menu

В Африку из любопытства. Автопутешествие Харьков-Кейптаун.

Самые экзотические места Африканского континента, более 26 тысяч километров, более 15-ти стран, три месяца в пути. Большое африканское путешествие на машине харьковчанин Андрей Шпак и его единомышленники совершили 3 декабря 2010 – 28 февраля 2011 года. Мужчин, отправившихся из Харькова в Кейптаун на автомобиле, журналисты сразу окрестили путешественниками-экстремалами. Идейный вдохновитель и главный организатор трипа Харьков-Куйптаун Андрей Шпак специально для ХТ поделился своим опытом, рассказал, что обязательно нужно взять с собой в Африку, как составлять маршрут, как избежать психологического дискомфорта и много другой интересно-полезной информации.

ЮАР. Андрей Шпак и его величество жираф.

Маршрут «Первой российско-украинская трансафриканская экспедиции» выглядит так:
Харьков/Белгород — Молдавия — Румыния — Болгария — Турция — Сирия — Иордания — Египет — Судан — Эфиопия — Кения — Уганда — Танзания – Малави – Замбия – Зимбабве — ЮАР, Кейптаун.

-Что побудило вас поехать на автомобиле именно в Африку?
-Эта поездка в Африку была уже третьей. К этой идее я пришел во многом благодаря своему предыдущему опыту. Первая поездка была по масштабам несравнима с последующими двумя. Мы просто взяли велосипеды и поехали в Марокко. Это был конец 2006-го, Новый год, мы долетели до Киева, а оттуда уже на велосипеде. Просто была компания, была форма какая-никакая физическая, мы собирались в течение недели где-то, было время, были какие-то деньги, которые хотелось потратить каким-нибудь извращенным способом. Просто посмотрели, куда есть билеты на Новый год, что там можно предпринять.
А за три года до нашей автомобильной поездки я большую часть маршрута по Африке проехал на велосипеде в составе одной не очень обычной международной полуспортивной экспедиции – от Кейптауна до Аддис-Абебы. Должны были доехать до Каира, то есть, пересечь Африку с  юга на север, но получилось так, что мне пришлось закончить путешествие в Эфиопии. Но, тем не менее, это было очень яркое событие в моей жизни. Экспедиция анонсировалась в мультиспортивном формате. Мы должны были, как это было декларировано заранее, пересечь Африку, с юга на север, без использования двигателя внутреннего сгорания. То есть, на велосипеде, пешком, бегом, на конях, как угодно. На самом деле, в жизни это происходило несколько по-другому, но все равно интересно. Большую часть пути мы проехали на велосипеде, где-то мы шли, бежали, по пути зашли на Килиманджаро и на Кению, ехали мы на грузовике, переделанном в автобус. К моему большому удивлению, событие оказалось совершенно вне зоны внимания украинской и не только прессы. Я сам себя не пиарил, потому что мне было это не интересно, но мероприятие было заслуживающим внимания, на мой взгляд.
Какую мысль я вынес из этой поездки? Что, в общем-то, в Африку можно приехать на своем автомобиле. Ничего в этом особенного, сложного и экстраординарного нет. Это не будет какое-то первопрохождение, масса народа туда приезжает. То есть, можно выйти из своего подъезда в Европе, сесть в автомобиль и поехать в Африку. Ничего в этом страшного нет. И второй момент. Мне захотелось это сделать самому, никому не подчиняться, не нести никакую ответственность перед организаторами, как это было в Африке. Делать все, как я хочу, и получить больше удовольствия, чем я получил, скажем так, в качестве наемного участника чужой экспедиции.


Многие воспринимают эту поездку как ралли на машине Харьков-Кейптаун. Кроме Африки, там еще было кучу всего. Мы никуда не спешили, мы проезжали в среднем 300 км в день. Заезжали в национальные парки, разглядывали окрестности. Парни ходили на Килиманджаро (я не ходил, потому что я уже там был). Если сравнить наше путешествие со стандартным графиком европейца, мы проехали очень быстро. То есть, люди тратят на такое путешествие как минимум месяцев 5. Именно потому, что это не какая-то гонка, это просто такая жизнь, бомжевание что ли на колесах. Многие не совсем понимают при кажущейся очевидности формат этого путешествия. Мы проехали 26 тысяч километров. Это расстояние можно за месяц проехать – ехать тысячу километров в день. Мы же старались получать удовольствие, смотреть по сторонам, собрать какие-то впечатления, не просто впечатления от дороги.

Из дневниковых записей Андрея на сайте экспедиции"Way2Africa": "Поехали по западной дороге, через Butajira. Очень не плохой асфальт. По крайней мере за пределами городков. Довольно симпатичные пейзажи. Заехали на кратерное озеро Are Shetan — метров 700 от дороги. Зелёное, необыкновенной красоты".
-Как долго вы готовились к путешествию?
-Полгода. Вначале были разговоры, потом я купил машину. Машину я купил под эту поездку. Когда я купил эту машину, для меня и для моих товарищей стала понятна серьезность намерений.

3 декабря 2010 год. Харьков, площадь Свободы. Андрей Шпак и Вадим Шмайлов перед стартом путешествия дают интервью многочисленным журналистам.

-По какому принципу вы формировали команду для путешествия? Это были исключительно друзья или более-менее случайные попутчики? Три месяца бок о бок в машине – это же не отпуск двухнедельный где-нибудь на курорте.
-Уже на первых этапах планирования, когда мы оформили основные цели, маршрут и начали переходить от теории к какой-то практической подготовке, сформировался и принцип комплектации экипажа.  У меня есть мой напарник, друг и товарищ Шмайлов Вадим. Шмайлов – белгородец, с ним меня связывает достаточно большой опыт участия в мультиспортивных мероприятиях. Мы с ним вдвоем едем от начала до конца, то есть, из Харькова, Белгорода до Кейптауна, ну, или куда доедем, по крайней мере. Поскольку у нас остается еще два свободных места, и мы стеснены в средствах, мы попытаемся эти два места занять нашими друзьями или знакомыми, которых нам будет приятно видеть в нашем автомобиле, и которые смогут оплатить свои расходы и частично компенсировать наши расходы. Поскольку было очевидно, что нам вряд ли удастся найти кого-то на весь маршрут, он был разбит на три логические части, на мой взгляд, с  точки зрения отъезда-приезда, с точки зрения времени, с точки зрения интересности. Мы примерно разбили маршрут на три части по расстоянию: Харьков-Каир, Каир-Нейроби и Нейроби-Кейптаун. Нам довольно быстро удалось найти попутчиков на первую часть среди наших друзей и на третью часть. А со вторым участком возникла достаточно необычная история, на мой взгляд. Потому что попутчики нашлись за двое суток до того дня, как мы достигли стартовой точки этого участка. Они нашлись по интернету. Никогда в жизни я не искал, не знаю, попутчиков, подельников, друзей в интернете. Это произошло совершено случайно. Когда-то еще за год или за полгода до отъезда я написал объявление на одном российском форуме о том, что мы ищем попутчиков на этот участок. Предполагая, что найдется немного желающих поехать через Египет, Судан и Эфиопию. И получилось так, что люди наткнулись на это объявление уже в тот момент, когда мы ехали по Иордании, и написали мне письмо уже от отчаяния: «Нам бы очень хотелось, но скорее всего, вы уже в пути, вы уже на этом участке, но пишем на всякий случай». И этот случай материализовался. Я им позвонил. Причем в процессе разговора мы как-то быстро сошлись, по крайней мере, я почувствовал, что шансы у нас есть. Потому что, вы же понимаете, я приглашал людей, речь шла не о том, чтобы пойти вместе в кабак, а провести месяц в  одной подводной лодке. Получилось так, мы нашли быстро общих знакомых, я до последнего момента не верил, что они успеют собраться. И прилететь. Потому что нужно было слетать в Москву получить визу, потом прилететь в Каир. И все это нужно было сделать за двое суток, начиная с этого телефонного разговора. Представьте, они все это сделали, мы встретились в Каире и оказались чуть ли не самыми комфортными для меня попутчиками.
-Как разногласия улаживали в процессе поездки?
-Я вам коротко скажу. Без мордобоя. Скажем так, мы ни с кем не поссорились. У меня есть достаточно большой опыт пребывания в случайно собранных коллективах. Армия, в первую очередь, альплагеря, например, где люди собирались достаточно случайно. То есть, тебе приходилось находиться плечом к плечу с малознакомыми людьми, с которыми тебя в жизни ничего не объединяло. А там это была серьезная работа, риск и так далее.
-Андрей, а как вы составляли маршрут?
-Наше мероприятие многие воспринимают как поездку исключительно в Африку. На самом деле африканская часть у нас наиболее протяженная, это 2/3, а одна треть – это совсем не Африка. Понятно, почему акцент ставится всеми на Африке – это экзотика. В Турции были все, а в Зимбабве среди знакомых – никто, наверное. На самом деле, это не путешествие в Африку, это была попытка доехать от собственного дома до Кейптауна, скажем так. Почему этот маршрут, почему эти участки?  Маршрут, как я уже сказал, открою большой секрет, никакой экзотики тут нет, потому что достаточно много людей в цивилизованных странах (в первую очередь, англичане, голландцы) ездили и ездят по этому маршруту, по местам боевой и трудовой славы. Этот маршрут пробит. Когда мы ездили на велосипедах, я видел кучу автомобилей с европейскими номерами, общался с людьми и у меня в голове, в конце концов, сложилась картина. Потом я свои познания углубил копанием в интернете. Что касается маршрута, то особых вариантов там не было и нет. Можно просто посмотреть по карте. То есть, есть какие-то географические ограничения. Маршрут планируется мной и не только мной каким образом? Коль скоро мы едем на автомобиле, мы должны избежать каких-то плаваний по морям и океанам в этом автомобиле.  Дальше – геополитические моменты. В одной стране война заканчивается, в другой – начинается, в Израиль ты не въедешь с арабской визой, в арабскую страну – с израильской. Когда ты эти ограничения наносишь на карту, оказывается достаточно узкий коридор, который объехать нельзя. С маршрутом особых вариантов не было. Было два глобальных варианта: ехать по западному или по восточному берегу. Мы поехали по восточному. Потому что большая часть маршрута мне уже была знакома, мне там понравилось, я как бы попытался с другой стороны войти в ту же самую реку. А западный берег, для тех кто не понимает… Если восточный берег – это поездка на южный берег Черного моря в августе, то поездка по западному берегу – это поездка на берег Баренцева моря в сентябре или в октябре.  По комфортности условий. Может быть, аллегория не совсем понятна, я объясню. Во-первых, на западе огромное количество неблагополучных стран, во- вторых, страны, как правило, не англоязычные. Для меня лично – это минус. Стран значительно больше, чем на восточном побережье, проблемы с получением виз, объективные опасности  такие, как болезни и отсутствие каких-то интересных достопримечательностей. Хотя достаточно много народу ездит и по западному берегу и по периметру, мы пошли по пути, скажем так, наименьшего сопротивления.


-Если кто-то захочет повторить ваш путь, посоветуйте, что нужно взять с собой обязательно?
-Нужно взять с собой один документ. Это, вообще, самый сложный момент во всей экспедиции. Многие потенциальные путешественники, собираясь в Африку и не только в Африку, они этим моментом пренебрегают, и в результате они проезжают через три границы из планируемых тридцати и на этом их путешествие заканчивается. Обсуждение этой темы набило оскомину в кругах, имеющих отношение к путешественникам. Бумажка эта называется Carnet de Passage. Это документ для временного ввоза транспортного средства. Большинство стран третьего мира защищают свои рынки от нелегального импорта. Защищают каким способом? Ты должен предоставить гарантию вывоза автомобиля. Приезжаешь ты в Кению, например. Ты должен заплатить какой-то депозит, который тебе потом вернут, но это сложная в реализации схема. В некоторые страны тебя просто не пустят, если ты не имеешь Корнет. Корнет – это документ, который выдается международной организацией, штаб-квартира которой находится в Швейцарии. Его можно получить, как правило, в Национальных автоклубах.
-В Украине где его можно получить?
-В Украине этот документ получить нельзя.
-Какая красота!
-Да, это самый большой вопрос. В двухстах странах примерно Корнет получить можно, а в Украине нельзя. Что такое «получить»? А – тебе должны согласиться его дать, Б – ты должен заплатить депозит. Депозит бывает разный. Смысл понятен, депозит – это гарантия вывоза автомобиля. Чем я могу гарантировать вывоз? На слово мне никто не верит, поэтому я должен сделать что? Я должен заплатить кому-то денег, потом я должен вернуться с автомобилем – в подтверждение того, что я вывез этот автомобиль, и мне эти  деньги вернут назад. Это опять же к вопросу бюджета путешествия. Я обратился сначала в Швейцарию – мне отказали, обратился в Россию – мне отказали, мне сказали: «Мы работаем только с россиянами», я обращался в ЮАР. В конце концов, мне удалось уломать немцев, при этом немцы содрали с меня депозит в три раза больше, чем с немца. В результате мне пришлось вынуть – не важно из своего или не из своего – кармана 15 тысяч евро и отправить их в Германию. Это к вопросу о рисках. То есть, если бы мы где-то ошиблись в документах, не дай Бог, сломалась бы машина и осталась там, мы бы лишились и машины, и 15-ти тысяч евро. Это первое, с чего нужно начинать путешествие, потому что все остальные вопросы по уровню сложности стоят очень далеко. Тем, кто хочет ехать в Африку или Индию, например, на машине или мотоцикле, надо решить вопрос с этим Корветом.
-Как формировали аптечку, дорога-то дальняя? Было ли что-то, что вы не взяли из медикаментов, а это оказалось необходимо?
-Нет. Аптечка у меня лежит до сих пор. К счастью, она нам не понадобилась. Мы как-то не очень дисциплинированно ели таблетки от малярии. Иногда по утрам какой-то парацетамол – по понятным причинам. Большинство участников имели опыт пребывания, громко или не громко это сказано, в экстремальных условиях. Это походы, альпинизм. Было уже какое-то сформировавшееся на основе опыте понимание, что нужно иметь с собой. Антибиотики, там, иммодиум, анальгин… Плюс у меня мама врач. Надо было с этого начать (смеемся).  
-То есть, не было таких ситуаций: нужен врач, а вы едете где-нибудь по Зимбабве?
-Нет, никому плохо так не было.
-А физически к подобной поездке нужно подготовиться?
-Нет. Если ты едешь на велосипеде в Марокко, например, в Хорватию или в Карпаты, конечно, не нужно покупать велосипед за день до поездки. Если ты едешь на автомобиле, конечно, нужно иметь права и опыт вождения машины. Для этого нужно просто иметь голову на плечах, иметь надежных попутчиков. А можно и без попутчиков, как путешествует Коровин Алексей.
-Чем из еды запаслись, отправляясь в столь дальний путь?
- Запасы… Пять литров спирта мы взяли. Тушенку взяли, причем было обидно, что ее не хватило. Брать, вообще, нужно то, к чему ты привык и чего ты не найдешь. Мы набрали тушенки, и как мне было обидно, когда тушенку я обнаружил в Харькове, когда она два месяца провалялась где-то. Тушенка у нас закончилась на полпути, два месяца где-то валялась эта баночка, а нам так ее не хватало. Но никаких особенных проблем не было. Практически везде есть супермаркеты – с большим ассортиментом, с меньшим ассортиментом. То есть, с едой никаких проблем.
-Гастрономические радости  с вами случались, что из «местного меню» пробовали?
-В Кении гусениц сушеных продают, но что-то такое в этот раз…(задумался) На самом деле, местная еда, во-первых, не очень вкусная, во-вторых, африканские страны – это не гастрономические страны. Можно говорить о какой-то сирийской, иорданской еде, там есть культурно-гастрономические особенности. А в большинстве африканских стран основная пища– это каша, которая напоминает нашу манную. Мясо практически не едят, потому что оно дорогое. А там, где оно есть, там больше костей и меньше мяса (тушеная говядина). В цивилизованных странах есть интересные места гастрономические. В Кении, например, есть ресторан, где подают мясо экзотических животных. Ты платишь один раз, и тебе принесут все, что ты хочешь из меню – сколько мясо съешь, все твое.
-И мясо каких «экзотов» вы пробовали, на курицу похоже или на что?
-Крокодилье. На курицу оно не очень похоже, больше похоже на рыбу. Но никаких ярких впечатлений у меня крокодилье мясо не оставило.


-Скажите, с животными были какие-то приключения?
-Конечно, контакты были. Во-первых, мы искали эти контакты. Зачем же люди едут в Африку? Есть встречи с животными спланированные, скажем так. Едешь в Национальный парк и контактируешь. А есть несанкционированные. Когда ты просто останавливаешься на дороге, и тут тебя окружает стая бабуинов. Один запрыгивает на капот и начинает мочиться на лобовое стекло. Или едешь спокойно, и вдруг слон выходит на дорогу.
-Агрессивных животных не встречали?
-Если бы такие встречи были, мы бы, скорее всего, здесь вместе не сидели (смеемся).
-А как ваша семья вас отпустила так надолго или семья уже привыкла?
-У меня было такое семейное положение тогда…не совсем… В общем, семья отпустила (смеется).
-Как отразилось ваше длительное отсутствие на вашей работе?
-Я не занимаюсь бизнесом. Я наемный рабочий. Но попустительство со стороны работодателя и уровень дохода позволяет некоторые вольности небольшие. Меньшие, чем может показаться, на самом деле. Именно потому, что в те моменты у меня не было особых семейных обязательств.
-Когда вы возвращаетесь после своих странствий, как вы входите в «рабочее состояние»?
Наверное, как у всех людей. Я достаточно ленивый человек. Есть какие-то обострения этой лени, есть наоборот. Понятное дело, любая смена обстановки способствует какому-то энергетическому всплеску в момент перехода от одной обстановки к другой. Я не могу физически, просто не получается, не склонен к какой-то рутинной работе, часто повторяющимся действиям. Могу, конечно, но меня это очень сильно напрягает. И я стараюсь этого избежать всеми силами.
-Андрей, расскажите, пожалуйста, как искали спонсоров?
-По поводу спонсоров. Понятное дело, что этот вопрос был болезненный. Как жизнь показала, мы избрали правильную тактику. Мы не поставили успех мероприятия в зависимость от спонсорских денег. Мы решили: найдем спонсоров – хорошо, не найдем – поедем сами. Скажу сразу – спонсоров мы не нашли. То есть, мы не нашли тех спонсоров, которые бы сыграли какую-то стратегическую роль в финансировании нашей экспедиции. Есть спонсоры, которые упоминаются у нас на сайте. Но если говорить в процентах от затрат, то это порядка 5%, может быть, 10%, а может, и того меньше. Эта была какая-то практическая помощь, причем, которая не всегда была полезна. Конечно, дают бери, бьют беги. Где-то она была полезна, где-то она была бесполезна. Скажем так, денег нам не дал никто. А без всего остального мы бы смогли обойтись. По большому счету, спонсоров у нас не было.
-Вы спонсоров искали через знакомых?
-Искали по «цыганской почте», через знакомых. Просили и не у знакомых, но не вышло.
-Некоторые же находят. Интересно, как у них это получается?
-Мне это до сих пор интересно. Кто-то выигрывает в рулетку, кто-то в лотерею, кто-то профессионально играет в карты, есть профессиональные искатели спонсоров. Я к ним не отношусь. Есть определенный моральный момент. Искать спонсоров – как ни крути, это то же самое, что стоять с протянутой рукой. Ну, я так понимаю. С одной стороны, соблазн большой, когда ты чувствуешь, что кто-то готов тебе бросить в шляпу или в руку, но с другой стороны, когда ты ее протягиваешь, послевкусие не очень. Я чувствую определенный дискомфорт. Хотя я не категоричен. Если будет какая-то цель, я руку протяну. Но постараюсь избежать этого. Делать буду такое в крайнем случае.
-Во сколько обошлось ваше автопутешествие Харьков-Кейптаун?
- Я так и не посчитал. Я могу сказать порядок. Для тех, кто хочет поехать в Африку, пусть считают следующим образом. 50 долларов в день на все про все. Это и жилье, и еда, и бензин, и национальные парки, и экскурсии. Это все, «под ключ». Плюс морской фрахт автомобиля  из Кейптауна в Одессу, например. Это где-то, 3000 долларов. Дальше ты эту сумму делишь или на одного, или на всех тех, кто на этой машине ехал. Плюс билет на самолет, назад надо вернуться – еще 500-700 долларов, до тысячи. Кому не лень, пусть посчитают.
-А оформление виз, каких-то необходимых документов?
-Может быть, нужно еще накинуть долларов 500. Смотрите, мы жили в достаточно экономном формате. Максимум, что мы заплатили,  – за гостиницу. Мы пробыли там 90 дней и из этих 90-та дней в гостинице мы жили 2 или 3 раза, наверное. Ночевали или в палатке, или в кемпинге. Кемпинг – это 5 долларов с человека, плюс минус. Еду мы готовили сами, в 90% случаев. В машине у нас было в среднем 4 человека. Соответственно, все расходы мы делили на четверых. У нас ничего не поломалось (начинает стучать по столу), уже можно не стучать (смеемся), это я по привычке. Хотя машину не готовили специально. Это самый главный момент, потому что поломка могла изменить порядок цифр. То есть, мы могли оставить эту машину там и так далее.
-Как вы решали языковой вопрос?
-Для того, чтобы комфортабельно путешествовать, нужно знать английский язык. Можно, конечно, и без этого, но не зная язык, это – отдельная тема разговора. Язык нужно знать. Точка.
-Вы английский знаете?
-Да, я его знаю не идеально, но достаточно для комфортного общения с не носителями языка. С англичанами и американцами общение где-то требует определенного напряжения. С ними я общаюсь на какие-то практические темы, если мне что-то нужно, а с не носителями языка я могу беседовать на отвлеченные темы, вечером в баре, например. Хотя свое знание языка считаю неудовлетворительным.
-Есть же страны, где не говорят на английском? Что в этом случае делали?
-Нет таких стран. Меньше всего на английском говорят на Украине. Из всех стран, которые мы проехали, наверное, самая не англоговорящая страна – это Украина. Может, я чуть-чуть утрирую, но чуть-чуть. Большинство африканских стран, через которые мы проехали, это бывшие британские колонии, половина из них. Что касается арабских стран, мы их довольно быстро проскочили. Но там больше говорят по-английски, чем в Украине.
-А в африканских странах вы сталкивались с местными жителями, которые не говорят по-английски? Приходилось языком жестов что-нибудь объяснять?
-Приходилось, но это никакого дискомфорта не приносило, совершенно.
-Были у вас какие-то критические ситуации, когда надо было попросить помощи у местных жителей?
-Какие-то напряженные ситуации у нас были, но нам опять же повезло, мы из них выкручивались.  Как кто-то удачно сказал, не помню, классик или нет: «Приключение – это хорошо закончившаяся неприятность» (смеемся).  У нас все было именно так.


-На ваш взгляд, в чем особенность таких длительных путешествий?
-Разница между поездкой куда-то на неделю и на три недели, и разница между поездками на три недели и на три месяца?  Разница по мироощущению, в первую очередь. Что неделя, что три недели – одно и тоже. Три месяца – это совершенно другое дело. Объясню, почему. Неделю или десять дней можно получать удовольствие, если хорошо, или можно потерпеть, если плохо.  Человек устроен так, что три месяца человек получать удовольствие не может, так сказать, передоз будет удовольствия. А терпеть – это же, скажем так, не тюрьма. Он, скорее всего, остановит этот процесс. И не будет терпеть три месяца, понимаете? Самое главное, для того чтобы комфортно существовать в таких достаточно долгих путешествиях в дали от дома, нужно научиться там жить. Это получается или интуитивно, или осознанно. Просто себя нужно перестроить, осознать это и начать жить по-другому. И ты будешь получать удовольствие. Где-то ты будешь расстраиваться по каким-то причинам. По прошествии ты либо понимаешь, что такая жизнь для тебя, она тебе нравится настолько больше, что ты готов жить здесь, готов, вообще, все нафиг бросить. Или наоборот, тебе это, вообще не нужно, а нужно ездить сегодня в Турцию, завтра – на Сейшельские острова, а послезавтра – на рыбалку. Но это  я сказал о крайностях. Есть какие-то промежуточные варианты. Я, например, не готов уйти в такую жизнь на совсем.
-При пересечении многочисленных границ приключения были?
-Были интересные моменты. Например, мы чуть не застряли на границе между Замбией и Зимбабве. Из Замбии мы выехали со скандалом. Получилось так, что где-то мы не купили какую-то бумажку, страховку, в общем, какую-то «замбийскую автомобильную бумажку». У нас ее начали требовать на выезде. Я, естественно, начал возмущаться, потому что по идее эта бумажка действует на территории этой страны, а мы находимся на выезде. Но во всех таких ситуациях мы чувствовали себя достаточно подготовленными, потому что приехали мы из Украины и из России, и поведение наших «официальных лиц» зачастую хуже замбийских или зимбабвийских. Дальше события развивались так. Я, наверное, повел себя не очень корректно, с моральной точки зрения. Я пограничника попросил подождать, и пока он ждал, сходил в Immigration Office, поставил отметку в паспорт о выезде из страны и на следующие вопросы объяснил, что в стране не нахожусь. Через полчаса мы оказались на границе  с Зимбабве. Опять же – это долгая история. В начале у нас не было четко спланировано финальное место маршрута, решение о поездке в Зимбабве мы приняли буквально в последний момент, потому что это одна из самых нестабильных, мягко говоря, стран в том регионе. Но, тем не менее, мы туда поехали. Поехали мы туда без виз. Естественно, какую-то информацию мы прокачали и у нас была не то что надежда, у нас была уверенность в том, что визы мы получим на границе. Как выяснилось, уверенность нас подвела, потому что в машине у нас были граждане и России, и Украины. Оказалось, что для граждан России визы выдаются по месту без проблем, а для граждан Украины она не выдается. Причем началось с того, что она просто стоит дороже. Я попытался как-то оспорить эту сумму. То ли из-за этого, то ли не из-за этого мне объяснили, что она не просто дороже, но получать ее надо где-то в Бельгии или в Голландии, в  ближайшем посольстве. Что нас ожидало? Нас не пускают в Зимбабве, нам надо возвращаться в эту Замбию, с которой мы только что поругались, и вообще придумать, как мы поедем дальше. Но закончилось это дело предсказуемо, где-то через три часа переговоров, я им подсказал идею, которая им понравилась. Я им предложил небольшую сумму денег, и мы просто переписали анкеты, что  мы все россияне. Нам поставили транзитные визы на три дня, и мы поехали дальше.
-О какой стране у вас остались самые яркие впечатления?
- Я могу выделить несколько стран. Первое, что мне в голову пришло – ЮАР. Потому что в ЮАР можно найти 90% того, зачем люди, я имею в виду, европейцы, едут в Африку. И пустыня, и джунгли, и национальные парки, океан – все, что хочешь. Это экзотика, практически все можно найти в ЮАР, страна очень комфортная для путешествий.

ЮАР-ские пингвины:-)

Еще Эфиопия. Но я бы не сказал, что все эти впечатления со знаком плюс. Я уже говорил, что нельзя говорить об Африке вообще. Нельзя говорить об Америке вообще, потому что Америка – это и Мексика, и Чили, и Соединенные Штаты. Что между ними общего? Ничего. Точно также в Африке общего ничего нет между Египтом и ЮАР, например, между Замбией и Марокко. Кроме того, что люди там тоже ходят на двух ногах (смеемся). Скажем так, если Кения в чем-то похожа на Танзанию, Замбия – на Зимбабве, все эти четыре страны – «черная Африка», то ничего похожего на Эфиопию нет. Во-первых, этнически она не похожа, в Эфиопии, извините, живут эфиопы. В остальных местах живут афроафриканцы, если быть политкорректным (смеемся), а в Эфиопии живут эфиопы. Я ни в коем случае не хочу никого оскорбить. Я забыл это слово, которое обозначает общие черты, присущие той или иной национальности. Эфиопам присущи очень характерные черты и не самые лучшие. Это очень бедная страна, очень перенаселенная. Не просто бедная – нищая. Это самая нищая страна из тех, в которых мы были. Опять же, наверное, это неполиткорректно – «самая нищая», но в целом в рамках Африки есть более или менее бедные страны. Но я не знаю, в какой еще стране дети будут драться до крови за старую, грязную пластиковую бутылку. В Эфиопии такое есть.
Дети Эфиопии.

-На вас тяжеловатое впечатление произвела Эфиопия, я правильно понимаю?
-Тяжеловатое, но я, в принципе, готов был к этому. Но у многих людей случаются истерики, у людей, которые ведутся на предложения туристических фирм посетить Эфиопию в качестве экзотики. Самый главный момент какой там? Ты не можешь нигде остаться наедине с собой. Ты выходишь где-нибудь на пустынной дороге в туалет, например, и через 10-15 секунд откуда-то появляются дети, которые начинают тебя атаковать. Дети или взрослые. И так происходит везде. Утром, вечером, в городе, в поле, где угодно.
-«Дай денег, дай еды!». Грубо говоря.
-Да. Постоянно. Постоянно ты являешься объектом какого-то активного внимания, вымогательств. И это, так сказать, не приносит счастья.
-А в других странах у вас были более позитивные контакты с местными жителями?
-Было много контактов. Есть одно правило, которое работает во всех странах, не только в Африке. Чем больше туристов, тем хуже местное население. Туристы развращают местный народ. А там, где есть русские туристы, сейчас так опасно говорить (смеемся). Скажем так, русскоговорящие. Там все еще хуже в 10 раз. Людей развращают деньгами. Люди начинают копировать модель поведения. Первая черта, если опять же говорить об общенациональных особенностях, я имею в виду постсоветских, первая черта – это хамство. Причем хамство вопиющее, которого нет нигде. По крайней мере, я такого уровня хамства нигде не встречал. Мы уже привыкли, мы этого не чувствуем. Практически в любой цивилизованной стране, например, если ты заходишь в магазин и не здороваешься, это выглядит, мягко говоря, удивительно, на это обращают внимание. Можно даже не в Африку, а в Египет поехать, пойти на базар. Если ты будешь говорить по-английски и по-русски, то столкнешься с совершенно разной моделью поведения. Если ты будешь говорить по-русски, с тобой будут разговаривать матом, на «ты», с соответствующими интонациями.
-Есть какие-то правила поведения, которые стоит соблюдать в африканских странах?
-Есть правила поведения, присущие той или иной стране, которые нужно знать. Если ты эти правила поведения знаешь, тебе значительно легче и безопасней. Например, если ты прилетел в Кейптаун или более того – в Йоханнесбург, и отправился на вечерний моцион, то вероятность быть ограбленным равна не 10 %, а 99. Просто не надо туда ходить вечером, особенно – по одному.  Есть какие-то районы, куда не нужно ходить вообще. Дальше нужно уметь себя правильно вести даже днем. Если ты выглядишь, например, как Жак Паганель какой-нибудь и стоишь на каждом перекрестке с развернутой картой, и откликаешься на каждое слово, ты в разы увеличиваешь вероятность того, что станешь жертвой. Если же у тебя на лице выражение гаишника какого-нибудь, советского милиционера или чиновника, одним словом «Пошли все на фиг!», ты в большей безопасности. Своим поведением и внешним видом ты снижаешь или увеличиваешь вероятность стать жертвой. На самом деле, то же самое и здесь. Если ты в 10 часов утра будешь идти по Сумской в розовых джинсах и с хаером, вряд ли тебя кто-то остановит, а если ты будешь это делать на Салтовке в пятницу вечером, там шансы совсем другие.


-Как вы изменились сами, если изменились, после вашего трехмесячного странствия?
-Мне все-таки не 16 лет было на тот момент. Не думаю, что что-то изменилось принципиально. Кажется, что что-то изменилось в первые дни после приезда. Ты на всю окружающую действительность смотришь как на какой-то зоопарк. А потом ты плавно переходишь из этого состояние в обычное, и все возвращается на круги своя. Я скажу вам больше. Эти путешествия имеют определенный негативный момент.
-На характере сказываются негативно?
-На мироощущении. По поводу характера – это к вопросу устойчивости к негативному влиянию или позитивному. Объясняю на примере. Если вы всю жизнь прожили в квартире без холодильника, и вы не знаете о его существовании, вас не сильно беспокоит, что его нет. Так и здесь. Побывав где-то за океаном или по ту сторону экватора, тебе как бы приоткрыли дверь. И ты увидел, что есть еще какая-то другая жизнь. Более интересная, менее, но не такая. Тебе открыли одну дверь, вторую, в какую-то ты зашел, вернулся назад. И тебе начинает сильно этого не хватать, понимаете? Можно сравнить с наркозависимостью, но это не совсем так, конечно же.
-Вам теперь хочется еще и еще таких путешествий?
-Конечно.
-Что в этом плохого?
-Обычному человеку можно находить удовольствия в более комфортных условиях. Если человеку хорошо здесь, его вполне удовлетворяют поездки на рыбалку и ежегодные поездки в Турцию, и ему этого достаточно. Для человека это лучше, я считаю. Во-первых, он тратит меньше денег, меньше рискует своим здоровьем, меньше рискует своей семьей. Потому что, понятное дело, не каждая семья вас отпустит. Есть счастливцы, которые путешествуют с семьей. У нас это не распространено, а у европейцев – да. Я могу много перечислять из тех, которых встречал. Самый яркий пример – молодая пара, по виду лет 25, немцы, по-моему. Они ехали на подаренном им пожарном автомобиле красном 50-х годов с детьми – одной года 2, а второй лет 5 или 6. И они ехали в Африку на этом автомобиле. Когда-то я встречал французов, которые уехали, оставили бизнес, работу, с деньгами у них все в порядке. Долго готовились, построили себе специальный автомобиль-дом и поехали на 10 лет. Я их встретил на второй или третий год их новой жизни, не знаю, чем вся эта история закончилась, но идея была такая. На фоне таких путешествий какая-то поездка на три месяца в Африку выглядит как поход на рыбалку.
-Такое длительное путешествие хочется еще раз совершить?
-Вопрос не в длительности. Во-первых, должно куда-то захотеться. Во-вторых, нужны какие-то цели. Кому-то это нужно, кому-то нет – формальные достижения (залезть на какую-то гору, например). Мне, наверное, нужно, так проще.
-Выбрали уже себе новую цель?
-У меня есть идея, но я боюсь просто сглазить.
-В ближайшем будущем планируете осуществить?
-В ближайшем не планирую – у меня дочери два месяца.
-Я вас поздравляю! Что, теперь осесть придется?
-Потерпеть немного (улыбается).
-Предположим , люди прочитали о вашем путешествии, вдохновились, решили ехать. У вас есть для них какие-то конкретные советы, рекомендации?
-Во-первых, попытаться выкинуть эту идею из головы, для начала.
-Почему?
-Потому что я совершенно не проповедник и не популяризатор такого способа путешествий. Чем меньше людей будет ездить, тем больше останется нетронутых мест на планете. Я уже такой есть, давайте я буду ездить, а вы будете слушать мои рассказы.
-Ха-ха-ха! Какой хитренький! (смеемся)
-Если не получилось выкинуть эту идею из головы, нужно сосредоточиться на каких-то практических вещах. Не на какой-то романтике, а на конкретике. Информации сейчас огромное количество. Нужно определиться с источниками, нужно их проанализировать. Какую-то информацию ты получишь из открытых источников, дальше ты  с кем-то свяжешься, не знаю, со мной или не со мной. Все очень просто. Конечно, есть моменты, связанные с опытом, которые ты никак не получишь, не  приобретя опыт. Но мы сейчас говорим о таких вещах, которые не требуют особых специальных знаний. Забыл сказать. Выучите английский язык! Начинайте с этого. Можно ехать и без языка, можно ехать на шару. Вопрос в вероятности благоприятного и неблагоприятного исхода. Чего конкретно ты хочешь, нужно решить. Для многих важна сама попытка.
-Последний вопрос. Может быть, все-таки расскажете про свое следующее путешествие? Почему-то мне кажется, это что-то очень интересное.
-Да Бог с ним, могу я рассказать. Открою вам секрет. Была у меня идея, но чего-то мне не хватило, не знаю, чего. То ли напора мне не хватило, то ли еще чего-то. Идея была такая – путешествие вокруг планеты по 50-ой параллели. Харьков находится на 50-ой параллели. У нас есть точно на этой параллели памятник, фишка такая. Идея была объехать земной шар по этой параллели на машине, переплыть Атлантический и Тихий океан. Маршрут этот проходит, в основном, через бывший Советский Союз (Россия, Украина), Европа, Англия и Канада. Граница Штатов и Канады – это 49-ая параллель. Тут идея была в чем? Опять же меня, наверное, подвела политика и мое отношение к поиску спонсоров.  Можно напридумывать еще тысячу вариантов, но этот вариант хорошо бы смотрелся в контексте харьковской государственной политики. Я сделал определенные шаги, но в конце концов очень быстро мне стало противно попрошайничать. Во-первых, просто надоело попрошайничать, во-вторых, идеологические разногласия с харьковским руководством. Именно у них мне бы хотелось просить денег в последнюю очередь (смеется). А своих денег не хватало. Может, не хватило напора…
-Но вы эту идею не оставляете?
-Есть, наверное, более интересные идеи. Просто эта идея, как мне кажется, вписывается в какой-то спонсорский проект локального уровня. Можно было бы пропиарить Харьков. Есть куча городов на этой параллели. Можно было бы ездить раздавать глобус Украины или глобус Харькова. Это было бы уже не совсем путешествие, это уже другой формат – способ, а не самоцель. А делать это за свои деньги… За свои деньги мы прилетели в Лас-Вегас, взяли машину на месяц на прокат и поехали 8 тысяч километров по западу Соединенных Штатов. Это к вопросу об альтернативе.

Беседовала Наталья Хачко.

Оцените статью:

Перепост:

Статья понравилась: Миша, Serzh, hippel, macafee, Fat-Man,

Статья не понравилась: Таких нет


Комментарии

Комментировать в форуме...

Миша

Миша

Люблю такие статьи. Следил за путешествием на вей2африка постоянно.

07.05.2014 18:40
Экстремал

Экстремал

Да, так и было. Мне совершенно случайно удалось поучаствовать в этом проекте в Египте и Судане. Андрей - он специалист по решению всяких проблем. А они там в таком путешествии постоянно присутствуют.

19.05.2014 22:34