Топ статьи
- Загранпаспорт.Практическое оформление.(Московский район)...
- Бесплатный Зоопарк им. Фельдмана возле Пятихаток...
- Велосипеды ХВЗ. Каталог....
- Веселые, прикольные памятники Харькова, скрытые от глаз горожан...
- Сделай Сам - ВелоКрылья (10 минут, 10 грн. 10 грамм)...
- Дешёвые амо-вилки ...
- Скидки для ХТ сообщества....
Дешёвые амо-вилки
КАК ВЫБРАТЬ ВИЛКУ
Не обольщайтесь. Дешёвая вилка ходом до 100 мм будет «пробиваться» (сжиматься полностью) при больших нагрузках, характерных для экстремальных дисциплин. Можно, конечно, вкрутить предварительную загрузку (preload) по-максимуму и продолжать прыгать на «дубовой» вилке, приговаривая, мол, так и надо, но это чревато нехорошими последствиями. Во-первых, башинги быстро деформируются и дадут люфт, потому как их будет выламывать при каждом сильном ударе; во-вторых, после очередного героического прыжка может лопнуть слабое звено цепи штаны – ноги – корона – рулевая труба (подробнее о распространённых поломках см. стр. 4).
Идя покупать вилку, прихватите с собой ветошь, штангенциркуль, рулетку, заведомо ровное переднее колесо в сборе и кусочек фанеры 100 на 100 мм. Не рекомендую вилки с гальваническим покрытием ног (чёрные ноги). Практическая польза этого покрытия сомнительна с учётом невысокой общей стоимости конструкции, к тому же, рано или поздно, абразивы из внешней среды сотрут его в районе пыльников, метал начнёт ржаветь, будет выглядеть приблизительно так, как белые грипсы после пару месяцев катания.
На что следует обратить внимание. Из возможных вариантов выбирайте вилки с диаметром ног 30, 32, 36 или 40 мм. В продаже имеются нержавеющие трубы указанных диаметров (см. Раздел 7) и пыльники для более дорогих вилок, которые может да подойдут...
Подобрать вилку по Вашему весу, а так же проверить качество сальников Вам поможет следующая процедура:
1) по наличию регулятора (ов) предварительного сжатия (Рис.2, деталь №13), выкрутите его (их оба) против часовой стрелки до упора;
2) тщательно протрите ветошью обе ноги вилки;
3) возьмите вилку за места крепления оси передней втулки и уприте её рулевой трубой в пол, предварительно подложив под неё кусочек фанеры;
4) аккуратно попытайтесь сжать вилку своим весом (будьте осторожны на скользких бетонных поверхностях!)
Вилка должна срабатывать на 45 – 60 % хода в зависимости от его номинала. Если вилка прожимается Вами лишь на пару сантиметров – либо пружина (ы) в данной модели слишком жесткая (ие) для Вас, либо, что, скорее всего, вилка изготовлена некачественно (см. стр. 4). Оцените жёсткость пружин с учётом нюансов Вашего катания. Сразу после пробного прожатия осмотрите ноги. В идеале уплотнители (Рис.2, деталь №8) не должны пропускать смазку с башингов наружу. Допускается незначительные следы от заводской смазки на ногах вилки после её срабатывания в виде «колец». При этом не должно оставаться обильных мазков, если это происходит – уплотнители бракованные.
Вилка должна работать без щелчков и скрипа, не должно возникать ощущения шероховатости или избыточного трения. Если, как Вам кажется, всё в пределах нормы, внимательно осмотрите пыльники (Рис.2, деталь №8).
Хорошо, если пыльники имеют поджимающую пружину. Материал должен быть гладким и плотным, без «висящих лоскутов», складок и грубых швов. Не должно быть разрывов и трещин. Проведите пальцем по уплотнителям – материал не должен оставлять следов. Если пальцы красятся – резина испорчена.
Чёрные ноги и треснувший пыльник --- это не нам.
Более качественное изготовление, но покрытие на ногах слабенькое
Сальники не держат смазку. Металл ног хороший, но уплотнители не годятся
Неплохо. Пыльник с поджимающей пружиной. Покрытие ног равномерное, масло не выпрессовывается наружу.
Можете на всякий случай прихватить с собой конус от Вашей рулевой колонки и примерить его на новую вилку. К примеру, рулевая труба RST Omega T9 не подошла к моей новой рулевой на промах, хотя к старой стандартной подходила. Вы так же можете измерить диаметр ног вилки, путём замеров сравнить величину её заявленного хода с реальным.
Напоследок, вставьте Ваше заведомо правильно собранное колесо в вилку и убедитесь, что оно располагается ровно. Если продавец возражает против (типа поцарапаете) – сделайте это сразу после покупки вилки, как говориться, не отходя от кассы. Если вилка кривая – делайте возврат. Выбирая вилку, я сначала остановился на RST Gilla T9, но, установив в неё колесо, увидел, что крепления под ви-бряки смещены относительно обода влево. После этого пришлось брать Омегу… Что ещё свидетельствует в пользу того или иного образца? Качественная покраска, ровно приклеенные наклейки. Если же Вы отыщите на изделии серийный номер, причём не написанный маркером и не приклеенный, а гравированный на металле – с большой вероятностью, Вы держите в руках оригинальный продукт.
Пыльник без поджимной пружины, но отлит без заметных швов и лоскутов. Имеет место защитная гофра.
Гофра не просто упирается в пыльник, а надёжно фиксируется, что на порядок снижает вероятность попадения внутрь грязи и воды.
Покраска эмалью. Старая-добрая прозрачная наклейка.
Гравированый СЕРИЙНЫЙ НОМЕР (а, на Вашей вилке он есть?)
Видеоролик проверки чувствительности вилки в магазине
(гофра на левой ноге преднамеренно отсоединена от пыльника)
Перепост:
Статья понравилась: ProninS, GeSer, deathDEN, IOleg, hippel, seraphim, ZorG, Schreder, Parovozov, Leopold, Санек Дв., xtourist, jask_9mm, Vadim78, Vital13, Muravej, Brix, Константин Зоркий, Disova, Fat-Man, Alonso Forgotten, 4ubakabra, Евгения Сергиенко, FMagnum, LEGICK, Dual SIS,
Статья не понравилась: konstruktor,
Комментарии
Космонавт
Решил написать всё что знаю о дешёвых амортизационных вилках.
20.01.2011 17:29Буду рад, если информация кому-нибудь пригодится.
На странице 7 адрес конторы, торгующей качественными трубами из нержавеющей стали, пригодными для изготовления ног вилок и рулевых труб.
BigBrother
Кстати по поводу силиконовой смазки - использую жидкую смазку купленную на радиорынке. При регулярном смазывании анодированные черные ноги на сантуре уже 1000 км радуют отсутствием потертостей и царапин. Всем рекомендую
21.01.2011 11:02piranha
Скажит, у меня в эластомерке Gila закончилась смазка в резиновой камере. Заравил туда чтото типа солидола. Вроде работатет. Вопрос в том можно ли туда солидол или лучше др смазку?
24.01.2011 19:42Космонавт
piranha, если изначально там была густая смазка -- можно солидол, можно ШРУС-4. Последняя работает чуть лучше при отрицательных температурах.
25.01.2011 09:55Teya
Космонавт! - Большое спасибо! Собирался разбирать свою старую Зум Ультима - там именно контрукция, которую ты привел в первом варианте!
02.02.2011 20:51Туко
главное в дешевых вилках - это исключить попадание грязи-пыли на сальники, они там очень хорошо ее пропускают. разобрал вилку, почистил до блеска внутренности, намазюкал густой мази (жидкая будет вытекать со всех дыр, ну такие они, даже рокшоксы некоторые текут) и натянуть погерметичнее чтото типа гофроф на ноги. и все! в бой! будет служить долго и нудно:)
13.03.2011 23:40STASык
Спасибо автору за статью,очень помогла в оживлении САНТУР ХСЯ.Правда за пол сезона безТОшной эксплуатации на ногах под сальником появились раковины.Люфт при помощи скотча убрал,клинить на отскоке перестала.Вылил около0,5литра воды.Думаю, что если бы я разбирал ее каждый месяц,то вообще проблем не было.Тем более,что заняло это около часа времени.
11.04.2011 10:51SHIN__
хочу поменять вилку , как узнать какая у меня - 1 1.8 или 1 дюйм, где мерять?
27.05.2011 15:34nordway trail 2008
Космонавт
SHIN__ -- ответил в ЛС.
01.06.2011 09:54-LynX-
Спасибо! Прочитал, вдохновился... и собственноручно, а что самое главное, успешно перебрал свою вилку.
25.08.2011 20:56ZorG
Возьмусь и я на неделе перебирать. А то что то тупит и проваливается. zoom 550.
25.08.2011 23:40Спасибо!
hippel
Это просто мега статеище! Представляю, сколько было потрачено труда и времени!
26.08.2011 00:18Автору огромный сенкс и респект!
Disova
Отличная статья!
14.01.2013 12:24Tritiy28
Спасибо! Хорошая информация...
23.03.2013 00:51Космонавт
Спасибо.
25.03.2013 10:42Рад, что информация была полезна.
По возможности добавлю что-нибудь по модернизации на конкретном примере.
Leopold
Мне вообще бальзам на душу, с великом б.у. досталась вилка RST. Нигде не нашёл по ней информации, а тут как раз моё и со всеми признаками фирменности. Хоть и дешёвая, функционально меня устраивает да ещё и родословная подтвердилась.Пока всё работает, а в следующее межсезонье может переберу.Большое спасибо за полезную,доступную статью.Ждёмс следующих.
16.04.2013 00:35Leopold
02.01.2014 18:25Vova Vishnyakov
Подскажите продаются ли сейчас башенги для вилок старого образца? Полностью пластиковые вверху понаруже конусной формы.
03.03.2014 00:31Космонавт
В харьковской веломании были башенги для сантуров.
03.03.2014 10:37Но лучше позвонить и спросить - у них на сайте полно того, чего нет в наличии.
А так может и подойдут.
1eonid
Хорошая статья! Но есть одно замечание - в штаны таки можно и моторку, желательно минералку с минимумом присадок.
13.08.2015 12:16Андрей Созыкин
Очень полезно. Прочитал, понял конструкцию, смазал - ДОВОЛЕН И благодаря советам чуть модернизировал) Спасибо большое
08.05.2016 15:04Космонавт
Когда у людей есть желание разбираться и делать что-то самому - это лучшее, что можно принять в качестве благодарности, как по мне.
08.05.2016 18:30MagicShrimp
Доброго времени суток.
18.06.2020 23:04Если лить моторное масло нельзя, что скажете по поводу Dexron, трансмиссионки? Слышал что с резинками и пластиком дружит, но все равно как-то стремно.
Еще интересно, как относитесь к вазелину и жидкой силиконки? Так как литиевые не вариант, они плохо влияют на дешевую резину, а из кальциевых разве что печально известный солидол.
До фирменных смазок типа Stendec я еще не дорос. Да и дорого для меня.
Космонавт
Трансмиссионное масло, если не ошибаюсь, во многом напоминает индустриальное масло для шестерёнчатых приводов станков и швейных машин ("веретёнку").
20.06.2020 10:10По идее, оно наименее агрессивное.
Честно говоря, с вилками ситуация такая же как и с подбором смазки для цепи: если материал самой цепи говно, её ресурс не продлит никакая супер-смазка.
Некоторые образцы дешёвых вилок работали хорошо из-за удачно попавшегося качества направляющих и уплотнителей долгое время. Другие удавалось улучшить применением защитных гофр.
Но самый большой недостаток пружинно-эластомерных вилок -- отсутствие замедления отскока демпфером.
Без демпфера половина пользы пружины пропадает, потому что задача подвески -- помогать удерживать контакт с поверхностью передвижения при достаточно сильных неровностях.
В остальном должны амортизировать сами покрышки.
Всю мелочь поглощает резина. Поэтому в плане мягкости и наката так хороши тонкостенные лёгкие покрышки и тубелис (бескамерные).
Даже при использовании качественных амортизаторов, не имеющих проблем с чувствительностью и регулировками, подбор оптимального давления в шинах будет оставаться важным.
Поэтому, чем шире покрышка (и больше диаметр колеса), тем ниже оптимальное эксплуатационное давление (при прочих равных).
И наоборот: для условий, где нужна проходимость или надёжность удержания, используют широкие покрышки (и, что первочерёдно важно, широкие обода), позволяющие установить достаточное низкое давление без риска пробоя колеса до обода или соскальзывание покрышки.
На данный момент я использую жёсткую вилку, езжу как мешок и мне вполне хватает амортизации покрышек 622х56.
Единственное, когда хочется подвески -- если катить больше 35км/ч по грунтам или битому асфальту.
Но для меня это в основном нечастые спуски, поэтому могу пока обойтись.
Честно говоря, хотел бы собрать себе рычажную амо-вилку. Как простую в обслуживании и достаточно надёжную. Получиться затея или нет -- не знаю ...