Сванетия по часовой (июнь 2016) вторая часть

ok2909

• 27.11.2016 16:20

первая часть здесь : http://xt.ht/xtreport/0--vanetiya-po-chasovoi-iyun-2016_2

День 4

Дневка пошла на пользу. Серго (отец Лаши) утром напоил чаем. Я за поход подсел на овсянку по утрам. Фото на память. Дарим малышу украинский флажок.

Начинаем подъем, по которому вчера шли пешком.

До перевала 15км. по хорошей бетонке. С левой стороны любуемся двуглавой Ушбой, деревнями с башнями, видим след от сошедшей с гор сели.

Вскарабкиваемся по серпантину на перевал.

На одной из остановок турки (едут в Ушгули на внедорожнике) угощают нас абрикосами.

На вершине заканчивается хорошая дорога и начинается суперспуск. И вот здесь мы чувствуем преимущество наших горных велосипедов. Все и особенно Иван получили удовольствие на спуске.

Вот так выглядит спуск на навигаторе

Потом пошла местами грязь.

Изредка нас обгоняют минивены Mitsubishi Delica, полноприводный авто с высоким клиренсом. Самый распостранненый автомобиль в Сванетии. На привале доедаем черный хлеб с горчицей и на печке кипятим воду, запариваем мивину. Пасущиеся коровы проявляют к нам интерес. Саша и Игорь вырвались вперед.

Дорога вдоль горной речки, уже привычного черно-серого цвета, чередовалась с глубокими черными лужами, переезжали по жиже. Дорогу пересекают то ли большой ручей, то ли маленькая речка с гор. Набрали в ручье воды. Увидели у Коли прокол. Иван взял инициативу и заклеил прокол.

Двигаемся по такой же грунтово-грязной дорогой. В селе возле моста кафе. Старик 79 лет, жене 75. Готовят для нас хачапури. Берем пиво, колу и абрикосы. Старик показывает свое фото, служил в Новомосковске под Днепропетровском  артиллеристом. Говорит, что «танцевал на носках» в группе из 15-и грузин, служивших в той же части. Их часто приглашали на концерты в Киев и в другие  военные части. Сказал, что очень любит Украину, жалеет, что  55 лет прошло и он забывает русский язык. Хмурится, что уже совсем стар. Очень душевные старики. Иван: «Вот в таких местах и надо тратить деньги.»

Замечаем что за целый день на сонце сильно обгорели руки. Крем «суровые мужчины» не взяли, по-этому мучались закрывая згоревшие руки бинтами и штанинами.

Двигаемся вверх вдоль речки, продолжаются неземные виды. Склоны скал поросли вьющейся зеленью, опять почему-то ассоциации с декорациями к фильму «Аватар».

Редкие машины еле разминаются. Проезжам мимо пробки, водитель «Тойоты» с российскими номерами 69 регион, спрашивает жестом: «Вы оттуда или туда?». Мы показываем ему: «Туда» (т.е. вверх). Он качает головой сочувственно. Видимо, будет подъем. На мосту еще одна автопробка, грузовик и Мерседес Спринтер не могут разъехаться, узкая дорога и мост, а из Ушгули уже возвращаются караваны машин и автобусов с туристами. Как сюда заехал грузовик и зачем?!

Обгоняем большую и растянутую группу пеших туристов из России. Они, видимо, не замечают наших флажков, приветствуют:

- Hi (Хай) – наверно, мы выглядим фирменно.

- И вам ХАЙ, ребята.

- Так вы тоже русские?

- Украина!

С другими уже просто здороваемся «Привет», они с удивлением отвечают «Привет». Видимо, в шоке, что сюда можно заехать на велосипедах или сначала принимают нас за иностранцев. Обгоняем всех до перевала, кто-то из них спрашивает, откуда выехали, на какой передаче едем, удивляются тому, сколько мы проехали.

Тем временем сзади уже гремит гроза и наседают тучи. Мы поднажимаем, но на крутом подъеме спешиваемся. Вокруг панорамы. А впереди уже показались сванские башни, крыши домов, коровы на склонах, машины возле дворов (все те же Mitsubishi Delica).

В центре возле моста оглядываемся, куда дальше. Игорь машет нам с холма. Поднимаемся к кафе. Саша пьет пиво, у него сгоревшее лицо на солнце. Уже заметили, что каждый день мы прибываем в точку финиша в 17:00. И так было и будет в каждый день. Платим за  жилье (15 лари) и ужин в  кафе (15 лари). Хозяйка  гестхауза плохо понимает по-русски и совсем не говорит. Помогает женщина из кафе, она когда-то жила в Сухуми, а сейчас работает и живет здесь у родственников.

Идем на террасу с видом на Шхару. Тут же бронируем ужин. Фотографируемся на фоне снежных вершин. Там идет снег. В направлении, откуда мы приехали, уже идет гроза, опять же мы каждый день как будто убегаем от дождя. Сидя на пластиковых стульях на крыше кафе, мы потираем сгоревшие руки. Прячемся от солнца в тень под зонтик, делимся впечатлениями от сегодняшнего дня и смотрим на красоту вокруг - тут лето, там зима.

Затаскиваем велы под навес, начинается дождь. После ужина в кафе там же с Сашей подходим к группе англоязычных туристов, оказались голландцы и поляки. Когда мы начали представляться, они смеются, уже все знают в Сванетии про «crazy Ukrainian cyclists» - нас заметно на дороге, по котрой они все обгоняли нас в микроавтобусах.

За день проехали 46 км.

P.S. Перед сном прогулка по Ушгули в сопровождении рыжей собаки, которая взяла нас под охрану и облаяла коров, которые просто проходили рядом по дороге. В следующие два дня, рыжый пес от нас не отставал. Он бежал за нами следующие два дня. Как сказал хозяинследующего места ночевки "... часто за туристами из Ушгули приходит пес. Я не понимаю, откуда там в горах столько собак". На спусках пес не успевал за нами и отставал, а потом прибегал и просто падал от усталости в траву и даже в речку. Он решил, что мы его новые хозяева и пробежал за нами 90км, от Ушгули до Лентехи. На спуске еле оторвались.

Как сказал Коля: «Я думаю он (рыжый пес) бежит в Кутаси замутить с гламурными чиками».

День 5.

Утром подъем в 6:30. Еще все закрыто. Ждем кипяток в соседнем кафе. Пьем чай. Идем пешком к Шхаре. Очень далеко коровы по одной идут по тропинке по склону горы. На улицах в некоторых местах дорога  смесь грязи, навоза и камней. Мы любуемся старыми зданиями. Ощущения, как будто оказался в средневековье -  маленькие улочки, каменные крыши ....

Возвращаемся в гестхауз, пора снова в путь, сегодня у нас перевал Загар. Наши словацкие друзья, те самые, которых встретили в Мести, уже уехали. На выезде из Ушгули нас провожают взглядами военные. Догоняем словаков на очередном повороте. Они фотографируют нас, мы их.

Вокруг виды на заснеженные вершины, которые кажутся совсем рядом. Появился встречный ветер. Стало прохладно. Солнце светит ярко, но не греет и холодный ветер. Где большой подъем, идем пешком. Саша старается, штурмует перевалы в седле велосипеда.

Нас обгоняет несколько джипов. Они очень аккуратно переваливаются с колеи на валуны. Как всегда приветствуем друг друга. Вот и перевал Загар, 2600 м. Лежит снег. Как потом сказал Бачо, перевал открыли только 10 дней назад. Ветер очень сильный.

Фотографируемся на снежной «поляне».

Слетаем по спуску, а впереди сумасшедшей красоты горы. И самое главное каждый день на разной высоте мы видим разные виды.

На повороте возле кустарника решили устроить перекус, кипятим воду. Саша пробует первый раз в жизни мивину . Доедаем вчерашний кубдари и шоколадки. Продолжаем стремительный спуск. Через 200м. в горной речке с Иваном моем велосипеды. Коля видя это, скептически: « А поможет?» Но потом и сам начинает мыть свой. Впереди грязи было по самые уши. Спускаемся зигзагами по каменистой дороге. Радуемся на спусках как дети. Саша и Игорь на дорожных велах отстают. Теперь мы на горных велосипедах с широкими шинами несемся впереди. После источника с нарзаном начинается буйство зелени. Дорога с лужами, но мы в восторге. С вертикальных скал капает вода, как дождь. Останавливаемся набрать воды и ждем ребят. Фотографируем водопады.

Подъехавший Игорь "А це в тебе шо?" и показывает на пузырь на боковине моей шины. Порезал шину, камера выдулась пузырем. Разбортируем мой Michelin. Саша фотографирует: «Трое мишленовцев бортируют одну шину Мишлен». Иван опять беря инициативу на себя, клеит половинку латки для ремонта легковых автомобильных шин. Она толще и больше велосипедной латки, советую всем иметь в ремнаборе. От моего отчаяния «Как же я поеду дальше?!» до «Ура! Я снова могу ехать» прошло 10 минут. Как Иван догадался взять латки?! Ему огромное спасибо.

Дальше дорогу пересекала довольно бурная река, я переправился по большим камням и уехал чуть вперед, и Иваном с Игорем.  Мы остановились подождать. Мимо нас проезжает караван внедорожников с дедушками и бабушками из Израиля. По флажкам они узнают украинцев, мы отвечаем на уже обычные вопросы, они удивляются. Ждем ребят, закрадываются мысли: что-то могло случиться или разговаривают с теми же караванщиками-джиперами.

А произошло вот что: Коля рискнул и проехал реку на скорости. Саша решил повторить, но видимо попал узким колесом между камнями на дне и упал на бок.

Поднялся и не увидев ни каких повреждений поехал дальше. Через 100м., на подъеме у него ломается «петух» заднего переключателя!!!

Как ехать дальше? Игорь и Саша пробуют сделать моноспид.

Мы с  Иваном выезжаем вперед искать гестхауз Бечо в селе Меле (о нем я читал во многих отчетах и созванивался еще из Киева). Большой двор и дом, торгуемся до уже привычных нам 15 лари за проживание и 15 лари за питание. Как обычно наш финиш в 17:00. Саша шлет СМС на номер словаков, есть ли у них запасной «петух», чтобы починить переключатель, но увы, у них такого нет.

И вот когда мы уже распаковывались и мыли свои  велосипеды от грязи, во двор заезжает велосемья. Войтек и Анна из Кракова путешествуют по Грузии с трехлетней дочкой. Дочка сидела в прицепе, там же были палатка и спальники. Когда они въехали во двор к Бачо, то вызвали к себе всеобщий  интерес, включая хозяев дома. Реально крутые ребята. Подняться и потом спуститься с ребенком в прицепе по горной дороге с перевала Загар! Мы  под впечатлением. Днем раньше, сидя в кафе в Ушгули, мы видели как по дороге велосипедист (а это был Войтек) поднимался по очень крутой дороге, как сказал сам Войтек "проверить какая там дорога на завтра". Оказалось Войтек работает горным спасателем.

Вечер у Бачо прошел за вкуснейшим ужином с вином, за разговорами о велосипедах, истории наших стран и еще много о чем.В такие моменты понимаешь что любое путешествие, это не только красивая природа или архитектура, а еще интересные встречи с другими путешественниками.

Пробег за день 38 км.

День 6

Утром завтрак, сборы. Игорем укорачивает цепь на Сашином велосипеде. Выезжаем от Бачо. В селах дороги жах (ужас на укр.) – жижа из грязи и навоза, возможно, были дожи, а может вода с гор.

Потом пошла сухая грунтовка на спуск, но вся в ямах. От длинной тряски по камням, все сумки на  велосипедах расшатались и болтались, пришлось затягивать и закреплять по новой. У Саши спадает цепь, мы все останавливаемся, Игорь еще укорачивает цепь, снова устанавливает. Через какое-то время все повторяется. На часах уже около 12:00, понимаем, что проехали совсем мало из-за остановок.

Уговариваю Сашу взять такси и ехать в Кутаиси. Хозяева гестхауза в селе Panaga, соглашаются отвезти в Лантехи, оттуда уже ходят маршрутки. У Саши желание найти «петух» в веломагазинах Кутаиси или Тбилиси и успеть вернуться на маршрут. Теперь нас четверо. На спусках разгоняемся и нагоняем время. Но из-за грязи и тряски на плохой дороге переключение скоростей и настройка тормозов уже сбилась. Сначала на велосипеде Ивана, потом и у меня. От тряски у Ивана оторвалась одна сумка, хорошо, что заметили на остановке, закрепили стяжками. Слетели по свежепостроенной очень хорошего качества дороге до Лантехи. Ну все, я уже не переживаю, что не успеем к месту следующей ночевки. Жара ощущается все сильнее. Как сказал Иван: «Тут лето, там (вчера на перевале) зима». Арт объект по дороге.

По плану обед. Читал в отчетах, что здесь готовят вкуснейший кубдари в кафе на круге с памятником «Меч».

Вначале не замечаем старое здание в советском стиле и едем в недавно построенный магазин-кафе, нам оттуда приветственно машут, приглашая к себе. Заказываем хинкали, которые с удовольствием съели, кубдари берем с собой.

Пока готовили, чистим, заливаем маслом и пытаемся настроить переключение скоростей на велике Ивана. Чтобы хоть как-то работало. Трогаемся дальше, но ехать очень жарко. Проехав метров 200, решаем остановиться в тени склона на берегу реки возле моста. Стираемся, моемся, отдыхаем. Я фотографирую: ящерица на колесе моего вела. Фотографирую велозагар Ивана и Коли.

Смотрим в наши смартфоны, сколько нам еще сегодня ехать: у Ивана до Цагери 48км. у меня в приложении maps.me ~20км. Не хочется лезть в сумку за распечатками плана, чтобы проверить.

Придавливаем на педали и ...  вот мы и в Цагери, который оказался в 14 км.

Покружили по центру и нашли забронированный заранее мини-отель «Хвамли 2002».  Очень гостеприимный хозяин Gaioz Mushkudiani+995 599194503, +995 599391989 [email protected].. В большом доме, в котором живет семья, четыре комнаты для гостей. В доме много книг, видно, что интеллигентная семья. Дети учат с учебниками английский в гостиной. Первый дом, в котором мы ночуем, с очень хорошим ремонтом, в каждой комнате есть кондиционеры. На нижнем уровне большая столовая с кухней. Хозяин Гизо подарил нам бутылочку чачи, мы купили арбуз, помидоры и устроили перекус, который закончился у каждого уходом  в интернет, ведь wi-fi у нас не было целых 3 дня .  Он расспрашивает нас, как мы его нашли, видимо он озадачен, как привлечь туристов. Говорит, что планирует устраивать джиповые и конные прогулки в горы, в т.ч. и с англоязычным гидом. Я показываю ему на сайте velorout.ua отчет 2014г., в котором было упоминание о его отеле и контакты. Он с интересом читает.

День завершаем ужином теми самыми вкуснейшими кудбари из Лантехи с помидорами под навесом во дворе, ближе к ночи идет дождь. В этот вечер каждый начинает осознавать, что путешествие подходит к концу. И завтра последний подъем и сборы. Запомнилась фраза Игоря : «... я на следующий год приеду сюда с двумя товарищами».

За день проехали 57 км. ( большую часть пролетели на спусках, были небольшие подъемы, но ни одного перевала).

День 7

Утром Гизо угостил нас завтраком. Он еще под впечатлением и с благодарностью от наших советов по продвижению на TripAdvisor (мы оставили первый отзыв о нем. Как всегда фото на память и выезжаем из Цагери.

Спуски пролетаем быстро. Но вот пошел подъем.

перед подъемом встречаем велотуриста Сергея из Питера. Знакомимся. Делимся полезной информацией. Обмениваемся контактами и фотографируемся. Сергей написал интересный отчет о своем походе не без прключений. Его отчет здесь https://vk.com/doc85070481_438307162?hash=90402e585a63c00a6f&dl=1a424a3922890d1d03

Еще один перевал на нашем пути.

Солнце жарит беспощадно. На вершине кто-то оставил старый диван, делаем фото. Виды красивые, но уже не захватывают, как в первый день.

Слетаем с вершины перевала к селу Tskhunkuri. Уже все такие профессионалы, никто не трогает тормоз. Летим. Я регулирую скорость, только поднимаясь, создавая большее аэродинамическое сопротивление. В селе по заранее намеченному маршруту сворачиваем на бетонку, которая на подъеме переходит в грунтовку с крупными камнями. Спускаемся к река Семи. Она уже не стремительная как те горные, которые мы видели до сегодняшнего дня, а спокойная, даже с запрудой, в которой мы с удовольствием купаемся.

Преодолеваем подъем по грунтовой дороге через село Kumistavi, и через 500м. мы у входа в карстовые пещеры Прометея. Что это не пишу, информации много в интернете. Мы выясняем время начала  экскурсии на русском языке. Покупаем билеты и идем обедать в ресторанчик рядом. Обед очень вкусный. Заказываем все что еще не пробовали - лобио, шашлык, люля, хачапури по–аджарски, ну и салат с ореховым соусом. Николай сегодня улетает и хочется чтобы он попробовал разных разностей. Но опять же, шашлык не жарят на мангале!

Оставляем велосипеды в кафе и идем на экскурсию в Пещеры. Очень много людей.  Нам как-то не уютно. Странное чувство даже до спуска в пещеры. Мы отвыкли находиться среди большого количества людей. Как сказал Коля: «... мы стали асоциальны  за 7 дней». Пещера после тех красот, которые мы видели, сильного впечатления не произвела. Увидели запланированную достопримечательность, поставили галочку.

До Цхалтубо опять подъемы. Проезжаем город. Смешанные чувства, пыльно, вдоль улиц люди что-то продают иногда просто с земли (возможно мы проехали вдоль рынка). Решаем отдохнуть в тенистом парке, переезжаем дорогу по пешеходному переходу. Где-то сзади короткая полицейская сирена от пикапа. Понимаю, что наверно это нам : мол, так делать не надо.

Сидим на лавочках. Жара. Потом уже на фото увидел усталость на наших лицах. Я пытаюсь найти в карте в смартфоне  короткую и не основную дорогу до Кутаиси.

Выезжаем по второстепенным дорогам к краю города, чтобы быть уверенным, что едем правильно. Спрашиваем дорогу и нас возвращают на  основную автомобильную трассу, показывая  направление на Кутаиси. Как они привыкли ездить на машине, так и показали. Я злюсь на себя, что  сделали  лишний круг. Едем по основной трассе. Возле самого Кутаиси рядом с каким-то указателем нам приветственно машет Саша, фотографирует нас. Он обошел весь Кутаиси, естественно никаких велозапчастей не нашел, переночевал в гестхаузе возле храма Баграта. А сегодня решил на маршрутке поехать к Пещере. чтобы встретить нас. Он заметил наши велосипеды и с очередной экскурсионной группой спустился в Пещеру. Оторвался от группы,  догнал следующую, но не нас. Когда вышел и вернулся в ресторан, мы уже уехали. Возвращаясь в Кутаиси на маршрутке, он увидел нас по трассе и вышел нас встречать. Угостил тархуном и пивом. Мы въезжаем в Кутаиси. Едем через город. Ого сколько движения! Мы реально отвыкли от шума, пыли и такого количества машин. Нам плохо в городе. Неправильно выбрали улицу к месту, где хранились наши коробки, едем по щебню, кладут новый асфальт. А нам надо было лучше по параллельной. Как всегда заканчиваем свой путь в 17:00. Делаем финальные фото. И каждый уже занят разборкой и упаковкой своего велосипеда. Прощаемся и благодарим друзей которые всячески помогали в Кутаиси, с благодарностью принимаем в подарок домашнее вино и коньяк, а еще как приз на финише нам дарят вкуснейший кубдари и хачапури.

Все это мы с удовольствием съели с помидорами и сыром, под белое вино, провожая Колю в аэропорт. Смотрим фото в смартфонах. Саша: «...надо проехать этот маршрут в обратном направлении».

Пробег за день 68 км.

Финиш (написано утром на крыльце гестхауза в Кутаиси).

У нас все получилось. Эмоций и впечатлений получили больше, чем ожидали. От всего: природа, горы, люди, случайные встречи, спортивные нагрузки. Даже погода нас не подвела. Еще год вспоминать будем, пока новое путешествие не накроет новыми эмоциями.

7 дней нашего путешествия по Сванетии просто пролетели. 330 км. хороших и плохих дорог, крутых подъемов и стремительных спусков, миллион фотографий заснеженных вершин, гор, поросших лесами, скалистых склонов, водопадов и горных рек. А еще вкуснейшие хачапури, кубдари, сыр и помидоры.  Новые знакомства и приключения. Путешествие закончилось. И от этого немного грустно. Сегодня не нужно вставать всем в 6:30, собирать вещи, чтобы выехать пораньше не по жаре и снова крутить педали. Дальше у нас три дня моретерапии в Батуми…

Статья понравилась: Миша, mocrosoft, Tramp, _sanj_, Seriy{tan}, Alexander Serokurov, RostiTorth, DarkEld3r, Marazmatik,