Ворскла. Но - вело

• 07.08.2013 23:14

Так получилось что одновременно все наши друзья, знакомые, их члены семей, родственники и примкнувшие в одно и то же время собрались поехать на байдарках. Дней на 10. На Сейм 2 группы, еще на Псел и на Ворсклу. Мы явно пролетели в этом году мимо байдарочных походов, потому что оставить работу на такой срок именно сейчас я не могла. И мы нашли короткий компромисс. Мы поехали на самую близкую из означенных рек – на Ворсклу. На 3 дня. И на велосипедах.

Участники.
Саша                                                                                                                                Вика
DSC_0473 копия
Поход оказался практически водным, но об этом далее.

Маршрут: Харьков-Смородино (оказалось, что это Тростянец) на поезде – далее на велосипеде: Тростянец - Смородино – Люджа – Каменское – Каменецкое – Катанское – Ивановка – Рябина – Ахтырка – Каплуновка – Козеевка – Полковая Никитовка – Губаревка – Богодухов- и опять на поезде в Харьков.

Вот карта с маршрутом. Масштаб у 1-й и 2-й части разный. Сорри.
карта ворскла вело

День первый.
Из Харькова выезжали в 3-48 ночи поездом Симферополь-Сумы, чтобы утром быть в Тростянце. 77грн на двоих в плацкарте. Постель не брали - там и спать почти некогда. Велосипеды в чехлах, пассажиры либо сонные, либо лояльные -  всё хорошо. На сон 2,5 часа и всё – мы приехали.
Тростянец нам понравился сразу. Милый, уютный, аккуратный городок.
Всего 23 тыс. жителей, но усадьба Надарджинского-Голицина-Кенига (по очереди) в отреставрированном состоянии, Круглый двор (бывший манеж, ныне концертный зал под открытым небом) тоже.

Есть музей шоколада и краеведческий – всё рядом. Работает с 8-00.
В Тростянце единственная в Украине шоколадная фабрика полного цикла – если верить Гуглу(это я про «единственная»). А еще дендропарк «Нескучное». По городу наставлены щиты-карты достопримечательностей и указатели – не заблудишься и увидишь всё. Раннее утро. Возле усадьбы ходит приличного вида мужчина и собирает редкий мусор – тщательно и въедливо. На дворника не похож. Посетители пока только мы. Смотрим, читаем распечатки из интернета – экскурсия у нас. Псевдодворник не выдержал и начал нам рассказывать сам. Похож на научного сотрудника, а мусор… мешает работать, вот и убирает. Землю эту пожаловал своему духовному наставнику Надарджинскому Петр 1, но только его сын начал строить поместье, далее приложили руку следующие хозяева – Голицин и Кениг. Последний, кстати был одно время владельцем Шаровского замка. И тут и там много строил, обустраивал. При Советском Союзе, как всегда в таких случаях, усадьба использовалась не по назначению. Последним здесь был детский садик, но текла крыша, было холодно и сыро. Сад зарос. Потом дом признали аварийным и садик съехал – и все было ничье до 2007 года. Подъем начался по инициативе тогдашнего и теперешнего мэра. На субботники ходил весь город. Уж не знаю хороший мэр или плохой, но ухитриться восстановить такие объемы зданий и ландшафтов в городке всего из 23 тыс. жителей!!!…. Это ж как нужно было НЕ воровать, а скорее свое вкладывать, да еще и меценатов находить!  И сам Тростянец выглядит ухоженным, приятным для жизни.
Странности, конечно, есть...
Но, они скорее милы...
Далее наш путь в дендропарк «Нескучное». На велосипеде близко. Из достопримечательностей «Грот нимф» и дуб 6,5м в окружности возрастом 400 лет. По указателям мы доехали вдоль озер к гроту.
В нем  есть подземные ходы, нынче заваленные, один из них ведет в подземный зал, тоже недоступный сейчас. Купол грота снесен. Это было увеселительное место помещиков. Сейчас близко болото и полчища разъяренных комаров. Далее – реклама «Off extrime» - это было спасение.
Мимо дуба пробежали (комары грызут) – дуб как дуб – большой только и поднялись наверх к Лесостанции.
И тут мы стратили. Не захотели возвращаться тем же путем и решили объехать озера с другого берега. По грунтовой дороге.
Дождь пошел примерно через полчаса. Мы уже успели с полей въехать в лес – там и до дождя грязища та еще была, а когда пошел дождь…. Но нам повезло. Ситуация, когда колеса вообще не крутятся, а ноги разъезжаются в жиже началась всего в километре от дороги с твердым покрытием. Мы кое-как дотащили велы до озера с затхлой водичкой и целый час посвятили отмыванию грязи.
Надо ли говорить какой вид был у нас! Мало того, добрые люди в остановленной нами машине объяснили что до Тростянца 7 км  «в ту сторону» и махнули рукой в сторону противоположную нашему пониманию. Потом какое-то время мы предпочитали спрашивать куда нам ехать, чтобы не стратить еще раз. А доехать нам нужно было до Рябины, и именно сегодня, т.к. сегодня там ночуют наши друзья-байдарочники и ждут нас.
Мы выехали из леса и с этого места начался «край непуганых фруктов». Здесь нет дурацкой привычки высаживать в посадки тополя и акации, здесь яблони, груши, алыча, терен, боярышник. Если у вас есть одновременно и велосипед и авитаминоз, нужно срочно садиться на велосипед и везти авитаминоз сюда – здесь санаторий. Непрерывный. Мы ехали и ели яблоки. Сначала не поверив, что счастье не кончается, забили яблоками рюкзак, потом перебирали: «тебе кисло-сладкое или сладкое?». До Тростянца долетели быстро и дождь закончился. Дальше мы в каждом селе просили чтобы нам махнули рукой – куда в следующее село. Всё было по плану только как-то поздновато уже, а ехать далеко. И тут Саша произнес эту ужасную фразу: «Нам бы ливень сейчас, а то велики плохо отмылись…».
Ливень пошел как только мы выехали из Каменецкого. Стеной. Останавливаться уже не имело смысла. Ветер шквальный. Но в спину!!! Вот это повезло J Нас выдуло ветром не на ту дорогу. Не та дорога оказалась из глины. Мне хватило 30 метров, чтобы ввести велик в ступор. Саша очнулся раньше и его вел немного проворачивал колеса. Съехали на луг, кое-как отчистились и повернули обратно в село. Я пробила камеру. Весело. И поход такой водный… По Ворскле же.
К нашим байдарочникам мы приехали уже в темноте, съехав в Ивановке с дороги на луг. Сама удивляюсь что мы их нашли – с велосипеда трудно разобраться, где река, где старица, да еще ночью, но мы хорошо изучили картинку из викимапии и место переезда через старицу просто узнали. Нас ждали 22 человека, суп, колбаса и вечер с друзьями у костра… Хорошо!

Итог дня.

• Километраж не знаем – велокомпьютер сначала нес полную ахинею потом размок и затих.

• Одна пробитая камера.

• У Саши что-то отлетело на багажнике – то-ли винтик то-ли гайка. Но у нас с собой было.

• Я 2 раза за день основательно помыла  голову мягкой дождевой водой.

Выводы.

• В накидке от дождя (мешочек с рукавами) можно сохранить футболку и верхнюю часть штанов сухими. И в ней тепло.

• Самые сладкие фрукты – абрикосы.

День второй.
Наши байдарочники проснулись в 6-00. Все 22 человека. Нам даже больше показалось. Не нужно было ставить палатку в центре лагеря. В 10-00 они уплыли, оставив нам 2 миски каши. Мы благодарно делали ручкой стоя на высоком берегу. Стало тихо. А вот тепло не стало. Я спряталась в палатке от лета. Но чувство вины перед замурзанным велом забитым землей и песком заснуть не дало. И мы пошли показывать велосипедам каково оно байдаркам.
Саша смазывал велосипеды и собирался медленно и плавно. Я мерзла. Выехали сильно после обеда, но на часы смотреть не стали – чтобы не расстраиваться. Отработали тактику пережидания дождя – по очереди – под абрикосой, под яблоней, даже шелковица попалась. Авитавиноз в панике.
Дорога в Ахтырку монотонная. Фруктов уже наелись, да они и закончились, надежды посмотреть на старую взлетную полосу не оправдались - полоса заросла, но забор кое-где есть и люди кой-какие виднеются - мы не лезли.
Самое развлечение – песчаный карьер и рядом свалка.
Понятно, что нельзя, но мы же ненадолго и не с дурными намерениями.
Засняли кадр как нельзя никогда!!! Подходить к краю карьера. Пока я целилась фотиком по гнездам сошел пласт песка сам по себе, никто не давил. Это случайный кадр – момент начала обвала. Коричневое - это земля, падающая у нас на глазах!
А вот что получилось. Потом показывала детям. В воспитательных целях.
Ахтырка не в пример Тростянцу город побольше. Но как-то не так. Из достопримечательностей посмотрели памятник Ленину который по очереди свободовцы взрывали, коммунисты восстанавливали. И так несколько раз. Сейчас стоит. Почему-то покрашенный золотой краской. Следующая очередь свободовцев. Еще две очень красивые церкви.
Первая реставрируется, но работает. Мы зашли.
Во второй известная икона Ахтырской Божьей матери. Но она была закрыта, видимо открывают только во время службы.
Нам пора ехать. Сегодня намечена ночевка в Каплуновке. Туда ведут две дороги – Саша полюбил ту что повыше на карте, а я пониже, потому что она вся не грунтовая, но Саша нагло соврал, что «его дорога»  тоже с твердым покрытием, только узкая, поэтому так показана на карте. Я поверила. Край непуганых фруктов превратился в сплошные сады, но с охранником. Нам это не понравилось. Ему тоже не понравилось, что мы остановились прямо напротив сада (мобильник зазвенел) он подошел  и спросил: «Почему остановились?».  Нам это совсем не понравилось. И груши вдоль дороги кислые. Мы поехали искать лучшие места. Сады тянулись долго, дорога безлюдная и унылая. Самолет поливающей какой-то гадостью поля порадовал.
И тут мы оглянулись. Очередные тучи толпой наседали на нас сзади. Нет мы конечно уже не боялись дождя и моим кедам всё равно сколько раз в день мокнуть. Но Сашина наглая ложь обнаружилась как раз сейчас – твердое покрытие закончилось. О, как я неслась по грунтовке!... Это была просто паника! А-а-а-а, опять в грязь! Не хочу-у-у-у! В Каплуновку влетели с первыми каплями дождя. Yes! Каплуновка, кстати, по возрасту примерно как Харьков! Там знак есть. Страшно представить, что история могла распорядиться по иному: Харьков мог бы быть селом в Каплуновской области. А я бы доила корову.
У прудов останавливаться на ночь не стали – на виду у села, у комаров, места наклонные. Проехали за село в направлении Пархомовки и у леска стали искать опушку. Заодно нашли и завалинку.
Луна полная, светло, вид дальний, закат красивый.

День третий.
Нам «везет». Особенно по утрам. Мало того что я проснулась от шума дождя, так еще и от того что приехали машины и лесорубы.
И это вид прямо из палатки!

Нашу завалинку начали распиливать на пенечки и грузить в машину. Нас заметили, но виду не подали. Мы тоже. Дождь усилился и палатка начала промокать.
О палатке. У нас есть большая 4-х местная палатка, которая не промокает. Но она тяжелая и на двоих брать ее в  велопоход не хотелось. За день до поездки мы решили купить что-нибудь полегче и поменьше и отправились в Эпицентр. «Что-нибудь» было легким и стоило 95грн. Стоимость пугала, но и радовала тоже – не жалко. Пусть одноразовая, съездим и выкинем. Палатка оказалась не одноразовая. Она вообще никакая! Она даже не потела изнутри – не на чем конденсировать, влага туда-сюда беспрепятственно ходит. И вид у палатки как буд-то ей тент забыли пошить. У меня есть версия, что палатки шьют одни китайцы – быстрые и трудолюбивые, а тенты другие – медленные и ленивые, вот в стране и образовался избыток палаток при недостатке тентов. Поэтому по дешевке решили распродать то, чего много накопилось. В общем, я сидела в палатке и мочалкой вымакивала с дна (оно не промокает!, может это не палатка а бассейн с крышей?) то, что скатывалось по стенкам. Ну, как в байдарке.  Поход-то практически водный.
Но всё кончается. И дождь тоже. Мы вернулись в Каплуновку и поехали в Козеевку. Отсюда дорога нам хорошо знакома, мы катались тут, когда ездили в Городнее на «Поющие терассы» и после несколько раз на машине. По характерному зданию элеватора издалека видно Губаревку. Отсюда можно уехать по жд – в 15-30, 17-07 и 19-01.  Но еще слишком рано и мы не останавливаясь поехали в Богодухов.
В Богодухове латали колесо на Сашином веле и варили кофе в парке.
Далее – на поезде (как электричка, только здесь нет проводов).
Саша рвался ехать своим ходом, но мне очень не понравилось ехать по этой трассе – покрытие плохое и битое, обочины неудобные, дорога узкая и всякие фуры/бензовозы.

Выводы. Очень хороший матрасно-познавательный маршрут. Если нет уверенности в своих силах в поездке на несколько дней, вообще самое «то» - с этого можно начать. Потому что подъемов мало и они короткие и почти все некрутые. Я выкрутила все, причем без проблем. Не могу сказать что красоты на каждом шагу, но по полям тоже приятно проехать. Дороги с малым количеством машин, но с хорошим урожаем фруктов. Тростянец посмотреть нужно обязательно – это изюминка мероприятия. Если не дождь и не возиться по полдня с великами, можно легко проехать за 2 дня.

P.S. А не нужно было в Скайпе за два дня до похода ставить этот статус: «Только мы сами выбираем – мы гуляем под дождем или под ним мокнем». Пришлось три дня подтверждать позитивный настрой.

Статья понравилась: Миша, ProninS, Buba, Spec, Trafer, -=Dennis=-, SVV, macafee, alina_barracuda, турЫст, Ferrat, MingTian, slavon14,