Меловой утес. В поисках новых путей.

• 12.05.2013 17:20

6 мая 2013 я, Сергей Шибанов, моя жена Людмила и два велосипеда отправились на Меловой утес.

Выехав с со станции Левада-Харьков на электропоезде мы прибыли на станцию Братское озеро, что следующая за Балаклеей. Высадка на Братском озере прошла на-ура, только платформа там оказалась низкая. Что не очень удобно при выгрузке велосипедов!

Станция расположена в поселке Ольховатка. Проехав немного от станции по песчаной улице поселка мы делаем поворот направо и попадаем на довольно неплохой асфальтовый участок. Проехав по нему мы упираемся в развилку и здесь опять начинается песчаная дорога. На развилке указатель налево в Щуровку. Туда-то нам и надо! Спустившись к живописному голубому озеру мы у дедушки-рыбака спрашиваем дорогу на Щуровку. "Налево, правее, дорога тут одна". Выполнив в точности все указания и объехав озеро попадем в прекрасную дубраву, что неожиданно в таком болотистом месте

Людмила и два наших велосипеда после высадки на Братском Озере.

Дорога по Ольховатке.

Проехав дубраву мы оказались на огромном лугу перед Северским Донцом. По лугу разбросаны одиноко стоящие деревья, некоторые разбиты и сожжены молнией.

Немного заблудившись, даже с навигатором, мы наконец выехали к подвесному мосту через Донец. Мост длиной до 100 метров и высотой около 3-4 метров от воды, хлипкий и весело раскачивается из стороны в сторону, когда по нему переходишь. Поэтому переходили по одному, время от времени поглядывая через щели в настиле моста на проходящие спокойно под нами струи Донца.

Благополучно переправившись по мосту мы попадаем на огороды села Щуровка. Почему села? А потому, что в такой глуши это поселение не смогло позволить себе даже магазина! А мы так надеялись пополнить тут наши запасы воды. Поднявшись вдоль огородов выходим на небольшой отрезок улицы на окраине откуда начинается асфальтированнная дорога. Поднимаемся, а подниматься нам придется еще довольно долго на водораздел, мы видим справа от дороги небольшой мемориал.

Оставив мемориал в стороне, снова выезжаем на асфальт. Еще около километра и мы попадаем на простор полей почти на господствующей высоте. Прекрасный вид и освежающий ветер подбодряют нас. Там вдали виднеется Змиевская ГРЭС и вышка в поселке Байрак(слева).

Далее дорога нас выводит на перекресток среди полей. Делаем рекогносцировку по навигатору- нам прямо на грунт!

Вот такие мохнатые жители перекрестка.

Еще небольшой подъем полевой дороги и мы достигаем высоты 151,6 метров(по Генштабу). Здесь, в полях, выращивают деревья. Непонятно то ли это саженцы, то ли здесь будет сад. Мы встретили несколько таких участков в этом районе.

Дальше дорога переходит в затяжной спуск и открывается вид на поселок Чепель. Спуск у нас вышел просто замечательный. До 3х километров мы прошли на скости за 30 км/ч без усилий, лишь иногда подкручивая педали. Дорога на спуске позволяет развить и большую скорость, но снизу из Чепеля довольно часто идут машины и надо быть все время на готове уступить им дорогу.

Чепель встретил нас отличным асфальтом, коровником и кладбищем. Коровник слева, кладбище справа, а нам прямо вниз. Въезжаем в центр. Заброшенные общежития, два магазина и музей.  Хороший асфальт заканчивается у местного мемориала. Здесь мы наконец запасаемся водой и продуктами.

Наши кони и конек-горбунок местного мальчишки.

Это мемориал в Чепеле. В 1942 здесь был Барвенковский котел. Одни из самых ожесточенных боев шли под Чепелем.

Выехав за Чепель перед нами открывается огромное пространство. Это долина Северского Донца и речки Чепель. Обогнув луга и поля по правому краю, по дороге ведущей под склоном водораздела, мы наконец достигаем главной цели нашего путешествия. Вот он Меловой утес!!!

Панорама Мелового утеса.

Оставляем велосипеды внизу пристегнутыми друг к другу начинаем подъем на утес. Я первый осматриваю дорогу, Людмила за мной. Тропинка абсолютно белая- она меловая. Тут довольно круто, мелкие камешки из-под ног осыпаются вниз. Пахнет Крымом.

Светлая точка под кустом это наши велосипеды.

Вид с тропинки.

Вид на меловую скалу.

Ну вот моя Людмила на утесе. Красотища!

На вершине утеса мы обедаем и строим планы дальнейшего пути.

Несколько фото мелового массива. Видны вкрапления кремня.

Спустившись мы подходим к подножию скалы. Здесь можно набрать, наковырять, мела. На стене полно меловых граффити.

Это отколовшийся кусок мела с вкраплением кремня(кремня мы тоже набрали).

Слева от мевого утеса, по незаметной тропинке мы проникли в небольшой меловой каньон. Здесь меловые стены, деревья обомшелые, растут прекрасные ландыши, а дно усеяно меловыми камнями. Но какие там могучие комарищи! Все фото каньона были сделаны с угрозой для жизни!

Вернувшись от Мелового утеса на дорогу по которой мы приехали мы попадаем к броду через речку Чепель. Поскольку велосипеды у нас были очень чистые- мы их аккуратно переносим через речку. Глубина брода здесь около 30 см. Дно состоит из мелового камня покрытого песком. Когда переходишь брод босиком, то камни чувствуются прилично.

Переходя брод неожиданно ощущаеш, что струи холодной воды отделяют всю прошлую жизнь от чего приятного и неожиданного ждущего тебя в будущем.

Перейдя Чепель мы устраиваем еще один привал на полуострове, образованном при слиянии рек. Донец здесь протекает через меловой порог. Противоположный берег близко, а вводе полно бурлящих и всхлипывающих водоворотов.

Бурное течение Северского Донца.

Вид на Меловой утес с полуострова.

Прикинув время оставшееся до обратной электрички мы покидаем Меловой утес. Дорога идет по огромному лугу вдоль канала по которому течет Чепель.

Вид на Меловой утес, который мы покидаем.

Захватив немного поселка Чепель мы выбираемся на асфальтированную дорогу ведущую в Ветровку. Когда я обдумывал этот маршрут то решил, что она обратном пути мы не будем делать подъем на водораздел, а поедем вдоль Донца до Савинцев. Это был для меня наиболее неизвестный участок пути. Но обо всем попорядку.

Вот такие незавидные виды нам открывались в Ветровке, да и дальше во всех селах, которые мы проезжали. Одна треть домов или заброшена или там временно не живут. Конечно это все живописно смотрится, но на душе грустно.

Даже так: от дома осталась только оконная рама и груда кирпичей.

За последним домом Ветровки асфальт заканчивается. Небольшой отрезок грунтовки и мы перед стеной леса.

Дорога по лесу прекрасная.

Небольшое лирическое отступление про дорогу из пункта А пункт Б и генштабовские карты. Никогда не доверяйте картам и генштабовским тоже! Простое передвижение из пункта А в Пункт Б длиной до 3 км может вполне обернуться 3 часовым лазанием по болотам и высокой траве. Вместо указанных дорог вы окажетесь в кустах и топи.

Выйдя из леса мы сначала ехали на велосипедах, а потом уже и шли по колеистой дороге к группе деревьев указанной на карте(по ходу повествования вы можете сравнивать две карты.) Подойдя к посадке мы обогнули ее справа и вышли к топкому проезду между деревьев. Здесь в колеях уже стояла вода, а посредине пробивался маленький родничок. На топком грунте полно следов диких свиней. Не сомневаясь мы пересекаем это место. Неожиданно под ногами оказывается бетонная плита, почти полностью ушедшая в грунт и заросшая мхом. Когда-то за этой дорогой похоже следили.

После мы попадаем на большой луг поросший кое-где купами деревьев, кое-где и зарослями камыша. Накатанные колеи постепенно пропадают превращаясь в полузаметные примятости в траве. Дорога здесь расходится налево, как бы по карте, и направо на луг. Мы пошли налево.

Уже дома внимательно изучая и сравнивая трек с картой генштаба я начал понимать, что мы с самого выхода из леса пошли не по той дороге. На генштабе четко указано двигаться придерживаясь правой кромки леса. И если рассматривать со спутника то мы видим в том месте, где должна быть дорога по генштабу растут кусты водну линию.  Но это все хорошо выглядит только из удобного домашнего кресла, вот на местности там всего только одна дорога, сомнительная и заросшая.

Когда мы поняли что сбились с пути, то решили пересечь луг и выйти на дорогу в Мирную Долину уже после 90 градусного поворота.  Продираясь через заросли, чавкая ногами по выступающей воде мы медленно волочили свои велосипеды к вырисовывающейся на горизонте посадке вдоль дороги. Достигнув наконец ее мыбыли посто изумлены. Дороги нет! Посадка на месте, а дороги-то нет! И тут я заметил одинокий столб без проводов выглядывающий из-за деревьев. И все стало понятно. Дорога здесь была лет так 30 назад, как раз тогда, когда в последний раз обновляли карты генштаба.

Кабаний брод. Их следов здесь предостаточно.

Луг между Ветровкой и Мирной Долиной.

Дорога на Мирную Долину проходит между посадкой слева и линией столбов справа.

Что нам делать- мы пошли вдоль столбов. Понятно, что это и есть указанная дорога на Мирную Долину.

Пройдя метров так с 800 мы вдруг видим дорогу выныривающую из группы деревьев справ от нас. Однако- ведь там болото!  Мы уже ничему не удивляясь пошли по ней, а через сотню метров даже смогли ехать.

Ну вот и первые дома Мирной Долины, куда на с привела дорога из болота.

Мирная Долина сразу заявила о себе во весь голос звуками грохочущих тракторов, щебенчатым проселком и колодцем около первого дома. Поскольку вода в наших флягах уже закончилась мы набросились на этот колодец. Но вода в нем не оправдала наши ожидания- грязная и очень жесткая, как в реке. Утолив первую жажду мы заметили нехитрое приспособление в виде воронки торчавшей в заборе. Очевидно, что хозяева подают через него воду к поилке для козы, которая и обитала как раз за этим забором. Этот факт заставил нас еще больше сомневаться в качестве воды в колодце.

Дорога в Мирной Долине.

Покинув Мирную Долину и проехав полтора километра по грунтовке посыпанной щебнем мы попадаем в Норцовку. Те же виды, опять заброшенные дома. Опять Простоквашино.

Опять брошенные дома.

А вот что-то новенькое. Похоже на воздушную сирену с громкоговорителями. к войне тут готовятся что-ли?

Немного удовольствия мы получаем от общения с местным "журавлем". Все как на картинке.

А вот сам колодец выложен плитняком из песчаника.

Заброшенный дом, и последним напоминанием о его хозяевах цветет одинокий тюльпан.

Покидаем Норцовку. Справа от нас Изюмский лес.

Вот так- не ходите дети в лес там полно отравы!

Проехавшись за Норцовкой неплохим асфальтом еще пяток километров мы въезжаем в Залиман. Здесь на перекрестке дорог есть прекрасное кафе с кеговым квасом. И мы торопились к нему, но квас к нашему горю туда еще не завезли. " Холодно было и мы решили пока квас не завозить. Заезжайте к нам на следующей неделе"- мило отвечала нам девушка.

Оставив Залиман с его кафе мы попадаем снова Северскому Донцу. Честно, это мост не через Донец, а только через старицу, но здесь красиво.

Недоезжая до моста в Савинцах через Донец мы сворачиваем вдоль реки, чтобы немного предохнуть. И напоследок насладиться видами природы перед закатом.

Велосипеды на Донце, впереди Савинцы.

Последние кадры уже на станции Савинцы. Солнце садится и бешенно кусаются комары. Каких-то два часа в электричке и мы в половине двенадцатого дома.

Большой день позади.

Статья понравилась: Миша, supervisor, Spec, ParamonART, deathDEN, ko_reshok, IOleg, Nikso, zarka, SVV, Meskalin, macafee, Арсений, Yurr,