Последние отчеты
- НеСерйозна велоподорож соло по Поділлю 2018...
- Каждый жрёт свой бутерброд...
- Эсхар - Карпаты - Эсхар...
- Обзор веломаршрутов в Кошице из Ужгорода и обратно...
- Двуречная.Меловые горы.Белемниты, Аэропорт и мн.др...
- Меловые горы волчанский р-н. Заброшенный аэродром...
- Велосипедный поход «Харьков-Днепр-Запорожье»...
Топ отчеты
- Кто ответит за анархию? ВелоКрым, Сентябрь...
- Вело-лето: Через Карпаты в Закарпатье...
- Разбираем Novatec (Новатек) D042SB...
- Экскурсия на харьковский велозавод. Очень интересно....
- Харьков - Одесса на велосипеде. Чем дальше - тем интереснее....
- Батько Дніпро та інші цікавості...
- Красивые места Харьковской обл. Родник Сковороды....
Велокарелия 2012 Кандалакша - Кемь
Велокарелия 2012
Как я люблю Карелию! Она у меня, как и у многих, прочно ассоциируется с водным туризмом. Однако, то и дело, изучая район предстоящего сплава, натыкался на интересные объекты в стороне от реки. В конце концов, идея прокатиться по этой чудесной стране на велосипеде выкристаллизовалась. Предварительно рассматривалось 2 варианта – на г. Воттоваара или в нац. парк. Паанаярви. Друзья и знакомые (вело)туристы меня не поддерживали, так что готовился к сольному путешествию. Но тут, очень вовремя, на нашем Вронежском велофоруме вывесили предложение съездить в велопоход по северам. В итоге, впечатлившись прошлогодним походом петрозаводчан http://bomber.forum2x2.ru/t11-topic поехали по маршруту Кандалакша – Зареченск - ГЭС Кумапорог - оз. Ципринга – Паанаярви - Пяозерский – Калевала – Войница – вдп. Кумо-порог – Калевала – Кемь. Поехали втроем, Алексей, Дима и я. Еще один нюанс похода был в сроках – не привычный июль-начало августа, а июнь, более дождливый, холодный, без ягод и грибов.
19 июля, день первый, 80 км.
Уезжали из расплавленного жарой Воронежа в опасливом ожидании холодного Севера. Ну так и есть. Кандалакша, сыро, +8С, парок изо рта. Собрались прямо на перроне между вагонами.
Вот оно, первое преимущество велотуризма над водным! Местные полиционеры поинтересовавшись кто-куда-откуда, удовлетворились устным объяснением. В очередной раз подтвердив поговорку – ничего не ценится так дорого и не стоит так дешево, как вежливость. Фото на память и в путь.
Первые 70 км – асфальт в сторону Алакуртти, поворот на Зареченск.
Не считая неск. километров Мурманской трассы, трафик минимальный, покрытие отличное – видели даже тренирующихся лыжников на лыжероллерах!
Рельеф присутствует, но поначалу не впечатляет – пологие подъемы и спуски. К сожалению, погода не балует – моросит дождь.
Как-то быстро доехали до обеда. С трудом отыскали сухие дрова, но нашли, отогрелись и даже подсохли у костра. После поворота на Зареченск километров 10 – асфальт, далее грунтовка. Проехали еще 10 и остановились на берегу Иовского вдхр. в уютной бухточке.
20 июня, день второй. 80 км.
Всю ночь дождь. Под утро перестал, но не успели позавтракать – заморосил вновь. Мелкий, но плотный. До обеда проехали ~48 км размытой грунтовки. Мокро, но пока движешься – нормально, не холодно.
Только очки заливает и песок скрипит везде – в цепи, в тормозах, даже на зубах. Проехали притихший под дождем Зареченск. На мосту через . Иова – асфальт! Метров 200.
Во время обеда немного распогодилось, но не надолго. К сожалению, болит колено. Дорога весь день – качели, вверх-вниз. Горки разные, то короткие крутые взлеты и спуски, то нудные длинные тягуны.
Из-за колена вверх еду на передаче 1-1, медленно. Дима тоже сильно отстает, даже от меня. Только Алексей всегда впереди, полон сил. Он вообще значительно лучше подготовлен. К вечеру доехали до плотины Кумского вдхр. По плану еще 10-12 км, при наших условиях – час. Но нас не пустили – где-то затерялся пропуск. Плохо, связи нет, сторожа недружелюбные, правда намекнули, что за 2000 р пропустят. В общем, Алексей решил утром ехать налегке обратно в Зареченск, разбираться в конторе (это ок. 100 км в обе стороны!). Встали на ночевку в конце стрелки старого русла и канала ГЭС. Мокрый луг, ветрено, очень выручил тент, натянутый как ветровая стенка.
21 июня, день третий. 45 км по маршруту (+150 Алексей, + 90 Дима)
В 6 утра Алексей рванул в Зареченск. Мы с Димой выспались и ждем. Погода плохая. Ветер, дождь зарядами. В 13-30 Алексей вернулся. Оказывается, пропуска были, просто сторожа, нет слов, решили подзаработать на нас! Даже когда мы вторично подошли к ним – пытались валять дурака, мол «чего пришли?» Пока Алексей не сказал, что им при нём звонили и приказали пропустить. (Возможным последователям: в Зареченске надо обязательно зайти в контору ГЭС и подтвердить проход через ГЭС)
После плотины та же грунтовка, немного получше – малоезженая, но с лужами, ручьями и опять вверх-вниз. Погода мало-помалу улучшается, даже высохла мокрая одежда, что одел на движение. Только ноги мокрые, контактные туфли. Зато явно похолодало, +8С и северный ветер. Впрочем, на ходу не холодно, да и ветер в лесу не ощущается, только елки шумят. Алексей устал, шутка ли, лишние 100 км с утра. Да, он рассказал, что по дороге в Зареченск видел медведя. Прямо на дороге. Оказалось – хороший репеллент от мишек – простые дисковые тормоза в дождь. Они, говорит, так завизжали, что медведь мигом сбежал. Вообще в тех краях мы не раз видели отчетливые следы косолапого. На перешейке озер Пяозеро и Ципринга – турбаза, финская
Проехали насквозь, сторож пропустил, другой дороги все равно нет. Дальше началась классическая Карелия – хвойный лес на белой ягельной подстилке, синие озерца и болотца по сторонам. Погода совсем образумилась, даже солнце пару раз выглянуло.
В нац. парк приехали к вечеру.
Для посещения нужно разрешение – весь парк в погранзоне. Получали разрешение из Воронежа, по телефону на сайте: http://paanajarvi.onego.ru/Kontakty.html Потом еще перезванивали из Кандалакши, подтверждали приезд. От въезда до нашей стоянки – 10 км. Парк на удивление!
Чисто, аккуратно, стоянки культурные, дрова наготове, баня натоплена. В общем, тех 300 р. в день совсем не жалко.
К сожалению, случилась большая неприятность – Дима где-то по дороге потерял рюкзачок с документами и деньгами.
Мы с Алексеем остались в лагере, а Дима, разгрузившись, поехал обратно искать. Бедняга! Что за день! Хорошо, хоть мне никуда не надо, коленка-то побаливает… Лечу «фастум гелем» и теплыми наколенниками. Помогает здорово. Дело к полуночи, Димы все нет. Алексей, не выдержав, хватает велик, едет искать. Теперь нет обоих… В 3-30 утра вернулся Алексей, проехал километров 20, Диму не встретил! К счастью рядом не спали соседи с машиной. Водитель с готовностью согласился помочь. Поехали на машине, Тойоте «Тундра» Ох и зверюга! Уф-ф! Встретили. С Димой все в порядке. Он проехал обратно до самой плотины, но увы, рюкзака на нашел. Видимо упал в лужу, которых было полно. Вернулись в 6 утра.
22 июня, день четвертый.
Т.к. ночи не было, утро началось поздно, где-то в 11 ч. Мы с Алексеем поехали на вдп. Кивикоски до которого 7 км на великах и 4 - пешком, Дима решил еще раз проехать по своим следам, поискать пропажу. Водопад красив, хотя, по Карельским стандартам, ступенчатый, вроде крутого порога. Тропа к нему натоптана хорошая, с указателями, с краткими табличками-описаниями, с гатью в мокрых местах. Сухо, но пасмурно. Фотографии не эффектные.
Вернулись к 17-30. Перекусили, собрались – Дима так ничего не нашел – и поехали к кордону на выходе из парка в сторону Пяозерского. Вчера банька не получилась, обещана сегодня на кордоне. Ехать всего 17 км, но каких! Уже не вверх-вниз, а полчаса вверх-вверх-вверх! Чуть отдохнули и опять. 11 км медленного и тяжелого подъема.
Где-то на 10-м километре начало тропы на г. Кивакка (каменная баба), куда мы планировали сходить сегодня, но теперь переносим на завтра
У кордона нас ждал приветливый парень-сторож и горячая баня! Помылись-попарились – ох как хорошо, после 4-х дней холода и дождей! Понятно, почему жаркая баня – изобретение русских и финнов - север, однако! Спать легли около 2 часов ночи, белые ночи в самом разгаре – светло, как днем.
23 июня, день пятый. (60 км по маршруту + 13 радиалка + 10-12 пешком)
Алексей планировал встать в 6 утра и сбегать на гору. Встали в 7. Без завтрака, только чай со сладостями. На великах – 6,5 км + >5 км пешком.
В одну сторону. Распогодилось. Гора – неописуемая красота.
Я впервые в таком месте. Голубые дали, еловые леса, тундра на вершине. Забавные, явно современные камни-сейды,
и тут же православный крест. Только вид портит. Долго, с час ходили по вершине (она плоская, большая) снимали налево и направо. А какой воздух! Чистый, свежий! Обратно к палатке приехали к полудню. Со вчерашнего дня нога ведет себя лучше – с утра болит, как расходишься – перестает. Вот и сегодня. Заболела на спуске с горы, но потом, когда поехали дальше по маршруту, перестала.
Выехали в 14 часов. До Пяозерского – 60 км. Неподалеку начало тропы на г. г. Нуорунен, но времени уже нет. Дима едет очень медленно – болит промежность. Подразгузили его. Большую часть взял Алексей, но и я около 1,5 кг. Вообще, набрал парень вещей – как на курорт (на северном полюсе J ) Спальник в упаковке – 2,4 кг! Набор столовых приборов – ложка, вилка и десертная ложка. Термос, хорошо, что маленький. Даже фонарик! В полярный день самая нужная вещь! И прочая, прочая… В итоге он вез только личное + часть еды. И рюкзак все равно был самый тяжелый. По мелочам набиралось. Например велочехол ПИК – 900 гр, против моего самодельного 400-граммового. Это я к тому, что предпоходную подготовку надо улучшать. Ладно, я не руководитель, мне проще.
Дорога в общем неплохая, укатанный грейдер, но рельеф все тот же. Да еще местами гребенка. Конечно, на Арабатке, помнится, она хуже, но там она на плоскости, а тут… В общем, кто езди по горному Крыму, будет приятно удивлен дорогам в равнинной Карелии. Они не хуже :)
В итоге меня отправили вперед, обустраивать лагерь. В 20-00 встал у реки за 2-3 км до Пяозерского. Ребята приехали через полчаса. Над нами синее небо, палатку освещает низкое солнце, время одиннадцать вечера.
Что-то устал я сегодня, двигаюсь медленно.
24 июня, день шестой. 98 км, грунт, немного асфальта
Легли накануне, как обычно в час ночи, (белой, светлой) и встали поздновато, около 8 утра. Позавтракали, собрались и в 10-15 выехали. Пос. Пяозерский рядом. Буквально 2-3 км.
Село аккуратное, есть магазины, сбербанк, работает сотовая связь, ловит МТС, Мегафон, Теле 2. Причем ловить начало еще вчера, километров за 10 до стоянки. Зашли в управление парком, на всякий случай, вдруг найдут документы. Ребята не смогли пройти мимо магазина – сок и сникерсы. Потом поехали дальше, в Калевалу. До с. Тунгозеро – асфальт, 10 км, потом опять грейдер. Но лучше и проще предыдущих. Горки меньше, укатан лучше, иногда даже кажется, еду по старому асфальту, но вдруг из него выпирает верх бревна – дорога по гати. До обеда проехали 50 км. В лесу комаров! По случаю тепла - +18 С , солнце – обед готовили на примусе.
Ревет как самолет, не очень комфортно. К восьми вечера приехали в Калевалу. Дима отставал, но не сильно. По пути видели памятник на линии обороны Великой Отечественной войны, на удивление с красным флагом и не обезображенный никакими крестами и триколорами.
Ночевать поехали на мыс оз. Куйто в селе. Он сильно застроен новыми домами, но в конце лес, пляжики. Вот и выбирай! Асфальт в Калевале – необыкновенное наслаждение! По таким походам всерьез задумываюсь о туристическом двухподвесе.
25 июня, день седьмой. 75 км по маршруту
С утра Алексей с Димой поехали в поселок. В полицию, заявление об утере паспорта, к погранцам – забирать заказанные пропуска, дальше дорога опять в погранзону.
Сижу на косе. Яркая дилемма – ветер или комары. На одном берегу холодно – ветер, волны, температура ~12 C, на другом – тихо, но заедают. Жаль, опять сменилась погода – пасмурно, даже срываются капли дождя.
Вчера ехали по поселку – кусты сирени в бутонах. И это в конце июня! Вообще все цветет: верба, рябина, брусника, черника, багульник, вереск…
Сижу, жду. 12-30. Неужели Диму задержали? Хоть бы все нормально закончилось! Еще пара мыслей о снаряжении и группе. Я с ребятами впервые, а они друг-друга немного знают. Как получилось, что Алексей не проверил снарягу Димы? Не в укор будь сказано, но я в шоке. Вел, одинаковый с моим (Атом ХС-300) весит 17,5 кг (у меня ~13). Шины NobbyNic с антипрокольной лентой и герметиком в камере; куча прибамбасов вроде дудки Airzound; 2 (!) флакона репеллента. 80-ти литровый велорюкзак ПИК-80 забит до упора личными вещами и своей долей продуктов. У меня в 65-ти литровом помещается все, включая палатку, котлы, топор.
Наконец приехали. Решено. Мы с Алексеем едем по маршруту – кольцо к Кумапорогу и в Войницу, а Дима остается дорешать вопросы с милицией и обратным ж/д билетом. В Калевале у Алексея хорошие знакомые – приютят Диму на 2 дня. Нам по возвращении опять обещана баня!
В 13-50 выехали. Вначале назад в сторону Тунгозера. На 14-м километре свернули на запад, на лесовозную дорогу. Она, в отличие от магистрального грейдера, песчаная. После дождей песок плотный, гладкий. Весело едем, практически парковое катание. И тут дождь. Недолгий, минут 20, но сильный, вымочил насквозь – не хотелось одеваться. От мокрого песка захрустела цепь, словно сухарями; застонали-зазвенели диски. Настроение упало. Вскоре подъехали к мосту через Писту. Вот оно! Мост разрушен.
Кое-как по бревнышкам перебрались, в неск. этапов перенесли вещи и велики. Потратили 45 мин.
Снова пошел дождь. Хорошо, хоть на переправе смилостивилась погода, балансировать на мокрых бревнах было бы куда тяжелее. Дальше дорога хуже, видно, что неезженая. Едем, едем. Чуть блуканули – лесовозных дорог много. Дождь кончился. Смотрим – медвежьи следы прямо на дороге. И свежие, и оплывшие; и маленькие, и большие…Что характерно, следов машин и людей нет. «Куда ты тропинка, меня завела?» Вот куда: второй разрушенный мост через ручей.
Ну, понятно что между ними никто не ездит. Время 20 часов. Перебрались и через это. Едем дальше. Сил уже нет, навигатор не совпадает с картой, едем по наитию. Наитие привело-таки к водопаду примерно в половине десятого. Проехали 75 км + 5-6 км заблуждений + 2 переправы. Река Войница течет в глубоком, метров 50, ущелье с крутыми склонами. Здесь грунт типа лёсса – песок и все реки и ручьи промывают глубокие ущелья и овраги. Пошел за водой. Вот край непуганого зверья! Прямо в 5 метрах плавает бобер и не спешит уходить.
Водопад красив. Завтра утром еще сходим посмотреть, а сейчас – есть и спать. Устали.
26 июня, день восьмой. 75 км.
С утра еще раз спустились к водопаду, осмотрели. Красивый.
Позавтракали и поехали. Несколько километров нормально, затем дорога раздвоилась и наезженная ушла куда-то вправо. Мы, естественно, поехали прямо и скорее нарвались на еще один размытый мост. Перетащились.
А вскоре и на магистраль выехали. До Финляндии 23 км, до Кеми – 247. Хоть и хочется к финнам – поехали в другую сторону. Войница, родина карельских рунопевцов, у которых в 19 веке Лённард записал текст эпоса «Калевала».
Место захоронения последнего из них – на острове, куда нас свозили на моторке. Там финны устроили памятный камень, хорошо, что у карел такие этнические родственники есть.
По дороге наткнулись на еще один полуразобранный мост. Но его ремонтировала бригада дорожников, перебрались. От Войницы до Калевалы – 52 км, грунтовка с неплохим таким рельефом, но едем бодро. Где-то за 15 км до Калевалы – мемориал «Кис-Кис» где были остановлены враги в Великую Отечественную войну. Увы, воздать почести защитникам мы не смогли, так как были атакованы и обращены в бегство многократно превосходящими силами противника – комаров и мошки. Интересно, на чьей стороне они были во время войны?
Вечер провели в очень гостеприимной семье знакомых Алексея. Был ужин, баня, свежекопченая рыба! И переночевали в нормальных постелях.
27 июня, день девятый. 103 км.
Позавтракали и уже в 9 утра поехали. Прощай, Калевала.
Асфальт! За 3 часа проехали 50 км, потом еще немного и устроились на обед у моста через р. Кепа.
Увы, идет сильный дождь. Местные сказали – необыкновенно холодное и позднее лето, да и не было еще его. Обедали отдыхали долго – 2,5 часа, думали пересидеть дождь. Это место, кстати, мне памятно – место старта моего первого водного похода в далеком 1990 году! Помнится, тогда тоже было дождливо и холодно и умопомрачительно пахло багульником.
Дождь то припустит, то ослабнет. Так и едем. Дорога хорошая, за исключением километров 10-15 разбитого асфальта и немного грейдера на подъезде к с. Шомба. Дальше отличный новый асфальт. Да велик по такому сам в горку едет! Отстает Дима, плохо себя чувствует. Около 18 ч. Встали на последнюю ночевку у моста через р. Шомба. Мокро, дров мало. Жжем березу. На завтра остается последние 80 км по асфальту.
28 июня. День десятый и последний. 80 км.
Проснулись в 7-15. Сквозь палатку греет и светит солнце! В палатке конденсату! На тенте, конечно, но и внутренняя палатка влажная. А все почему? Ставил на мокрую землю, за ночь она подсохла и вот… В этом походе наловчился аккуратно собирать внутреннюю палатку под тентом (он у меня ставится первым) в одиночку.
На улице, увы, холодно. +9 С. Ветрено. Очень влажно от вчерашнего и ночного дождя. Вещи влажные, тент палатки пришлось свернуть мокрым. Долго что-то собираемся, выехали только в 10-20.
Отличный асфальт, отсутствие машин – 1-2 в час, сухо и главное – хороший такой попутный ветер! Это просто подарок Карелии нам на прощание. Не напрягаясь, расслабленно доехали до Кеми к 15 часам. Сидим на вокзале, жуем отличную выпечку, ватрушки с брусникой. Вкуснотища! Ну и холодно же! В тайге и селах это не бросается в глаза, но тут, в городе люди в теплых куртках, шапках, шарфах! Конец июня!
Выводы:
Я сюда еще приеду! Программу выполнили не полностью. Хочется сбегать на г. Нуорунен, к водопадам Мянтюкоски на озере Паанаярви. Только ехать лучше «в сезон» - в конце июля - начале августа.
Поход тяжелый, местами непростой технически. Некоторые проколы по подготовке, например, везли все продукты, хотя вторую половину проезжали через жилые села с магазинами. Ну и, конечно: «Несомненно, Темза в своем верхнем течении недостаточно судоходна и по ней не сможет подняться судно, которое вместит все, что мы сочли необходимым взять с собой в путешествие.»
За весь поход ни одного прокола. Техника вообще отработала хорошо, только тормоза – у меня потек передний, у Алексея стерлись колодки (не новые) Очень здорово показала себя вилка Сантур Эпикон. Очень удобна нарамная сумка, улучшает развесовку и дает легкий доступ к необходимым вещам.
И главное, компания собралась хорошая. Не было разногласий, ссор, обид, все прошло в "теплой, дружественной обстановке". Не раз замечал, чем тяжелее поход, тем лучше ведут себя участники.
Комментарии
r.a.e.1975
отчет СУПЕР
23.07.2012 22:13kusmich
Места просто клас! Наверно, портит поход токо постоянные пропуски в погранзону и оформление документов?
23.07.2012 22:37zarka
отличный отчет, когда-нибудь тоже туда поеду ^^
23.07.2012 23:38Белый_Сокол
Был там давно давно, тихонечко завидоваю
24.07.2012 00:07vgd
kusmich
24.07.2012 07:56все пропуски были заранее заказаны по телефону. В общем отношение очень лояльное, это впечатление не испортило
Skavron
Красиво ) +++
24.07.2012 09:23Только как жеж так с документами ? ((
reborn.dp
красивый поход! ненавижу дожди в походе ))
24.07.2012 14:31Paganelle
мошко-комаров было много по всему пути или были периоды отдыха? Как от них защищались, веточкой?
25.07.2012 20:05Были ли клещи?
PS: перманентно хочу в Карелию, только вот рассказы про зеленую палатку, черную от комаров, охлаждают мое желание....
vgd
Paganelle комары-мошка были, само собой, но как по мне, у нас в Воронеже их больше
25.07.2012 21:19Хуже всего на коротких остановках во время движения. Место не выбираешь особо + потный. Мои компаньоны брызгались репеллентом, я обошелся, привык.
Клещей там нет как класса.
Черная от комаров палатка - нет, даже утром под тентом не особо много. Может холодная погода помогла, но в Карелии и в теплом июле терпимо. Вот на Урале - это да!
mocrosoft
Красивый отчет!
26.07.2012 10:49Спасибо!
Zippytom
класс, мечта - на великах в такой поход....
01.08.2012 00:01http://zippytom.blogspot.com/
Pavel.gko
02.08.2012 08:32Pavel.gko
Умеете отдыхать.
02.08.2012 08:32Loredan
прочел, аж настроение поднялось, хорошее и красивое описание и классные фото. Вы молодцы, спасибо за отчет! =)
01.03.2013 13:08Максимилиан
молодцы парни... Проезжал от части по тем местам на машине...
06.03.2013 14:17Помню, встретили велогруппу из Мурманска: у ребят была какая-то рисованная карта и все
блукали долго, мошкара из заедала, как можно было так готовиться ((
Вы молодцы.
yadder
Класс. с удовольствием прочитал
11.03.2013 16:13