Велопрогулка Санкт-Петербургом на три дня и одну ночь

В августе 2013г с друзьями и велосипедами были в Санкт-Петербурге. Были недолго, но ёмко, благодаря велосипедам и хорошей компании, которая сопровождала нас все эти дни. Прогулкам по Питеру предшествовал двухнедельный велопоход по берегам Ладожского озера и Финского заливаПрогулка-покатушка была запланированной жирной точкой похода. Потому о времени проведенном в Петербурге отдельная статья, структурированная классически «по дням». Единственное что хотелось бы добавить свое переживание о въезде в город. У меня не было фотоаппарата, поэтому все сухо на словах.

Впечатление от прикосновения к городу и первый вечер в Петербурге

Выходя впервые  где то из поезда или самолета ты сразу оказываешься в городе и слабо чувствуешь его приближение, ты без предупреждения поставлен перед фактом. Я думаю, что мне досталась необычная возможность прочувствовать приближение к городу мечте. Я никогда не был в Питере и первый раз в жизни я въехал туда на велосипеде. Петербург у человека постсоветского поколения, проживающего в отдаленной части СНГ, немного интересующегося искусством, вызывает интерес и учащенное сердцебиение чаще, чем Париж, Амстердам или там Рим. Поэтому меня уже на подъезде к Молодежному начало «типать» Волнение было приятным и неповторимым, казалось, что если взять меня в тот момент и резко поместить в центр Петербурга, сердце сразу выпрыгнет на камни какой-то из мостовых. Но до центра было еще 50км. Я, как бы проходя акклиматизацию, проехал пригородом: Сестрорецк, Лисий Нос, Ольгино,  Лахта и вот уже! Но это еще не исторический город, о котором я так мечтал. И что уже завтра будет фотоаппарат и я все перефотографирую сам и ни с кем не поделюсь. И больше часа я крутил педали по городу, в одном направлении, а он такой огромный, что в переводе на его масштаб я и мои тройка дней здесь просто ничто! Понимая это, мой мозг подавляет желание, что-либо фотографировать, переживать и всячески напрягаться и опускает меня на землю. Где между тем меня уже ждали на Технологической площади города Санкт-Петербурга.

Часов около 18:00 я впервые встретился с троюродной сестрой Таней на пл. Технологической, от куда мы проехали на Рижский проспект, где они с подругами снимают двухкомнатную, в одной из которых мне любезно предоставлена база. Приняв душ и поужинав из неметаллической посуды я позвонил Эдику. Они с Антоном как раз нашли место для ночевки под Сестрорецком. Видимо, представляя  меня вкушающего блага цивилизации, Эд ничего не говорил, - орал матом, шутка ли 15 дней по лесам жить. Вечером с сестрой взяли пивка и пошли на Грибоедов канал пить и знакомиться. В России пить на улицах никто не запрещает, одно "но" - после 23:00 не продают. С троюродной сестрой Таней впервые я списался в интернете полгода назад, тогда же и узнал о ее существовании. Таня в Питере недавно, сама из Омска откуда по окончании универа рванула в Москву. Герой Сухорукова в фильме "Брат" говорил что в Москве вся сила, в Москву ехать нада! Сестра побывав пару раз у друзей в Питере, решила иначе и теперь здесь работает в сфере международной логистики. В общем пьют они в России много, поэтому я окосел вскоре, да и как бы не хотелось но, усталость после вегетарианского похода сказывалась. А ведь еще были пешие прогулки с неизбежным вином к разводным мостам. Момент развода знаменитых мостов Петербурга меня особо не впечатлил, а вот то что их разводят не просто для красоты, было для меня откровением. Когда пошли один за другим корабли я офигел! Все время считал, что мосты это декоративная визитка города. Вот так вот.  Всю жизнь пьешь, а умирать трезвым.

Дом на Рижском и сказочный подоконник в кухне, на котором можно не курить

Первый день в Петербурге

Первый день был воскресеньем, и мы особо не бадунили с сестрой.  Выкатили велосипеды на солнечный проспект, и поехали на встречу с участником нашего велопохода Метей. Андрей (чаще Метя) ночевал где-то под Питером, как обычно старым растаманским методом, упав в спальный мешок где придется на тело Матушки Земли. В общем, уже втроем мы катались по основным достопримечательностям Санкт-Петербурга (Набережная Фонтанки, загорали на камнях дворцовой площади, Стрелка Васильевского,) Позже встретились с друзьями из Украины которые проживают в Питере, и как оказалось во всю вооружены велосипедами (Тохa, прывЭт, Yo, pice!!!) Катались впятером по городу (Военная экспозиция артиллерийского музея, Троицкая площадь, Великан парк, Невский проспект, Московский вокзал) а вечером проводили Метю на поезд до Батькiвщiни. Еще недолго пропетляли по улицам и вернулись на Рижский. Куда к этому времени приехала из недельной поездки по Крыму Танина подруга и соседка Маша, в доказательство, привезя загар и бухло торговой марки "Коктебель". В общем "вечер" опять был! А вот от фотографий сделанных нами в Питере в этот день не осталось и следа.

Да, насчет фотографий.  Да пёс с ними, одно только жалко, у меня нет фотографий с сестрой, которая привнесла столько комфорта в мое путешествие и в каком-то смысле повлияла на его воплощение в реальность. За что мне перед ней неудобно. (Танюха, мне перед тобой не удобно:) )

Второй день в Петербурге

Понедельник. Таня ушла на работу, оставила свой велосипед и меня на попечение Маше. Все же чтобы хоть как-то упорядочить прогулки по городу я ставлю задачу посетить тройку мест боевой славы Ленинградского рок-н-ролла. Таким образом, оставшиеся дни прогулок  положены на легенду о русском роке, а перебираясь от объекта к объекту мы неизбежно встречаемся с яркими достопримечательностями города на Неве.

Например, дом компании "Зингер" где в верхних двух этажах находиться офис "вКонтакта"

Сегодня Эдик с фотоаппаратом выезжает пораньше из Пушкина, чтоб прокатиться с нами по Питеру. Значит фото сегодня будут, а исполняющая обязанности главного экскурсовода Маша,  автоматически, становится основной героиней сегодняшнего фотосета в городском пейзаже.

R.H.C.P на Марсовом Поле

Михайловский замок (Инженерный)

Тройной мост (Трехарковый)

Канал Грибоедова и Храм Спаса-на-Крови

Проезжаем перекресток «пяти углов» от которого до 13го дома пару сотен шагов. В доме на ул. Рубинштейна, 13 с начала 1980 до начала 1990х находился Ленинградский рок-клуб, значительно повлиявший на формирование многих групп, сегодня представляющих классику русского рока.

Там же на Рубинштейна, 15/17 расположен известный в Петербурге Толстовский дом памятник архитектуры, объект культурного наследия — бывший доходный дом графа М. П. Толстого. В сложную планировку здания включена последовательность трёх соединенных арками проходных дворов, ведущая с улицы Рубинштейна на набережную Фонтанки. В доме жил целый ряд знаменитых личностей. Я запомнил этот фасад еще из книги по истории архитектуры. Петербургу этого периода был посвящен небольшой раздел, и пара фотографий, на одной был Толстовский дом.

Невозможно представить прогулку по летнему Петербургу без вылазки на крышу. Наша не стала исключением, велосипеды прицеплены внизу, рожи кирпичом, чердак открыт, небо зовет!

Здесь стены дарили лишь стены,

А асфальт - только асфальт,

И только крыши дари ли мне небо,

Крыши учили меня танцевать.

Обедаем сидя на ковре газона в Александровском саду, и отправляемся на Васильевский остров

Намотав по Васильевскому пару км останавливаемся у дома получившему популярность благодаря аптеке В.В Пеля разместившему в 1850г. здесь свои передовые фармацевтические лаборатории. Интересны интерьеры дома, куда нам пройти не удалось. Особняком стоит на заднем дворе башня-труба при аптеке обрастающая легендами.

Я как всякий уважающий себя школьник увлекался музыкой "Кино", историей группы, и всей связанной с ней атрибутикой.   Поэтому посетить легендарную "Камчатку" и дернуть бутылочку пивка на могиле Цоя были первыми задачами в Петербурге. Едем с  Васильевского на Петроградский в поисках адреса видим граффити и адрес. Значит где-то здесь.

Сегодня клуб-музей "Камчатка" на ул. Блохина, 15 это - с одной стороны, типичная полуподвальная рыгаловка по типу арт-кафе со сценой и живой музыкой. С другой стороны место паломничества многих людей со всех сторон бывшего Советского Союза. Не только потому что здесь в 1986-1988г. работал качегаром В.Цой, а позже А.Башлачев, С.Задерий. Тут был настоящий движ, тусовка маргиналов - людей правильного толка.

В годы работы котельной было три печи, сегодня две из них убрали освободив место для зала, потолок такой же низкий, напитки такие же дешевые(имеется ввиду качество а не цена). Дом на Блохина, 15 неоднократно планировали сравнять с землей чтоб построить очередную хибару, но вроде как общественность не дала. Пока что "власти обещают" здание не сносить.

Гитара и рисунки Виктора Цоя

Стенд посвященный Башлачеву

За парадной вычурностью дворцов, площадей, фасадов домов, расположены дворы-колодцы Санкт-Петербурга, которые можно смело назвать музеями под открытым небом. Именно эти плотно выстроенные дома и их мрачные дворовые территории позволяют открыть другое лицо города, очутится за кулисами, почувствовать дух и историю Санкт-Петербурга.

Вспоминая учебник истории архитектуры где говорится о больших достижениях стиля модерн в Москве, в отличие от Петербурга, и приводиться сравнение особняка Рябушинского в Москве  с вот этим по пр. Кронверкскому проспекту, 1.  Особняк Кшесинской

Санкт-Петербургская соборная мечеть

"Аврора" - крейсер 1-го ранга Балтийского флота типа «Диана»

Посетили Петропавловскую крепость. Зря боялись что нас не пустят с велосипедами. Нас пустили и мы даже успели заблудиться и перетеряться между постройками на территории крепости.

Закончить покатушку Маша предложила на улице Джона Леннона. На Пушкинской нырнули в арку за которой вход в арт-центр, судя посему арт здесь очень contemporary. С велосипедами зашли в дверь за которой сразу же по узкой лестнице на этаж ниже и через непонятный зал, мы вышли в забацаный граффити, тегами, бюстом Пушкина и прочей инсталляцией двор. Это была улица Джона Леннона.

Именем Джона Леннона улица названа не официально, да и улицы никакой нет, очередной очаг культуры Арт-центр "Пушкинская, 10" - уникальное место (очередное уникальное место!!!) в Петербурге, с галереями современных художников и необычными авангардными музеями, арт-кафе и пабами. Место встречи страждущих Битломанов. Что-то типа переулка В.Цоя, для КИНОстрадальцев и красивая легенда для приезжих.

freedom is space for the spirit

Вернулись вечером  на Рижский, где сестра приготовила вкуснятину с мясом. Маша сразу же куда то спетляла тусовать свою безвелосипедную программу на вечер, а мы с сестрой прогулялись перед сном по набережным и мостовым окрестностям.

Третий день в Петербурге

Эдик в Петербурге не первый раз, и был восхищен тем приоритетом  что давал ему велосипед. В этот и пару дней мы увидели в городе больше чем, он до этого нагуливал пешком за неделю.

Удобно ездить велосипедом по полосе предназначеной для общественного транспорта. Пока автобусов нет едешь по велодорожке шириной 3,5м властно, с гордо разинутым хлебалом, впитываешь всей кожей город о котором мечтают милионы:)

Утомленный архитектурой и моим повышенным интересом к ней Эдик

Санкт-Петербург - энциклопедия для архитектора и градостроителя. Жемчужина сотворенная за три века, но кроме прелестей были замечены представители говнархитектуры. Кроме этого была еще масса примеров где современную застройку пытаются привязать к исторической наворганив металлопластиковых арочек и колонночек... или вообще не пытаются. При виде такого у меня всегда в кармане четверостишие написанное моим другом

Вот только не надо критики!

Грешно над больными смеяться.

Построили, так построили,

Куда уж теперь деваться.

Сегодня на Васильевском не задерживались пролетели по пешеходной 6-7й линии, вдоль р. Смоленки к Смоленскому Лютеранскому кладбищу

Кладбище является памятником ландшафтной архитектуры, его надгробные памятники находятся под охраной. Многие из них, помимо исторической, представляют собой огромную культурную и художественную ценность. Однако в последние годы некрополь находится в плачевном состоянии: склепы разрушены, ограды сломаны, скульптуры повреждены. Отдельные участки почти непроходимы. Один из значимых исторических и культурных памятников Санкт-Петербурга сегодня остро нуждается в восстановлении.

Тут проходили съемки сцены на кладбище в фильме "Брат". В фильме бомжи сидят и греются у костра угощенные материным гостинцем, беседка кажется большой и просторной. На самом деле она тесновата и загажена так что даже я туда зайти не смог.

Место первого захоронения Тараса Григорьевича Шевченко. на Смоленском православном кладбище

Но не только я тянул одеяло на себя с архитектурой. Эдик заядлый футбольный обозреватель очень хотел оценить масштаб строящегося стадиона клубу "Зенит" куда мы и поспешили на Крестовский остров. Помимо стадиона, на Крестовском развернулась колоссальная стройка западного скоростного диаметра.

А теперь вдохните поглубже) Главный подрядчик:

АК "ИДЖА АСТАЛДИ-ИДЖ ИЧТАШ ВХСД ИНШААТ АНОНИМ ШЕРКЕТИ"

Перспективу Гребного канала замыкает жилой комплекс "Дом у моря",  Круче этого жилья может быть только дом в море)

ЖК "Венеция" построенное тем же архитектором немного ближе к Елагину острову

могила Виктора Цоя

Могила Марианны Цой

Недалеко от могилы Цоя совсем недавно был похоронен Михаил(Горшок)Горшенев. На могиле движ, скорбь и сбор подписей на памятник мертвому анархисту. Среди маргиналов встретили адекватную девушку с гитарой и личной историей, как выяснилось из Винницы (Люда, привет!).

Выехать из города вечером сложнее чем утром. Солнце уже садилось за пробку,  а мы возвращались на "материк" - так Питерцы называют часть города не находящуюся на острове.

На набережной Робеспьера напротив печально известной тюрьмы "Кресты" установлен Памятник жертвам политических репрессий. Памятник в виде двух бронзовых сфинксов на гранитных постаментах открыт 28 апреля 1995 года. К жилым домам на набережной эти необычные сфинксы обращены профилем как юные женские лица, к Неве и тюрьме «Кресты» на противоположном берегу — изъеденные, обнажившиеся черепа. Между сфинксами на парапете набережной — стилизованное окно тюремной камеры с решёткой

Три кладбища за день + сфинксы с черепами наложили свой мемориальный отпечаток на воспоминания о втором дне в Питере. Поэтому и не только решаем покататься ночью, тем более опыт ночных покатушек у нас был, и мы знали что это стоит того чтоб не выспаться. Того что ночная покатуха станет самым жирным мероприятием за все время проведенное нами в Питере, мы пока не знали, и даже сомневались ехать или нет. А пока берем Таню, Машу вино и гитару и идем на Фонтанку.

Последняя ночь в Петербурге

Большое впечатление осталось от прогулки по ночному Петербургу. Период любимых всеми "белых ночей" давно закончился, и это нас абсолютно не беспокоило. Улицы, парки и площади по особому привлекательны в свете электрических ламп. От чего-то я представлял ночную жизнь города с бурлящими прохожими гуляками и туристами? Скорее всего оно так и есть, но я увидел ночной Питер абсолютно пустым, и не понял для кого разливаются реки света по каменным улицам.

Черный пес Петербург - ночь стоит у причала.

Завтра в путь я не в силах судьбу отыграть

В этой темной воде отраженье начала

Вижу я, и как он не хочу умирать

Братству народов России и Украины посвящается

Единственное фото где я с сестрой сделанное в Петербурге, перед самым нашим отьездом на Украину

Статья понравилась: Миша, AnnDella, Lio_, Аркадий Власов, макс3011, jeka74, Эдуард Шишкин, Alexey Kravchenko, Alyona Telyatnik,