menu

Как уберечь колени при езде на велосипеде

ХАМИЛЬ

ХАМИЛЬ

  • 13.07.2009 07:40
  • Просмотров: 34632

Профессиональная проблема всех велосипедистов - боль в коленях, может плавно перейти в артрит, и кто более-менее серьезно занимается велосипедом, рано или поздно сталкивается с этой проблемой. Поэтому о важности данной статьи речи быть не может.



Далеко не все подозревают о потенциальных проблемах, а именно — болях и артритах/артрозах, которые легко могут настичь неопытного велосипедиста и стать проблемой всей оставшейся жизни, лишив не только велосипеда, но и нормальной жизни. Вот о максимальном сохранении и продлении боеготовности именно этих важных мест велосипедиста мы будем говорить, чтобы избежать мучений за убитое здоровье.

Анатомия и физиология

В рамках нашей статьи достаточно представлять, что в первом приближении сустав представляет собой гибкое сочленение двух костей, разделённых жидкостью-смазкой с умным названием "синовиальная", которая и обеспечивает несоприкосновение костей. Исходя из этого, проблемы начинаются при уменьшении количества данной жидкости или увеличении её плотности — трение увеличивается, появляется боль, кости могут даже соприкасаться, травмируя хрящи, что в перспективе ведет к артрозу.

Любой спорт имеет свои профессиональные заболевания. Заболевания велоспорта — это, в частности, травмы коленных (и, в несколько меньшей мере, тазобедренных) суставов, потому что колени велосипедиста испытывают длительную и неприродную (с точки зрения физиологии человека) нагрузку. В случае если это воздействие на колени не очень продолжительно, и чередуется с достаточным отдыхом – проблем не должно быть. Но в случае работы суставов на износ без восстановительного периода — количественные изменения приводят к качественному скачку.

Что происходит, когда чайник, вчера купивший велосипед (да даже и год назад), узнав про марафоны, едет в дальнее расстояние? Физическая подготовка — ладно, устал — отдохнет, но — незнание частоты педалирования, спортивный азарт, большие передачи — и все, у человека на всю жизнь травмированы суставы.

Дело в том, что "самое слабое звено" в опорно - двигательном аппарате - это суставы и связки. Кости и мышцы — это дело наживное. Мышцы от нагрузок могут болеть, но это проходит без последствий, суставы же легко застудить или перегрузить, а связки — "порвать". Вот поэтому надо осторожно подходить к выбору передачи при езде (читай — частоты педалирования и, соответственно, нагрузки). И если повышенная частота ничем, кроме излишней утомляемости не грозит, то избыточная нагрузка при малом каденсе без должной подготовки (повторяем — БЕЗ подготовки!) уже светит осложнениями, о которых потом можно вспоминать очень долго.

Суставы, в отличии от мышц не качаются и не тренируются, и их нельзя защитить. И при травмах они практически не восстанавливаются, разве что хирургическим способом. Разорванные связки — тоже не заживают, восстановление разорванной связки возможно только с помощью вшивания протеза. Но, даже и растянутые связки в полной мере не восстанавливаются. Так что суставы и связки нужно не перегружать, а защищать от нагрузки и переохлаждения.

Уже говорилось, что при езде на велосипеде коленные суставы пребывают в неестественном положении. И нагрузки, соответственно, другие. Еще хуже ездить в неправильно установленных контактах, с неправильной посадкой, с неправильным каденсом, с неправильной техникой... Раньше в велошколах тренеры очень следили за этим, рассказывает Алексей Никандров, тренер велошколы, г. Асбест: "Проблем с коленями в велошколе нет, потому что с первых дней обучаем частоте педалирования, примерно 100 и не менее 80. Занятия — 6 дней в неделю. Разминка, в том числе на гибкость, ОФП. Подскоки, 200–300–400 раз, смотря по готовности спортсмена. Очень важную роль играет правильность установки контактных педалей. Поставил криво — сустав работает несимметрично, загубить можно очень быстро, буквально за несколько тренировок.

Симптомы и диагностика

Основных причин болей в коленях может быть две — связки/мышцы или плохая смазка суставных сумок (это сильно зависит от питания) и другие проблемы с суставами. Совершенно не факт, что заболят оба колена сразу — может болеть только одно. 

Если данные боли появляются в начале сезона, то причиной может быть то, что вы ещё не прикатались. 

О причинах с полной уверенностью не скажет никто. Многое может по поводу коленей может прояснить спортивный врач, специализирующийся на данной теме, при личном осмотре .

Может быть все что угодно, от ушиба до отложения солей. Если боли примут регулярный характер, то, наверное, лучше обратиться к врачу — суставы это слишком серьезная вещь. 

Мы не будем запугивать нашего читателя жуткими деталями артритов и артрозов — интересуюшиеся могут найти детали самостоятельно. Упомянем лишь о болях, ограничении подвижности, увеличении размеров суставов. Задайтесь вопросом — оно вам надо? Тем более, что для предотвращения возникновения этого нужно знать и соблюдать весьма несложные правила, перечисленные ниже: 

Причины и решения

Причина — Обезвоживание. 
Недостаточное количество питья в дороге — недостаток жидкости в организме опять же приводит к уменьшению количества выделяемой в колене смазки. Причём из суставов вода выходит до того, как организм начинает испытывать жажду. 

Решение 
Пить каждые 20 минут, даже если холодно или не хочется, лучше пить изотонические напитки для поддержания солевого баланса и восполнения потерь углеводов. 

Кстати, газводу рекомендуется пить поменьше, она как раз тот самый кальций, из организма вымывает. 

Надо помнить еще и про обезсоливании организма. Возникает оно именно вследствие продолжительного и обильного потоотделения, которому способствуют жара и обильное питье. Посему и в жару надо пить поменьше, желательно какую-нибудь минералку (еще лучше специальную смесь — изотонический раствор), которая хоть отчасти восполняет соли в организме. Можно добавлять в воду немного обычной соли, кому не вкусно — наоборот сахар и кислоту... 

Hе будешь пить — будут накрываться коленные суставы, все очень просто. Конечно, если едешь не в плюшевом темпе, а работаешь. И опять же, все очень индивидуально. 

Причина — Низкий каденс 
Чем ниже скорость вращения, тем больше усилий на педаль, а значит и на коленные суставы. Суставы и связки травмируются не скоростью, а силой. Лучше часто и легко, чем тяжело, но медленно. Медленно ломово с большой нагрузкой крутить педали — медленно убивать суставы коленей. 

Некоторые считают, что при езде на больших передачах ноги "круто качаются". Хотим их разочаровать - не "качаются", а "забиваются". То есть теряется подвижность мышц и возникает повышенная нагрузка на суставы. Сначала восторг: "Ух ты! кручу медленно, а еду быстро!,"- а потом мучительно больно... Но поделать уже ничего нельзя - суставы "ремонту не подлежат". 

Не просто низкий каденс вреден. Вреден низкий каденс, когда выбирается высокая передача и крутить педали чаще просто невозможно. Тоесть педалирование получается силовое. Если так педалировать долго, то для коленных суставов это вредно. В таком случае необходимо понизить передачу и поддерживать нужную скорость за счет более высокого каденса. 

Решение 
Решение — ездить на легких передачах, быстро педалируя, сначала может быть ощущение, будто в холостую крутишь. Здравый каденс — более 60-70. Гонщики крутят порой и 160-180. Старое шоссейное правило: каденс в пределах 80-100 (110 это конечно хорошо, но тупо гнаться за этим не стоит!), плюс поговорка: lung hurts — shift down, legs hurt — shift up. Как вариант — вообще не крутить. То есть крутить, но "короткими очередями". Запомните ещё одну поговорку — "Лучше болтать, чем ломать". 

Оптимальным режимом как по КПД, так и по нагрузке на колени считается 100–110 оборотов в минуту. Правда, без разминки так быстро вращать не получится. 

Ногам полезнее крутить быстрее. Не доводя, конечно, это до абсурда. В зависимости от нагрузки, каденс надо держать в диапазоне 80 - 120 об/мин (чем больше нагрузка, тем выше каденс). Больше — это уже для спортсменов потому, как так быстро крутить, всё-таки, тяжело. 

Следует добавить, что чрезмерно высокий каденс тоже вреден. У каждого свои пределы одному максимум 80, а другой и 100 держит. 

Если ехать легко (например при попутном ветре) можно конечно опустить каденс до 75 (ниже — просто бессмысленно, имхо), но упираться с таким каденсом действительно крайне утомительно для суставов. 

Когда переключаться? Когда становится некомфортно — тогда и переключайся. Дискомфорт — это либо "забалтываешься" (слишком маленькая передача), либо "ломаешь" (большая). Первое предпочтительнее — суставы не перегрузишь. Старайтесь придерживаться правила "лучше меньше" — когда просто катаетесь, естественно. То есть держите передачу на грани "забалтывания" - порядка 39х19 для 28 км/ч или 39х17 для 30–32. "Чайникам" можно поступать проще: как становится трудно (или быстро) — переключайтесь. 

Реально разгрузить колено и поднять каденс позволяют контактные педали (или в крайнем случае туклипсы) — в них гораздо проще поддерживать высокий каденс. В первую очередь контакты позволяют лучше распределять нагрузку на ноги: работа происходит по всему ходу шатуна. Это повышает КПД и разгружает колени. 

Другое мнение — контакты и туклипсы тут не при чем. От туклипсов и контактных педалей зависит только характер нагрузки на мышцы. А предельный каденс зависит исключительно от тренированности. Кстати, для этого компьютер с датчиком каденса очень полезен — позволяет следить за каденсом и держать его даже при крайней усталости. Конечно, довести свой каденс до уровня профессионального гонца довольно трудно, да, в общем, и не очень нужно, а вот довести до нормального уровня 75–80 — легко, если просто следить за каденсом и переключаться не тогда, когда станет тяжело, а когда каденс упадет. 

Обратить внимание на технику — строго говоря, надо не "жать", а "крутить". То есть нажимать в передней части, подтягивать в задней, а в "мертвых точках" — вверху и внизу — "доводить". Сказать-то легко... А тренируется это долго и нудно — на станке, долгими зимними вечерами. Или в горах, где каждое движение на счету и хочешь- не хочешь, приходится крутить правильно. 

Для развития каденса есть упражнение — втыкаешь утром передачу с соотношением 2.1-2.4 и катаешься так весь день, в горку, с горки, быстро-медленно. Это очень полезно. Рекомендуем так делать на передаче 44-18. 

Вам должно помочь что-нибудь типа ОФП — на турничке подтянуться, поотжиматься и т.п. — это укрепляет кости, суставы, сухожилия. 

Можно попробовать увеличивать каденс, и приучать суставы к нагрузке, катая мало, но как можно чаще. В идеале — каждый день выезд, как только колено заболело — домой. 

Можно тренировать суставы гимнастикой, бассейном, тренажерами. Чтобы разнообразить нагрузки, но только аккуратно.

Пункт о высоком каденсе и низкой нагрузке на ноги и колени имеет и обратную сторону, ведь кроме сустава могут болеть и связки сустава. Если вы очень много ездите на велосипеде и почти не ходите пешком, связки коленей частично атрофируются, и становится легко получить травмы в обычной жизни или при каком-либо случайном рывке при езде. Думаю, в этом случае стоит иногда тренировать связки коленей, например небольшим количеством приседаний. Достаточно и без дополнительного груза. 

Причина — Неразогретые и/или охлаждающиеся колени/суставы. 
При вращении педалей нагружены колени весьма серьёзно, а по плохой дороге и в гору работают в экстремальном режиме. Коленные суставы легко повредить, если они "холодные", не разогретые и легко застудить осенью и зимой — при этом не вырабатывается достаточное количество смазки в суставе, нагрузка и трение увеличивается. 

Еще о том, как можно убить колени — ездить в продуваемых велоштанах. Обморозить коленный сустав очень легко. Это актуально зимой. 

Решение 
Перед выездом сделать (ещё дома) 15–20 приседаний. 

Первые несколько километров ехать в очень спокойном темпе. 

Мазать разогревающими мазями и надевать тёплые наколенники, при температуре ниже +20 утепление колен обязательно, даже если кататься в трусах, колени надо утеплить! 

Согревающие средства (спортивные растирки, перцовые пластыри) служат для обеспечения более благоприятных условий функционирования синовиальной жидкости при педалировании в тяжелых метеорологических условиях: низкой температуре воздуха, дожде и т. п. Некоторые велосипедисты в гонках по шоссе для "утепления" коленных суставов используют шерстяные пристежные рукава от велорубашек. Не рекомендуется употреблять наколенники из эластичных тканей, которые широко применяются при занятиях спортивными играми. 

Можно еще отметить предельно мягкую мотку эластичным бинтом, часа за 2 до поездки. колени сами по себе неплохо разогреваются, даже без мазей. Нагрузка на "теплый" сустав в разы менее вредна. главное потом не застудить и постоянно в тепле поддерживать. 

В обычное время — закалять суставы (холодной водой из душа, причём лучше не только колено, а всё тело). 

Предотвратить эти напасти поможет наколенник. Если нет проблем — то простой, эластичный. В сильные морозы — с неопреном и утеплителем. При предрасположенности к повреждениям, и после травм лучше использовать специальные суставные бандажи. Наколенники и бандажи выполняют одновременно несколько задач:
создают компрессию сустава, препятствуют растяжению связок и мышц;
изолируют, сохраняют тепло, не препятствуя кожному дыханию, улучшают кровообращение, усиливают обменные и восстановительные процессы, снижают боль;
при работе сустава происходит постоянный микро массаж кожи и активных точек;
защищают от ушибов и ссадин. 

Иногда, даже в тёплое время года, стоит надеть наколенник в начале поездки для быстрого разогрева коленного сустава. 

Осенью одежды потребуется больше: появляется возможность простудить суставы, а это уже чревато ревматическими заболеваниями. 

И ещё надо внимательно следить, чтобы ноги в тепле были. В дождь лучше не ездить вообще или ездить в непромокаемых тёплых штанах. Зимой тоже одеваться так, чтобы ногам не было холодно. 

Причина — Перегрузка коленей из-за неправильной посадки 
Решение 
Изменить посадку: наклон седла/высота штыря/вынос/руль — все это позволяет менять посадку в неплохих пределах. 

Причина — Перегрузка коленей из-за низкого седла.
Низкое седло — оно и понятно, всё равно что на полусогнутых пешком ходить. 

Решение 
Поднять седло так, чтобы в нижней точке нога полностью выпрямлялась.
Поднимать и кататься, потом снова поднимать и т.д. пока не станет явно неудобнее. 

Причина — Неправильная регулировка седла в продольном направлении 
Доленная чашечка должна находиться над осью педали, когда педаль стоит в положении на три часа. 

Решение 
Отрегулировать седло, используя отвес. 

Причина — Перегрузка коленей из-за неправильного положения стопы на педали
Решение 
Установить стопу правильно относительно оси педали (чтобы основание большого пальца находилось строго над осью педали). 

Лечение, спортивные врачи

Сразу оговоримся, что мы не будем давать рекомендаций по самолечению, а в очередной раз настоятельно порекомендуем в случае непроходящих болей обратиться к врачу (если, конечно, не хотите заработать инвалидность). Это — безответственность

При возникновении болей в коленных суставах прежде, чем начать лечение, необходимо установить диагноз. Качественную помощь велосипедисту может оказать только хирург-травматолог. Самостоятельное применение спортивных растирок или других согревающих средств с лечебными целями сможет лишь незначительно снять боли. Спортивные растирки не могут служить эффективным методом лечечения. Чем позднее спортсмен обратится к специализированной врачебной помощи, тем на более длительный срок ему придется снизиты нагрузки, а в тяжелых случаях даже прекратить тренировки. 

Автор - Андрей Моисеев AKA JackOfShadows
ИСТОЧНИК: 


 

  • http://velomania.com.ua/articles/46-2010-05-10-13-46-02/84-how-to-protect-your-knees-when-cycling
  • Оцените статью:

    Перепост:

    Статья понравилась: ХАМИЛЬ, ko_reshok, joo, Игорь Пересичанский, D_E_N_I_Sdz, Taiwo, JECK_13,

    Статья не понравилась: konstruktor, doofy,


    Комментарии

    Комментировать в форуме...

    Сова

    Сова

    Очень полезная информация. Спасибо!

    05.08.2009 02:20
    ХАМИЛЬ

    ХАМИЛЬ

    :wink:

    26.08.2009 00:21
    Бугагагалтер

    Бугагагалтер

    Спс. очень, очень просветило))

    "Чем позднее спортсмен обратится к специализированной врачебной помощи, тем на более длительный срок ему придется снизиты нагрузки, а в тяжелых случаях даже прекратить тренировки."

    Вот это самое грустное((((

    14.10.2009 23:47

    DiLucka

    мне пришлось на 2,5 года оставить вообще какие-либо нагрузки, даже ношение сумки с магазина. Все суставы болели! большая нагрузка + микроорганизмы которые нас окружают, а можно сказать иначе, в субстанции которых мы постоянно плаваем! поэтому иммунитет и периодические профилактики необходимы! а вообще нужно обращать внимание на любой неприятный эффект организма: краткие слабые боли, запахи, головокружения, слабости и т.д. и т.п.

    03.05.2011 17:47

    Puff

    Классная статья )
    еще бы кто подсказал как лечить колени которые подпорчены ездой в шортах при +8 и ломовыми передачами в гору?
    может есть у кого знакомый хирург (хороший) чтобы проконсультироваться - бросать вел или лечить и тихонько ездить...

    09.09.2011 17:34

    mm16108-aizenshtat

    мне 53.Я - шоссер-любитель.Мои невозможно больные колени сейчас потихоньку приходят в норму. Отчего они заболели ? И отчего они приходят в норму? Первое - я не знал как правильно педалировать.Почему? Правильный вопрос. Я не спросил у тех кто знает. Я думал,что я сам все знаю,как и ты сейчас думаешь. Сесть,эдак, повыше,чтоб ножку выпрямить во всю ее длину,согнуться и давить . .давить. . носочком .чтоб девочки ахали,какие у мужика банки на ногах.Так постепенно по ступенькам ходить уже не мог. Потом профисам сказал об этом,они подправили все что надо и сейчас уже не болят,хотя каждый день по 60-70 проезжаю,средняя 30 в час.Так что ты к профисам обратись,не к хирургам.Что хирург? Он тебе скажет,что надо ноги отрезать и они уже никогда болеть и не будут. И денег с тебя слупит за операцию да за протезы.Будешь ты у нас первый в Украине Вело- Мересьев. А надо то просто научиться правильно педалировать и все ! Во-первых сесть ниже сантиметриков на 6-8,чтоб пятка ниже оси педали доставала на вытянутой ноге.Спину держи как можно ровней. Косточку носка стопы на ось педали поставь. На педаль давить не надо,а пятку просто вниз толкай,внизу проводку ступней делаешь,то есть разгибаешь ее с силой,а потом тянешь вверх. Быстро едут не те,кто давят,а те кто тянут. И оптимальная частота вращения педалей - 90 оборотов в минуту. Освои это - и для начала хватит. Но и к профисам сходи. Это лучше,чем к хирургу. Давай ! Ты сможешь ! С уважением . . .

    09.09.2011 23:41

    Puff

    Quote:
    mm16108-aizenshtat

    спасибо за ответ! Про Мересьева это конечно перегиб, но по сути я понял )
    Педалировать никто не учил, дествительно жму по простому...
    и посадку тоже ставил как вычитал в инете, и совсем не факт что правильно.
    Обороты педалей 70 и больше старался держать, и пить конечно не забывал - почаще.
    Высоту седла менял поразному, и сейчас стоит какраз максимально выдвинут в нижней точке - только носком достаю. Поэтому ракомендации на 6-8см попробую :smile:
    Еще попробую контакты, и вкруговую крутить...
    Вобщем остается найти когонить для помощи в посадке, и показатся к врачу чтобы оценить ущерб от того что накрутил раньше.

    10.09.2011 17:19
    Vovan_G5

    Vovan_G5

    колени нужно кроме всего прочего укреплять. Очень хорошо помогают неглубокие приседания, каждый день и побольше.

    12.10.2011 02:18
    Lupus_Nocturnus

    Lupus_Nocturnus

    Quote:
    Во-первых сесть ниже сантиметриков на 6-8,чтоб пятка ниже оси педали доставала на вытянутой ноге.


    Спорный вопрос. Лично у меня если седло слишком низко - наоборот колени начинают болеть (да и скорость падает). Седло ставлю так, чтобы педали можно было крутить пятками, полностью выпрямляя ноги (но не ниже). Езжу с туклипсами.

    До того как собрал велосипед - постоянно ныли колени. Было больно ходить (допрыгался, называется. В прямом смысле слова). Стал ездить - неприятные ощущения стали постепенно уменьшатся.

    Quote:
    колени нужно кроме всего прочего укреплять. Очень хорошо помогают неглубокие приседания, каждый день и побольше.


    Лучше всего укрепляет, как раз таки, езда на велосипеде. ;) Если делать это с умом.

    22.10.2011 16:15
    Дратьтатьян

    Дратьтатьян

    так же не понял про "сесть ниже сантиметриков на 6-8,чтоб пятка ниже оси педали доставала на вытянутой ноге."

    я когда перешел с туклепсов на контакты = заметил, что нога упираться стала по другому и колено перестало полностью разгибаться в нижней точке шатунов, и при езде таким образом на 100+км колени болели, пока не поднял подседел

    и что насчет "спины попрямее" вместо коленей убивать позвоночник? все профи тоже ездят с прямой спиной, а не согнутые креведкой?

    12.10.2014 02:58

    Baiker

    Добрый день. Такой вопрос катаю 40-50 км с учётом поездки домой в одну сторону 20-25 км- то ли гудят или закислены ноги. На маршруте бывают тягуны до 5% или торчки до 8%. Почему как бы дубеют ноги непонятно. Вкатан хорошо в этом 2019 году возобновил езду на велосипеде с 19 марта. До этого ездил до 12 км в 15 км в одну сторону с тягунами. Когда едешь по маршруту из дому с ногами всё нормально- домой обратно на тех же самых подъёмах начинают как бы дубеть или закисляться ноги. Помогает остановка и немного походить пешком. Иногда так делаю на середине подъёма-тягуна. Езжу на передачах когда нет подъёмов по плоской местности на 48/21 48/18 38/18 иногда 38/16. В подъём 48/24 если затяжной то на 38/24. Спереди система 48/38/28 сзади трещётка 28/24/21/18/16/14. Покрышки 622х35 мм.

    17.07.2019 09:05
    Aleksei Dmytren

    Aleksei Dmytren

    От работы кони. Ну вы знаете. Жарко, мало кушаете))) Стаканчик кваса с печенькой за 15 минут до поездки зарешают.

    17.07.2019 09:52