menu

Вдоль украинской укрепленной линии

nikalexey

nikalexey

  • 20.11.2010 00:06
  • Просмотров: 8759

Идея пройтись вдоль Украинской укрепленной линии назревала давно, но летом как-то все ходили по лесам – там все-таки прохладно, либо вдоль рек, где можно было купаться. Поэтому до земляных крепостей дело дошло только сейчас.

Изучив месторасположение крепостей, мы решили посетить Ивановский форт, а если повезет то и Орловский (хотя надежды на это было мало – слишком уж неудобно расписание электричек, да и день световой короткий).

Об истории крепостей и валов написано уже довольно много, наиболее подробно на сайте Дали зовут (http://dalizovut.narod.ru/lovushka/lovushka.html).

Посему я не буду останавливаться на исторической части (все равно ведь большую часть информации придется брать оттуда), а остановлюсь только на собственных впечатлениях.

Расположение Ивановского форта довольно удачное для туристов: всего-то около полутора километров от остановки электрички с глубоким и смысловым названием «О.п. 61 км». Можно конечно было выйти и на Нововербовке, но тогда идти было бы дальше, да и переправляться как-то через речку Берестовенька (а там, судя по всему, только жд мост). Ехать до Краснограда на электричке довольно таки долго – почти два с половиной часа.

Выйдя на 61 километре и пройдясь по грунтовой дороге параллельно железной дороге около получаса, слева увидели некоторые возвышения, которые поначалу приняли за стога с сеном, и, только рассмотрев их в бинокль и сверившись с координатами, поняли, что это Ивановская крепость, расположенная на возвышенности, поэтому видная издалека.

 
 

При подходе к крепости пришлось немного попетлять, тракторист перепахал даже грунтовую дорогу, и пришлось идти чуть в обход.

 

С одной из сторон подъем довольно пологий, туда даже, судя по следам, заезжают машины.

 

 
 Высота крепости в настоящий момент – около 2-3 метров, кое-где еще видны остатки рва под валами.

 
 

Крепость представляет собой квадрат, углы которого чуть выдвинуты наружу. Напротив двух сторон находятся дополнительные земляные укрепления, расположенные в нескольких метрах от основного вала.

 

 
 
 

 
 
 

 
Центр крепости ниже, чем внешние валы. По центру еще сохранилось довольно глубокое и широкое углубление, густо заросшее терном и кустами. Если верить описанию, это колодец, но для колодца как-то большая яма получилась.

 
 Местность у подножия не используется для сельхоз нужд, поэтому густо заросла терном.

 

С вершины вала открывается довольно неплохой обзор на окружающую территорию, сразу видно, что место для этого было выбранное удачное – форт уверенно главенствует над близлежащими землями.

Непосредственно возле крепости остатков вала не видно, все перепахано. Лишь вдали виднеется некое подобие вала со рвом.

 

 
 
Чуть поодаль от крепости уже заметны остатки вала, точнее даже не вала, а рва. И то, только потому, что все очень обильно заросло терном и шиповником. Что именно там в зарослях - рассмотреть трудно, тем более туда пробраться.

 
 
 

 
 
Что-что, а терен и шиповник в этом году тут уродили, причем обильно. Чем и пользуются местные птички, взлетающие стаями, как только подходишь к кустам.

 
 

Когда наконец-то заросли кустарника заканчиваются, открывается отличный вид на поля и лес, расположенные вдалеке и чуть ниже, относительно вала.

 
 Примерно в получасе-часе хотьбы от крепости, линия укреплений начинает все более отчетливее просматриваться. Хотя, рва с валом как такого, который бы служил более-менее серьезным препятствием уже нету. Сохранились лишь напоминание о былом величии

 
 
 

 
 
 

Страницы: 12

Оцените статью:

Перепост:

Статья понравилась: nikalexey,

Статья не понравилась: Таких нет


Комментарии

Комментировать в форуме...

Max79

Max79

Некоторые фотки очень красивые!

20.11.2010 22:25

ds3l

Спасибо за отчет и описание.Как раз недавно катались велосипедами в тех краях и хотели заехать к Ивановскому форту со стороны Нововербовки.Но речка,болото...Пришлось оставить на следующий раз.

20.11.2010 23:44
nikalexey

nikalexey

ds3l писал(а):
Пришлось оставить на следующий раз.

советую все-таки посетить это место, в особенности в когда все зазеленеет
только ехать лучше всухую погоду, дороги там все грунтовые, а то и просто перепаханные

22.11.2010 11:40