menu

ПВД "Радиалки с турстоянки "Мангуп"

Fireman

  • 25.10.2009 00:47
  • Просмотров: 10470

   

 

Рядом с храмом находится источник, из которого можно пополнить запасы воды при необходимости.  

Далее перемещаемся к пещерному городу Чуфут-Кале (переводится как Иудейская крепость). Находиться он совсем недалеко от монастыря, примерно в километре. Для того чтобы пройти/проехать к Чуфут-Кале необходимо спуститься вниз по лестнице, расположенной возле источника и далее по бетонной дорожке идем только вперед.

Эта дорожка и выведет к подножью горы, на которой расположен пещерный город. Стоимость посещения Чуфут-Кале на данный момент стоит 30 грн с человека. Кстати на территории пещерного города расположено несколько относительно современных построек, которые, по словам одного человека, были использованы для съемок фильма «Приключения Буратино», а именно трактира «Три пескаря». Я пытался вытащить из памяти образ харчевни, давным-давно виденный в фильме, но безуспешно. Так что это непроверенная информация.

 

 

Программа первого дня нами выполнена и мы, переполненные удовольствием от увиденного, держим путь обратно на турстоянку. Сегодня нам еще предстоит наладить жизнь и быт на предстоящие четыре дня.

По приезду на стоянку записываю показания одометра – 54 км (3ч. 11 мин. чистого ходового времени).

Что касается самой туристической стоянки, то мы с ней познакомились в мае 2007 года во время велопохода Феодосия – Севастополь. Это одна из немногих еще «советских» турстоянок, которая до сих пор находиться в хорошем состоянии. В принципе есть в этом чудесном месте все необходимые туристу условия: три ванны для умывания (правда рабочих только две), два рабочих душевых места, туалеты М и Ж в пятнадцати метрах от стоянки. На стоянке можно остановиться со своей палаткой, в этом случае стоимость будет 15 грн с человека в сутки, а также остановиться в местных армейского образца палатках. Также можно взять постельное белье и одеяла. Стоимостью перечисленных дополнительных услуг я, к сожалению, не поинтересовался.

 Вечер выдался замечательным. Безветренная и еще довольно теплая погода (хотя чего лукавить – уже чувствуется дыхание осени, седели в мастерках), отварная картошечка с лучком и тушенкой на ужин, горячий крепкий чай, воспоминания прошлых походов и безумно красивое, будто нарисованное, звездное небо – не было бы всего этого, может люди и не ходили бы в горы?     

 

25.09.09 День второй. Позавтракав и подготовившись к очередному выезду, покидаем стоянку, держа курс на Балаклавскую бухту. Для этого выехав со стоянки к асфальтированной дороге, необходимо повернуть налево в сторону сел Терновки и Черноречья. Далее последует тягун протяженностью 3,8 км., после которого Вас порадует 15 километровый спуск аж до шоссе, ведущего в Севастополь. Далее по шоссе немного вверх мимо мемориальной стелы и налево, после чего последует спуск, вплоть до самой бухты (на одометре 27,8 км. и в нашем случае 1ч. 36мин. чистого ходового времени).

 

 Бухта великолепна! Говорят, что Балаклавская бухта чуть ли не единственное в своем роде творение природы. Узенькой полоской она врезается в сушу, отделяясь от моря узким входом. При входе в бухту скалистый берег делает несколько поворотов, и со стороны открытого моря бухта абсолютно не видна.

Пока я любовался видом бухты, Игорь занялся осмотром развалин генуэзской крепости Чембало, о которой много написано в различных источниках, не буду отступать от эпиграфа повествования, и предлагаю уважаемому читателю самостоятельно попутешествовать и познать историю крепости на просторах доступного инета, например, из статьи, расположенной по адресу, http://www.qrim.ru/about/sights/Cembalo, (думаю, тем самым, не буду нарушать чьих-то авторских прав :).

 

 

У таких мест колоссальная энергетика, а море, солнце и чудесная погода поднимают настроение до запредельной высоты. Очень хочется побыть здесь подольше, но обширная программа сегодняшнего дня заставляет снова «садиться в седло». Далее в планах посещение Инкерманского Свято-Климентовского мужского монастыря.

 

  Для того чтобы добраться до пещерного монастыря, необходимо снова вернуться на трассу Н-19 и двигаться по направлению к Севастополю до кругового разъезда. Далее сворачиваем в первый поворот направо, сразу за автозаправочной станцией и далее двигаемся по дороге в направлении Симферополя, никуда не сворачивая (от бухты до монастыря 15,5 км.).

 Находится монастырь по правую сторону от дороги, и как еще один из ориентиров, можно указать железнодорожную развязку. Свернув с трассы направо, пересекаем ж/д пути и вот мы практически на месте. Храм стоит у подножья горы, вершину которой венчают остатки укреплений бывшей когда-то крепости Каламиту. В свое время крепость служила опорным пунктом княжества Феодоро на Черном море в борьбе с генуэзцами. Вот здесь, под защитой грозной крепости, примерно в VIII-IX веках и возник пещерный монастырь. В пещерах монахи устраивали себе кельи, в пещерах же устраивали и помещения храма, из камня вытесали алтарь, скамьи для богомольцев, а одним самых «узнаваемых» элементов храма являются две колокольни, которые очень оригинально прикреплены в висячем положении к скале.

 

 

План второго дня выполнен, и проверив показания одометра (43,3 км.), решаем возвращаться на стоянку. Покатушка получается очень зачетной.

Помните как начинался сегодняшний день похода? Напоминаю – 3,8 км. тягуна и потом 15 километровый спуск. А вот теперь это расстояние нужно преодолеть с точностью до наоборот. Что-то нам совсем не улыбается эта перспектива и в поисках альтернативного варианта мы разворачиваем карту. Варианты действительно есть, а именно трасса М-26, ведущая в Бахчисарай и далее в Симферополь. Если верить карте, то вовремя свернув с трассы можно миновав села Пирогово и Фронтовое попасть прямо в село Красный Мак, а это уже совсем рядом с нашей стоянкой. Возможно, эта дорога и не будет легче, но радует хотя бы то, что не придется возвращаться по уже «езженому» пути.

Дорога оказалась действительно на порядок легче, чем если бы мы вкручивали в тягун через Терновку. Тем более что большую часть пути мы двигались по просто обалденному асфальтовому покрытию, да и в селах тоже асфальт, только естественно похуже. В итоге за день было накатано 76,3 км (4ч. 32 мин.).     

А на стоянке нас уже ждали приехавшие друзья. Я специально ничего не упоминал о участниках нашего похода, а вот теперь думаю самое время. Дело в том, что изначально планировалась сугубо велосипедная покатушка, в которой участников будет всего два человека Игорь К. (KIL) и  Женя Ж. (Fireman), но за несколько дней до старта трое наших друзей (совсем не велосипедистов) изъявили решительное желание поучаствовать в походе. А как известно – «Друзья превыше всего. Дружба важнее таланта. Главнее любого правительства…» (Don Vito Corleone) и мы с Игорем как могли перекроили программу похода, включив в него несколько относительно небольших велосипедных «этапов» и пару пешеходных. Что из этого получилось судить Вам, но лично мое мнение – получилось очень неплохо.

26.09.09 День третий. И вот нас уже пятеро – к нам присоединились Виталик К., Славик К. и МакСим. На пятерых у нас оказалось четыре велосипеда, в связи, с чем в этот день произошло разделение на пешеходную и велосипедную группы. Пешеходная группа, состоящая из двух участников, выдвинулась на Мангуп-Кале, велосипедная же к пещерному городу Эски-Кермен. Так как я был в составе велогруппы, то буду описывать то, что видел сам лично.

 

К пещерному городу добраться довольно просто. Для этого спустившись со стоянки к проезжей части, поворачиваем направо в сторону Залесного и двигаемся строго по указателям (довольно крупные, яркого желтого цвета). Движение будет проходить по асфальту, который большую часть дороги будет сносного качества, остальная же часть местами разбита до состояния грунта. Расстояние тоже невелико и составляет порядка 13 км. Я наверное не ошибусь если скажу, что Эски-Кемен (переводится как Старая Крепость) «самый пещерный» из всех пещерных городов Крымского полуострова. То, что он произведет самые яркие впечатления от его посещения – это стопроцентно! Довольно большая территория, огромное количество пещерного типа жилищ, остатки оборонительных сооружений, храм – далеко не полный перечень мест которые можно посетить в пещерном городе.

 

Стоимость посещения Эски составляет 15 грн. с взрослого и 10 грн. с ребенка.  Попасть на плато пещерного город можно – через осадный колодец (думаю самый интересный способ): если двигаться со стороны с. Красный Мак, по грунтовой дороге двигаемся вдоль горы, а метров через 150 поворачиваем голову направо и ищем глазами на вершине скального образования три «окошечка» - это один из наблюдательных пунктов пещерного города. В направлении подножья скалы будет идти узенькая тропинка, вот по ней и можно выйти к осадному колодцу. Пройдя в вырубленный в скале вход, вы увидите довольно крутые, вытесанные в камне ступени, по которым и выберетесь на плато. Сразу скажу, что с велосипедами там не пробраться. Вариант второй – двигаемся дальше, огибая гору, вламываемся наверх через главные ворота Эски-Кермен. Но в любом случае, какой бы вариант Вы не выбрали, всем рекомендую главные ворота города посетить, там можно сделать отличные фотки.

 

Возвращались в лагерь по грунтовке, сократив расстояние обратного пути вообще до 8 км. Дорога отличная, правда довольно пыльная.

 

 

По прибытии на стоянку решаем не останавливаться на увиденном и совершаем 8-ми километровый пеший марш-бросок к Сюррейской крепости. Следует сказать, что поездка к крепости на велосипедах абсолютно реальна, хотя не может считаться легкой – дорога грунтовая с камнями и корягами, к тому же все время в гору. Зато представьте, сколько адреналина можно впрыснуть в кровь на обратном пути.

 

 Найти дорогу к крепости  со стоянки довольно просто. Добравшись до Залесного вы увидите с правой стороны дороги магазинчик и какое-то подобие автобусной остановки. За ними сворачиваем вправо на тропинку и по ней начинаем восхождение. Трудно дать какие-нибудь ориентиры кроме как вверх и вперед, так как дорога проходит преимущественно по невысокому лесочку.

 

Прибыв на место, осматриваем часть башни и оборонительной стены – все что осталось от крепости, а дальше любуемся шикарными видами и наступающим закатом.

 

 

В лагерь возвращаемся уже по темну, а чтобы дорога была «короче» травим байки про вампиров, упырей и чупакабру. Смеемся до слез с того, что с каждой очередной страшной историей ход всей компании ускоряется и никто почему-то не хочет идти последним – блин, а ведь все уже взрослые дядьки! 

27.09.09 День четвертый. В виду того, что день является завершающим, больших планов не строим. Те, кто был днем ранее на Эски идут на Мангуп-Кале, а бывшие на Мангупе едут на Эски-Кермен.

Скажу честно – уже давно хотел побывать на Мангупе и вот, наконец, моя встреча с этим пещерным городом-крепостью состоялась.

 

 Мангуп – завораживающее и поражающее своей уникальностью место. Римский военный теоретик и историк Вегеций Флавий в своем труде "Краткое изложение военного дела" приводит ряд требований, которым должен соответствовать хорошо укрепленный город (а это был не просто город – это была столица княжества Федоро). Так вот Мангуп-Кале отвечает всем этим требованиям. Только природных неиссякаемых источников в крепости имелось два (они существуют и сейчас!), не считая вырытого колодца, а созданные природой обрывы скал, дополняемые возведенными укреплениями, делали Мангуп-Кале крепостью способной выдержать как серьезный натиск противника, так и длительные осады. Если добавить ко всем перечисленному еще и то, что достаточно много элементов города-крепости остаются по сей день в хорошем состоянии, то думаю, Мангуп-Кале можно отнести к ряду ярчайших достопримечательностей Крыма.

 

 

Закончив осмотр остатков некогда неприступных оборонительных и городских сооружений, направляемся в лагерь. В лагере эмоционально делимся впечатлениями с друзьми, которые в составе велогруппы сегодня побывали на Эски-Кермене. Наспех перекусываем, собираемся, грузим вещи в машины. По пути в Симферополь уже совместно посещаем Бахчисарай с целью «доисследовать» местные достопримечательности. А дальше вокзал, прощание и дружеские рукопожатия. Часть нашей команды будет слушать перестук колес поезда уже сегодня…

         Эх, что ж время так быстро-то летит?! Четыре дня – как один день. Последний день любого похода немного грустный, несмотря на все обилие положительных эмоций. И даже дописывая крайние строки отчета снова навалилась знакомая, наверное, всем туристам грусть. Все! Про хандру уже писать не буду – скорей бы в новый путь!!! 

 

 

Страницы: 12

Оцените статью:

Перепост:

Статья понравилась: Таких нет

Статья не понравилась: Таких нет


Комментарии

Комментировать в форуме...

Антоха

Антоха

отчет понравился! спасибо! :)

09.11.2009 17:41
inside

inside

Жека, однозначно ЗАЧЕТ, я горжусь ВАМИ

10.11.2009 21:54

bsn

Сейчас зима, снег... Читаю отчет и переношусь в тепло, в Крым. Прекрасное путешествие! Я тоже хотел поехать в Крым этой осенью, но не судьба. Не удалось. Для себя решил, что радиальные поездки на велосипеде по Крыму это лучше, чем ехать с большим рюкзаком и палаткой.

05.01.2010 20:12
gipi4

gipi4

Не плохо :)

19.02.2010 16:36
felix22

felix22

Спасибо, всё очень подробно - туда же собираемся, только времени меньше

21.09.2010 12:34