menu

Неожиданное лето в весенних Карпатах (Первомай 2012)

 Уже в самом походе на майских праздниках было желание написать отчет – очень красивые и интересные посетили места, да еще и погода была совершенно необычная как для Карпат в этот период. Поход оказался опять поучительным в плане организационных моментов, и очень насыщен эмоционально, главное больше позитивными событиями, хотя не обошлось и без «ложки дегтя». Так как постепенно приятные подробности похода начинают забываться, сливаясь в одно... щемяще-радостное ощущение приятного события, с привкусом грусти, так как его уже не вернуть... Вот и постараюсь запечатлить эту замечательную поездку и поделиться своими воспоминаниями с остальными.

 Последние несколько лет стабильно на майские праздники выбираемся в Карпаты. В это время в том же Крыму уже поздняя весна, а в Карпатах за счет большего перепада высот как раз можно увидеть весну, начиная от самого раннего периода на хребтах, так и ее финальную стадию в предгорьях и долинах. Как на выбор района поездки да и потом в походе (потому про это и решил упомянуть) сильно сказалась травма в конце лета 2011 – крайне неудачно потянул связки колена в байдарочном походе. При этом тогда с маршрута не сошел (считая, что нагрузка в основном на руки), чем усугубил травму. Ноги и так мое больное место, растяжение было уже не первой травмой для левого колена , так что восстановление затянулось,  только в феврале 12-го года стало получатся спускаться по лестнице без опоры на перила. Понятно было, что три месяца уйдут на разработку ноги, но уже тогда стал подбирать не сильно сложный маршрут, чтобы колено выдержало, но и интересный, и такой, где еще не бывали. Давно мечтали пройтись по Мармаросам (как раз были планы на октябрь 11-го, но травма все перечеркнула), но темпы восстановления и то, что в мае там простых маршрутов нет… не давали шансов на их посещение. А вот хребет Пнивье отвечал практически по всем нормативам, и давал возможность глянуть на Мармаросы хоть со стороны. Маршрут практически срисовал с отчетов:
- От Galya - Зимний октябрь в Буковинских Карпатах . (как бы в противовес нашему "летнему маю" ;) )
- уже в процессе подготовки отчета нашел интересное описание поездки по тем же местам на внедорожниках - Карпаты май 2011. Трохи москалі, але з кращих...  . Для них май 2011 оказался далеко не простым испытанием. Это обсуждение будет как раз в тему, и дополнит два отчета про пеший и вело походы рассказом про моторизированную экспедицию.
Огромное спасибо Galya, так как ее подробный отчет про пятидневный поход отлично подходил на роль основы, при этом более длинный световой день в мае гарантировал, что нам можно будет идти не торопясь. Уже первые обсуждения предстоящей поездки показали, что наши девчата особо напрягаться не собираются, желая отдохнуть и посмотреть на весенние Карпаты, а не пробежать побольше. Значит резерв времени на переходах был буквально необходим. Ну, так и мое колено не давало возможности "лосить", так что и сам собирался идти расслабленно. Хотя потом оказалось, что их понятие "расслаблено", заметно отличалось от того, как представлял это я.
Подготовительный этап. Вдруг кому пригодиться.
 Настоящая подготовка к поездке началась уже в начале апреля. Маршрут расписал на 7 дней плюс еще день, оставленный на переезды к точке отъезда – Львов, от куда быстрее/легче/удобнее всего выбираться в Харьков, и есть чем убить время перед отправлением. Прорабатывая транспортные связки остановился на старте от с.Шепит Черновецкого района, как минимум отъезд оттуда был крайне не удобен, так как попадали бы тогда в Черновцы глубокой ночью. Тем более движение с востока на запад давало возможность, если нормально топать, попасть в Шибене на 5-6-ой день, и тогда особо желающие успевали еще сбегать на Пип-Иван (Серега очень жаждал полазить в снежниках). Помня, как нас засыпало снегом в мае 11-го, в виде «пессимистичного варианта» оставлял вариант ближайшей точки финиша в с.Пробійнівке (как в отчете Galya). Так же, проработал использование «дня и ночи резерва», для переезда на Буковинские водопады у г.Вижница. Хоть в плане переездов и связок между автобусами. 
 Первая транспортная связка быстрее и удобнее всего получалась поездом Харьков-Стрий (весной 2012 еще был такой) с прибытием во Львов после 3 ночи, через полтора часа - посадка в странный поезд Одесса-Черновцы. Странный, так как закладывает огромную петлю через Львов, значительно удлиняя себе путь, но зато он очень удобно прибывает в конечную точку к 10 утра. Единственный автобус на Шепит отправлялся аж после обеда, так что было почти полдня на экскурсию по Черновцам. Заложив резерв почти в пару дней, обратно покупали билеты из Львова, так как это был тот город, в который всегда можно добраться и где можно легко потратить оставшееся время перед отъездом.
 Так как закладывал «плавающую точку финиша» то автономка рассчитывалась на 6 дней (+ НЗ). Дав ЦУ участникам иметь 4-5 завтраков быстрого приготовления, получалось 7 готовок и 6 перекусов (с вычетом завтрака первого дня в Черновцах) что без учета всяких орешков/сухофруктов/вкусняшек (неучтенные ~1кг) превращалось в ~4,5 кг стартового веса продуктов на каждого. По факту, можно было одну-две готовки и исключить, хотя бы первый день переездов в/от Черновцов, сэкономив немного веса. Общественную снарягу на девчат не грузили, так что парни получали сверх продуктов еще 4-5кг «добавки». Группа состояла из 4-х девчат и 3-х парней, как раз распределились по трем палаткам (которые и осели у каждого из ребят): в одной трешке - парни, а девчата - в паре двушек. Из 6-и ночевок только три требовали установки палаток на всех, в остальных случаях была крыша и так.
   
Пройденный маршрут с ночевками ("расслабленный вариант",
при желании можно пробежать и быстрее... если сильно надо ;)))  ).
 
    По картам, в основном для пешей части полагался на 750метровку из серии "Карпаты" от Киевской Картографии. Как раз Верховинский район практически полностью охватывал район похода. разве не было отрезка около Шепота. Но для переездов еще брал 2хкилометровки Черновецкой и Ивано-Франковской областей, они вроде как раз недостающий отрезок покрывали. По факту, как раз по 2хкилометровке была попытка "рвануть за бугор" ;) , но об этом ниже. 
 Часть пути проходила по приграничной полосе, для нахождения в которой нужно подготовить и отправить заявку. Подробности ее оформления есть на сайте турклуба КПУ - http://www.tkg.org.ua/node/3725 , а также новая информация появляется в теме Отримання дозволу на перебування в прикордонній зоні. На деле действительно не так сложно, главное собрать с участников их паспортные данные, отослать, подождать 7-10 дней. Когда звонил уточнить готов ли пропуск, девушка оператор, заметив , что мне проще общаться на русском (сам вроде то "розмовляю", но иногда русизмы проскакивают), перешла на него со своего украинского. Пообещала все выяснить... и буквально через пару десятков минут мне уже перезвонил дежурный погран.заставы сообщивший, что разрешение готово. Такое радушие было даже в чем-то неожидано от работников гос.службы. И в очередной раз опровергало стандартное мнение про "западников", которым нет большей радости, как "мосткалю" жизнь испортить. Сколько бывал на западной Украине, всегда общение с местными добавляет в копилку приятных воспоминаний еще одну "монетку".
 Вот еще на что очень хочу обратить внимание, в последний день похода посетили концерт Джон Доуна - композитора и исполнителя на гитаре-арфе. Одно из его произведений стало неким лейтмотивом, как раз передающим то неоднозначное и звенящее, но такое приятное впечатление, оставшееся у меня от поездки. Надеюсь, прослушивание данной мелодии во время чтения отчета поможет получить больше удовольствия, и понять те чувства, которые остались от похода:
 John Doan - Сarol of the bells  (надеюсь такой фон вам не помешает ;) )
 
 
Воскр. День1. 29.04.2012. Черновцы и выход на старт.
 Если уж быть точным, то первым днем поездки должна была быть суббота 28-е, когда тряслись от Харькова до Львова. Но в вагоне ничего приметного не происходило, так что отчет начну уже с дня, когда началось накопление впечатлений. Сперва нас принял ночной Львов, пусть и только его привокзальная площадь, так как в зале ожидания мест не было, да и на свежем воздухе было намного приятнее, чем в накуренном зале. Да и ждать пришлось всего около часа. В поезде на Черновцы попытались наверстать недосып, хотя плохо получалось.  Почему-то запомнилась большая компания водников с каркасами и баллонами катамаранов, вошедшая в Ивано-Франковске – явно шли кататься на Черемоше. Возможно через неделю мы их еще и застали за этим занятием, проезжая мимо на автобусе.
 Перед 10-ю часами высадились на ж/д станции Черновцов, от которой добрались общественным транспортом (номер понятно забылся) на автостанцию, расположенную фактически на другой стороне города. Уже на этом участке поразило большое количество нарядно одетых людей, часто в вышиванках. На автовокзале убедился, что автобус до Шепота один. Вообще-то большинство нашей компании рвалось побыстрее добраться до старта маршрута не тратя время на экскурсию по Черновцам. Но частники, слыша, куда надо ехать, сразу теряли к нам интерес. Потом уже мы поняли почему. В общем, только после 11 часов, купив билеты на автобус и оставив вещи в камере хранения, отправились на прогулку по городу. На троллейбусе добрались почти в центр города к кафедральному собору Святого Духа, но в него не пошли – как раз много верующих собирался на службу. Заглянув на соборную площадь, спустились ниже на центральную площадь с клумбами тюльпанов, тут же посмотрели красивые здания ратуши и музея. Воскресенье, отличная погода, вокруг много гуляющих жителей и опять же многие в одежде с национальными мотивами, что даже очень красиво. Прогулка уже стала доставлять удовольствие.
 
 
 
(фото от Сергея)
(фото от Сергея)
Всякий разный университет Черновцов, он же бывшая резиденция митрополитов
 
 Но времени не так и много двигаемся дальше в сторону многократно упоминаемого национального университета, который раньше был резиденцией митрополитов. Вход на ее территорию платный, но цена не большая и это того стоит. Действительно необычайно красиво, как элементы декора, цветная черепица, а так же парк за главным корпусом весь в цветах.. это было что-то. Середина дня, сюда потянулись один за другим свадебные кортежи (венчатся в церкви Трех Святителей), среди гостей опять же много в вишиванках. Как-то обратил внимание, что девушкам они очень даже идут, сразу радуют глаз на фоне однотонных блузок от «трудолюбивых китайцев».
 
Такой вот свадебный лимузин в национальных цветах. Они все-таки гордятся, что являются украинцами
(фото от Сергея)
 
 Получив массу удовольствия, поскакали обратно. Чуть подъехали троллейбусом, хотя он, не доезжая до центральной площади, поломался, зато сэкономили на проезде. Дальше поднялись по пешеходной улице Ольги Кобылянской. По пути встретили несколько удобных велопарковок укомплектованных картой города с указанием месторасположения. Вокруг чистота, уют, радостные лица… Как-то стыдно даже стало, что на восточной Украине про западников ходят байки про необразованных «западенцев». Уж вокруг себя бы посмотрели, правда, Харьков встречающий Евро-2012, смотрелся более блекло, чем Черновцы на майских.  В принципе, можете заглянуть на Яндекс-карты, там уже наснимали панормы улиц Черновцов, сможете устроить виртульную прогулку, хотя вживую это будет намного интереснее.
 Ну, а мы прогуливаясь по улочкам города, добрались до центрального Парка им.Шевченка. Очень уютный, тенистый, почти обычный лес, с скачущими по веткам белкам. Уже за парком запрыгнули в маршрутку, чтобы не опоздать на автобус.

В парке Университета

(фото от Сергея)

(фото от Сергея)

Магнолия

 В общем, экскурсия по Черновцам очень понравилась, а вот последующая поездка до Шепота… подпортила впечатления от первого дня. Во-первых, автобус отправился позже графика (в начале 4-го часа), а он и так по расписанию прибывал за час до заката. Значит у нас оставалось еще меньше времени на поиски места ночевки. По мере движения народ в него набивался все больше и больше, дорога ж все больше портилась. За Выжницей в основном пошел пыльный гравий, лишь местами попадались отрезки с асфальтом. Тут дорогу регулярно «река забирает». За Путилой вообще началась чуть ли не горная грунтовка. Теперь хоть стало ясно, почему нас не хотели вести частники. Забавно, что рейсовый автобус тут выполняет функции почты, постоянно через шофера передавали «посылки», которые забирали дальше по маршруту. Присыпанные пылью участники маршрута начали роптать выбором способа доставки, а тут в районе Селятина еще и колесо спустило. Стало окончательно ясно, что место для ночевки надо будет выбирать в темноте. Уже в сумерках выгрузились в Шепоте, отряхнулись, выбили пыль из рюкзаков, хорошо хоть они у нас в накидках были. Кстати, до границы рукой подать, а пограничник тормознувший автобус перед селом, даже не стал проверять паспорта у пассажиров. А я то ожидал чуть ли не личного досмотра.

 Ладно, с опускающейся ночью потопали на юго-запад выбираться из села. Помня по отчетам, что надо выйти на дорогу, идущую вдоль изгороди отделяющую  контрольно-следовую полосу, которая будет с левой стороны, чуть не повел группу в Румынию. Уже в темноте, топая мимо домов дошли до шлагбаума, за которым виднелись ворота и колючая проволока. Дороги вдоль изгороди не было видно, и я уже двинулся в обход шлагбаума, ее высматривать Но тут прибежали местные ребятишки, живо интересующиеся, куда это собрались «нелегалы». Услышав про базу Памир, сказали, что мы свернули не туда, тут как раз локальный выступ границы в который мы и уткнулись. Ладно, хорошо, что они нас вовремя тормознули, а то вдруг мы в темноте еще к румынам утопали. Вернулись немного назад ("блуканули" то метров на 300-400) и дальше двинулись придерживаясь речушки. Где то через 2-3 км пути вроде за спиной оставили последние дома села. С одной стороны дороги сразу идет ограда из колючей проволоки, справа же вскоре показалась поляна на изгибе реки. До ближайших домов пару сотен метров, но нас тут уже скрывают деревья, время позднее, что дальше не ясно – ночуем тут. Хотя уже на этот вечер планировалась готовка, но утомительный путь в автобусе призывал побыстрее завалиться спать, так что ограничились чаепитием, кто дождался, и расползлись по палаткам.

Пон. День 2. 30.04.2012. Вдоль границы на "Памир". ;).

Ночь прошла спокойно. Утром уже в привычном понимании, что чем раньше будет утренний кофе, тем раньше выйдем, подорвался, а потом и вытащил ребят. Дальше привычные лагерные заботы, завтрак. Только вот после вчерашней пыльного переезда от Черновцов девушки требуют пусть и не баню, но хоть волосы помыть. Ладно, дрова не проблема, так как мы встали как раз на поляне, где местные гуцулы пилили смереки, речка в двух шагах, а вот со временем… попросил их не затягивать.

Только около полдня выдвинулись от места ночевки. Солнце, теплынь, идем в самом легком прикиде, который только имеется. В предыдущих майских выездах нас так тепло Карпаты не встречали вроде. Насущной проблемой становиться кожа, не готовая к такому длительному пребыванию на солнце, что-то а вот солнцезащитный крем не взяли – в предыдущих поездках в нем надобность не возникала (фото-пример одной из стоянок - ТЫЦ - ;) ).

Завтрак как для тела так и для души (фото от Сергея)

Серега всем видом показывает: "Ну... и когда же вы наконец соберетесь?!".

Картина повторяющаяся чуть ли не каждое утро. ;) (фото от Оксаны)

 Накатанная дорога ведет нас вдоль ограды из колючей проволоки, за ней контрольно-следовая полоса, а там наш и румынский столбики и все, привет Румыния. Мда, а я так переживал, что надо будет через каждый шаг паспорта показывать. Топать с стартовым весом рюкзака откровенно жарко, после первой же переправы Серега вообще цепляет ботинки на рюкзак и топает дальше в шлепках… Так он практически весь поход и проходил с ботинками и резервными кроссовками в рюкзаке, одевал горную обувь буквально пару раз. Такой вот май нам выпал.

Противоположный склон - уже Румыния (фото от Оксаны)

" А не рвануть ли нам красивым в гости к румынам?" ;)

 Ну а так, основную часть сегодняшнего пути составлял нудный подъем на перевал Семенчук, потеряться было сложно – сперва по левую руку идет колючка, потом особо и сворачивать было некуда. Хотя вроде пару развилок, где возникали некоторые сомнения, и доставал карту (2хкилометровку, где все не так уж и наглядно), но все быстро разрешалось. Разве что еще, чем выше поднимались, тем более грязной и разбитой становилась дорога. А, и на середине подъема нас обогнал одинокий пограничник на мотоцикле. При этом тормознул он только у вырвавшихся вперед Ленок (часть народа задержалась принять «снеговые ванны»). От них он узнал, что группа пропуск оформляла, дальше уходим на Пневье.. в общем, возле меня он, спускаясь обратно вниз, даже не притормозил. Лишь махнул нам рукой. Так что не так страшно движение по приграничной полосе, хотя пропуск стоит оформлять и паспорта держать под рукой. Так как может он просто знал, что должен нас встретить на маршруте, и не заморачивался с подробной проверкой.

Эх жарко.. что бы еще снять с себя (фото от Оксаны)

 Как бы там ни было, ближе к трем часам мы вышли на перевал Семенчук. Здесь устроили полноценный привал и пообедали. Видимость отличная, в траве цветут крокусы, теплынь, даже успели позагорать чуток. Отлично то как! Отдохнув и вдоволь навалявшись,, потопали дальше по хребту Томнатыкул, там впереди нас ждут шары станции «Памир». Вдоль дороги все чаще попадаются большие лужи, в некоторых во всю предаются групповой любви едва проснувшиеся жабы, а в некоторых лужах пузыряться уже и плоды этой самой любви.

Крокусы на полонине (фото от Оксаны)

Такая вот любофф (фото от Оксаны)

 Где-то в половину шестого впереди на возвышенности увидели купола, действительно в чем то напоминающие кладку неведомых чудовищ. Через полчаса, мы были уже возле них. Ах, какие все-таки виды тут открываются. Взгляд все время цепляется за острые вершины на румынской стороне все еще покрытые снегом. Мда, у нас действительно горы более низкие и пологие.

Вот и купола "Памира" (фото от Сергея)

А там Румыния, там Карпаты уже другие.

 Почти час лазили по куполам, экспериментировали с звуковыми эффектами… жаль, что в группе не было умеющих петь, акустика внутри шаров потрясающая. Значительно усиливалось даже простое шебуршение ткани штанов (в одном из низких куполов). Там можно зависнуть надолго, только вот действительно внутри куполов заночевать не получиться, все истоптано и унавожено овцами. Пришлось даже подгонять группу, так как солнце уже клонилось на закат, а мы еще не добрались до места ночевки и не нашли источник воды.

Входим на территорию базы "Памир"

Купола "Памира"

А какая там аккустика... ;)

 Быстро пробежали  мимо остатков казарм и жилого дома, где, как понимаю, живут сторожа бывшей военной базы. Дальше был даже достаточно крутой участок спуска с еще нерастаявшим снегом – склон то северный. А там добежали и до полонины с остатками двухэтажного офицерского общежития. Через дорогу от него нашелся колодец, внутри вполне комфортная комната, где за полгода до нас ночевала Галя с компанией. Печка вроде готова к работе - живем здесь. Хотя Серега все равно хочет спать на свежем воздухе, так что разбивает у дома палатку, его даже поддержала Оля, ну а остальные вполне помещаются на просторном топчане. Пока еще есть солнце, сбегал в поисках дров чуть выше по склону, особо не разгуляешься, но несколько сухих елок нашел. Вернувшись, успел еще насладиться закатом. Не стал его фотографировать, понадеявшись на девчат фотографов с хорошей оптикой… жаль, пока так не дождался от них обработанных фото.

Стандартный вид украинских Карпат

Наслаждаясь закатом (фото от Оксаны)

 С заходом солнца температура резко упала, поднялся ветер, но в комнатке с печкой было совсем не холодно и вечер прошел в тепле и уюте.

Next.

Страницы: 12345

Оцените статью:

Перепост:

Статья понравилась: Миша, VikaS,

Статья не понравилась: Таких нет


Комментарии

Комментировать в форуме...

Haron

Haron

Это самый красочный и яркий отчет за последнее время из выложенных здесь. И фотографии, и сам текст!!! Подробно и понятно! Живо себе всё представляешь. Спасибо. Всё очень-очень)))

05.04.2013 10:55

VikaS

Замечательный отчёт ! Благодаря Вашему подробному, точному описанию мы успешно прошли по этому маршруту в мае 2015 года ))) Спасибо ! А горы прекрасны :smile:

19.03.2016 15:24