Декамарафон по Южному Бугу 2013

Даты: 1-12 мая

Километраж: 422 км

Участники: Сергей, Аня, Андрей, Стас, Костя

Плавсредства: усиленные для сплава по бурной воде байдарки Таймень-2 (2 шт) и каяк RS-340 (1 шт)

Дата Время хода (чч:мм) Расстояние (км)
#1 01.05 4:59 28,74
#11 11.05 12:42 16,61
#12 12.05 5:50 28,09

Идея:

Марафон 100 км за два дня по Южному Бугу не давал мне спать. Но возможности поехать туда я не нашел (как не нашел информации, проводится ли такое соревнование сейчас). Так как спать все-таки хотелось, пришлось придумать что-то свое. 100 км и два дня для похода маловато, так что насчитали 400 км от Винницы до Южноукраинска. Обилие праздничных дней также увеличило время на прохождение до 12 дней. В общем все звезды сошлись и мы пошли...

Подготовка:

Любая подготовка к походу в украинских реалиях начинается с покупки билетов. Причем ажиотаж у жд касс превышает любые рок-концерты в разы. В итоге нам удалось купить билеты только с пересадкой в Киеве да еще и купейные. От счастья, что таки удалось купить хоть какие-то билеты, пропустили добавление прямого поезда Харьков-Ужгород. В Винницу, также билеты не купили - надеялись на толпу электричек. Разумеется, никакой толпы электричек не было, пришлось покупать билеты на проходящий поезд Москва-Кишенев. В общем, подготовка веселее самого похода.

День первый Забросочный:

Чехарда-неразбериха
Стоны, плач и вопль: "Забыли!"
Дабы избежать такого крика
Сели, выпили, забили

Приехали в Винницу, нашли маршрутку уехали на окраину за плотиной (именуется Сабаров). Таксист порывался везти нас до Тыврова. На что мы гордо отказались - так ведь можно и 400 км не набрать. Винничанами Сабаров позиционируется как наиизвестнейшее место отдыха. Мы ничего там подобного не увидели кроме загаженого узкого пляжа.Основной достопримечательностью является труба сбрасывающая воду грязнооранжевого цвета в реку.

В общем, река до Тыврова действительно не заслуживала внимания - по берегам куча подвыпившего народу. Единственное что перед порогами несхоженному экипажу лучше размяться на спокойной воде. В общем так наша процессия разминались почти до Сутисок. Пристали на стоянку, согнали автомобилистов (те все побросали, даже костер), наготовили еды, лягли почивать. Задел был дан.

День второй Киевский:

Без разбору, без осмотру мы идем в порог шаля
Отдышались, осмотрелись - не хватает корабля

Утро началось с паники. Начали осознавать, что с такими сборами далеко мы не уйдем. Немного покипишевав успокоились и вышли.

Предстояло три обноса не считая тывровских препятствий.

Препятствия в Тыврове довольно интересны, но в целом, достаточно просты. Внимания не заслуживают.

В этот день было препятствие посложнее - Киевский порог. Очень много о нем слышали, но никогда не видели. Вычитали его ориентиры и начали идти как эстонские саперы: "Это еще не он, это какая-то шиверка мутная. Да далеко еще до него. Ну вот может быть это. Да тоже не похоже. Врядли вообще сегодня до него дойдем. О, какая-то группа на берегу. Начали подбадривающе кричать. Интересно, с чего бы? С два Н пять, да это ж ОН!". Не знаю как у других, но челюсть у меня отпала. Красиво, ничего не скажешь. Правда, прохождение оказалось достаточно простым. В результате, пролетели Киевский порог и не заметили. Разумеется, фотографий тоже нет. Ну вот все опасное на сегодня прошли. Можно уже и расслабиться. Расслабились, и Костик со Стасом кильнулись. Разумеется, полная расслабленность подразумевает незакрытые гермы.

Итог: два магнитофона, портсигар отечественный два фотоаппарата, фонарь налобный. Причем видеокамера (одна на весь поход) похоже до сих пор снимает подводный мир  в одной из шиверок, а фонарик ей подсвечивает. Дальше не пошли. Встали на стоянку. Оверкиль надо было отметить.

День третий Печерский:

У водников должна быть своя Киево-печерская лавра!

Дальше нас поджидали печерские пороги. Но как оказалось, они поджидали, но совсем не нас. Вода была низкая и пороги сказали: "Идите-ка вы, ребята, ... по левой протоке". А мы не гордые, пойдем. Прошли и обнеслись в правую протоку. Не судьба была встретиться.

Дальше был Брацлав. Тоже обнос. Этот уже требовал большей смекалки. За плотиной зеленые насаждения наподобие мангровых лесов. Нас хлебом не корми, дай там побродить, очень жаль что кончились быстро. Также, следует, отметить, что в Брацлаве можно набрать чистой воды из Буга из колодца. Для кого вода в реке выглядит грязной - это выход.

День четвертый Плесовый:

Из-за острова на стрежень на простор речной волны...

Дальше мы прошли участок, который ни в одном отчете не упоминался. И ведь не странно почему. Как-то по-особенному (особенно болезненно) воспринимаешь фразу "простор речной". Да и по солнышку. Да и без ветерка. Плюнул бы в лицо человеку, который советует проходить плесы и озера в безветренную погоду, да во рту пересохло. Косте переход откровенно не понравился и после обеда за рули сел Стас. И погреб. Да как погреб. Одно заглядение. В общем, Стас не догнал, что мы собирались стать на стоянку до Ладыжина, а мы не догнали Стаса. Точнее догнали, но уже тогда когда он готовился обносить Ладыжинскую ГЭС. Убитые в хлам начали обнос нашего хлама. Получили массу удовольствия.

Один день в жизни и столько воспоминаний. Да и обнос на заглядение хорош - обрывист, длинен, неудобен. Дальше идти сил не было. Стали на первом же удобном берегу. Удобный берег был удобен не только нам, но и  практически всем жителям Ладыжина, да и вообще являлся городским парком. В общем "Дров нет, покою нет, населен ладыжинцами".

День пятый Купательный:

"То є ваша власність? (указывая на байдарки) А це моя!"
- интерпретация закона о береговой полосе местными жителеми

Встали рано по утру. Замечательная погодка. Довольно пасмурно, значительно похолодало, поднялся ветерок. Только плесы и ходить. Но в этот день нам плесы не надо было ходить, а надо было купаться. Первым полез я. Браво пошел разведывать порожик, и влетел в завал. Начало под него тащить. Я долго сопротивлялся, но река таки уговорила. Я пронырнул через завал уже отдельно от каяка. После этого я с рекой старался не спорить. Тащит, значит надо! (RnB - the River kNows Better) Затем наступила череда Кости со Стасом. Уже на выходе другого порога налетели на камень.

Есть два типа людей, одни сидят на камне и надеятся что все обойдется, а другие люди активные и решительные, которые не собираются мириться с данной ситуацией. Костя со Стасом явно не из робкого десятка. Кильнули лодку, скупались, продрали шкуру, но с камня снялись. На бережку разложились и начали клеится. В это время к нам начал клеится мужичок с соседней хаты, что дескать нечего мне траву топтать. Насилу получилось вежливо послать. После того, как оборону организовали, начали решать вопрос с поклейкой. Игра "Поклей шкуру". Костя: "Я поклею эту шкуру за час", Андрей: "Я поклею эту шкуру за 15 минут", Все: "Клей". Надо отметить, что это единственная латка которую удалось полностью отодрать и переклеить более качественно. Остальные посхватывались намертво криво.

Дальше Глубочанская ГЭС. Тоже плесик, но уже маленький, тоже обносик, но не такой длинный. Но понравилось всем. Особенно тем, что мы обнесли по жуткой тропинке по правому берегу, когда можно было легко обнести по левому.

День шестой Общительный:

Общение утомительно необходимостью слушать

В этот день нам предстояло обноситься и общаться. Сначала обносы. Первой шла Бершадьская ГЭС. Там же разговорились с мужичком по поводу водных ресурсов края. Тот сразу согласился подвезти Стаса до деревни набрать воды. Как оказалось позже повезли Стаса женить. Уж не знаю как он оттуда вырвался да еще и с водой. Настоящий герой.

Дальше было здание разрушенной мельницы. Разбивалось островком на две протоки. В правую мы идти не захотели. А левая не очень то хотела, чтобы по ней ходили. В итоге началась долгая проводка. Прошедшие становились на правый берег и сразу начали выслушивать байки местного деда. Назвался "Верблюдом", сказал что его многие знают. Что даже приезжало телевидение снимать про него репортаж. Но мы люди темные - ничего не смотрим, ничего не читаем, ничего не знаем. Наградой за долгую проводку нам стало козье молоко и конфеты.

Как прошли, пошли дальше. Состояние расслабленное, захотелось полудневки. Добежали до первой же сносной стоянки, усталновили лагерь. В общем то полудневки у нас ничем не отличались от обычного дня. Разве что, на полудневки мы собирались и рубились в карты. Даже если до этого отмахали 8 часов по воде.

День седьмой Гайворонский:

Шесть ступеней от порога разляглися в ряд
Ты пройдешь пяток быть может, а шестой - навряд

Впереди нас ждал маленький плес и Гайворонская ГЭС. После нее нас ждали уже более знакомые места, в которых мы себя чувствовали значительно увереннее. Но все пошло немного не так, как представляли. Пройденные в прошлом году на одном дыхании гайворонские пороги в этот раз устроили нам 3 переворота. На 4-ой ступени сначала Андрей с Аней показали мастер-класс ухода от камня. Костя со Стасом не могли смириться с подобным состоянием вещей. Пошли по той же самой траектории. Результат закономерно повторили. Кое как отчерпались, прошли под шестую ступень. Начали подсчитывать потери. Все заглушки с фартуков потеряны, фотоаппарат Андрея промок в, как казалось ранее, герметично закрытой герме. После этого момента живой остался только фотоаппарат Ани. Дальше желание снимать в этот день пропало начисто, фотки только до 4-ой ступени.

День восьмой Разгрузочный:

Пять негритят решились на пороги
Да не по той дороге.
Сложило лодки вчетверо
И их осталось четверо
(Багата Гристи)

Этот день ознаменовался тем, что душа Кости не выдержала издевательств со стороны природных явлений и захотела домой. Так как сход произошел в селе Завалье, это дало нам повод говорить, что сход возможен в любом завалящем селе. Дальше нужно было немного подумать чего делать с лодками. Пока каяк собрали и уложили в грузовой таймени и пошли вчетвером на двух лодках. Дальше только шли и махали веслами. Фотографий здесь нет! Да и нечего. Река несколько успокаивается. Стали на очень удачную стоянку. Нашли время сыграть в карты и поклеить шкуры. Значит и полудневка получилась.

День девятый Отдыхательный:

Вообще, день ни о чем. Иди себе и ни о чем не думай. К тому же явно планировали полудневку за с. Брод. Там нам место приглянулось с прошлого раза. Попутно я устроил оверкиль байдарки Кости. Мне дека на шкуре показалась немного грязной. Вот и решил простирнуть. Так как у меня в байдарке был свой личный Анна-хранитель, ничего из лодки не выпало (кроме экипажа) и не утонуло (включая экипаж). Пришли к селу Брод. Вода упала по сравнению с прошлым годом и вместо мегастоянки образовался говнопляжик. Основательно приняв грязевые ванны. начали устраивать нашу полудневку. Выпили и решили что не нравится мне ходить на неуправляемой таймени, хорошо бы посадить туда Стаса одного отдуваться.

День десятый Застенчивый:

За мельничной стенкой на том бережочке
Топила Марусенька белые лодки

Прошли до Первомайска. Тоже плес. Тоже под солнышко. Опять без ветра. Планировали зайти в магазин в городе, никуда не пошли. Разляглись на пляже. Спустя два часа еле заставили себя выйти. Дошли до мельничной стенки.

Сразу за ней стали на стоянку. Опять же стоянка ужасная. Но другой не было, да и привыкшие мы уже были.

День одинадцатый Мигейский:

Один гребок умытый потом,
Разворот вполоборота
И там, за левым поворотом,
Мигеев крысные ворота

Про Мигеи, наверное, не надо ничего особенного расказывать. Куча отчетов, куча историй. Наша история не исключение. Прошли до первого мигейского, постояли, постраховали, пофотографировали. Прошли до второго мигейского, постояли, постраховали, пофотографировали. Прошли третий мигейский. не стояли, не страховали, не фотографировали. Стали на стоянку.

День двенадцатый Заключительный:

Дальше усадили Стаса на каяк. Надо было посмотреть как он походит. Он походил хорошо. Прошли до пляжа в Южноукраинске. Разобрали/упаковали байдарки. Обменяли за бумагу еду и воду у местных. Пробили телефон такси. Приехали в сарай на вокзал.

Засели в засаде и стали ждать. Взяли проходящий мимо поезд штурмом. Сам штурм не встретил никакого сопротивления, но вот внутри нам был подготовлен достойный отпор. Проводник, молодой человек с большой тягой к справедливости, притащил талмуд правил ЖД и начал мне зачитывать. Читал практически все, что только можно (иначе как можно доказать, что про спортивные байдарки там ничего не написано?). Я попробовал возразить, что байдарки возить все-таки можно и это точно где-то написано, но тут же пожалел - мне перечитали правила еще раз. Тут я понял, что проводник хоть и молод, но вынести мозги может любому. Сторговались за 30 грн. Ночь кошмаров и мы дома.

Вместо заключения

Плюсы похода: прошли практически все самое интересное, что есть на Южном Буге, за ограниченное время (время менее одного отпуска).

Минусы похода: надо пахать. Неподготовленным такой маршрут завалишь. Хотя когда надо приводить свою физ форму в порядок перед горным Кавказом, никто обычно не жалуется.

А так получился очень интересный разнообразный маршрут, с плесами, порогами, обносами. Думаю, зря его никто не ходит.