Как покупать велосипед?
Стандартный faq начинается с вопроса «зачем». Мы тоже с него начнем.
Итак, зачем вам нужен велосипед?
Вот варианты ответов:
1 использовать в городе вместо общественного транспорта или личной
автомашины
2 кататься на даче в магазин, на станцию, по грибы, к друзьям и
т.п.
3 ездить в походы по ближайшим лесам, а также в дальние походы
4 заниматься экстремальным спортом (даунхилл, триал, фрирайд, кросс-кантри,
бэ-эм-икс и т.п.)
5 для коллекции (поставить в гараж к «Мерседесу», сноуборду и самокату)
И так далее, и тому подобное.
Вопрос «зачем» отнюдь не праздный. Дело в том, что не существует
универсального велосипеда (его еще изобретать и изобретать...) —
но зато существует масса машин, приспособленных под конкретную задачу.
Ошибиться при выборе типа велосипеда — все равно, что выкинуть деньги
на ветер.
Правда, тут есть простой выход, проистекающий из вашей неосведомленности.
Если вы дошли до такой жизни, что принялись за чтение faq — значит,
у вас нет ни более опытных друзей, способных что-либо посоветовать,
ни собственного понимания парадигмы современного велосипеда. И тогда
остается «выбирать стандартное».
ОК, дальше я предполагаю, что вы хотите «просто нормальный велосипед».
Большинство общеизвестных статей о покупке велосипеда долго-долго
рассуждают о том, какие бывают велосипеды, каким должен быть идеальный
велосипед для того-сего и как стыдно не иметь 1000 у.е. на покупку
хорошего велосипеда.
Но нет ни одного материала, в котором доходчиво объяснялось бы,
какой велосипед реально можно купить, как он будет вести себя (и
везти вас) на практике и сколько на это грохнется денег.
Дырку заткнем, статью напишем, медаль на шею повесим.
Какие существуют способы обзавестись велосипедом?
Купить в магазине. Самый распространенный способ приобретения велосипеда.
Достоинства — ну как бы магазинное, новое, гарантийное и перевязанное
розовой ленточкой. Недостатки — дорого, иногда даже зашкаливающе
дорого.
Купить у знакомого (не обязательно близкого — главное, у человека,
личность которого твердо установлена). Достоинства — дешево. Недостатки
— часто нет выбора (что дают, то и бери), но есть возможность навсегда
разругаться со знакомым (если велосипед вас чем-то не устроит).
Купить «с рук» у незнакомца (на рынке, через газету частных объявлений
и т.п.). Достоинства — иногда супердешево. Недостатки — да чертова
уйма недостатков! Могут подсунуть в хлам разбитую машину. Могут
продать то, что вам вовсе и не нужно (не забыв содрать соответствующую
сумму). А могут обмануть и втридорога всучить полную фигню. Уж конечно,
никакой гарантии, редко-редко money back (возврат денег, если качество
товара не удовлетворяет вашим требованиям). И самое главное, могут
продать ворованный велосипед — а это, знаете ли, совсем не шуточки.
Собрать самостоятельно. Если вы дошли до мысли, что байк можно
собрать, а не купить готовым — значит, эта статья вам не нужна,
вы прекрасно справитесь с задачей и без посторонней помощи.
Какой велосипед можно сейчас купить в Харькове?
Можно долго рассуждать о том, что выбор богат, что существуют велосипеды
на все случаи жизни, что велосипед должен быть подобран персонально
под вас — под вашу анатомию, под ваши задачи, под ваш стиль жизни.
Но будем исходить из реальной обстановки на велосипедном рынке.
Подавляющее большинство предлагаемых моделей — это так называемые
«горные велосипеды». Иначе — MTB, mountain bikes.
Да и на практике почему-то получается так, что подавляющее большинство
«хочет горный велосипед». Причины? Реклама, мода, универсальность.
Ну а раз «большинство хочет», то запросы этого большинства всячески
удовлетворяются — магазины забиты горными и «горными» велосипедами.
Разницу между этими двумя группами мы обсудим в другом месте.
Допустим, не горный. Какой же? Честно говоря, с другими типами
велосипедов возникают трудности, иногда даже непреодолимые, которые
прямо-таки вынуждают покупать mountain bike. Судите сами.
Шоссейник. Много вы знаете в Харькове и области ровных дорог с
качественным асфальтом? Да чтобы еще по ним разрешалось движение
велосипедистов? Вопрос риторический, однако невозможность на него
ответить резко снижает поколесье шоссейников в Харькове и окрестностях.
Любой односкоростной. В принципе для дачи какой-нибудь «Аист» с
колесами 26 дюймов — лучший выбор. Не страшно бросить у магазина,
не жаль, если украдут, ремонт дешев, настройка не нужна, сломается
все сразу и уж потом можно будет привыкнуть ездить на раздолбанной
железке- Но я предполагаю, что желающие купить «Аист» или «Каму»
этой статьей не заинтересуются. А все остальные понимают, что односкоростной
— если это не bmx — собран в СНГ. Не в СССР, а именно в СНГ. Выводы
делаем самостоятельно.
Старый советский спортивный велосипед. Тем, у кого руки растут
из нужного места, даже рекомендуется поиграть со «Стартом» или «Спортом»
— не такие уж плохие были рамы. Но купить такой велосипед, сразу
сесть на него и отъездить хотя бы сезон без серьезных ремонтов —
боюсь, не получится.
Гибрид. Или ситибайк (их часто путают). На самом деле — вот он,
идеальный велосипед, универсальный и подходящий всем, кто ездит
по трассам, шоссе, дорогам с улучшенным грунтовым покрытием или
хотя бы тропинкам. Если бы не то обстоятельство, что при прочих
равных (материал рамы, фирма-производитель, классы заднего и переднего
переключателей и некоторые мелкие особенности) гибрид в среднем
в полтора раза дороже байка. Нет уж, лучше колеса чуть поменьше
(еще вопрос, достоинство это или недостаток), зато баксы чуть поцелее-
BMX, двухподвес и прочие специальные велосипеды. Вам ехать или
шашечки?
Пожалуй, единственная более-менее разумная альтернатива байку —
это советский велосипед «Турист». Да, его можно купить. Да, повторяю
еще раз, его действительно можно купить. В нашей относительно равнинной
местности на нем даже можно ездить. Но, купив «Турист», ему придется
провести такую «послепродажную подготовку», что от «Туриста» останется
только рама, да и то, возможно, модифицированная.
У меня есть столько-то денег. Что я могу себе позволить?
Байк — это модно, стильно, круто. И дико дорого. Никакими суперсовременными
технологиями нельзя оправдать то, что более-менее пристойный велосипед,
в переводе на килограмм веса, стоит в 20 (двадцать) раз дороже «Мерседеса-600».
Так что сделаем еще одно допущение: вы можете себе позволить потратить
кучу денег непонятно на что.
Прошу прощения, но измерять ваши финансовые возможности мы будем
в долларах. Непатриотично, зато практично.
меньше
100 у.е.
«Турист», старый «Спорт» или «Старт» и их последующая доводка обойдутся
как раз в эту сумму. Надеюсь, вы не станете комплексовать лишь оттого,
что ваш велосипед не блестит как новогодняя игрушка. Блестит, не
блестит, лишь бы ездил хорошо — а это уже от вас зависит.
Общепризнанный и основной недостаток этих машин — частые поломки.
Впрочем, этот недостаток может неожиданно обернуться достоинством
— похоже, советские машины более «устойчивы на излом», и не выйдут
из строя после какой-нибудь неожиданной поломки. Доедете даже на
сломанной раме (конечно, кто как, кто как...)
100–200 у.е.
На эти деньги можно приобрести подержанный байк самого-самого начального
уровня. По-моему, идеальный вариант для тех, кто до сего момента
на горном велосипеде не катался и хочет понять, «об чем спич». Покупать,
конечно, придется с рук — желательно у знакомых. Или хотя бы у знакомых
знакомых. Или воспользуйтесь списком частных лиц, имеющих отношение
к велобизнесу.
Именно в эту ценовую категорию попадают потенциально несчастные
люди, способные по незнанию купить «горный» велосипед.
Не делайте, никогда не делайте этого!
Если не торопитесь (а я надеюсь, вы не торопитесь), можно последить
за предложениями, регулярно всплывающими в эхоконференции SPB.BICYCLE.
Есть и интернет-конференции, про них не забудьте. Там часто продают
вполне приличные велосипеды за умеренные деньги. А главное, это
делают более-менее известные люди, так что не нарветесь.
Проблемы с машиной, купленной за такие деньги, в основном полезут
из того обстоятельства, что плохое оборудование тяжело настроить.
Иногда и невозможно. Знаете, как гитара может «не строить», как
вы гриф не регулируйте...
200–300 у.е.
Имея в кармане такую сумму, можно очень робко, бочком-бочком, зайти
в какой-нибудь приличный веломагазин. Желательно, конечно, нагло
прошвырнуться сразу по нескольким, сея страх и панику среди продавцов
— пусть пошевелятся, попредлагают, глядишь — и скидку выбьете :).
Конечно, second hand и в этой ценовой категории вполне применим
— велосипед будет не новый, зато классом повыше.
Тут основная беда всплывет в тот момент, когда вы захотите заняться
экстремальным спортом. Не получится. То есть получится, но только
один раз. Увы, машины такого уровня не выдерживают больших нагрузок
— так что скакать через бревна и катать по горнолыжной трассе на
таком велосипеде не стоит.
300 у.е. и выше
С этой суммы уже появляется возможность выбора. Но знаете, нет никакого
смысла осуществлять этот выбор самостоятельно. Проявите социальную
активность, найдите знающего человека и попросите его помочь. Думаю,
многие из интернет-тусовки или эхоконференции FIDO за скромную бутылку
пива/колы с удовольствием просветили бы вас, что делать и куда идти,
если в кармане столько-то денег.
Знаете, бутылка пива — не такая уж высокая цена за консультацию.
А толку будет больше, чем всякие дурацкие faq читать. Да и куда
вам торопиться, в конце концов?
Содрал с http://bicycle.spb.ru
и поменял пару слов.
|