак ничему не мешает в полете. Наоборот, удивило то, что этот недорогой чип запустился и нашел спутники, находясь в полете 750км/ч.
Вертолеты там тоже можно арендовать, цену не узнавал, думаю около 5 килоНОКов за пару десятков минут.
Катер по фьорду - 320 NOK, 3 часа. Вода - чистейшая минеральная вода, слегка горчит хвоей. Говорят, до войны там недалеко был цех самогонщиков, а когда их раскрыли, они виски вылили в высокогорное озеро, откуда водопад берет начало.
Дэн, приезжай, тебе будет интересно по-триалить на краю пропасти. Вместе сходим на Кьераг, там обрыв еще круче.

17.05.2011 00:41
Snake

Snake

Спасибо за отчет! Читал, пил зеленый чай, мечтал посетить. Норвегия как всегда самая красивая!

Вопрос по палате, сейчас выбираю себе легкую для велопоходов. На ваш Фритайм читал отрицательные отзывы из-за слишком короткого внешнего тента, и связанных с этим сквозняков в холодную пору. У вас проблем не было с этим? Как вообще палатка? Установка, вентиляция?

17.05.2011 03:17

SNiЖ0k

Да, тент палатки коротковат, 2-3см от земли, для штормовых условий не подходит. Но внутренняя палатка - не совсем сеточка, более плотная материя. Продувается только вершина купола, где именно сетка для вентиляции (это видно по движению пыли в лучах фонарика). Вход можно закрыть сеткой, а можно еще и плотной сеткой.
А в своих походах мы защищались от ветра ПЭ дождевиками или вот велочехлами, но мне кажется это была избыточная мера.
Устанавливается легко, как любая палатка такого класса.
Наш выбор был, в основном, из-за веса и правильных материалов (дно - не плетенка, алюм. дуги, рипстоп). В этой же ценовой категории мы могли взять Halti Spirit, но наша хоть и мельче, но удобнее.

17.05.2011 13:13

Steppenwolf

В Норвегии невероятно красиво. Советую посетить еще Lysebotn и Kjerag. Да и вообще, там от Осло можно ехать до Geiranger (через Stavanger и Bergen) и выше и все время будет красиво.

18.05.2011 13:23
NUKLEAR

NUKLEAR

классный отчет! молодцы,так держать!)

18.05.2011 22:40

--dion--

Спасибо за подробный превью о погрузке вела. Приложу максимум усилий, что бы обезопасить транспортировку!
Посмотрел фото Кьерага - триалить я там точно не стану :)Но побывать бы ооочень хотел!

19.05.2011 15:48
Петя

Петя

Сильно )))))))
крутой отчет))))))))))

21.05.2011 14:35