Три яйлы или Земляничные поляны

Podaliriy

• 25.07.2013 23:00

Идея этого маршрута родилась в моей больной голове еще прошлой осенью, после прохождения маршрута "Две яйлы v.2" - Караби-Долгоруковка через Партизанскую поляну. Оценив, что дистанция вполне проходима небольшой подготовленной группой, решила замахнуться на прохождение по всем трем близкорасположенным яйлам (Караби, Орта-Сырт, Долгоруковка) за один световой день. Как перемахнуть с Орта-Сырт на Долгоруковку мы уже знали, неизведанным оставался участок Караби - Орта-Сырт. Продумывать это все начала еще зимой, терзаясь сладкими муками предвкушения. Так как километраж, набор высоты и элементы разведки могли потребовать много времени, то выбор дат пал на День конституции, когда световой день приближен к максимальному.  В группу допускались только прожженные "пенсионеры", с которыми мы прошли огонь, воду и как минимум пару яйл :) К сожалению, не все смогли поехать, а тем, кто смог, пришлось преодолевать свои препятствия на пути туда.

Мы с BigFregat-ом приехали, собственно, за день до "даты Х" и еще успели скатать маршрут "Вокруг да около Долгоруковки", объехав ее почти по всему периметру и убившись в хлам из-за общей невыспанности, неудачно выбранного подъема, жары и дикой влажности. В итоге мы вырубились уже в 8 вечера, и только дикий гогот приехавших в половине одиннадцатого BOD-a и TaWasKo заставил меня, не открывая глаз, успокоиться, что они добрались без приключений, и отрубиться обратно. О том, что BOD таки сможет вырваться, мы узнали только сегодня днем (были проблемы с машиной), как, собственно, и о том, что у нас в группе будет еще одна девушка, которая, вообще, хотела, чтобы ее подвезли к родителям по дороге, а в результате за 15 минут собралась и поехала в Крым.

Итак, 28 июня. Подъем в 6 утра. Повозилась по хозяйству, собрала рюкзаки. В 7 иду будить народ. А Strix Rufus тем временем пошел колупаться с великами. Присоединюсь-ка к нему. Проснувшийся народ также выходит, пока есть время до завтрака, чтобы подготовить коней.

По причине сборов за 15 минут, на веле TaWasKo стоят городские слики, вид которых заставляет меня истерически похихикать. Но BOD не первый раз замужем  в этих местах, по дороге зарулили к товарищу и захватили пару Rocket Ron-ов. И все начали дружно переобувать Танин вел. Потом Макс еще обнаружил ненастроенный переклюк, который в итоге пришлось ровнять. Пока суть да дело, завтрак, туда-сюда, выехали только в 9-30. Ай-я-яй! Ну да ладно, должны успеть, по идее.

Выехали за ворота и Rufus взял обычный темп. И тут я поняла, что попала. Вчера вечером я думала, что сегодня не смогу встать с кровати. На удивление, я встала. Но вот чтобы еще и ехать..... Понимаю, что начинаю умирать "не отходя от кассы". Ехать получается 15-18 км/ч. Ужос. Еще больше отстаю из-за того, что нацепила на себя GoPro и теперь пытаюсь с ней подружиться. Результатом этих попыток стала серия снимков козырька моего шлема на фоне окружающих пейзажей. :)

Еле-еле душа в теле, докатываюсь  до лесничества. По идее, сейчас должно стать полегче, темп упадет. И точно. И темп снизился, и в лес заехали, там, все-таки, попрохладнее. Ну, жить можно...

Поднялись на отрог, спустились обратно к Бурульче, потом пару раз пересекли Суат (в который я, мстя за все перенесенные издевательства, уронила BOD-а) и вышли в ущелье Баксан.. Svintus умудрился оправдать свой ник и смачно проехался боком по жирненькой грязюке. Потом, бурча под нос, что не любит грязь, пытался смыть ее хотя бы с ноги.

Нефиг над нами стебаться было!

Вот и пешая тропка вдоль ручья, ведущая мимо скальных полочек и камня со сталактитами к оврагу Ауджиклы, спускающемуся от Аджи-Кобы. А вот и он. Ну-с, теперь нам наверх! Для BOD-a и TaWasKo этот подъемчик стал неслабым сюрпризом. ТАК они еще не поднимались. Я ползу наверх с единственной мыслью - никогда-никогда, ни за что на свете больше тут не подниматься! И самое гнусное, что я же сама этот подъем и запланировала, ибо мы должны были с него попасть как раз на нужную нам дорогу.

Тут у всех возник вопрос нафига мы взяли с собой велосипеды -_-

Кое-как доползаем до полянки, где можно отдохнуть. Как же тяжко!

...

Так, теперь нам надо не промахнуться, не уйти по маркированной тропе, а взять правее и нащупать лесовозную дорогу, идущую по склону и выводящую как раз, куда нужно. Ну.. .Мы промахнулись. Слишком сильно забрали вправо. Результатом стал еще один подъем по 40-градусному склону без дороги. Ползли эти 20 метров мы минут 15, не меньше.

Вот чего TaWasKo не ожидала, так это такого ^_^

Выпхавшись наконец на дорогу, мне пришлось лечь на землю и бороться с подступившим бронхоспазмом. Капец, давно у меня такого не было. Год назад,  когда мы поднимались тут на майские праздники, да, мне было тяжело. Но не настолько!

Вот так примерно я и выглядела всю поездку >_<

Ну, теперь должно быть полегче. По крайней мере идти можно, опираясь на вел. Да и дорога не очень длинная, как я помню. И точно. Довольно скоро впереди показался край плато. А на нем - пасека, где трое ребят качали мед. Немножко отдохнув на краю леса, поехали дальше, ибо, блин, пчелы!

Караби...

Выехали на яйлу, на знакомую уже дорогу и поехали вдоль восточного края плато. Ну, кто поехал, а кто и пешком пошел местами. Уклон, все-таки, вверх, и те, кто берег колени, потопали ножками.

Доехали/дотопали до горки Кол-Баш, которую по традиции решили штурмовать в лоб, а не объезжать вокруг. И наша решимость была вознаграждена! Остановившись в очередной раз перевести дух, обнаруживаем с краю дороги... спелую землянику! Ну, понятное дело, про подъем все дружно забыли и пошли пастись. Надо сказать, что даже неспелая земляника очень даже вкусная! ;)

Земляника!

Еле выпинала народ на дальнейшие подвиги.

Спустились со склона и продолжили путь к первому карстовому порогу, от которого надо было "плясать". Я достала свои читерские листочки (распечатки с Google Earth), на которых был начертан наш предположительный маршрут, с явной автомобильной грунтовкой, уходящей по одному из отрогов в сторону Орта-Сырт. Так, проезжаем первый порог, потом второй, потом дорога, похожая на кишки, и за очередным ее изгибом - поворот направо. Поехали!

Успешно нашли поворот, поехали по отрогу... и тут дорога, как полагается, закончилась. Ну просто закончилась и все. Дальше - только заросший склон, уходящий вниз к Суату. А напротив - довольно крутой склон Орта-Сырт со скальными выходами. По предварительной информации от человека, который ходил тут пешком - там могла пригодиться веревка, которую я запасливо положила в рюкзак и привезла с собой. М-дя. Мы с Максом пошли исследовать отрог и его склоны на предмет троп, степени заросшести и возможности спуска. В итоге пришли к неутешительным выводам. Пути нам увиделось три: спускаться прямо тут, без дороги, не знамо как и куда; ехать дальше по плато и спускаться через Чобан-Чокрак, делая таким образом некислый крюк;  возвращаться несолоно хлебавши домой. Было принято решение обратиться к коллективному разуму, и он подкинул идею вернуться немного к ближайшему распадку, который был соблазнительно пологим и, что самое главное, на дороге напротив него стоял тур. "А это "ж-ж-ж-ж-ж" неспроста!" (с).

Доехали до большого тура, напротив в распадке обнаружились еще два маленьких. Ну, чего раздумывать - поехали! И хотя сначала двигались просто по травяному склону, за вторым туром обнаружилась каменистая тропка, которая уводила вниз по склону в нужном направлении. Ура!

Спускаемся к Суату

Прелесть пешеходных тропок состоит в отсутствии на них колей, которые характерны для автобобильных дорог. Но с другой стороны пешеходные тропки зачастую довольно узкие и заросшие, что представляет некоторые трудности при передвижении по ним на великах. Но большинство успешно  справилось с этими препятствиями, а также с тем, что, набрав приличный угол наклона, тропка стала сыпучей. Все благополучно спустились вниз и попали в совершенно сказочное место. Долина Суата тут узкая, очень уютная и абсолютно волшебная. И мы залипли тут довольно-таки надолго. Может, сказался пройденный подъем и поиски дороги, может просто тут было так хорошо :) Не важно.

Эх, хорошо! ^_^

Ну, что, первая яйла за плечами,  отдохнули, "лошадиной воды" попили, пора дальше.

Тропка на другом берегу нашлась быстро и бодро полезла на склон. Ну, ожидаемо, конечно, но, блин, как не хочется опять пилить на подъем. Жарко же!

Хотя, надо отметить, что эта тропка очень грамотно шла по склону зигзагами, а не в лоб, что несколько облегчило нам жизнь. И не такой уж и длинной была. А шла она аккурат между двумя скальными выходами, по лесу, так что веревка оказалась невостребованной. Ну, ничего, выгуляла ее по яйлам. :)

Мое состояние, подошедшее к отметке "еще_пара_километров_и_я_сдохну" еще на выходе на Караби, на ней же и осталось, и держалось удивительно стабильно. Еще раз - какого лешего меня понесло сюда в самую жару? А, да, точно. .. Праздники и световой день.. Блин...

И вот показался травянистый склон Орта-Сырт. Мы обычно проезжали через нее вдоль, по основной автомобильной дороге и не очень представляли, насколько далеко яйла продолжается вглубь. А она оказалась довольно-таки обширной и сейчас мы пересекали ее поперек. Шайтан-машина подсказала, что искомая дорога прямо перед нами, и мы поехали по основательно заросшей автомобильной грунтовке к ней. Отметили, что справа был небольшой тур и тропка, но по привычке проехали, ориентируясь на большую дорогу. А зря. Характерной особенностью Орта-Сырт оказалось наличие большого количества пешеходных троп, которые режут значительные участки петляющей автомобильной дороги. В следующий раз будем умнее. Выехали на дорогу, смутно припоминая ее вид в этой части яйлы, свернули направо и поехали в сторону гротов. Теперь надо не пропустить ориентиры - старое дерево с маркировкой маршрута и композицию из граба в можжевельнике, чтобы найти тропу, спускающуюся к Бурульче. А вот и они! Остановились на технический перерыв, я пошла в кусты и нашла пещеру :) Но времени лазить по ней особо не было. Мы, конечно, еще укладываемся в график, но время уже граничное. Поклевав немного земляники на месте привала, трогаемся дальше. Прикольный грунтовый трейл к Бурульче. Наконец-то я могу его проехать так,  как хочется, а не как обычно, пася отстающих! Вылетаю из леса на луг, прохватываю финальный кусочек, выскакиваю к берегу.. и вижу двух голых индивидуумов, всех в мыле в прямом смысле этого слова, сидящих на известняковой "плотинке". 0_0 Сначала показалось, что это мужчина и женщина, в последствии выяснилось, что это две женщины, просто одна постарше и пострашнее. Такая встреча, судя по всему, оказалась сюрпризом для обеих сторон. Ну, мы не  растерялись, посидели, отдохнули, за водичкой выше по течению сходили и удалились восвояси. Правда, еще и немного потусили на полянке, сходили посмотреть на микро-водопадик, поснимали GoPro-шкой под водой и т.д. А девицы так и сидели, правда, смыв мыло, и полоскали в реке свои одежки, в которых, судя по всему, пришли  0_0. При этом были они налегке, с небольшими рюкзачками...

Вы, наверное, не только речку ожидали тут увидеть? А вот фигушки <( ̄︶ ̄)>

Ну а мы, оставив позади вторую яйлу, двинулись по долине Бурульчи, к ее слиянию с Малой Бурульчей. Словами это место описывать бесполезно, поэтому я этого делать не буду  :) Скажу только, что там ОЧЕНЬ красиво. Довольно быстро мы дошли до слияния. Обычно русло Малой Бурульчи  мы застаем абсолютно сухим. В этот раз воды там тоже не было, но она явно там бежала еще совсем недавно. Жаль, что никак не поймаем слияние "действующим".

Бурульча

Еще Бурульча ^_^

Ну-с, а теперь нам наверх! Последний серьезный подъем на сегодня. Первые метров 20 он очень крутой. Велики в прямом смысле едут на нас - их проще нести, чем катить. Фу-х, надо, надо вылезти! Еще раз - чего меня сюда понесло? А, да, хотела пройти через три яйлы... Так, тут уже чуть полегче.. Долбаные бревна! Нашли, куда упасть! А нам теперь через вас лезть! Еще одна издержка пешеходных троп - пешики их не особо чистят, потому что переступить легко. В крайнем случае - обход натоптать.

К концу этого подъема мое состояние подошло к отметке "я_не_могу_подняться_на_эту_ступеньку". В буквальном смысле. Чтобы сделать шаг наверх на очередной каменный выступ, мне приходилось останавливаться, собираться с духом и силами, взваливать вел на плечо или брать подмышку и, скрипя зубами, делать шаг. Как оказалось в последствии, я такая была не одна :)

С горем пополам затащила себя на плато. Ну, здравствуй, третья яйла! Поподнимались, теперь можно и поесть. Ибо сил потратили немало, а впереди еще километров 20 минимум. Посему упали прямо возле кромки леса, из которого вылезли, и стали восполнять энергетические потери.

Ну а затем выдвинулись по плато в сторону Колан-Баира. Сначала ехали по дороге, но, поскольку помнили, что она делает неслабый крюк, Макс решил срезать навпростець через холм. И вот, пилим мы через этот холм, по старой автомобильной грунтовке, и тут народ отмечает, что, таки, земляника!  В общем, Макс успел скрыться из виду за вершиной холма и еще подождать нас некоторое время. А я все пыталась взывать к  коллективному разуму о том, что нам еще ехать и ехать. Сама, впрочем, руки земляничным соком тоже окропила весьма щедро ;)

А потом была отличная дорога к Колан-Баиру, с прекрасным скоростным спуском, с фирменной крымской фичей "отпускаю_тормоза_и_качусь_вверх", с трамплинчиками и канавками, с лошадиным переездом (как раз табун на ночевку с плато в загон забегал :)) и завистливыми глазами пешиков, идущих навстречу :).

Лошадиный переезд

По уже знакомой дороге обогнули Колан-Баир справа и выехали к распадку, от которого начинается наш любимый спуск с Долгоруковки. И вот тут нас ждала большая засада. Ибо стоило нам спуститься с одного склона распадка, и начать подниматься по другому, как.... мы поняли,  что просто идем по землянике. Она была везде! СТОЛЬКО земляники еще никто из нас не видел. Весь склон был ей покрыт. Темно-красные ягоды целыми гроздьями выглядывали здесь и там среди листьев. Тут разум наш помутился,  мы все как один пали на колени и начали жрать!

Сначала все подряд, потом уже более избирательно, выглядывая самые крупные и спелые ягодки. Svintus просто улегся на четыре конечности, уткнулся носом в землю и только тихонько похрюкивал...

"Наркотик" ^_^

Стоило нам немного прийти  в себя, фраза BOD-а: "А вы.. тоже..  хвостики не выплевываете?" повергла нас просто в истерику....

Истерика

Собрав последние силы, железным усилием воли поднимаю себя с колен, и начинаю за шкирку отрывать народ от "наркотика". Сразу скажу - получилось не с первого раза. Но получилось. Ибо время поджимает, а у нас впереди гарантированные 17 километров спуска. Въезжаем в лес и становится понятно, что через Васильки мы не пойдем, хотя изначально хотелось спуститься именно так, замкнув круг в долине Бурульчи. Но уже довольно поздно и в лесу уже темно, даже здесь. Но тут мы едем по хребту, а в Васильках мы нырнем глубоко в ущелье. Так что будем идти традиционно, через Бураган.

Спуск этот, проеханный уже много раз, однако, каждый раз доставляет удовольствие. Немного портили его только лужи после недавних дождей. На одной из них чуть и не случился самый зачетный фейл этого дня. BOD решил объехать очередное "море" не через обход по склону, а проскочить по кромке с другой стороны. Но грунтозацепы не сработали, заднее колесо соскользнуло по мокрому краю и плюхнулось в воду. Я уж, было, приготовилась торжествующе улюлюкать, но переднее колесо удержалось и BOD смог выскочить, почти не заляпавшись. У меня вырвалось раздосадованное: "Вот, блин!", которое немедленно послужило поводом для очередных подколов...

Да-с, спуск этот доставляет, особенно каменный расколбас в самом конце :)

И вот, знакомый и уже родной Бураган. У-у-у-у, а на него-то опять вверх пилить. Не очень круто, и не то, чтобы сильно долго, но все же. На подходе к "перевалу" мое состояние вплотную приблизилось к отметке "упаду_прям_тут"....  А ведь еще спускаться около 4 км.... TaWasKo идет рядом, примерно в таком же состоянии. И тут.. Ничто так не разгоняет двух уставших леди, как стадо коров, намеревающееся пересечь им путь. Чтобы не оторваться совсем от группы, пришлось резко ускориться и мочить больше 20 по целине. Еле проскочили :)

Так, теперь взять себя в руки, максимально сконцентрироваться и добраться без инцидентов до базы! А спуск, спуск-то зачетный! И ехать тут меньше 25 даже как-то неприлично. Так что пришлось изыскивать тридцать пятое дыхание и ехать изо всех сил.

Ну, что.. "Мы сделали это, ребята!" (с)

Итого: 49,5 км на компе (с учетом поисков дороги и без учета таскания велов на горбу), 9 часов в пути, бесподобный маршрут, который хочется повторить, и не раз, возможно, с дополнениями и изменениями.

То, что зимой казалось чем-то невероятным и неподъемным, в итоге реализовалось, причем в очень приличном виде.

BigFregat, BOD, Svintus, TaWasKo, спасибо, что были с нами!