Топ статьи
- Бесплатный Зоопарк им. Фельдмана возле Пятихаток...
- Велосипеды ХВЗ. Каталог....
- Сделай Сам - ВелоКрылья (10 минут, 10 грн. 10 грамм)...
- Дешёвые амо-вилки ...
- Размышление о зимнем катании, выборе резины для этого и ошиповке в домашних условиях....
- Старинные карты харьковских окрестностей...
- Как купить на Dealextreme, Kaidomain, Chainreactioncycles и т.д.? Регистрация на PayPal....
Выбор велосипеда для чайника
Постараюсь в данном талмуде объять такую необъятную тему, как выбор велосипеда чайником. Естественно, глядя со своей колокольни - на истину в последней инстанции вовсе не претендую.
Начну с такого наболевшего вопроса, как "что купить за хххх гривен?" Вопрос этот в корне неверен, потому что остальным людям конечно же совершенно нефиг делать, кроме как анализировать доступные варианты на рынке и подбирать вам велосипед. Алгоритм действий здесь должен быть примерно такой. Сперва вы определяетесь, где готовы купить велосипед. В своем городе, в другом каком-нибудь, в интернете. Далее вы составляете список магазинов, в которые готовы принести денег, и вот тут уместен первый правильный вопрос на форуме: "Где продаются велосипеды в городе N?" Далее, когда список магазинов уже на руках, вы обзваниваете их и составляете список доступных вам велосипедов - доступных как по цене, так и по реальному наличию вашей ростовки. С этим списком вы можете идти на форум, но лучше все-таки читать статью дальше.
Фундаментальный критерий выбора велосипеда - это определение вашей ростовки
Если забить на этот этап, все остальное просто не имеет смысла. Даже самый дорогой и крутой велосипед не по росту это фуфло - поверьте мне, как человеку, который на эти грабли уже наступал. Для начала вам стоит посмотреть вот эту табличку:
Для общего понимания так сказать. Но только на рост ориентироваться нельзя, потому что телосложение очень индивидуальная вещь, двое людей с одинаковым ростом могут иметь разное соотношение длины ног, рук и туловища, а это все тоже очень важно. Поэтому смотрим дальше другую картинку и измеряем длину ног:
Первая строчка - ваш рост, вторая - длина ног, третья и четвертая - размер рамы в дюймах и сантиметрах соответственно. Напомню, что дюйм равен 2.54 см. Этот метод позволит определить ростовку гораздо точнее. Если у вас получается пограничная ростовка, например между 17 и 18, предпочтение лучше отдать 17, если только вы не планируете ездить исключительно по асфальту (для кроссовых этот нюанс не столь важен).
Второй нюанс, на который обычно все уже забивают, это длина рамы (ЕТТ, эффективная длина верхней трубы). Меряется она вот так:
Слишком короткая рама дает вертикальную табуреточную посадку, которая непригодна для более-менее быстрой езды и от которой быстро устает зад, а слишком длинная - спортивную растянутую, в которой неудобно ездить расслабленно и которая сильно нагружает руки и плечи. Эта тема на самом деле очень обширна и ее сложность умножается тем, что у каждого есть личные предпочтения и свой стиль езды, поэтому однозначного ответа тут не ждите - его поиски целиком на вашей совести. Ваша задача на данном этапе заключается в избежании крайностей. Не следует для первого вела выбирать очень длинные или очень короткие рамы (это не означает что они плохие, просто их нужно покупать осознанно, с конкретной целью). Если вы планируете просто кататься или не знаете, что вас привлекает больше - берите что-то среднее по длине, не ошибетесь. Исключительно для небольших поездок по городу и на работу лучше будет что-то покороче, ну а подлиннее оставим для динамичной езды по пересеченке и гонок.
Вот ориентировочно примеры короткой, обычной и длинной рам. Первая цифра - ростовка в дюймах, вторая - длина верхней трубы в миллиметрах.
13" - 525, 16" - 550, 18" - 565, 19.5 - 580, 21" - 590
13" - 535, 16" - 560, 18" - 595, 19.5 - 610, 21" - 620
13" - 540, 16" - 570, 18" - 605, 19.5 - 620, 21" - 640
Все это составляет теоретическую часть, которой не стоит пренебрегать, однако самой важной остается часть практическая. Вам должно быть удобно. Идите и сидите, а лучше катайтесь на понравившихся велосипедах! Дьявол прячется в деталях, поэтому долбите продавцов, знакомых, кого хотите - и помните, что чем добросовестнее вы к этому отнесетесь, тем удобней и приятней для вас будет катание на вашем велике.
В заключение хочу сказать следующее. Девушкам лучше выбирать велики со специальной женской геометрией, такие серии есть у многих производителей. Если нет такой возможности - берите обычный чуть покороче. А всем, чей рост выше среднего, стоит обратить пристальное внимание на велосипеды с размерами колес 27.5" и 29". Если ваша ростовка 21 и выше - 29" однозначно ваш вариант.
А теперь, когда вы определились с ростовкой и наличием конкретных велосипедов, пришла пора задаться вечным вопросом:
Чем же велосипед А лучше велосипеда Б?
Для начала усвойте одно. Каждый производитель сам делает только раму, так что говорить "на великах таких-то плохие передние переключатели" означает пороть чушь. Поэтому сравнение велосипедов можно разделить на сравнение отдельно рамы и навески.
Теперь другое. ВСЕ велосипеды, которые вы можете купить в магазинах нашей страны, сделаны в Китае или на Тайване (какая бы попоболь не возникала у их продавцов). Имеет значение лишь качество сборки, которое из коробки плавает достаточно сильно и зачастую не в пользу крутых распиаренных брендов. Поэтому вместо бессмысленного вопроса "А чей он?" лучше поинтересоваться, насколько тщательно сотрудники магазина относятся к предпродажной подготовке велосипеда.
Не побоюсь заявить, что рамы в бюджетном сегменте с точки зрения новичка практически одинаковы по своим характеристикам (жесткости перьев и кареточного узла). Почему так - потому что в рамах розничной стоимостью 100-200 долларов экономически невыгодно применять навороченные технологии, которые к тому же новичок со слабой физподготовкой и такими же навыками езды просто не в состоянии оценить. А ходовые технологии вроде гидроформинга, баттинга и т.д. отработаны настолько, что их не использует только ленивый. Более того, часто эти самые мегакрутые технологии, воплощенные именно в алюминии, дают настолько небольшую разницу, что ее может ощущить лишь более-менее опытный человек. Например, каннондейловские виброгасящие перья S.A.V.E. изначально разработаны для карбоновых рам и успешно на них работают, но их эффективность на алю рамах значительно ниже в силу особенностей материала. Поэтому выбор рамы на бюджетном веле (естественно уже нужного роста и подходящей геометрии) сводится к выбору по цвету и форме труб по большому счету, единственный технический нюанс - она обязана иметь безрезьбовую ahead рулевую, в идеале конусную. Велосипед должен нравится внешне - это тоже важно, ведь мы чаще всего покупаем его для получения удовольствия. А по поводу прочности можно не заморачиваться - подавляющее большинство рам спроектированы так, чтобы выдерживать вес ездуна до 130 кг. Лучше обратить внимание на наличие креплений под крылья и багажник, особенно если планируется туристическое применение.
А вот с навеской все гораздо сложнее. Я буду рассматривать навеску МТБ как самого популярного вида великов. Самыми важными узлами здесь являются вилка, тормоза, колеса и трансмиссия (для новичка именно в такой последовательности).
Вилки с ходом менее 80 мм (типа Suntour M2025 и какие-то там номерные RST) - фуфло полное. Про всякие Top Gun'ы, Mozo и т.д. совсем молчу. Более-менее приличные варианты начинаются с моделей Suntour XCT и RST Capa. Это вилки самого низкого уровня, в них полностью отсутствует демпфер и они непомерно тяжелы, однако они хотя бы делают вид что работают и их можно нормально перебрать. Дальше идут Suntour XCM и RST Gila, вилки примерно одного уровня. Обе они имеют кучу модификаций с различными видами демфпера и локаута. Gila T это та же Capa, только с более толстыми ногами. Механический локаут (MLO) на обеих вилках вещь бессмысленная, так как демпфера все равно нет и обе вилки достаточно жесткие, чтобы раскачиваться от педалирования в подъем. Но если на одной вилке он есть, а на другой нет, то это можно рассматривать как небольшой плюс. Реальный же плюс - это гидравлический картридж (HLO у Suntour и TnL у RST), который означает наличие примитивного масляного демпфера с фиксированным отскоком. Далее идут Suntour XCR и RST Omega, это уже более-менее приличные вилки из недорогих, но между ними и Rock Shox серии XC (XC28/30/32) предпочтение следует отдать последним, так как они имеют полноценный масляный демпфер TurnKey и вполне ремонтопригодны. Отдельно отмечу черные ноги на таких вилках как минус - покрытие быстро облазит и ноги убиваются быстрее обычного. В 2014 году у Suntour XCR появилась версия Air RL и это уже полноценная вилка, вполне конкурирующая с Rock Shox XC30/32.
Далее по тормозам. Вибрейки это вполне рабочий вариант, не стоит отвергать их сходу. Тем более что как правило, из одинаковых по цене велов тот, что с вибрейками, будет лучше по остальной навеске. Если на велике с вибрейками будут крепления на раме (и возможно даже втулки под диск), это даст большой плюс в том плане, что вы не будете ограничены одним типом тормозов в будущем. Самое лучшие ви делают Avid и Shimano, однако в стоке они бывают очень редко, Tektro и Promax немножко похуже, Alhonga, Artek - совсем дешняк.
Что касается дисковой механики, то здесь лучшими тормозами являются Shimano (Avid не берем, так как BB5 и тем более BB7 достаточно дорогие тормоза и за эти деньги сейчас есть нормальная гидра). Тормоза Bengal и некоторые Tektro тоже еще более-менее, все остальное шлак. На данный момент механика практически умерла, поэтому ей следует предпочесть либо ви (если не планируете апгрейда), либо гидру, потому что действительно хорошие механические тормоза стоят нехило и являются нишевым решением для определенных целей.
Теперь о гидре. Имхо, из дешевой гидравлики лучшую (по крайней наименее беспроблемную) делает Shimano. В последнее время китайские производители, в частности Tektro и Bengal (продукция которого также маркируется такими брендами как Cannondale и KLS), тоже неплохо подтянулись, однако Shimano все же стоит предпочесть даже дешевым Авидам типа Elixir 1. Но и делать из Шимы священную корову тоже не стоит - конкуренция в этом секторе очень жесткая, вариантов масса и новые модели появляются регулярно. Если вы не уверены в своем выборе, лучше спросите у знающих людей их мнение относительно конкретных моделей.
Колеса. На большинстве недорогих велосипедов нормальные втулки - редкость, скорее всего там будут стоять начальные Shimano, Formula или Quando. Все это примерно один уровень, разве что Шима покачественнее будет (эксцентрики уж точно удобней). Если стоят втулки Joytech - это бок, если Shimano с индексом из 3 цифр (375, 475) или SRAM 306 и выше - однозначный плюс, но все же самое главное, это наличие двойного обода. Одинарные это полный провал.
Трансмиссия. Менее чем на 8 скоростей соглашаться не стоит. В крайнем случае пусть будет 7, но с кассетной втулкой. Однозначно стоит отдать предпочтение шатунам Shimano, всякие там Prowheel, Suntour и тому подобные имеют низкий ресурс и легкогнущиеся звезды (хотя надо отдать им должное - они прогрессируют). Кассеты тоже лучше шимановские, но и SRAM и Sunrace тоже годятся и вообще это расходник. В плане переключения важно только одно - чтобы манетки и тормозные ручки были раздельными, моноблоки откровенно проигрывают в эргономике. Разница в уровне переключателей тоже есть, конечно, но она не так уж и важна - манетки важнее. Можно выделить откровенный дешевняк типа Tourney и Altus, нормальные переключатели Acera/Alivio/Deore и хорошие от SLX и выше. Трансмиссию SRAM я склонен рассматривать как отдельный плюс при условии, что она будет не ниже X4.
Остальное, вроде палок, седла и покрышек не слишком важно, потому как стоит недорого, легко снимается и наверняка будет заменено в процессе подгонки вела под себя. Основные нюансы здесь - алюминий предпочтительнее стали, 4-болтовое крепление руля к выносу лучше чем 2-болтовое, диаметр подседела должен быть распространенного стандарта (27.2/30.9/31.6).
И напоследок один совет. Не стремитесь купить максимально крутой вел за свою сумму денег, лучше возьмите байк попроще и сэкономленную сумму вложите в экипировку. Насос, камеры и латки это абсолютно неотъемлемый атрибут велосипеда - нет более жалкого зрелища, чем уныло бредущий по обочине пешком человек с велосипедом в руках. Велоформа - стильная и удобная одежда для езды, а те, кто так не считает, достойны сожаления. Ну а каска, перчатки, очки и свет это вклад в вашу личную безопасность, а иногда даже и жизнь. И не стоит проверять на своем опыте истинность этого утверждения - это больно, часто даже очень.
xbz06ee
Комментарии
Смыслов
Согласен со всем, кроме изложенного мной ниже:
25.01.2015 17:20Есть люди, которым в кайф посидеть и поподбирать другим варианты велов в нэте. Я один из таких людей
Велосипед нужно покупать только в физически существующем магазине (у продавца б/у), и только лично пощупав покупку, оценив вел хотя бы на уровне субъективного впечатления "нравится/не нравится"
Высота рамы важна только чтобы не взять слишком высокую. Нузкая рама, но с подходящим ЕТТ легко компенсируется длинным подседелом. А вот про размер колес нужно было писать в первую очередь.
По женским велам всё очень неоднозначно. Я мало встречал девушек, которым важна эргономика
велосипеда. Лучше написать так: "Девушки, выбирайте велосипед по внешнему виду"
Задавать нужные вопросы продавцам о предпродажной подготовке может только человек, разбирающийся в этом
На велах с ви-брейками никогда не ставят втулки с креплением ротора, поэтому для перехода на диск придется переспицовывать обод под новую втулку.
Механический диск никогда не "отживет", т.к. под него есть устойчивая целевая ниша.
Разница втулкок для новичка - это ресурс. Большая же часть новичков никогда не будут много
кататься, а те что будут, уже на следующий год заменят вел под осознание своих потребностей
целиком
А чем плох фривил, даже на 5 звезд, если человек будет просто ездить 15 км в час в спокойном режиме? Такие запчасти простые в настройке, и дешевые. Наверное нужно писать чем комплектующие отличаются, чем говорить "лучше/хуже". Та же тема и с переклюками.
Мне вот, например, стальной руль предпочтительнее
mocrosoft
Хорошая статья, но боюсь, что четыре пятых новичков, что захотят купить первый велосипед, читать её не будут. Дочитают до первой же таблицы, и бросят... В лучшем случае - пойдут в магазин (реальный, не виртуальный интернет!), и прислушаются к собственной, пардон, заднице. В варианте чуть похуже - послушают советов друзей, на форумах, и т.п., и, если повезёт - то тоже сделают удачную покупку.
25.01.2015 17:43А вот уже перед покупкой второго вела - вот тогда, возможно, что и дойдёт дело и до таблиц, и до теоретических выкладок с формулами
biomechanoId
неплохо будет, если боль-мень шарящий приятель проконсультирует (а то и подберет) по вопросу приобретения первого вела. шарящие райдеры очень любят авторитетно советовать нубам, но иногда их заносит в противоречивые холивары....
25.01.2015 18:14xbz06ee
Согласен.
Рама должна быть именно подходящей, не слишком низкой и не слишком высокой. Все эти компенсации суть костыли, неизбежно уродующие какие-либо параметры. В частности длинный подседел заметно смещает седло назад от каретки, что не есть хорошо как по мне.
Статья писалась почти два года назад, тогда 27.5 в мэйнстриме еще не было, а про 29" я упомянул. Кроме того, размер колес не так важен как размер рамы и больше зависит от предпочтений, но это уже дебри и поэтому я решил в них не лезть
Да. Но только до момента водружения девушки на велосипед. Примерно половина сразу говорит что хочется сесть ровнее, то есть посадка получается слишком вытянутая. Особенно это касается девочек ростом до 170.
Согласен. Но вопрос-ответ про страну-производитель тоже лишен смысловой нагрузки для покупателя, так что пусть уж лучше он немножко поднапряжет консультанта, чем спровоцирует его соврать про америку/германию очередной раз
Ставят. Правда в последнее время очень-очень редко.
По факту механика деградирует. Новые модели у того же Шимано спускаются все ниже и ниже, хорошие тормоза типа 545 и 495 уже не выпускаются, производители оставляют механику для самых дешевых моделей и в основном предпочитают гидравлику. Благо ассортимент недорогой гидравлики очень велик. Но какую-то нишу механика за собой сохранит конечно, по крайней мере в ближайшие два-три года.
Согласен с вами, большинство именно так и поступит, но люди задают вопросы о колесах достаточно часто и потому я решил немножко осветить и этот момент - для тех, кому это важно.
Трещетки имхо абсолютное зло для всех, кто тяжелее 60 кг. Гнутые оси и убогие проточки на звездах напрямую влияют на качество переключения, плюс возможность поломать ось втулки просто не приподняв зад на кочке (оси перекаленные сплошь и рядом). Поэтому если выбирать действительно хороший и надежный велик, то лучше трещетки не рассматривать.
Я могу расписать нюансы и отличия, но мне кажется большой массив чисто технической инфы будет скучным и излишним для новичка, а на практике разницы он не поймет хотя бы потому что ему не с чем сравнивать. Тут вот и так совершенно справедливо написали, что новички скорее всего читать это не будут
Почему?
Да. Но эта статья писалась именно для той пятой части новичков, которые приходили выбирать вел на форум, и висела прилепленной в соответствующем разделе. Там какой-то эффект от нее был, по крайней мере бестолковых тем по весне появлялось меньше 25.01.2015 18:29
Смыслов
Один мой товарищ на Pride XC-26 2013 катает на фривиле мини ДХ, и весит при этом 75 кг. Вел пережил очень много прыжков, но ось по прежнему цела. Хоть я и покупал кассету исходя из-за прочностных соображений
Почему?
Из-за того, что сталь, накапливая прочностную усталостность, в итоге гнется, а не лопается 25.01.2015 18:42
xbz06ee
Вашему товарищу везет. Пару недель назад я менял ось девушке, которая лопнула под ней на ровном месте.
25.01.2015 18:54Ну а что касается руля, вы видели много алю рулей, лопнувших именно из-за усталости? А между тем лишние 300 грамм вы возите каждый день. Впрочем это уже вопрос личных предпочтений...