НЕМНОГО О ЛЕГЕНДАХ ПРО ХАРЬКОВСКИЕ ПОДЗЕМЕЛЬЯ
В декабре 2017 года ХО БФ "Дети подземелья" на базе ХНУ им. В.Н. Каразина провел уже VI научно-практическую конференцию "Освоение подземного пространства Харьковщины". Начинаю выкладывать материалы конференции. Читайте и комментируйте!
ХАРЬКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД
СОДЕЙСТВИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫМ ИССЛЕДОВАНИЯМ
«ДЕТИ ПОДЗЕМЕЛЬЯ»
МАТЕРИАЛЫ
VI Научно-практической конференции «Освоение подземного пространства Харьковщины»
М.А. Гарбар
К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕГЕНД ПРО ХАРЬКОВСКИЕ ПОДЗЕМЕЛЬЯ
Харьковский областной благотворительный фонд содействия историко-культурным исследованиям «Дети подземелья» с 2005 года занимается изучением старинных подземных объектов в нашем регионе, Украине и тех иногда очень далеких местах, куда судьба может забросить кого-то из членов нашей организации. И первое, с чем сталкивается каждый серьезный исследователь, это подбор и фильтрация информации о предполагаемом объекте исследования.
Столь романтичная и загадочная сторона градостроительства привлекает многих. Но одно дело мониторить средства массовой информации в поиске жареных фактов по интересующей теме, другое – штудировать труды предшественников в архиве или библиотеке, пытаясь обнаружить крупицы научной информации для дальнейшего проведения полевых работ, и совсем третье – проводить полевые опросы местного населения. Каждый источник информации по-своему интересен и может привести к неожиданно большому или наоборот – мизерному результату, имеющему значение для проведения дальнейших исследований. Отделить зерна от плевел и вплотную заняться наиболее перспективным направлением работ – серьезная задача. Первой преградой на этом непростом пути становится ее величество легенда.
Очень часто, вне зависимости от древности и размера населенного пункта, читая околоисторические очерки о нем или опрашивая местных старожилов, ты начинаешь понимать, что где-то все это уже слышал. Только монастырь был не мужской, а женский; длина подземного хода была не 18, а 23 километра; икону из одного храма в другой батюшка перевозил не на тройке с бубенцами, а пешим ходом, подгоняя ленивого послушника; и все каменные дома населенного пункта были связаны лабиринтом подземных галерей, обложенных красным кирпичом на известковом растворе, а не отделанных сухой кладкой дикого камня.
На основе всей этой, безусловно, важной и интересной информации в голове у опытного исследователя складывается целый набор архетипических образов старинных подземных сооружений, фигурирующих в легендах о подземельях.
Перечислим лишь наиболее частые из них:
- Два ближайших населенных пункта (Змиев – Коробовы Хутора или Чугуев и Кочеток, например);
- Две крепости или крепость и отдельно стоящее фортификационное сооружение (Харьковская крепость – Чугуевская крепость, Харьковская крепость – Свято-Покровский храм);
- Ход под рекой или другой водной преградой (ход между Свято-Успенским и Свято-Благовещенским соборами);
- Два или более культовых сооружения (Свято-Покровский, Свято-Успенский и Свято-Николаевский храмы);
- Монастырские ходы (Свято-Покровский, Куряжский и Хорошевский монастыри);
- Вокзал-тюрьма (подземная галерея для перегона каторжников);
- Схроны разбойных шаек (легенда о разбойнике Харько);
- Хозяйственно-бытовое творчество купцов (где же еще контрабанду хранить);
- Межконтинентальные тоннели… J
Очень часто вышеперечисленные подземелья характеризуются в устах рассказчика легенды набором обязательных качеств:
- разветвленность (заблудиться можно);
- многоуровневость (закручивающийся спиралью покатый спуск вниз; опасная лестница вверх; пролом в полу, ведущий на нижний, никем доселе неизведанный уровень и т.д.);
- наличие некоего центрального лабиринта (весь Харьков подземельями изрыт, его по кругу под землей обойти можно, заглядывая чуть не под каждый дом);
- значительные линейные размеры (по ним всадник с копьем проехать может).
В подземельях настойчивый и удачливый исследователь обязательно сможет найти ряд полезных артефактов:
- клад (крепостная казна или монастырская касса, например);
- оружие (от сабли первого осадчего до пулемета «Максим» революционера Артема);
- человеческие кости (останки менее удачливых исследователей);
- культовые принадлежности (где же еще службу служить или награбленное прятать);
- что-нибудь вовсе непознаваемое в объективной реальности (приведения и другие сущности тонкого мира, начиная с Книги Судеб и заканчивая негативно заряженными энергетическими шарами).
Каждый элемент большинства из подобных легенд очень важен для рассказчика и выверен десятками пересказов. История, когда-то, кем-то рассказанная, иногда становится частью жизни живописателя легенды и может обрастать подробностями на протяжении всего его жизненного пути, причудливо переплетаясь с прочитанными книгами, увиденными по телевизору новостями или даже обстоятельствами личной жизни. Все эти факторы необходимо учитывать при записи каждой легенды и особенно при попытке выявления в нагромождении околофактических конструкций рационального зерна, которое доступно к практическому изучению.
Следует заметить, что игнорирование легенд как «несерьезного» источника в определенной мере сужает возможности исследователя и, наоборот, всестороннее изучение всех пусть даже нелогичных или абсолютно фантастических с точки зрения современного исследователя подробностей легенды, а также сравнение представленного материала с другими источниками может привести к появлению нового объекта исследования. Уже не легендарного, а реального! И пусть вновь открытое подземелье не будет таким, как описывается в легенде, и находки в нем будут не так богаты, а история его использования далеко не так романтична. Главное – оно есть и доступно изучению.
Так что, друзья, побольше легенд, хороших и разных!
Комментарии