Земля - турецкая, Тропа - ликийская, часть - II-я.

Итак, мы, группа харьковских туристов, а именно: Петр К., Римма С., Татьяна Ч., Татьяна Х, Александр Н. и, Ваш покорный слуга, Эдуард, решили продолжить начатый в 2012 г. маршрут по Ликийской тропе (ссылка на прошлогодний отчет прилагается: http://tourist.kharkov.ua/xtreport/-Tropa-Likiiskaya---zemlya-tureckaya) в Турции. В этот раз наш предполагаемый маршрут должен был идти навстречу прошлогоднему треку. Собственно, так все и сложилось...

Билеты на самолет компании Wizzair мы оплатили еще в декабре 2012-го. В мае приобрели билеты на поезд в Киев (туда и обратно), так как вылет самолета был из аэропорта Жуляны. Вечером 4-го июня 2013 г. наша группа заняла места в самолете и ... С этого момента и начались наши приключения.

После посадки в самолет, в салон вышел командир экипажа и на чистом английском языке объявил, что по техническим причинам наше воздушное судно будет лететь сначала во Львов, а уже оттуда в Турцию. Пилот объяснил это необходимостью доставки во Львов сотрудника авиакомпании. Наши соотечественники, конечно же приняли эту новость без энтузиазма. Некоторые особо эмоциональные пассажиры повскакивали со своих мест и пытались уговорить пилота лететь сразу в Турцию. Однако, он предложил или покинуть всем борт и остаться на неопределенное время в Киеве, или лететь по указанному маршруту. После 40 минут споров самолет взлетел и взял курс на Львов. В Анталии мы приземлились на 3-и часа позже запланированного времени, около часа ночи, и решили остаться ночевать в аэропорту, дожидаясь начала движения городских автобусов. Всех "матрасных" туристов забрал отельный транспорт и в здании аэропорта мы остались практически сами, так что смогли выбрать места поудобней.

У меня родилась идея поставить палатку прямо возле "зеленой зоны" аэропорта с целью развлечь прилетающих туристов и назвать этот перфоманс "Украинский павильон на турецком биеннале 2013". Однако, мои друзья эту идею не поддержали и мы, перекусив и выпив привезенное с собой украинское пиво расположились на ночлег здесь же на скамейках.

Рано утром 5 июня мы уже ехали на маршрутном такси в поселок Goynuk, расположенный в получасе езды от Отогара (автовокзал в Анталии). Около 9-ти утра мы остановились за поселком на берегу реки, где помылись после дороги и, высохнув вышли на маршрут.

Впереди виднелся каньон, к которому вела дорога. Вот и появились долгожданные красно-белые метки – маркировка Ликийской тропы. Пройдя минут двадцать наша группа увидела небольшой домик с висящей на заборе самодеятельной рекламой.

Это место известно путешествующим по Ликийке, как Ali`s gardencafe. По информации из интернета это место стоило посетить, и мы не пожалели об этом. Хозяин заведения – Али известен тем, что выращивает тыквы. Однако – это не просто овощи, а своего рода произведения «аграрно-скульптурного искусства». Молодую тыкву он помещает в заранее изготовленную форму, в которой тыква дозревает и приобретает желаемый вид. Во дворе Али мы нашли целую выставку его «тыкворабот».

А пока мы ходили и любовались экспонатами, любезный хозяин приготовил замечательный обед, выбранный нами их нехитрого меню его «Gardencafe».

Подкрепившись и набрав сил, мы пошли дальше. Впереди нас ждал каньон с водопадами и озерами, полными форели.

Вход в каньон – платный (около 20 грн.), так как это Национальный парк. Место это весьма красивое: по дну каньона течет горная речушка, местами образуя небольшие озера с зелено-голубой водой, в которых плавает форель. В этом парке организованы катания на растяжках над озером, гулянье по руслу речушки, есть кафе. Этот парк напомнил мне чем-то п. Зеленогорье в Крыму.

Мы решили разбить неподалеку свой лагерь и, проведя день в прогулках по каньону, устроились на ночлег, хотя кемпинг в этом месте был запрещен. Поэтому утром 6-го июня, когда к нашему лагерю подошла охрана Национального парка и, предложила заплатить еще 20 лир (ок. 80 грн.) мы особенно не расстроились – все равно поблизости не было места для бесплатной стоянки.

Урегулировав ситуацию, мы собрали вещи и двинулись дальше.

Весь наш дневной переход проходил с набором высоты и за этот день мы поднялись примерно на 650 м. над уровнем моря.

На ночевку стали на берегу горной речки, где смогли помыться и постирать пропитанную солью одежду. Вечером, в темноте, вокруг нашего лагеря летали десятки светлячков, что создавало иллюзию падающих звезд…

Проснувшись утром, а это было 7-е число, мы позавтракали и стали собираться в дорогу. Переход предстоял длинный, а питьевой воды, судя по картам, могло и не быть. Поэтому мы бережно собрали остатки воды в свободные пластиковые бутылки. На дне одной емкости оставалось еще немного воды и Татьяна предложила перелить её в мою «баклажку» из-под темного «львовского» пива, которая была почти полная. Долив грамм 100 воды, Таня понюхала содержимое моей бутылки. Это был коньяк, который я еще в Харькове перелил в пластиковую емкость для уменьшения веса рюкзака. Действительно БЫЛ! Теперь он превратился во второсортный бренди. Дорогие путешественники! Используйте только прозрачные бутылки (например из-под воды), этим вы убережетесь от несчастных случаев и травматизма в состоянии аффекта. :-))) Однако, горевать – это не про нас! Мы отправились дальше.

Весь дневной переход тропа, то поднималась вверх, то уходила вниз. По дороге нам попалась деревушка с мечетью и кладбищем.

Возле мечети мы пополнили запасы питьевой воды и двинулись дальше.

К вечеру наш отряд вышел к поселку Gedelme. Дневной переход составил около 25 км. и мы, устав от пройденного пути, решили ночевать в местном пансионе. Однако администратор оного загадал нам такую цену, что сразу отбил охоту от такой ночевки. И это при том, что все окна пансиона были темные – отдыхающих не было вообще. В Gedelme только один пансион и эти недобросовестные предприниматели пользуются этим – селят туристов втридорога (редкие жлобы). Поужинав в кафе (отличная свеже-приготовленная форель с овощами – рекомендуем) рядом с магазином, слева от жлобского пансиона, мы отправились за поселок искать место для ночлега. Этим местом, выбранным нами вечером, в темноте, оказался лужок на холме, расположенный на краю поселка. Проснувшись утром было решено огонь не разводить и поэтому мы, позавтракав без чая, сходили посмотреть на руины крепости,

расположенные неподалеку и огромный платан,

возраст которого насчитывает несколько тысяч лет. Это могучее дерево в диаметре составляет около 5-ти метров. В Gedelme привозят автобусные экскурсии из отелей, посмотреть на это реликтовое дерево и растущие рядом более молодые платаны, а так же на руины крепости.

А нам нужно было отправляться дальше, ведь впереди виднелась вершина горы Tahtali Dag, с участками, еще не растаявшего снега.

Даже издалека эта гора имела величественный и завораживающий вид, она манила нас к себе. Весь этот день мы поднимались все выше и выше,

и к вечеру разбили лагерь перед выходом на верхнее плато,

по границе роста крупной растительности. Здесь оборудовано несколько стоянок, есть ручей с очень холодной водой

и достаточное количество дров для костра. С этого места хорошо видны соседние горы, поселки далеко внизу, и можно рассмотреть свой маршрут предыдущих двух дней пути.

9 июня, проснувшись и позавтракав мы отправились дальше. В этот день предстояло подняться на Tahtali Dag, высота которой около 2400 м. над уровнем моря.

По дороге мы присмотрели место для следующей ночевки и, припрятав в скалах наши огромные рюкзаки, взяв с собой только воду, документы и все самое необходимое, двинулись вверх, навстречу вершине.

Тропа наверх проходит по каменистой местности без растительности. Должен отметить, что в этот день нам очень повезло с погодой. Была переменная высокая облачность, то есть было не очень жарко и вокруг вершины горы не было облаков. Вершина Tahtali Dag очень часто бывает скрыта тучами и сверху ничего не видно. Но, в этот день Боги были к нам благосклонны и, разогнав облака, дали возможность полюбоваться потрясающим видом.

Кстати второе название этой горы - Олимпос и есть предположение, что Боги все таки здесь обитали. Но, видимо это было очень давно. Ибо, если бы Боги обитали на вершине в наше время, они бы очень разгневались, узнав, что за стакан обыкновенного апельсинового фреша, который внизу стоит 8 грн. здесь, на вершине предприимчивые турки просят 5 евро! Еще одним развлечением на вершине Tahtali Dag являются полеты на парапланах. Здесь, наверху, было очень ветрено и прохладно, поэтому мы не стали задерживаться надолго, и, налюбовавшись пейзажами, а так же подзарядив аккумуляторы наших фотокамер, стали спускаться вниз.

Вечером сидя у костра возле нашего лагеря, мы делились впечатлениями о своих ощущениях и эмоциях, испытанных на вершине Tahtali Dag. Утром, собрав наши вещи мы вначале намного поднялись на перевал, а после стали спускаться вниз.

По мере продвижения интересно было наблюдать, как меняется растительный мир: от высокогорного до обычных деревьев и цветов этой широты. Из опыта людей, уже ходивших по этому маршруту мы знали, что вода встретится ближе к долине и поэтому с предыдущей нашей стоянки каждый нёс с собой достаточное количество жидкости на дневной переход. Это обстоятельство добавило к весу наших крупных рюкзаков еще по 2 - 3 кг., поэтому спуск был тяжеловат.

На обеденном привале нас обогнала группа немцев, шедших налегке с городскими рюкзачками. Мы встретим этих ребят еще два раза в следующие дни нашего похода.

Во второй половине дня в просвете между деревьев мы разглядели поселок Beycik,

расположенный у подножья Tahtali Dag. Вскоре встретился и родник с водой, втекающий в корыто,

выдолбленное в спиленном дереве. Рядом с ним в траве паслась огромная черепаха.

Спустившись в поселок мы сделали привал и сходили в местный продовольственный магазин, в котором купили необходимые продукты для предстоящего ужина.

Предполагалось разбить лагерь сразу за этим поселком, у ближайшего ручья. Но, нам не повезло, ручей уже пересох и мы, изнуренные долгим спуском прошли еще несколько часов, пока не нашли воду. Уже темнело и одним возможным местом для стоянки оказалась небольшая полянка недалеко от ручья. Единственной трудностью в этом месте было то, что эта полянка располагалась на территории частного сада, за забором. Должен отметить, что Ликийская тропа довольно часто проходит через частные владения,

что подтверждено соответствующими красно-белыми метками. То есть, для путешественников хозяева земельного участка делают специальный перелаз (ступени)

через забор и,

"Добро пожаловать, гости дорогие"! Так случилось и в этот раз, это был участок с фруктовыми деревьями и небольшим виноградником. Хозяина на территории не было, зато было место для палаток и кострище. Уставшие от перехода, мы решили не дожидаться появление хозяина участка и разбили здесь наш лагерь, в надежде, что до утра нас никто не потревожит. К счастью, утром никто не приехал и мы спокойно развели костер, приготовили еду и позавтракали. Собирая дрова, я увидел выложенный плиткой бассейн,

видимо для полива. Возле бассейна стоял насос, применяемый для этого.

Я искренне порадовался за турков, которые искоренили воровство и теперь могут оставлять свое имущество просто так, без 6-и метровых заборов, без своры сторожевых собак, без автоматчиков на вышках... Жаль, что наши соотечественники воспитаны по-другому. Собрав вещи мы отправились дальше, вниз, разглядывая по-дороге экзотические растения

и любуясь окрестностями.

Было 11-е июня и впереди виднелись две цели нашего дневного перехода: поселок Ulupinar с разрекламированными в интернете рыбными ресторанами и, огнедышащая гора Khimaira с вырывающимися наружу огнями. Добравшись до Ulupinar, мы зашли в приглянувшийся нам ресторан (а ресторанов здесь несколько и все специализируются на разведении и приготовлении форели) и, заняв столик прямо над бассейном

с сотнями плавающих рыб, стали разглядывать меню. А официант уже спешил подавать на стол свежайший лаваш, большую салатницу (с ним), кучу креманок с различными соусами и специями.

Все это было подано для "затравки", так сказать разжечь аппетит. Мы заказали по порции запеченной форели и, изможденные неделей походной пищи, набросились на еду! Рыбу подали чрезвычайно быстро, прямо в сковородках, в которых её запекли. Глаза у рыб говорили: "Я не могу поверить, что со мной это произошло?!" Должен признаться, что в повседневной жизни - я не сторонник чревоугодия, но в этот раз не смог удержаться и наелся, что называется "до отвала", все блюда были очень свежими и вкусно приготовленными. Я и мои спутники получили огромное удовольствие от этих яств. Отобедав, у нас едва хватило сил взять наши огромные рюкзаки и отойти на окраину поселка, где мы и встали (упали в кусты) на привал, поспав пару часов на свежем воздухе. Разбудила нас немецкая речь, вырывающаяся из тех же самых немцев, которых мы встречали днем раньше. "Погутентагав", немцы пошли дальше, и мы вскоре, за ними. Через некоторое время нам попалась горная речушка и источник. По информации, гора Khimaira, подниматься на которую мы в этот день собирались, была изрядно высушена горящими на ней огнями, поэтому воду нам предстояло нести с собой. Помывшись в горной речушке

у подножия этой экзотической горы и набрав побольше воды, мы начали подъем на Khimaira. Часа через полтора, наш отряд уже был на вершине горы.

Здесь мы разбили свой лагерь и пошли смотреть на чудо природы. Первая группа огней Химеры расположена метрах в 30 от вершины. В светлое время суток эти огоньки не очень впечатляют.

А вот ночью,

это поистине магия!

За ужином мы расположились рядом с вырывающимися из-под земли языками пламени.

А потом, ближе к ночи, сидя и слушая Римму, которая читала нам легенду о Беллерофонте и Химере, думали о тех далеких временах и наполнялись энергетикой этой потрясающей горы...

С утра, 12 июня позавтракав и собрав лагерь, мы двинулись дальше, вниз, в сторону моря. В середине горы Chimaera расположена еще одна группа огней, с пламенем побольше, чем на вершине.

Нафотографировавшись и пообщавшись с европейцами (здесь много туристов) о нашем маршруте и на разные темы, мы пошли в поселок Chirali, расположенный между горой Chimaera и морем. Нам предстояло встретиться с еще двумя участниками нашего похода, Татьяной и Александром, которые прилетели накануне в Анталию и уже добрались до Chirali. Закупив провизии в местном маркете (или просто - магазинчике) и, встретившись с вновь прибывшими, мы дошли до пляжа Олимпоса - древнего ликийского города,

расположенного в устье реки, рядом с побережьем Средиземного моря.

Там мы решили стать лагерем, чтобы провести остаток дня на пляже и изучить руины некогда большого поселения ликийцев.

Ранним утром следующего дня мы,

позавтракав и собрав наши нехитрые пожитки,

двинулись с сторону поселка Adrasan, который расположен в соседней бухте. За текущий дневной переход предстояло подняться на гору,

высотой около 800 м. и пройти примерно 20 км. К счастью, склоны горы покрыты растительностью, поэтому почти весь переход мы шли в тени деревьев, шурша опавшей листвой (!!!) голостволых красных деревьев,

именуемых "бесстыдница". Этих деревьев здесь целая роща и они уже сбрасывают листву. Недалеко от вершины Musa Dag, мы увидели небольшой источник с водой оч-ч-чень специфически пахнущей тухлыми яйцами - сероводородом. Саша сказал, что пить такую воду полезно! Мы поверили ему, ведь Александр - физиолог, и пили. Спустившись с горы вниз, по Ликийской тропе, мы прошли через "каменную вагину",

расположенную на берегу горного ручья на окраине поселка Adrasan и, немного передохнув,

пошли общаться с местными фермерами на предмет покупки у них свеже-собраных овощей для предстоящего нам ужина.

К вечеру этого дня, наш отряд разбил лагерь на окраине Adrasan, на пустыре, рядом с отелем и гранатовым садом. Поставив палатки, мы развели костер и начали готовить ужин. Когда приготовления были в самом разгаре, из темноты показались "товарисчи жандармы" с фонарями и резиновыми дубинками. Это сердобольный хозяин соседнего отеля, увидев банду туристов, решил позаботиться о своей прибыли, видимо думал, если нас прогонят, то мы переночуем в его отеле, - низкий ему поклон и скорейшего банкротства! Поскольку в нашем отряде я был "специалистом по связям с общественностью", а жандармы по-английски не "шпрехали", меня любезно пригласили "пройтить для выяснения" к их автомобилю. Со мной пошла и Таня, для моральной поддержки (кричать "караул", если меня начнут арестовывать). Так как ужин еще только готовился, а предмет разговора мне был ясен с самого начала, я решил "включить дурака" и потянуть время пока наши приготовят еду. Вначале жандармы пытались объяснить нам языком жестов, что здесь "низзяпалаткиставитькастрикипалить". Но, у меня никак не получалось понять, что же надобно этим уважаемым джентльменам в форме. По прошествии некоторого времени старший жандарм отправил своего подчиненного в отель, за подмогой. Вскоре он вернулся с мужчиной средних лет, который, подойдя к нам, радостно спросил: "Шпрехензидойч?" "Нот,джастинглиш!" - я отрицательно покачал головой. Жандарм снова удалился в отель, искать англоговорящего постояльца. К слову, турки довольно часто принимали нас за немцев. То ли из-за светлых волос на наших головах, то ли из-за больших рюкзаков... Наконец, вернулся жандарм с "тулмачем". Отступать было некуда, да и по моим расчетам, наш ужин уже должен был быть готов. Англоговорящий турок объяснил нам, со слов жандарма, что "тутатакниззя" и предложил валить по-тихому. Но, я сделал удивленное лицо и ответил ему: "Никак не можем уйти - темно, вещи и палатки уже не соберем, нужно ждать утра. Но, утром - железно, уйдем!" Мужик с пониманием покивал головой и перевел всю эту ерунду жандармам. Те попыхтели, посопели, пытались мне что-то объяснять, но я гнул свою линию, не можем уйти, и все. В итоге, жандармы попросили нас затушить костер, дабы не спалить все вокруг (а он уже нам был и не нужен) и, сев в свой "жандармомобиль", укатили. Мы же, поужинав и обсудив прошедший день, разошлись по палаткам спать.

С утра, 14 июня, мы, как и обещали жандармам, собрали лагерь и, покупавшись в море, вышли в центр поселка. Накануне вечером было принято решение не идти следующий участок Ликийской тропы пешком, так как этот участок проходит по относительно равнинной и открытой местности, а сесть на маршрутку и переехать в более интересное место. Решили ехать в город Demre.

Там находится Церковь Св.Николая и руины древнего ликийского города Мира. Совершив несколько пересадок, уже через пару часов наш отряд был в Demre, на автостанции. Там мы познакомились с турком, хозяином небольшого пансиона,

с которым договорились о ночевке в его апартаментах. Оставив наши вещи в пансионе, мы, налегке, пошли смотреть город и местные достопримечательности.

Сначала мы пообедали в местном ресторане, а затем погуляли по рынку. Восточный базар - это очень интересное место. Здесь торгуют всем подряд: от продуктов питания до антиквариата и стройматериалов. На продовольственных рядах есть очень хорошее правило (в отличие от украинских традиций), утром цены на товар выше, а к вечеру торговцы устраивают сумасшедшие распродажи. Разница между утренней и вечерней ценой может быть в разы! Подобный маркетинговый ход я наблюдал в Индии и в Непале. Торговцы стараются распродать товар в ноль, чтобы назавтра выложить только свежие продукты. Мы еще немного побродили по этому небольшому городку, а вторую половину дня посвятили руинам Мира.

15 июня мы встали пораньше, позавтракали и собрали вещи, так как у нас была договоренность с хозяином пансиона, который любезно согласился (не бесплатно, конечно) подбросить нас на своем автомобиле в пригород Demre, на тропу. По дороге этот турок, правда, признавался всем нашим женщинам в любви и машина чуть-было не упала в пропасть. Из этого можно сделать вывод, что украинки - признанные красавицы во всем мире. Выйдя на Ликийскую тропу возле деревушки Kapakli мы,

правда, вначале немного блуканули и пошли не в ту сторону, куда собирались. Но, быстро сориентировавшись, двинулись дальше и, вскоре вышли в замечательную бухту со стоящими на рейде яхтами

и снующими туда-сюда прогулочными катерами. Был жаркий и солнечный день и мы решили искупаться в этой красивейшей бухте. Вот только температура воды стала для нас настоящей неожиданностью - вода была ледяная! Мы быстро разобрались, в чем тут дело: со дна били холодные пресные ключи и быстро охлаждали теплую морскую воду.

Пообедав и отдохнув мы пошли дальше. Проходя по одной из этих замечательных бухт, наше внимание привлек, выскочивший на тропу человек. Он настойчиво приглашал нас "простозайтипосидеть" в расположенный тут же, на берегу, небольшой бар. Мы сперва отказывались, но он был весьма настойчив и, зайдя внутрь, мы не пожалели. Это было весьма специфическое место.

Днем здесь, кроме этого человека (он оказался барменом) и хозяина бара, никого не было. А по ночам, судя по стилю оформления, соответствующим плакатам на стенах и другим атрибутам, это заведение превращалось в шумную дискотеку под открытым небом.

Из предложенных барменом напитков мы выбрали несколько баночек холодного пива - в такую жару оно ненадолго приносит облегчение, и, фирменный чай, заваренный на листьях какого-то местного растения (бармен не смог вспомнить его название, но показал нам, что оно растет рядом, в бухте), пахнущий одновременно полынью, чебрецом, лимонником и еще чем-то. Утолив жажду и отдохнув, мы попрощались, расплатились за напитки и двинулись дальше. К вечеру наш отряд подходил к развалинам древнего ликийского города Simena. Устав с дороги, мы решили долго не выбирать площадку, а стали в полукилометре от Simena, на берегу моря в бухте. В этой бухте оборудован небольшой судоремонтный док,

куда заходят местные прогулочные катера подремонтировать обшивку. Рабочие дока разрешили нам пользоваться их санузлом, душем и набирать воду для приготовления еды. Здесь я провел полевые испытания "зарядки" для мобильных девайсов, купленной мною на Ебее.

Эта солнечная панель показала не плохие результаты: отлично заряжаются телефоны (за 2,5 часа 90% заряда для аккумулятора смартфона емкостью 1250 мА., портативная рация полностью зарядилась примерно за 1,5 часа, не зарядился фотоаппарат "Самсунг". Подозреваю, что "фотик" не зарядился потому, что его аккумулятор был сильно разряжен. В целом - путевая и не дорогая (около 250 грн.) "зарядка" для тех, кто путешествует - рекомендую.Остаток вечера мы провели в обустройстве лагеря и приготовлении ужина.

Утром следующего дня, а это было воскресенье, 16 июня 2013 г., мы разделились на несколько групп: Петр и Римма отправились изучать развалины Simena,

я с двумя Танями отправились в близлежащий поселок Uchagiz, расположенный в паре километров от нашей стоянки, с целью пополнения запасов продовольствия и получения информации о расписании движения автобусов, так как послезавтра нам предстояло ехать в аэропорт Antalia, на обратный рейс в Киев.

Этот приморский поселок расположен в закрытой бухте, здесь есть небольшая марина с яхтами,

несколько десятков пансионов, магазинов и кафе.

Побродив здесь некоторое время и получив нужную нам информацию, я и дамы заглянули в небольшое кафе и отведали местные лепешки с сыром и зеленью,

то, что называется "с пылу, с жару". Купив все необходимое, мы вернулись в лагерь. Вечером того же дня я побродил по развалинам крепости Simenа

и полюбовался красивейшим пейзажем,

открывающимся сверху на бухту и горы вдалеке. Стоя на скале и глядя вокруг, я немного позавидовал древним ликийцам, которые жили здесь в красоте и гармонии с природой, и могли каждый день наслаждаться открывающимся видам и дышать этим соленым воздухом.

Следующий день был крайним днем нашего турецкого десанта. Мы провели его в Uchagiz, выбирая подарки для родственников и набираясь сил перед предстоящим нам суточным трансфером в Харьков. Вечером, сидя на летней площадке кафе,

мы устроили финальный ужин, во время которого вспоминали всё самое лучшее и интересное, что произошло с нами за время этого замечательного похода по Ликийской тропе. Мы благодарны местным жителям за гостеприимство, Природе за отличную погоду, которая сопровождала нас все время пути, а Провидению - за то, что наш поход прошел без каких-либо неприятностей. Все вышеперечисленное мы желаем всем туристам и путешественникам!