"Украина" и скорость - вещи не столь различные, как кажется. Убедиться в этом нетрудно, если пуститься в дозированный апгрейд с минимальными тратами.
В долгом деревенском отпуске приходится ездить в магазин. Делать это на родном МТБ неохота: могут спереть (cм. на этом форуме тему "Сельский байк..."). Зато в гараже - всегда живая старинная "Украина" (25-й год раме) да бездна недоремонтированных запасных узлов. Проблем у раритета всего две.
1.
На ходу звучит примерно как кастрюля, в которую сунули собачью цепь. Чуть разгонишься - воет все живое в окрестных деревнях. Значит, отрегулируем звук. Зальем во втулки (без разборки) чего-нибудь жидкого, подтянем рулевую.
За что еще зацепиться критичным оком/ухом? Проржавели и болтаются мелкие болты в крепежных отверстиях. Ну так долой крылья и багажник, резиновые накладки в педалях. Педали без накладок стали скользкими. Сделаем на их рамках насечки напильником.
Механизм подозрительно полегчал. Кантор показал чуть больше 14 кг. Хорошо. Не больше 300-долларовых МТБ.
Однако скрип приглух! Но не исчез. Зато условия прослушки теперь комфортны. Уже различимы локальные "генераторы".
Что-то скрежещет в области шатунов, а седло визжит пружинами. Может, заменить? У меня куча старых МТБ-седел. Нет, не выйдет: подседельный штырь присох к раме, как приваренный. А МТБ-седла гораздо площе родного и требуют выдвинутого штыря. Ладно, решил дело смазкой пружин.
Чу, всплыло еще одно громыхание. Где-то внутри рамы. Для консультации звоню брату (на здешнем форуме - Taras). Он уступил моральной пытке и вспомнил, как в глубоком тинейджерстве уронил зачем-то вглубь аппарата напильник. Теперь ясно, что фатальный напильник неизлечим. Ну что ж, не везде царить идеалу.
2.
Остался главный фокус всех подобных объектов - шатуны на клиньях. Клинья здесь - рекордно паскудного качества. Шатуны из-за них обычно не торчат с положенным 180-градусным углом, а болтаются в диапазоне 150-120, сколько ни бей по клиньям. Годы катаний на "Украине" учат, что менять шатуны да клинья глупо: через день система выходит на те же углы. Мы ведь с братом человеки не до конца чахлые.
Проще всего плюнуть на родные каретку/систему/педали да сменить каретку на «квадратную». Тогда можно поставить любые МТБ-шатуны. Внутренний диаметр «украинского» кареточного стакана близок к нужным для шимановского картриджа 34,8 мм. Но резьба - разная.
А если поискать на рынке квадратный вал с промподшипниками? Ведь есть же в природе вал под клинья с промподшипниками, прессуемыми в каретку прямо поверх резьбы. В самом деле, велопалатка на райцентровом базаре озарила мою жизнь 20-гривневым (4 долл.) комплектом, куда входил квадратный вал, два болта для фиксации шатунов и два мощных закрытых подшипника. Такие способны пережить без люфта много зим.
Дома вынул старую каретку. Впрессовал новые подшипники в раму обрезком трубы и молотком. Сталь в раме мягкая, гладкие подшипники слегка смяли резьбу в стакане. Зато из-за этой резьбы посадка получилась прочной. Обошлось безо всяких химических фиксаторов (краски, тредлока и прочего).
Среди убитых за годы странствий мтб-деталей, сваленных в ящик, нашел шатуны LX 1998 года (тогда еще не пустотелые), а также съеденные дюралевые звезды к ним. На место «украинской» 46-зубой звезды пойдет 44-зубая.
Пробная сборка. Эх, чейнлайн этой системы сильно увел звезду вправо. Да и сбитые зубья обещают «украинской» цепи мощные пробуксовки.
Ну что ж, переставим большую звезду на другую сторону «паука» - на место средней, минуту поработав напильником над внутренними отростками звезды. А саму звезду развернем задом наперед, чтобы цепь ложилась на свежую обратную грань зубьев. Такой переворот сильно уменьшил чейнлан (венец-то звезды - не в одной плоскости с ее цетральной частью). Цепь легла примерно «по-украински».
Вкрутил МТБ-топталки с туклипсами, валявшиеся без дела с 2000 года, когда перешел на контактники.
Испытания.
До сурдокамеры, конечно, далеко, но в аэробусные нормы шумности вроде вошел. Собаки бросаются уже через раз.
Агрегат ощущаешь довольно жестким. Наверное, по контрасту с прежней картиной. Все из-за шатунов. Алюминиевые рамки педалей на буграх здорово бьют по ступням.
По твердым грунтам моя модифицированная «Украина» лупит подозрительно живо. Передаточного отношения 44:19 при больших колесах легко хватает до скорости 35 км/ч, но рывками можно раскрутить и до 45. Ладно, проверим, какова средняя скорость.
Скорости разных байков (в рамках опытов в группе Гарбарука) я сравниваю на одном участке пустого шоссе. Оно среднего качества, без подъемов-спусков, абсолютно пустое (это исключает попутный ветер, когда тебя обгоняют машины). День должен быть безветренным, но для надежности езжу в оба конца, чтобы роль ветра стала еще меньше. На все попавшие в тест МТБ ставлю одну и ту же резину - полуслики Maxxsis WormDriwe. На не-МТБ, увы, этого соблюсти не выходит. Езжу на стандартном пульсе (83-85% максимального продолжительного часового). Все это длится от несколько дней до нескольких недель для усреднения.
В странном случае с «Украиной» решил поступить совсем крамольно. Вместо туклипсных педалей вкручиваю контактники XTR М959. Нет, нехорошо. Толстая подошва контактных туфель и шип делают педаляж ездой на полусогнутых. А седло поднять нельзя: примерзло, как помните. Вернулся к туклипсам.
Комп с пульсомером четыре дня подряд фиксирует удивительную штуку. Средняя скорость на мерном участке получается больше, чем у некоторых 1000-1500-долларовых МТБ с полусликами. После «дополнительной» езды по грунтовкам и холмам напрашивается вывод. Выводу, разумеется, можно не верить. На мой взгляд, почти все "обычные" МТБ (за 500-700 долл.) заметно проигрывают «Украине» в скоростных свойствах на твердых и сравнительно гладких почвах, в том числе на умеренных подъемах. Для подъемов боковая жесткость заднего треугольника довольно прилична. Нижние перья хоть и длиннющие, зато у каретки - очень толстые, почти 25 мм.
Но в чем причина высокой средней скорости?
Во-первых, «Украина» снабжена большими колесами. Они катятся с меньшими потерями на трение, чем маленькие МТБ-колеса.
Во-вторых, узкие трубы «Украины» (и любых стальных рам старой школы) делают раму податливой в вертикальной плоскости. Это уменьшает вертикальные броски центра тяжести в системе «бицикл + ездок». Такие броски на вертикально жестких рамах - источник лишних тяговых энергозатрат.
Алюминиевые рамы сегодня в основном сверхжесткие в вертикальной плоскости. Из алюминиевых сплавов довольно трудно сделать податливую в нужной плоскости конструкцию (есть риск, что сломается). На это способны лишь редкие производители.
Хороший пример торсионно жестких, но податливых по вертикали алюминиевых рам - каннондейловы,
серии CAAD5 и Optimo. Обратите внимание: у них очень тонкие и сильно гнутые верхние перья (фирма называет их hourglass shaped seatstays - "подседельные стойки в форме песочных часов"). Оба фактора увеличивают вертикальную податливость рамы и позволяют выиграть в средней скорости. И вправду, вряд ли есть более заслуженная ХС-рама.
Выпускать просто жесткие ал. рамы (жесткие одновременно в вертикальной и в горизонтальной плоскости) - невелика мудрость. Достаточно взять трубы потолще. Что и делает большинство производителей. Гораздо проблематичней сопрячь боковую жесткость с вертикальной податливостью.Если продолжить мысль о скоростных чертах, преимущество «Украины» на шоссе и проселке перед рядовым МТБ могло бы быть и больше. Но у нее -
1. Вертикальная посадка, неудобная для мощного педаляжа и необтекаемая.
2. Сверхтяжелая кривая резина, такие же ободья и камеры. Биение на ободе - больше 1,5 см вправо-влево и 1 см - вверх-вниз. На биение резины вообще страшно смотреть.
3. В заднем колесе не хватает 4 спиц.
4. Из-за лени я не стал убирать многолетний люфт во втулках.
5. Напомню, что ездил в скверных пластиковых туклипсах, а не в контактниках. А вторые все-таки эффективнее.
Согласитесь, все это уменьшает преимущество «Украины».
Ну а кому неинтересно и кто не поверил - уже бросили мои заметки.
Между прочими впечатлениями я убедился, что родное седло позволяет ездить на 100 км безо всяких велотрусов и дискомфорта.
Картинки будут позже. Впрочем, получившееся легко представить и без фото.
Да, так зачем это все? Описан сверхдешевый, работоспособный и быстрый драндулет для твердых грунтов. Ездить на работу, в магазин или завлечь знакомых в поход выходного дня. Нужна лишь старая руина, 4 доллара на вал с подшипниками да убитая МТБ-система. Ее можно просто выцыганить у приятеля со стажем, которому этот хлам давно не нужен.
Украдут - не жалко. Но, скорей всего, вряд ли украдут.
И не роняйте в раму напильники.