Застывшая музыка гор Адыгеи

• 15.06.2014 23:35

Отзыв о экскурсии на майские праздники в Адыгею Кавказ, АР Адыгея, пос. Хаджох, 27 апреля - 03 мая 2014 г.

Предыстория:
Путешествие в Адыгею не было плановым. Я собиралась с тур. клубом «Восход» ехать в Крым. В мой любимый Новый Свет. Но, со всеми этими событиями в стране, Крым решили отложить на неопределенный срок. А сидеть дома все майские праздники, человек, однажды заболевший туризмом, просто не в силах. Поэтому руководителем нашего тур. клуба Светланой было принято решение на разработку нового маршрута. И им стала Адыгея, край удивительный и разнообразный. С бурными реками, уносящими вдаль свои воды. С шумными водопадами высотой от 15 метровых, несущих тонны воды, до тихих каскадных переливов хрустальной воды с капельками, подмигивающими отражением солнечных лучиков. Помнится мне, когда-то был такой слоган: «Если на земле есть рай, то это Краснодарский край». Теперь я этот слоган не только слышала, но и видела!!! Итак: своё путешествие мы начинали из Харькова. Нас было трое. Прибыли в Луганск. Там забрали Таню. Она приехала немного раньше. Уже вчетвером переехали с ж.д. на автовокзал, где нас уже ждала Светлана – наш руководитель. На автобусе мы подъехали к границе с Россией. Пост стоял между поселками Меловое и Чертково. Причем, чтобы попасть на ж.д. вокзал в русское Чертково, нам было бы достаточно перейти по ж.д. мосту буквально 300 метров и мы там. Но т.к. пропускные пункты между государствами находятся в удалении от вокзалов, то нам пришлось пройти пешком 5 км. Туда 2,5 км и назад столько же. Русский поселок Чертково встретил нас тишиной и спокойствием. Здание вокзала небольшое, но чистое и уютное. Разместились на сидениях. Решили перекусить. Через время подали наш поезд Гомель- Адлер. Рано утром на рассвете прибыли в Краснодар. Большое красивое здание вокзала, чем-то напоминает вокзал в Симферополе со шпилем. Ж.д и автовокзал находятся рядом. Там нас уже ждут еще двое участников нашего путешествия Славик и Лида из Крыма. Купили билеты до Хаджоха, умостились в автобус. Ехать долго, почти 4 часа. Прибыли в Хаджох. Нас, по предварительной договоренности, встретили хозяева, у которых планировалось снимать жилье. Заядлый турист сейчас может сказать – изменили палаткам. И будет прав. Но т.к. все маршруты планировались радиально вокруг поселка, то палатки оставлять без присмотра в черте города не хотелось. А оставаться кому-то для их охраны - это пропустить всю прелесть тех мест. Домик нам достался очень уютный. С нами жил хозяин дома - дедушка Слава. Очень приветливый, добрый и веселый старичок.

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ:
Разместились на проживание и сразу решили идти в «Хаджохскую Теснину», она была в 15 минутах ходьбы от нашего дома. Вход платный – 200 руб. Но мы нашли дырочку в заборе)). Теснина встретила нас бурлящей и грязно-серой после дождей водой.

Мы стояли на смотровой площадке, сделанной из необычной решетки, так что видно, что происходит у тебя под ногами. А там с грохотом проносились нескончаемые водные потоки. От этого зрелища захватывало дух и кружилась голова.

Теснина оборудована: кругом ограничивающие перила и лестницы, множество смотровых площадок. С каждой открываются новые и великолепные виды. В одном месте нас встретил запертый на замок забор с предупреждениями не ходить дальше. Но ведь запретный плод, он же сладок) И мы, само собой, нарушили и махнули через забор. И смогли почти вплотную приблизиться к бурлящей воде. Выглянуло солнышко, влажный воздух и оглушающий шум реки. Ты стоишь, как капитан на мостике, а навстречу тебе несутся бурлящие потоки. Чувствуешь себя маленьким человечком в этом мире, беззащитным перед этой мощью воды.

Продолжили путешествие по теснине. И в другой её части нашему взору открылись причудливые фигуры из камней, которые вымыла вода за многие века.

У поселка Хаджох есть еще одно название – Каменномостский. Вот эти фигуры были с перемычками в виде мостиков.

В этот день в теснине было мало посетителей. И мы сполна могли насладиться этими великолепными видами, умостившись на свои сидушки. На территории есть мини-зоопарк. Страус Вася встретил нас необычным танцем шеи и крыльев. Что это значило, мы не поняли, и решили угостить тут же сорванной травой. Листья одуванчика, предложенные Лидой, пришлись ему по вкусу.

Были еще два медведя Тимоша и Маня – забавные такие. Были еще енот и лиса, но они мирно спали и не обращали никакого внимания на посетителей. Нагулявшись вдоволь, мы еще прошлись по сувенирам и направились домой. Там нам дедушка-хозяин истопил баньку. И мы, полные впечатлений, немного уставшие, но довольные просто не могли усидеть дома. Решили прогуляться по поселку. Дошли до центра, полакомились мороженым. Начало темнеть и пошли назад. Почаёвничали и умостились спать. Завтра нас ждал не менее увлекательный маршрут.

ДЕНЬ ВТОРОЙ:
Сегодня наша цель - водопады ущелья Руфабго. Утро было серым с моросящим мелким дождиком. Но нас это не останавливает. Дождевички по рюкзакам и вперед! Навстречу новым впечатлениям! Идем по левому берегу реки Белая. Дорога лежит по лесу. Справа огромная, почти отвесная скала. Слева бушует Белая, зажатая в каменные узкие тиски. Подходим к площадке с нависшей над нами огромной скалой, образующей что–то типа пещерки. Внушительный вид её опять нам дает осознать себя маленькой песчинкой в этом мире.

Тут откуда- то появляется собака породы Хаски. Мы сначала замираем, но пес дружелюбен и даже заигрывает с нами. Позже нас догоняет группа туристов из Москвы с проводником, который нам говорит, что это его собака. Зовут Кай – он тут все знает. Мы продолжаем наш путь. В одном месте есть возможность спуститься прямо к воде. Тут русло реки уже шире и вода не так бурлит, хотя течение достаточно быстрое. Мы спустились на небольшой каменный пляжик.

Пофотались, побросали камушки и идем дальше. Опять лес сгущается над нашими головами. Путь нам преграждает река. Небольшая, но тоже с мощным потоком. Тут откуда-то появляется уже знакомый нам пес и как будто показывает, что нам надо вверх идти. Мы движемся за ним, и там таки есть переход. Пес действительно все тут знает и помогает нам, первопроходцам. Дальше лес стал издавать сильный запах чеснока. Перед нами открылось целое поле цветущей черемши.

Она-то и издавала этот запах. Света пошутила, что нечистой силы тут точно нет, раз так чесноком пахнет) Пройдя еще немного, на деревьях появились целые колонии из необычных по форме и цвету грибов.

Дорога по лесу почти все время ровная – идти легко. Мы движемся не спеша, болтаем, восхищаясь увиденным вокруг. Через время выходим на площадку с домиками, напоминающими пионер лагерь тех времен. Чуть дальше импровизированная деревенька с хатками в стиле прошлого столетия и тут же площадка с сувенирами, чаями из трав и всякими варениями. Поднимаемся немного вверх. И перед нами второй из водопадов реки Руфабго. Водопад «Шум». Высота его 6 метров. Вода обрывается вниз с сильным шумом, что и дало ему это название.

По железной лестнице спускаемся к воде. Ветер разносит мелкие брызги от водопада. Лицо и одежда становятся влажными. Хочется дышать этим воздухом как можно дольше. Мелкие капельки воды в воздухе очень полезны для органов крови. Мы снимаем на фото всю эту мощь воды и себя на этом фоне. И поднимаемся вверх. Идем дальше по указателям. Все очень удобно и доходчиво расписано: название следующего на нашем пути водопада, его высота и расстояние до него в метрах. Нас встречают серия из водопадов «Каскад», «Сердце Руфабго».

Вокруг нас меняется местность. Появляются выступающие сланцевые породы под разными наклонами.

Мы идем по ущелью, похожему на зеленый коридор. А вокруг журчит вода, шумит верхушками деревьев лес. Мох, обросший слоеные скальные породы, добавляет таинственности и загадочности этим местам.

Наполнив питьевой водой свои бутылки, идем дальше вверх. И перед нами открывается водопад «Девичья коса». Он вырезал в слоеной породе себе место и падает с высоты, как бы немного с вертикальным поворотом. Зрелище завораживает и мы фотаем и впитываем глазами все это великолепие.

Решено идти дальше. Для этого нам надо перейти реку вброд.

Вода холодная. Но для получения новых впечатлений нас это не останавливает. Мы преодолеваем брод и поднимаемся по крутому размытому подъему вверх. Местами подтягиваемся, хватаясь за корни и деревья. Дальше путь не так исхожен и местами крутоват – то вверх, то вниз. Подходим к водопаду «Чаша любви», он создает атмосферу загадочности.

Дальше по реке идти невозможно. Надо иметь веревки и навыки скалолазов. Мы этим не обладаем и разворачиваемся назад. Вернувшись совсем немного, сворачиваем с тропы и начинаем подъем, прозванный в народе «с легким паром», т.к. весь путь был прост, а это отрезок приходится преодолевать с усилием. Солнышко пригревает, и мы чувствуем название на себе. Точно с легким паром))). Дальше путь лежит по плато. Тропинка виляет, но кругом есть маркировка, и мы идем по ней. Лес тут редкий. Понемногу начал одевать зеленые одежды. Кое-где встречаются пионы, но они уже почти отцвели. Скоро перед нами обзорная площадка с шикарным панорамным видом. Среди сочной зелени вьётся синяя полоска реки. Хочется стать птицей и парить над всем этим великолепием.

Немного спускаемся, проходим вдоль отвесной скалы, увитой плющом и корнями. Выходим к пещере «Кошачий глаз». Такое точное название. Она выгладит точно как глаз кота, а дерево вверху точно зрачок.

Пофотали, повосхищались и идем дальше. Теперь нам спускаться круто вниз по ступенькам из досточек. Кто-то добрый позаботился о них. Иначе спуск был бы экстремальным. Метров 100 вниз и мы выходим к тем самым хаткам, что видели в начале. Решили назад идти не по лесу, как шли сюда. А через мост выйти на трассу, и подсесть в какой-то рейсовый транспорт. Переходя через мост, мы смогли увидеть самый первый для обзора водопад «Три братца».

Он небольшой, но вид с моста открывается замечательный. Мы немного постояли на мосту, и пошли на трассу. Посидев немного на обочине, поняли, что с маршрутками тут все сложно и пошли пешком. Путь по трассе почему-то оказался намного короче, чем по лесу. Хотя мы шли параллельно нашему пути на водопады, только по противоположному берегу. Солнце клонилось к закату. Мы шли немного подуставшие, но очень довольные.

ДЕНЬ ТРЕТИЙ:
Сегодня наш путь лежит в ущелье Гуамское. Т.к. добраться туда на общественном транспорте сложно, мы берем машину. И местный водитель Николай уже везет нас навстречу новым впечатлениям. Погода мрачная, начал накрапывать дождик. Дорога у нас сегодня дальняя, почти 100 км в один конец. По пути нас в машине поливает ливнем. Дворники на стекле еле разгребают воду. Потом немного проясняется, и мы выходим на маршрут. В Гуамском ущелье проложена узкоколейная железная дорога, соединяющая поселок Гуамка и Мезмай.

Сегодня паровоз не ходит, чему мы несказанно рады! Т.к. можем идти пешком и наслаждаться видами, а не пролететь мимо всего этого на поезде.

На некоторое время тучки расступились, и ущелье показало нам себя в солнечном свете. И сразу, как по волшебству, начали подниматься облака пара и зависать на середине скал. Но солнышко быстро сменили тучи и заставили нас одеть дождевики. Дождь резко усилился. Мы к этому времени дошли до первой остановки поезда под названием «Космонавтов».

Странное название для этой местности. Укрылись от дождя под навесом и устроили незапланированный перекус. Ливень стих и мы пошли дальше. Тучи добавили ущелью величия и неприступности. Дошли до моста. Там табличка гласящая, что мост два раза подрывали партизаны, преграждая путь фашистам. С моста открывался чудесный вид. Водопад, устремившийся вниз. Вода летела с винтовым завихрением. А внизу его встречало озеро с бирюзовым цветом.

Прошли немного еще и сразу за воротами, которые отмечали конец следования поезда, заканчивалось и ущелье.

Природа резко поменяла своё обличие. Тут уже было больше лесной зоны, скалы виднелись вдали, а не нависали над нами. Мы хотели пройти до поселка Мезмай, но рельсы тут резко оборвались. Мы решили повернуть на обратный путь. Дождик опять начал накрапывать и по ходу усиливаться, подгоняя нас. Сверху текли потоки воды, местами подныривая под ж.д. полотно.

Назад мы дошли довольно-таки быстро, подгоняемые сильным дождем. Немного подмокли. И, как только мы вышли из ущелья за забор, небо прояснилось и вышло солнышко. Мы обернулись назад, ущелье как бы звало нас назад, чтоб мы полюбовались им при солнечном свете. Но, увы, нам надо возвращаться назад. Несмотря на непогоду, мы остались очень довольны всеми видами. И позже, в отъезд, уже на вокзале в Краснодаре, по итогам голосования, Гуамка получила первое место шестью голосами из семи. Что-то было в этой непогоде. Мы смогли окунуться в атмосферу суровости и величия этого места. Шли и думали – как же тяжело пришлось в свое время заключенным строителям узкоколейки. Как было тяжело воевать с фрицами нашим предкам в столь неприступных горах.

ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ:
Сегодня у нас ущелье «Мешоко». Название в переводе с черкесского означает «Медвежья долина». Находится недалеко от поселка. С трассы сворачиваем на неприметную тропу.

Небольшой подъем вверх - и мы уже у отвесной скалы.

Идем вдоль неё. Внизу шумит река Мешоко. Кругом густая листва. Молодые листья излучают сочно зеленый свет. Местами, где листвы поменьше, появляются обзорные площадки. Спуск вниз - и мы у первого водопада.

Вода здесь чистая и белой пеной падает вниз. Совсем рядом еще один водопад. Он повыше и зрелищней. Спуск к нему немного крут и усложнен недавним дождем. Но, придерживаясь за деревья и корни, помогая друг другу, мы спускаемся к водопаду. Через густую зелень выглядывает солнышко, подсвечивая белую пену воды.

Поднимаемся вверх. И тут, к нам, виляя хвостом и, заигрывая, бежит уже знакомый нам пес. Он нас узнал и по его поведению видно, что рад. Мы ему тоже рады! Дал нам себя погладить и потрепать за ухом. Хозяин его догоняет нас с все той же группой из Москвы. Идем дальше по реке вверх. На пути каскадный небольшой водопадик.

Местность преображается. Отвесные скалы становятся дальше от нас. Мы идем по густому лесу и опять много черемши и все тот же запах чеснока. Находим полянку для перекуса. Только развернули колбасу, откуда ни возьмись, появился наш пес. И, само собой, начал попрошайничать).

Немного перекусив, идем дальше. Сразу на пути у нас родник под скалкой и небольшой водопадик.

Пробуем воду. Она на удивление имеет сладкий вкус. Сразу за родником открывается большой водопад, а перед ним озеро. Пробираемся к нему как можно ближе, чтоб запечатлеть эту красоту на фотик.

Поднимаемся вверх и выходим на большой красивый луг. Поворачиваем в сторону дома. Сверху нам виден поселок Хаджох, удобно расположившийся в зелени, и карьер по добыче камня.

Маршрут легкий и пройден быстро. Остается полдня свободных. Решаем съездить в музей аммонитов. Музей частный, небольшой. Но коллекция экспонатов внушительна.

Тут и древние аммониты, и различные камни, и чучела местных животных. Добрая, приветливая экскурсовод рассказывает нам много интересного. Потом показывает дорожку к дольмену. Он совсем рядом с музеем. Дольмен хорошо сохранился, не смотря на свой возраст. Датированы эти постройки 3-4 веком до н.э.

В Краснодарском крае сосредоточено самое большое количество дольменов. Ученые так до сих пор и не пришли к единому мнению о назначении этих сооружений. Известно только то, что они размещены на местах разломов земной коры. Считается, что это места силы. Мы немного подпитались этой самой силой. Неподалеку были еще два дольмена. Но, к сожалению, один был разрушен, а другой только начали раскапывать.

Домой вернулись на рейсовом автобусе. Дома нас ждала банька и дед Слава с расспросами, где были и что видели.

ДЕНЬ ПЯТЫЙ:
Сегодня наш маршрут достаточно насыщен и мы опять нанимаем транспорт. Ехать нам далеко. Всю дорогу нас сопровождает река Белая. Сначала мы наблюдаем её широкой, а чуть дальше её сжимает в каменные тиски Гранитный каньон. Отвесные скалы из красного гранита и пышная зелень наверху каньона создают неповторимый контраст.

По пути следования есть несколько смотровых площадок. Наш водитель останавливает машину везде, где только разрешено знаками. Чтобы мы могли выйти и впитать эту красоту. Щелкают затворы фотиков. Мы восхищаемся, показывая друг другу что-то забавное в этих каменных формах. По пути дальнейшего следования высота отвесных скал уменьшается. На одной из остановок есть возможность подойти почти к воде.

Еще немного проехав, попадаем в поселок Гузерипль. Тут музей природы. Очень много экспонатов, фоток и информации о родном крае. На территории музея находится большой дольмен.

Вокруг сказочный лес, огромные деревья подпирают небо.

Внизу крутого обрыва шумит река. Большой и шумный водопад открывается во всей своей красе с деревянного моста.

Погуляли и прыгаем в газельку. Дальше дорога все время поднимается вверх. Мы едем на «Партизанскую поляну». На поляне много людей и машин. Майские праздники люди проводят на природе с красивыми видами. Тут, вверху, местами еще лежит снег.

Он мокрый и готов уже уступить место зеленой травке, которая стремится к солнечному свету на только что оттаявших полянках. Вдали, вокруг нас, горы Фишт, Оштен еще покрыты снегом.

Контрастные пейзажи зелени, снега и голубого неба с облаками, радуют нас. Хребет «Каменное море» просто завораживает.

Мы фоткаем все вокруг. Света находит огромное поваленное дерево, на котором делаем перекус.

Вокруг так красиво, что мы даже с бутербродами в руках продолжаем крутить головами во все стороны, чтоб как можно дольше насладиться видами. Пофоткались, потрогали снег в мае месяце и решили идти назад к машине. Только мы забрались в салон, как из налетевшей из ниоткуда тучи полился сильный дождь, перешедший в крупный град. И все так же внезапно закончилось, как и началось. Выглянуло солнышко, и мы отправились в сторону дома. По дороге еще остановились посмотреть на сплавщиков – отважных ребят в ярких жилетах. У них сегодня как раз было открытие сезона.

Еще одну остановку сделали в месте слияния двух рек Белая и Киша. Берега из красного гранита, подсвеченные вечерними солнечными лучами, смотрелись очень эффектно.

По дороге домой погода нахмурилась и окружала нас черно-синими тучами. Вдали сверкали молнии. Как только мы въехали в наш поселок, полил ливень. Но мы уже почти дома и он нас не страшит. Опять банька, ужин. Делимся впечатлениями.

ДЕНЬ ШЕСТОЙ:
Сегодня у нас Аминовское ущелье с одноименной рекой. Место дикое, совершенно не оборудованное для туристов. Находится почти в середине поселка. Зайдя в ущелье, нам почти сразу приходится переходить реку.

Подкидываем в сильный поток камней, чтоб соорудить мини переправу. Только мы перешли, как за нами появилась большая группа ребят. Дальнейший путь мы шли почти все время вместе. Ребята из Краснодара. Очень активные и веселые. Речушка Аминовка все время извивалась, и нам постоянно приходилось переправляться с одного берега на другой.

В краснодарской группе было много мужчин. Они строили переправы быстро и слажено. Помогали перейти реку своим девчонкам и нам. За что им отдельная благодарность. На полпути нас застал дождь.

К этому времени мы уже успели замочить ноги. И теперь вода сверху совсем не добавляла нам энтузиазма. Мы, в конце концов, сдались и решили возвращаться домой.

А группа наших помощников пошла дальше. Домой мы пришли рано. Немного подсушились, погрелись в баньке и решили совершить вояж по поселку. Пошли вниз по течению реки Белой. Через реку был большой подвесной мост. С моста был красивый вид. Красные берега реки подсвечивались закатным солнцем, что усиливало все краски.

Не спеша мы вернулись домой.

ДЕНЬ СЕДЬМОЙ:
Сегодня у меня день рождения. Девчонки меня начали удивлять с самого утра. Надули много воздушных шаров. Задарили сладостями. Ощущение детства не покидало меня весь день. За что всей группе огромное спасибо!

Вся предшествующая неделя моему празднику была полна новых впечатлений, насыщена красивыми видами, окрашена эмоционально в разные краски. Сегодня светит солнышко. Природа улыбается всем нам. Мы решаем совершить небольшой походец к скале «Танковый люк». Проходим через весь поселок и поворачиваем к лесной зоне. Тропа уходит круто вверх. Подъем хоть и крутоват, но не затяжной. И мы быстро добираемся до скалы с таким забавным названием.

Сверху смотровая площадка. И нашему взору предстает великолепная панорама. Мы можем вдали наблюдать заснеженные верхушки Фишта и Оштена, которые видели с «Партизанской поляны».

Сегодня у нас отъезд домой. Немного полюбовавшись панорамой и полакомившись надаренными утром сладостями, спускаемся вниз. По дороге встречаем часть краснодарцев, с которыми мы шли в Аминовке. Мы рады видеть друг друга. Почти все мужчины их группы ушли на сплав, а остальные решили прогуляться по окрестностям. Время у нас еще есть и мы решаем еще раз прогуляться в теснину. Сейчас майские праздники и в теснине много посетителей. Мы в финале нашего путешествия закрепляем увиденное в первый день приезда. Еще раз восхищаемся видами.

За это время река стала заметно поспокойней и, кажется, даже уровень воды немного упал. Делаем финальные фото на память

И идем домой собирать наши рюкзаки. Вот такое вышло незапланированное, но очень увлекательное путешествие. Маршруты всех дней были очень легкими и доступными даже детям и людям в возрасте. Но их доступность и низкий уровень сложности не умоляет их красоты. Такого количества водопадов за небольшой промежуток по времени мне не удавалось увидеть еще ни разу. Вода, её мощь завораживала, придавала энергии и эмоций. И, как будто, уносила с собой все негативное, что накапливается в больших городах. Наш автобус Хаджох-Краснодар увозил нас назад домой. Мы оглядывались в окна, чтоб еще раз увидеть эти зеленые горы и реку Белая, которая подарила нам столько эмоций и впечатлений. Спасибо всем участникам этого путешествия за сплоченность, дружелюбие, за общую увлеченность и за хорошее настроение!!!