menu

Сборка колес с равномерным натяжением

Heitaver

Heitaver

  • 13.03.2013 00:47
  • Просмотров: 33656

Решил я написать о сборке колес,а именно как это делаю, по этапно 

0. Инструмент: станок для сборки колес, зонтомер, ключ для спиц, тензометр

1. Обода, втулки, спицы 

С ободами и втулками все проще - купил и нет проблем, главное что б количество отверстий совпадало. Со спицами сложнее - они должны подходить по длине, так как ни короткие, ни длинные спицы не есть хорошо при сборке колес. 

Я пользуюсь калькулятором http://www.upbikes.com.ua/calculator.php - очень точный и правильный калькулятор, главное все размеры ввести правильно

2. Набор колеса - спицовка 

Преимущественно все колеса-самосборы собираются тангенциальным методом, т.е. крестами. Крестов может быть от 1 до 5 в зависимости от количества спиц. 
Колеса на 32 и 36 спиц преимущественно собираются в 3 креста, 36 - можно в 4. 
Для сборки некоторых колес использую шайбочки DT Swiss, которые находятся между фланцами втулок и головками спиц. Шайбочки центруют спицу в отверстии и добаваляют прочности этому соединению.

так выглядят шайбочки в уже натянутом колесе 

как набирать колесо я рассказывать не буду, об этом почитать можно тут, но добавлю свое примечание - ниппеля желательно накрутить равномерно по резьбе, это позволит получить сразу ровное колесо уже на этапе предварительной сборки. 

3. Предварительная сборка. 

Предварительна сборка включает в себя в первую очередь размещение обода по центру между краями втулки, т.е. зонт.

Выставив зонт, далее необходимо проверить радиальное биение, т.е. яйцо. Нормой считается радиальное биение не более 0,5 мм(на стыке может быть больше) и 0,2-0,3 мм боковое биение(восьмерка), хотя при эксплуатации даже 0,5 мм восьмерка не приносит никакого дискомфорта. На этой этапе в сборку колеса подключатся индикаторы ИЧ, которые показывают радиальное и боковое биения. 

На этапе предварительной натяжки яйцо получается где-то 0,8-1 мм и моя задача - уменьшить до 0,5 мм и меньше, т.е. в одних местах подтянуть спицы, в других ослабить. 
После настройки радиального биение наступает этап предварительно выравнивания натяжение спиц, так как до этого момента спицы натянуты в разнобой, хотя колесо может быть идеально ровным.  

так выглядит диаграмма натяжения на этапе предварительной сборки

Моя задача выравнять натяжение так, что б получились фигуры максимально похожие на круги, так как если этого не сделать, на выходе мы получим "ровное" колесо с неравномерным натяжением и диаграмма его будет примерно такой-же только в 3 раза большей. 
Пользуюсь тензометром ParkTool и ихней программой соответственно. ПаркТул заявляет о погрешностях в натяжении +-20% от среднего значения на сторону. То есть вложившись в эти 20% натяжение можно считать равномерным. При сборке колес, я стараюсь что б погрешность не превышала 8-10% на сторону 
Выравняв натяжение переходим к этапу натяжки колеса. 

4. Натяжка колеса 
Этой этап где осуществляется натяжение спиц до максимального их значения. 
Натягиваются спицы с каждой стороны поочередно, т.е. делаются проходы по правой и левой стороне по 1/2 оборота ниппеля поочередно. При приближении к максимальному натяжению оборот ниппеля уменьшается до 1/4 и 1/8. 
На этом этапе так же необходимо следить как за радиальным, так и за боковыми биениями и выравнивать при необходимости. 
По окончанию этого этапа мы получаем равномерное натяжение и такую диаграмму на выходе

5. Финальная протяжка.  

На этой этапе остается лишь еще больше выравнять натяжение и получить ее более ровные диаграммы, сохранив биения в пределах 0,5 мм и меньше для радиального, и 0,2 и меньше мм для бокового. Иногда этот этап становится самым долгим.

6. Снятие напряжения со спиц. 

Все кто садился на только собранные колеса, слышали треск ниппелей. Что б этого не было, нужно на этапе финальной протяжки снять напряжение со спиц и убрать скручивание со спиц. Для этого берется уже готовое колесо, ложится на пол и двумя руками, прикладывая свой вес(в разумных приделах) на периметр обода диаметрально, и так с двух сторон. Тут и слышны те самые щелчки. Далее вставляем колесо в станок и видим что боковое биение выросло до 0,3-0,8 мм. Выравниваем, но с небольшим возвращением ниппеля(т.е. если провернули ниппель на 1/4 оборота, его нужно вернуть обратно на 1/8). После этой процедуры получаем полностью готовое колесо. 






Еще одна функция моего станка - приблуда для выравнивания роторов 

Примечания и наблюдения: 
1. Чем легче обод - тем сложнее сделать равномерное натяжение. 
2. Чем тоньше спица - тем сложнее сделать равномерное натяжение. 
3. На склепанных ободах на стыке всегда есть скачок радиального биения, и бывает скачок бокового биения. 
4. На сварных ободах зачастую стык ровный, но бывают и скачки. 
5. Если обод не пистонированный, ZTR к примеру обязательно узнать рекомендации производителя по натяжению. 
6. 120-130 кг натяжения в основном достаточно для большинства колес 
7. на ударенном ободе вероятность получить равномерное натяжение очень сильно уменьшается или вовсе отсутствует. 
8. Если на этапе предварительной сборки получилось большое яйцо - не стоит пытаться его вытянуть - распускаем ниппеля и тянем заново. 

Оцените статью:

Перепост:


Комментарии

Комментировать в форуме...

IOleg

IOleg

спасибо за интересную и практичную статью, отличные фото, ясные объяснения, побольше бы таких статей на форуме.(читал еще по ссылке в вк, хорошо, что оформили на ХТ).

13.03.2013 00:49
Heitaver

Heitaver

enso писал(а):
Heitaver писал(а):
можно ликбез по статьям на хт?

на главной http://tourist.kharkov.ua в правом нижнем углу есть "добавить статью". Там дальше вроде все понятно, думаю, простое "копировать-вставить" сработает.
Прочитал статью. Написана хорошо, просто и видно, что со знанием дела. Только не "зонд", а "зонт" :smile:
вопросы:
- чем мажешь ниппеля?
Quote:
ниппеля желательно накрутить равномерно по резьбе, это позволит получить сразу ровное колесо уже на этапе предварительной сборки.

- то есть ты считаешь кол-во сделанных витков, или на глаз по резьбе?
- что за софт от парктула?
- ну и интересно конечно узнать примерную цену инструментов и твоей работы (за вилсет), и сколько у тебя это времени занимает.

создал статью, ссылка в первом сообщении

ниппеля мажу... любой густой смазкой, в данном случае мазал финишлайном

-я не считаю колчество витков, на этапе предварительной сборки это бессмысленно, если длина спиц позволяет - накручиваю так что б резьба скрылась в ниппеле, а дальше считаю обороты.
-софт качается тут http://www.parktool.com/blog/repair-hel ... r-for-tm-1
так же на той странице много информации по равномерному натяжению, правда на английском
-Цена инструментов... станок без индикаторов 1200 грн обошелся + индикаторы. Тензометр 90-100 баксов, ключ 7-8 евро. Ключей у меня 4 разных
цены на сборку можно глянуть на странице вк(ссылка в подписе)

13.03.2013 00:53
enso

enso

Надо бы модерам перенести сообщения в обсуждение статьи, а тему удалить.
Глянул, слушай, очень хорошие цены у тебя, и это при наличии правильного инструмента. :yes:

13.03.2013 01:01
Heitaver

Heitaver

enso писал(а):
Надо бы модерам перенести сообщения в обсуждение статьи, а тему удалить.
Глянул, слушай, очень хорошие цены у тебя, и это при наличии правильного инструмента. :yes:

да я просто в Николаеве живу :D тут меня съядят если больше буду просить. :D

ну а если серьезно, то пока-что так. Но думаю со временем, цены подниму, пока меня устраивает так.

забыл ответить, если работать без спешки то 2 колеса за день получается. Если поднатужится то 3.
на одно колесо в среднем уходит 3-4 часа времени

перенести можно, но мне хотелось бы что б и в технозоне было, хотя сам как модер понимаю, что правильно что б было в одном месте

13.03.2013 01:05
anatoly-alex

anatoly-alex

По равномерному накручиванию ниппелей - есть у меня очень простая приспособа. Ниппель, с головкой аккуратно сточенной на плоскость на локтайте накручивается на спицу или ее обрезок, так, чтобы торчало несколько мм резьбы. Сколько именно - определяется по перебираемому колесу. Для заднего таких приспособ надо 2 - зонт то разный. При сборке ниппель накручивается на приспособу шляпкой вперед, а потом - в обод и накрутить на спицу. Как уперлось -значит накручено, придерживаем ниппель и выкручиваем приспособу. В результате после накручивания всех ниппелей таким образом изначальное положение ниппелей одинаково для каждой спицы, естественно для заднего оно одинаково в пределах стороны колеса, и разное для сторон. Далее - обычная протяжка с контролем натяжения тензометром. Сборка - минут 20 с чайком, а вот точная протяжка - по разному, может и десяток минут при новом качественном ободе, а может и больше часа, если обод так себе или немного мятый. Собрав и отбалансировав колесо - катаю его, одев рюкзак повесомее, и оставляю на другой день - после покатушки руки уже не так чуствительны, и вообще - в лом работать. Далее - вторая протяжка - это быстро, минуты. Проверка и запись, для каждой спицы, ее натяжения - оно немного не одинаково - но более или менее однои то же. Далее, если колесо дорогое - я по очереди скручиваю по одному ниппелю, смазываю локтайтом резьбу и немедленно накручиваю обратно с контролем натяга до в точности равного записанному. Это требует примерно 1 минуты на спицу, включая окончательный контроль биений. При этом использую электроотвертку со специальным пином и установленным ограничителем момента. Дотягиваю ключом чуть чуть сильнее и чуть приотпускаю - этим убирается скручивание спицы.
Далее, если колесо моё и шоссерное, ставлю резину и балансирую. И еще маленькая хитрость - никогда не делать это в злом настроении.
Чуть не забыл - натяжение делается не 1-2-3...-15-16 спица по стороне, а 1-9, 2-10, ...8-16., проверка зонта и другая сторона аналогично. В остальном - так же, только приборы у меня большей частью самодельные.

13.03.2013 02:59
IOleg

IOleg

anatoly-alex писал(а):
Для заднего таких приспособ надо 2 - зонт то разный.

в общем, в стиле anatoly-alex: подробно, обстоятельно, доходчиво, и, понятно после недавних баталий, что сборка колес-таки дело тонкое. :)
но вот вопрос-а что, в передних дисковых мтб колесах зонт одинаковый?

13.03.2013 11:30
Denis XC

Denis XC

FAQ по сборке колес

часть первая http://twentysix.ru/blog/WE_ARE/106360.html
часть вторая http://twentysix.ru/blog/WE_ARE/106367.html
часть третья http://twentysix.ru/blog/WE_ARE/106367.html

Тема на Веломании по правке колес по приборам http://forum.velomania.ru/showthread.php?t=98031

ИМХО, ничего нового, интересного, передового в Ваших постах, Слава, нет.
Радиалка 0.5мм - это много, спокойно можно делать меньше. Кроме Вашей собственной рекламной компании ничего больше не прочитал.

13.03.2013 11:53
Heitaver

Heitaver

Denis XC писал(а):
FAQ по сборке колес

часть первая http://twentysix.ru/blog/WE_ARE/106360.html
часть вторая http://twentysix.ru/blog/WE_ARE/106367.html
часть третья http://twentysix.ru/blog/WE_ARE/106367.html

Тема на Веломании по правке колес по приборам http://forum.velomania.ru/showthread.php?t=98031

ИМХО, ничего нового, интересного, передового в Ваших постах, Слава, нет.
Радиалка 0.5мм - это много, спокойно можно делать меньше. Кроме Вашей собственной рекламной компании ничего больше не прочитал.

В теме не веломании я отписывался и узнал много для себе. еще с год назад.
Денис, для тебя может нового ничего и нет. Но радиалка 0,5 мм это норма, но конечно стараюсь делать менье. И так как ты имеешь аналочичный инструмент то должен был видеть ситуации когда радиалку, боковое и равномерное натяжение бывает тяжело держать все в пределах нормы. Или ты так и не дошел до парктуловской проги?




anatoly-alex писал(а):
По равномерному накручиванию ниппелей - есть у меня очень простая приспособа. Ниппель, с головкой аккуратно сточенной на плоскость на локтайте накручивается на спицу или ее обрезок, так, чтобы торчало несколько мм резьбы. Сколько именно - определяется по перебираемому колесу. Для заднего таких приспособ надо 2 - зонт то разный. При сборке ниппель накручивается на приспособу шляпкой вперед, а потом - в обод и накрутить на спицу. Как уперлось -значит накручено, придерживаем ниппель и выкручиваем приспособу. В результате после накручивания всех ниппелей таким образом изначальное положение ниппелей одинаково для каждой спицы, естественно для заднего оно одинаково в пределах стороны колеса, и разное для сторон. Далее - обычная протяжка с контролем натяжения тензометром. Сборка - минут 20 с чайком, а вот точная протяжка - по разному, может и десяток минут при новом качественном ободе, а может и больше часа, если обод так себе или немного мятый. Собрав и отбалансировав колесо - катаю его, одев рюкзак повесомее, и оставляю на другой день - после покатушки руки уже не так чуствительны, и вообще - в лом работать. Далее - вторая протяжка - это быстро, минуты. Проверка и запись, для каждой спицы, ее натяжения - оно немного не одинаково - но более или менее однои то же. Далее, если колесо дорогое - я по очереди скручиваю по одному ниппелю, смазываю локтайтом резьбу и немедленно накручиваю обратно с контролем натяга до в точности равного записанному. Это требует примерно 1 минуты на спицу, включая окончательный контроль биений. При этом использую электроотвертку со специальным пином и установленным ограничителем момента. Дотягиваю ключом чуть чуть сильнее и чуть приотпускаю - этим убирается скручивание спицы.
Далее, если колесо моё и шоссерное, ставлю резину и балансирую. И еще маленькая хитрость - никогда не делать это в злом настроении.
Чуть не забыл - натяжение делается не 1-2-3...-15-16 спица по стороне, а 1-9, 2-10, ...8-16., проверка зонта и другая сторона аналогично. В остальном - так же, только приборы у меня большей частью самодельные.

равномерное накручивание ниппелей не столь сложная задача, я пробовал вашим способом. но для меня так дольше.
насчет локтайта и прочих фиксаторов - я против их использования - далее очень затрудняется любая правка колеса. Ну и я понял вы софтом никаким не пользуетесь. Я у меня бывало что приходилось выкручивать ниппеля на уже натянутых колесах, при закручивании обратно. даже если выставить на этой натяжение как было, на соседнних спицах натяжение менялось уже.
Дотяжка и отпуска - так само.
я не делаю колеса, натяжку, когда злой или хочу спать

13.03.2013 12:09
Heitaver

Heitaver

Denis XC писал(а):
Радиалка 0.5мм - это много, спокойно можно делать меньше. Кроме Вашей собственной рекламной компании ничего больше не прочитал.

на той же веломании есть ссылка на док, где говорится про 0,5 мм.
+ я проверил не одну пару заводских колес - 0,2 там и близко не было, 0,35-0,45 мм везде.

13.03.2013 12:28
Арчебальд

Арчебальд

Я вот стесняюсь спросить:) сам собрал уже пару тройку колес вроде и не плохо,но вот вопрос.,Можно ли каким то народным методом проверить натяжку спиц без этих специальных приблуд?

13.03.2013 13:25
Heitaver

Heitaver

Арчебальд писал(а):
Я вот стесняюсь спросить:) сам собрал уже пару тройку колес вроде и не плохо,но вот вопрос.,Можно ли каким то народным методом проверить натяжку спиц без этих специальных приблуд?

нет, никак.
пальцами можно почувствовать разве что очень ослабленную спицу, и то если она конкретно болтается

13.03.2013 13:36
Арчебальд

Арчебальд

ясно,спасибо

13.03.2013 14:07
andr

andr

Арчебальд писал(а):
Я вот стесняюсь спросить:) сам собрал уже пару тройку колес вроде и не плохо,но вот вопрос.,Можно ли каким то народным методом проверить натяжку спиц без этих специальных приблуд?

Тут говорили, что нельзя. Один способ все же есть. Правда, его точность инструментально не доказана и им можно проверить прежде всего равномерность натяга. Саму силу им проверить сложнее, хотя тоже можно. Способ называется "на слух". Нужно бренчать на спицах, как на арфе, и добиваться одного тона. Высота звука у спиц одинаковой толщины (в ровно собранном колесе) - полный эквивалент силы натяжения. Приличный музыкант легко различит несовпадение высоты тона при частотном разнобое в 0,01%.
Кто-то из классиков (не то Браун, не то Ринард), будучи умеренно музыкальным, при натяжке применял всякие камертоны.

13.03.2013 16:19
Саша Kherson

Саша Kherson

Человек знает свое дело, ясно и понятно.
Неоднократно собирал у Heitaverа колеса.
Все разы был доволен на все 100.

13.03.2013 16:20
Саша Kherson

Саша Kherson

А по сути вопрос знатокам. Радиальное и боковое биение в 0,2 мм долго ли будет держатся?
Что то мне подсказывает что 1 выезд в паковом режиме и 0,2 далеко не будет.
И кажется что если колесса накачать то тоже 0,2 не останется.

А если рубить на колесах и катать кантри?

13.03.2013 16:31
Heitaver

Heitaver

Саша Kherson писал(а):
А по сути вопрос знатокам. Радиальное и боковое биение в 0,2 мм долго ли будет держатся?
Что то мне подсказывает что 1 выезд в паковом режиме и 0,2 далеко не будет.
И кажется что если колесса накачать то тоже 0,2 не останется.

А если рубить на колесах и катать кантри?

Накачав колесо - натяг спиц падет и биения меняются, чем меньше оно поменяется тем равномернее натяг. Чем больше давление тем больше эти искажения. Шоссейные колеса а давлением 7-8 там ведет только так, и как уже писалось выше их надо править уже накачанными. с давлением 2 атм это не столь критично.

13.03.2013 16:36
Саша Kherson

Саша Kherson

andr
При 100% одинаковом натяжении, спицы звучат по разному.
Ребята с тензометрами проведите експеримент.

Для этого не нужно иметь абсолютный слух, достаточно скачать полноценный хроматический тюнер.

Я думаю не существует идеальных спиц, а изменение натяжения на пару грамм меняет полностью ноту.

13.03.2013 16:37
Heitaver

Heitaver

Саша Kherson писал(а):
andr
При 100% одинаковом натяжении, спицы звучат по разному.
Ребята с тензометрами проведите експеримент.

Для этого не нужно иметь абсолютный слух, достаточно скачать полноценный хроматический тюнер.

Я думаю не существует идеальных спиц, а изменение натяжения на пару грамм меняет полностью ноту.

Саша, ты ж музыкант. проверь те колеса что собирались для тебя

13.03.2013 16:42
andr

andr

Саша Kherson писал(а):
При 100% одинаковом натяжении, спицы звучат по разному.
Ребята с тензометрами проведите експеримент.

Для этого не нужно иметь абсолютный слух, достаточно скачать полноценный хроматический тюнер.

Я думаю не существует идеальных спиц, а изменение натяжения на пару грамм меняет полностью ноту.

Об этом я из приличия умолчал (почти): в самом деле, слух более точен, чем тензометр. Хотя, конечно, такая точность избыточна.

13.03.2013 16:59
Саша Kherson

Саша Kherson

Heitaver писал(а):
Саша Kherson писал(а):
andr
При 100% одинаковом натяжении, спицы звучат по разному.
Ребята с тензометрами проведите експеримент.

Для этого не нужно иметь абсолютный слух, достаточно скачать полноценный хроматический тюнер.

Я думаю не существует идеальных спиц, а изменение натяжения на пару грамм меняет полностью ноту.

Саша, ты ж музыкант. проверь те колеса что собирались для тебя


Именно поэтому я это и написал, т.к. звучали все (струны) спицы по разному.

andr слух точнее, но слух и натяжение это ведь совсем разные вещи.

13.03.2013 17:03
Саша Kherson

Саша Kherson

з.ы. не выдержал, взял тюнер и пошел к колесам. На мое удивление теория верна.

десяток спиц звучал примерно +- 20-30 гц в нотах ЛЯ(А) и СИ(А) .
звучат они попарно. т.е. спицы которые пересекаются дают одну ноту.

Интересно бы провети полноценный експиремент.

andr Часть своих слов беру обратно.

13.03.2013 17:15
palermo2400

palermo2400

По слуху тоже не согласен, определять по слуху немного точнее чем руками, на айфон даже приложение такое есть.
Да и качественные спицы в принципе калиброваны, но звучат по разному из-за разной плотности соприкосновения в крестах к примеру это как на гитаре одну и туже струну прижать к грифу в разном месте...

13.03.2013 17:19
Heitaver

Heitaver

Denis XC писал(а):
Радиалка 0.5мм - это много, спокойно можно делать меньше. Кроме Вашей собственной рекламной компании ничего больше не прочитал.

что б не думать не гадать и не слушать таких как я и ты, я написал в NoTubes и получил ответ

Quote:
Hello. I will build wheels with ZTR Arch EX Rims. I build wheels with tensiometer. What
I'm interested in - what radial and lateral movement must be in wheels? I know about 0.2 mm to lateral
movement and 0.5 mm to radial movement, am I right?

Quote:
Dear Vyacheslav,
We build to .4mm lateral and .3 mm radial, but it is not necessary to be this accurate. 1mm lateral and 1mm radial are fine for most wheels.
Sincerely,


и скрин

13.03.2013 19:00
andr

andr

palermo2400 писал(а):
По слуху тоже не согласен, определять по слуху немного точнее чем руками, на айфон даже приложение такое есть.
Да и качественные спицы в принципе калиброваны, но звучат по разному из-за разной плотности соприкосновения в крестах к примеру это как на гитаре одну и туже струну прижать к грифу в разном месте.

Надо понимать, как именно бренчать, и уметь слушать. Тем более что Саша Kherson уже успел проверить.
Насчет классиков с камертонами я погорячился. Браун применял магнитофон с нужными нотами, а не камертоны. Таки было время, когда он тянул спицы на слух. http://caravan.hobby.ru/materiel/wheelbuild-ru.html
Я не говорю, что так всегда и у всех выйдет лучше, чем с тензометром. Скорее, в среднем хуже, потому что есть тьма случайных факторов. Но всегда приятно знать альтернативный способ.

13.03.2013 21:08
anatoly-alex

anatoly-alex

Heitaver

Насчет дисковых - так я почти их не делаю. Софтом - тем же, скорее всего, просто тупо забиваю в гугл "калькулятор длины спиц" и пользуюсь. Размеры просто тупо замеряю на втулке штангелем, на ободе - либо тащу из инета или тоже мерю сам. Локтайт - это по вкусу. Действительно, править проклеенное колесо - трудно. Но ведь как правило и не приходится... если спица не раскручивается - то и не прослабляется при нормальной езде и хороших комплектующих. А порванную - меняю в комплекте с ниппелем. В детских велах, на мягких ординарных ободах - да, локтайт не нужен, их порой приходится поправлять после каждой покатушки.

Арчебальд

Проверять натяжение на звук - отличный способ, если есть музыкальный слух. А вот если слух - так себе - так пригождается камертон, а если совсем поганый - вот тут уже или тензометр, или использовать микрофон и какую нибудь программку анализа высоты тона звука - в инете их хватает. Мне - проще использовать тензометр.
НО действительно, при одинаковых спицах на звук - равномерность натяжения проверяется точнее.

Числовое значение биений - давно уже не заморачиваюсь. В конце концов ни обод никогда не идеален, ни колесо не бывает абсолютно жестким. Если вел на ровном спуске идет без вибраций - этого более чем достаточно для меня.

13.03.2013 21:25
palermo2400

palermo2400

andr писал(а):
palermo2400 писал(а):
По слуху тоже не согласен, определять по слуху немного точнее чем руками, на айфон даже приложение такое есть.
Да и качественные спицы в принципе калиброваны, но звучат по разному из-за разной плотности соприкосновения в крестах к примеру это как на гитаре одну и туже струну прижать к грифу в разном месте.

Надо понимать, как именно бренчать, и уметь слушать. Тем более что Саша Kherson уже успел проверить.
Насчет классиков с камертонами я погорячился. Браун применял магнитофон с нужными нотами, а не камертоны. Таки было время, когда он тянул спицы на слух. http://caravan.hobby.ru/materiel/wheelbuild-ru.html
Я не говорю, что так всегда и у всех выйдет лучше, чем с тензометром. Скорее, в среднем хуже, потому что есть тьма случайных факторов. Но всегда приятно знать альтернативный способ.

У меня наверное нет слуха, но я опробовал данный способ при помощи гитарного софтового тюнера - ну... где-то рядом... погрешности велика но это лучше чем голыми руками... еще хочу попробовать записать звук с помощью какойнит audacity, разложить на гармоники и померить частоту главной.
К стати тензики тоже бывают разные, механические-рычажные типа парктул тм1 намного хуже чем механические с подшипниками скольжения и микрометрической головкой типа этого - Изображение
В данный момент я творю оба прибора, но отзывы о втором просто супер и его легче сделать да и делают их все кому не лень... вот пример импровизации на коленке - Изображение .

13.03.2013 21:57
palermo2400

palermo2400

Heitaver писал(а):
Denis XC писал(а):
We build to .4mm lateral and .3 mm radial, but it is not necessary to be this accurate. 1mm lateral and 1mm radial are fine for most wheels.
Sincerely,


Это их мнение и они об этом прямо сказали, но назвать это стандартом нельзя, нужно поискать в другой литературе именно по поводу строительства колес об этих допусках, мне попадались пределы 0.5 радиалка и 0.2 боковое (при чем некоторые вещи грамотно править механическим путем). Имея станок с индикаторной головкой можно вывести колесо в 0.04 мм (я и без нее в 0.06 выводил), но есть ли в этом смысл если разница в натяге спиц будет более чем в 5-20 кг, натяг куда более влияет на качество колеса чем его идеальная ровность...

13.03.2013 22:23
Heitaver

Heitaver

palermo2400 писал(а):
Это их мнение и они об этом прямо сказали, но назвать это стандартом нельзя, нужно поискать в другой литературе именно по поводу строительства колес об этих допусках, мне попадались пределы 0.5 радиалка и 0.2 боковое (при чем некоторые вещи грамотно править механическим путем). Имея станок с индикаторной головкой можно вывести колесо в 0.04 мм (я и без нее в 0.06 выводил), но есть ли в этом смысл если разница в натяге спиц будет более чем в 5-20 кг, натяг куда более влияет на качество колеса чем его идеальная ровность...

да, это их мнение, но тем не менее, они имеют прямое отношенение к колесо строению

13.03.2013 22:31
palermo2400

palermo2400

Heitaver писал(а):
palermo2400 писал(а):
Это их мнение и они об этом прямо сказали, но назвать это стандартом нельзя, нужно поискать в другой литературе именно по поводу строительства колес об этих допусках, мне попадались пределы 0.5 радиалка и 0.2 боковое (при чем некоторые вещи грамотно править механическим путем). Имея станок с индикаторной головкой можно вывести колесо в 0.04 мм (я и без нее в 0.06 выводил), но есть ли в этом смысл если разница в натяге спиц будет более чем в 5-20 кг, натяг куда более влияет на качество колеса чем его идеальная ровность...

да, это их мнение, но тем не менее, они имеют прямое отношенение к колесо строению

К строению нет но к выпуску да, тебе отвечал менеджер а не механик, которому к стати установили рамки по качеству дабы он мог сделать в 10 раз больше колес чем если бы он их делал как хотел или как положено :)

13.03.2013 22:37

sergomortinelli

Зачем такой труд на 36 спицах? Мне вот интересно обмерить мой сбор и посчитать процентную разницу)).
Когда спиц гораздо меньше там этот инструментарий и методология гораздо оправдание.
Я на полную сборку трачу около 3-4 часов это почти на колене. Интересно сколько занимает твоя ?

13.03.2013 22:54
ProninS

ProninS

sergomortinelli писал(а):
Зачем такой труд на 36 спицах? Мне вот интересно обмерить мой сбор и посчитать процентную разницу)).
Когда спиц гораздо меньше там этот инструментарий и методология гораздо оправдание...

Когда ездок под 100 км, тогда и 36 спиц и весь этот набор "в тему". Смотрите немного "шире" всегда :wink:

13.03.2013 23:01
Heitaver

Heitaver

sergomortinelli писал(а):
Зачем такой труд на 36 спицах? Мне вот интересно обмерить мой сбор и посчитать процентную разницу)).
Когда спиц гораздо меньше там этот инструментарий и методология гораздо оправдание.
Я на полную сборку трачу около 3-4 часов это почти на колене. Интересно сколько занимает твоя ?

сборка без тензометра - час-полтора

13.03.2013 23:01
palermo2400

palermo2400

sergomortinelli писал(а):
Зачем такой труд на 36 спицах? Мне вот интересно обмерить мой сбор и посчитать процентную разницу)).
Когда спиц гораздо меньше там этот инструментарий и методология гораздо оправдание.
Я на полную сборку трачу около 3-4 часов это почти на колене. Интересно сколько занимает твоя ?

Время сборки колес это практический опыт каждого, профи с бородой может собрать колесо за 40 минут, такого качества которое вы не соберете и вовсе :)
Если нормальный станок оборудованый индикаторами то на сборку адекватно тратить до 1 часа, если в руках тензик это займет немного больше, если собирать на колене то почему-то быстрее 2х часов не выходит...
А что когда в колесе 36 спиц это плохо? Такие колеса выводятся в абсолютные нули и по надежности превосходят любые колеса с меньшим количеством спиц...
Спицы это последнее на чем стоит экономить, это удел дешманских колес.

13.03.2013 23:10
motor418

motor418

Я пользовался услугами данного человека, остался очень доволен) 100% знает свое дело, ответственно подходит к этому вопросу)

13.03.2013 23:23

sergomortinelli

:facepalm: :lol:

14.03.2013 00:14
rulet

rulet

palermo2400 писал(а):
вот пример импровизации на коленке - Изображение .

очень интересно! какой должна быть пружина и какая процедура калибровки такой самоделки?
(приходит на ум следующее - подвесить за спицу груз 100кг и соответственно дать предварительную нагрузку пружине)

14.03.2013 01:14
palermo2400

palermo2400

rulet писал(а):
palermo2400 писал(а):
вот пример импровизации на коленке .

очень интересно! какой должна быть пружина и какая процедура калибровки такой самоделки?
(приходит на ум следующее - подвесить за спицу груз 100кг и соответственно дать предварительную нагрузку пружине)

Пружина по моим расчетам на 2.5-3 кг при растоянии между упорами в 100-110 мм, этого достаточно дабы проломить спицу на 0.15 мм при 130 кг натяге.
Для калибровки делается рамка, в ней закрепляется динамометр (весы до 200 кг) и производиться натяжка спицы от 50 до 150 кг при этом делаются замеры через каждые 10 кг и строится график... он будет совсем не линейный. Затем просто прибор периодически калибруется под эту табличку.
Пожалуй самое дорогое в создании этого прибора это найти весы, они стоит от 50 до 70 баксов, а выглядят примерно вот так -
Изображение
Затем делается табличка в экселе в которую вводятся данный при сборке колеса, строиться круговая диаграмма которая даст визуальное представление о натяжке.

14.03.2013 17:07
anatoly-alex

anatoly-alex

Можно проще и без весов - нужна достаточно сильная и длинная спиральная пружина (я использовал мебельную, примерно на 200 кг, во всяком случае при растяжении ее с такой силой измеримой остаточной деформации я не наблюдал. ) В таком диапазоне усилие прямо пропорционально линейной деформации - закон Гука, если кто забыл. Подвесив на ней несколько взвешенных заранее грузов и записав удлиннение - проверил, что зависимость линейная, и вывел соотношение нагрузка в кг - удлиннение в мм. Далее на прочный прямоугольный профиль приварил гайку, в которой свободно крутится шпилька, одним концом соединенная с пружиной(через вертлюг), а второй конец пружины - к зажиму ниппеля спицы. Для головок спицы - на конце уголка сменный упор. И линейка, по которой можно видеть растяжение пружины. Это - натяжной стенд, на котором можно растягивать практически любые спицы, контролируя силу натяжения достаточно точно. Спицы то разные бывают, есть и плоские, и круглые и с разным баттированием и так далее - и надежнее всего мерить усилие напрямую и выставлять тензометр прямо по нему.(Процесс натяжения тестовой спицы делаю засунув приспособу в пластиковую трубу - во избежание неожиданного обрыва и травмы - попадались мне и бракованные спицы и прослабленные резьбы. Ну и при работе растянутое состояние пружины тоже фиксирую - предохранительным болтом.) Далее - можно записать звук этой спицы, а можно - выставить индикаторную головку тензометра на нужное (выбранное ) натяжение. В моем индикаторе использована пружина от фиксатора двери - что было под рукой, то и взял. Сам тензометр попроще, без подшипников - вместо них просто упоры.
Про всё это я уже писал в форуме несколько лет назад, и с фото.

14.03.2013 21:17
palermo2400

palermo2400

Мдя :) , проще вешать гирьки....

09.05.2013 02:07
Lupus_Nocturnus

Lupus_Nocturnus

Гм... Попытался только что приблизительно выровнять натяжение на своих наспех собранных, бюджетных колесах... Выбрал самую ослабленную пару спиц и попробовал немного подтянуть. Казалось бы без усилия, но колесо сразу стало отзываться, не смотря на то, что с противоположной стороны спицы перетянуты. При этом натяжение различается в разы, это ясно даже без тензиометра. Что я делаю не так?

Или с бюджетными ободами ("Avanti"/"Rainbow" DA-30/DA-280) выровнять натяжение может быть вообще невозможно?

02.06.2013 01:20
Heitaver

Heitaver

Lupus_Nocturnus писал(а):
Гм... Попытался только что приблизительно выровнять натяжение на своих наспех собранных, бюджетных колесах... Выбрал самую ослабленную пару спиц и попробовал немного подтянуть. Казалось бы без усилия, но колесо сразу стало отзываться, не смотря на то, что с противоположной стороны спицы перетянуты. При этом натяжение различается в разы, это ясно даже без тензиометра. Что я делаю не так?

Или с бюджетными ободами ("Avanti"/"Rainbow" DA-30/DA-280) выровнять натяжение может быть вообще невозможно?

нужен опыт с этим делом и тензомтер. На глаз можно лишь немого выровнять. По одной стороне надо и тянуть и ослаблять спицы

02.06.2013 11:59
palermo2400

palermo2400

Lupus_Nocturnus
даже одна перетянутая спица в колесе может сбить всю геометрию и сделать невозможным равномерную натяжку, собственно на этапе предварительной сборки нужно не допускать перетяга отдельных спиц, тогда колесо собирается без всяких проблем с разбросом в 3-7 кг.... также перетянутая спица может влиять на геометрию примерно третей части обода (это сложно объяснить проще показать :) ) и если тенз позволяет то можно собрать колесо с разбросом не более 3х кг на сторону, у меня к примеру 1 деление шкалы соответствует ~3м кг, но при этом я отчетливо вижу промежуточные значения, у механичиских приборов 1 деление это примерно 10 кг и тут уже сложнее...

02.06.2013 12:27