Однодневный поход Ч.море-Караби-Ч.море

Alex32

• 07.08.2013 18:38

Есть такая фраза: «Каждого преступника тянет на место преступления». Абстрагируясь от криминального мира, перефразирую: «Каждого туриста тянет в места где он был, но запланированный маршрут одолеть не смог»

Вот так звучит правильнее!

Я это говорю к тому, что в прошлом году мне довелось отдыхать с семьёй в Канаке в Крыму. Это тихое, спокойное местечко находится на берегу моря между Судаком и Алуштой. Если уж совсем мельчить, то между Приветным и Рыбачьим.

Место примечательно тем, что прямо от крыльца начинаются подъёмы в горы с незначительными вершинами в 350-400 метров, а вдалеке в глубине полуострова живописно вырисовывается горный хребет высотой более 1000 метров. Вот прошлым летом я и решил к нему «прогуляться», а заодно заглянуть, что за ним находится. Тогда я не знал географических названий мест, которые решил посетить, карт у меня не было, присутствовало только любопытство и желание посмотреть неизведанные дали. Сейчас мне уже стало известно, что я хотел взять в лоб горный хребет, за которым находится Караби-яйла.

Тогда я не учёл некоторых деталей, которые не позволили мне «прогуляться» как следует. Из плюсов у меня тогда была только наработанная в частых лазаньях по небольшим горкам, физика, а вот всё остальное были сплошные минусы: время выхода было выбрано неправильно - 10:30 утра (на отдыхе ведь поспать хочется как следует), с собой я взял лишь 1,5 литра воды, что при жаре за 30 с включенным солнышком явно маловато, ну и местность была неизвестна; прежде чем отправляться, нужно было раздобыть побольше информации.

Так получилось, что этим летом, местом отдыха снова была выбрана Канака. Вывод напрашивался сам собой: нужно добить не пройденный маршрут! В этот раз я знал куда иду, и было намного проще предусмотреть все детали. Ну «все» - это я загнул, т.к. в горах человек предполагает, а действительность может оказаться совсем не той, о которой думаешь.

На этот раз подъём состоялся в 6:00 утра и после утренних процедур и завтрака, старт был взят в 6:30. Вспоминая свои обезвоженные страдания прошлым летом, я  взял с собой 5 литров воды, причём 1 литр находился в замороженном состоянии, и бутылка, расположенная в маленьком рюкзачке, приятно охлаждала спину. Также, вспоминая, что кушать на жаре совсем не хотелось и мне даже пришлось выкинуть бутерброд ввиду его испорченности, я взял с собой лишь маленькую булочку с повидлом и пару яблок.

От пансионата, где мы жили и до пляжа всего 70 метров. Начать поход я решил прямо от берега моря. Это место старта более привлекательно, чем порог дома.

6:30, солнце низкое, еле греет, на пляже народа почти нет, вода чистейшая и не взбаламученная сотнями ног. Ради этого невиданного зрелища стоило проснуться пораньше.

В общем, потрогав на прощанье морскую водичку рукой, я выдвинулся в путь.

Сначала мне нужно было преодолеть самый комфортный участок дороги, длиной 2 км., который соединяет Канаку и а/д Р-29 Алушта-Судак. Вдалеке видна цель.

Очень приятно, что не я один вёл этим утром активный образ жизни. Мимо меня пробежало две симпатичных девушки, которых я часто видел работающими в сфере обслуживания отдыхающих и удивлялся их хорошим фигуркам. Теперь стало ясно, как они поддерживают форму)) Жалко, что не набрался наглости их сфотографировать для полноценности отчёта))

Вот здесь первые 2 км. пути закончились, впереди видна трасса Р-29. Налево Алушта, направо Судак. А мне прямо, в горы.

Сразу с после пересечения а/д нужно выбраться на тропинку, которая идёт вдоль высохшей речки "Канака". На фото виден дом с хозяйством, интересно, кто живёт в таком глухом месте, без соседей, магазинов и т.д.

Вот такой вид имеет тропинка, по которой мне пришлось идти.

А вот и первый зверь, который мне встретился по пути. Это, как мне потом объяснили, какая-то порода домашних свиней, которые питаются подножным кормом в виде травки и листочков. Не думаю, что сало от такой диеты становится лучше))

Впереди видно русло высохшей реки. Здесь я почувствовал оторванность от цивилизации: со всех сторон горы и малозаметная исчезающая тропинка.

В прошлом году я не правильно сориентировался и полез на горку, находящуюся справа от Канакской балки. Поняв неверность выбранного пути, я спустился обратно к пересохшей реке, переправился через неё и полез по горному хребетику на нужную горку (слева от речки). В результате излишних блужданий я тогда потерял час времени. В этот раз я возомнил себя умным и не углубляясь в глубину ущелья решил сразу залезть на подвернувшийся слева хребетик, чтобы забраться по нему на горку и выбраться на знакомую тропинку, следующую в нужном направлении.

Вид сверху радует глаз. Справа видна горка, на которую по ошибке я полез прошлым летом

Забравшись наверх я упёрся в лесную чащу. Где-то за ней меня ждёт тропинка. Я пытался пройти через деревья, но они стояли плотной царапающей стеной. Тогда я решил вернуться чуть назад и по крутому лысому склону горы обойти лес, но пройдя 50 метров, снова упёрся в плотную лесную чащу. Пытался было её пройти напролом, но кроме царапин и ощущения попавшейся в паучьи сети мухи ничего не получил. В итоге пришлось спускаться по крутому неизведанному спуску обратно к руслу высохшей реки. Полчаса драгоценного утреннего времени, как псу под хвост! Обидно, но сам виноват: чего это я решил, что выйду на знакомую тропинку раньше, чем это удалось мне прошлым летом. Но ничего не поделаешь, пришлось двигаться дальше по руслу реки в поисках знакомого хребетика, который так удачно в прошлый раз меня вывел на правильный путь. Но вот незадача: все хребетики так похожи один на другой и какой из них мой - нужно угадать. Пройдя ещё полкилометра, я решил опять лезть наверх и опять уткнулся в плотный лес!

Спускаться  назад совсем не хотелось, и я стал карабкаться верхом по крутой насыпи параллельно тропе, находящейся где-то внизу. Кстати это мероприятие не такое безопасное, как кажется: один не аккуратный шаг и можно с ускорением скатиться вниз, поэтому в руках в качестве дополнительной опоры должна быть палка и передвижение должно пролегать мимо растительности. за которую можно уцепиться.

Наконец-то, исцарапавшись о колючие деревья, мне удалось вылезти на полянку, пройдя через которую я попал на знакомую тропинку. Про себя я отметил, что все попадавшиеся деревья, за исключением дуба имели прямой умысел меня уколоть.

Вот уже и знакомые места, по которым, изредка передвигаются автомобили. Как видно на фото дорога идёт вниз. Большинство читателей понимает поход в горы, как постоянное движение наверх, ан нет: иногда, чтобы подняться, нужно спуститься вниз.

Когда я спустился, передо мной открылся вид предстоящего маршрута. На фото видны хребты, идущие наверх. Все они приведут к цели. В прошлый раз я двигался по правому хребту, а спускался по среднему (кусочек левого незначительно виден на фото).

Когда я ещё немного спустился, ориентиры пропали, но я помнил, свой путь-дорогу. Кстати, кто будет двигаться моим маршрутом, не перепутайте, т.к. справа от нужно хребта идёт ещё один, но он приведёт к горе, которую покорить тяжело. На фото видно начало нужного хребта.

Чтобы не заблудиться на обратном пути, на развилках троп я ставил вот такие знаки, да ещё и стрелку рисовал

Сначала тропа шла по руслу ручья, который протекает здесь только в случае дождей или таяния снегов

Потом дорога из-за следов проезжающих здесь внедорожников, приняла немного автомобильный вид. Я долго думал, как должна выглядеть машина, преодолевающая сложный рельеф, пока не увидел переделанный УАЗ, кузов которого располагался над земной поверхностью на полметра.

А горы всё ближе...

Вид на пройденную часть пути и на непонятно что обозначающий столб. Может здесь начинается какой-то заповедник и под камень нужно положить для лесника 20 гривен, а на обратном пути забрать квитанцию?

Здесь хребет почти закончился. Впереди будет тупик. Чтобы в него не попасть, скоро нужно будет взять через лесок налево, чтобы попасть на средний хребет и двигаться дальше.

Вот здесь я понял, что интима с горами сегодня не получится.  Ещё пару км. назад я встретился со свежим окурком сигареты и забытой зажигалкой, но можно было предположить, что они были оставлены вчера, а увидев свежесломанную для ориентира ветку и услышав голоса людей, я понял, что в отличии от прошлого лета, я в горах не один.

Кстати интересное ощущение: ты, можно сказать, в диких местах, впереди слышны голоса неизвестных людей, но они ещё не видны, что это за люди, сколько их - неизвестно, может быть там проходят учения охотников, ждущих добычу, а может там сбор лесников, отрабатывающих методы борьбы с туристами? И вот ты идёшь один, а голоса становятся всё ближе и ближе и думаешь: кого ты сейчас увидишь? В моём случае я встретил сидящую в тени по дубом толпу парней и девушек, всего человек 20. На меня уставились 40 любопытных глаз. Я тоже с любопытством рассматривал группу, но без особой сосредоточенности, т.к. объектов для внимания было множество. Вот ещё интересно: вот идёшь ты вдалеке от цивилизации, перед тобой толпа любопытных, кто первый должен поздороваться и какое расстояние должно быть между здоровающимися, ведь не будешь же за 50 метров кричать приветствие. Я решил проявить инициативу и не доходя 10 метров до группы, громко поздоровался. Со мной тоже поздоровались, продолжая смотреть на меня, как будто я диковинный зверь. Наверно одинокие туристы здесь редко встречаются. Один из группы, парень постарше, наверно проводник, поинтересовался у меня куда я иду и сразу же предположил, что на Караби. Я его догадку подтвердил и спросил можно ли взять хребет в лоб. Он ответил честно, что не пробовал и посоветовал идти по дороге через Большие Ворота, а обратно спуститься в Рыбачье по другому хребту. Кстати, нужно ценить таких людей, которые говорят: "Не знаю", ведь некоторые не знают, а советуют и в итоге тратится время и силы на пустоброжение. На последок проводник сказал: "А мы вот сдохли", намекая, что выше в горах я их уже смогу не встретить, т.к. физические кондиции группы на пределе. Пожелав друг другу счастливого пути, я полез дальше наверх, а группа осталось под деревом внизу. Больше я их не видел.

Как я уже писал ранее, мне пришлось свернуть с тупикового хребта и перебраться на средний. Расстояние между ними здесь занимает около 300 метров.  На фото видна дорога, которая идёт уже по среднему хребту.

Здесь на высоте встречается земляника, которая и не собирается отцветать.

Дорога привела меня на другую наезженную дорожку. Прям нерегулируемый перекрёсток дорог))) Здесь мне необходимо повернуть направо, с чем я успешно справился.

Вид у дороги очень даже дорожный. Кажется, что можно по ней прокатиться и на легковом автомобиле, но это обман. Такой ровный участок, который виден на фото - редкость, обычно дорога пригодна только для переделанных УАЗиков, да и то, если сухо.

Если приблизить фото, то будет видна ещё одна группа пеших туристов с рюкзаками. Вроде два парня и две девушки. Они меня тоже заметили. Группа брала хребет в лоб, я было подумал тоже последовать их примеру, но опасаясь того, что впереди может оказаться тупик, решил всё таки двигаться более пологим и верным путём - по дороге. Кстати, на фото всё смотрится так, как будто можно вприпрыжку забраться наверх за несколько минут. Это впечатление обманчиво. Лезть нужно по крутому подъёму и не 30-50 метров, а побольше.

На фото видны две параллельные гряды, то что между ними и есть Большие Ворота, т.е. путь наверх.

Это я уже между грядами

Дорога резко пошла наверх

Здесь можно сказать, что я прямо в сердце Больших Ворот

Ну вот я наверху, но до Караби ещё не добрался. Оказавшись в этом месте, я увидел несколько направлений по которым можно двигаться. По наитию я пошёл налево, что оказалось верным. Кстати с этого места я обнаружил ещё один хребет, расположенный слева за тем, который был виден ранее. А я то думал, что пройдя Б. Ворота, движение наверх прекратиться))

Вдоль дорожки стали попадаться маслята

Далее дорога пошла через лес. В этом месте я вдруг услышал урчание мотора и через минуту появился мотоциклист на старом советском байке. Я у него спросил куда меня приведёт дорога. Он сказал, что на яйлу, на Караби-яйлу и до неё осталось около 100 метров. Ура! А я уж думал, что перелезу через новый появившийся хребет ещё не скоро.

Лес, через который мне пришлось идти, состоял в основном из буковых деревьев (если я ошибаюсь, поправьте). Красота однако неописуемая. Так и кажется, что сейчас из-за овражка выйдет косуля, через дорогу пройдёт еж, а на полянке покажется заяц. Но животный мир на этот раз решил не открываться передо мной. Думаю, что если в этом лесу заночевать, то можно повстречать и первую и второго и третьего, но цель похода у меня впереди, и я двигаюсь дальше.

Лес очень быстро закончился, а дорога больше стала похожа на камнепад. Как по скользким камням здесь смог проехать мотоциклист, ума не приложу.

Ну вот, теперь я действительно уже наверху. А внизу виден буковый лес, по которому я только что с удовольствием прогулялся и Большие ворота, через который я всё-таки пролез!

А вид здесь конечно красивый. Где-то там далеко слева внизу Судак и море.

А это место мне напомнило "Маленького принца" Сент-Экзюпери, когда принц путешествовал по разным планетам. Вот эта одна из планет. И планета оказалась довольно прохладной. Не смотря на то, что физические нагрузки носили постоянный характер, носу и ушам сразу стало холодно. Вот уж не ожидал летом в Крыму ощутить холод.

Тоже что-то инопланетное

То, что совсем недавно смотрелось горным хребтом, с другой стороны смотрится, как поляна, заканчивающаяся обрывом

Камни тут специфической формы. Горка, сложенная туристами, издалека похожа на пирамидку из черепов

Вот здесь, на краю хребта, над пропастью я решил наконец пообедать. Пищевые запасы для местного климата оказались совсем скудными. Это во время жары подавай только питьё, в моём же случае я не отказался бы от банки горячих мясных консервов и батона хлеба.

Мой скудный обед пополнился подножным кормом в виде ягод земляники. Кстати большинство ягод были с одной стороны красными, а с другой зелёными или жёлтыми, т.е. не совсем дозревшими на вид, но я всё поглощал с удовольствием, т.к. цвет недозрелости не убавлял сладкости и витаминности моего десерта))

На яйле пасся неизвестно чей табун лошадей. Они постоянно передислоцировались, появляясь то сзади меня, то спереди, то сбоку. Меня такие внезапные передвижения немного напрягали, пока я сам не слился с пейзажем и не стал его частью.

Вот такие камушки с дырочками здесь не редкость

а эти вообще похожи не на камни и на кости каких-то древних животных

Здесь я стал раздумывать о том, что буду делать дальше: продолжить путь и обследовать другие горки, или возвращаться назад. Решил, что раз я здесь оказался, нужно идти дальше. Ведь не известно, когда я окажусь в этих краях вновь. Ещё одна мысль толкнула меня на дальнейшее передвижение: у меня были сомнения в том, что я точно нахожусь на Караби и по моим расчётам, в случае если я перелезу через ущелье, я точно окажусь в запланированном месте.

На фото видно ущелье, двигаясь по которому налево, как я понял можно попасть в Рыбачье. Кстати, когда я стал писать отчёт, а нашёл вот эту старую  схему:

Если ей верить, то на фото видно ущелье Чигенитра, а в нём имеется Туакская  пещера. Знал бы это раньше, прошёлся бы  вглубь и заглянул

После того, как я спустился в ущелье, я сразу обнаружил эту тропинку, по которой продолжил свой путь дальше

Кто это накидал здесь такую полосу камней? Такой первый вопрос мне пришёл в голову, но потом я стал соображать: кому нужно было тащить вручную наверх кучу камней и выкладывать из них Великую крымскую стену? Предполагаю, что это не дело рук человеческих, а произведение матушки природы.

Забыл как называется это древесное растение. Оно растёт не вверх, а параллельно земле, образуя островки

Тут многие растения растут по-инопланетянски. Почему бы траве не расти ровно по поверхности, как везде? Нет, она будет расти кружками))

На скале, которая видна на фото, я увидел знакомых туристов (2-х парней и девушек), которые у меня на глазах недавно брали хребет в лоб. Всё-таки они сделали это! Они меня опять заметили и продолжили шустро лазить по острию хребта покорённой ими горки. Издалека казалось, что они подвергаются большой опасности: шаг влево или в право и полёт вниз, но опыт мне подсказывал, что передвигаются они по тропинке, которая мне издалека не видна.

Из ущелья внезапно потянуло холодным воздухом и стали появляться облака.

Через минуту облака скрыли и скалу и туристов. Это произошло очень внезапно. Как будто кто-то снизу ущелья включил гигантский пылесос, который не засасывает воздух, а работает в другом направлении. Было ощущение, будто ты на концерте, где по ошибке пустили искусственный дым, затуманив всё действие, на которое пришёл полюбоваться.

Я решил двигаться дальше, но все виды на вниз лежащие горы и море были скрыты плотным слоем облаков

Ну вот я например знаю, что там обрыв, горы, море, но любоваться всем этим не получается! Дух не захватывает, хотя знаешь, что пара шагов в туман и полёт будет долгим.

Побродил я ещё по яйле, думал было покорить горку, которая располагалась в полукилометре от меня, но решил, что на сегодня хватит: целью у меня было перевалить через хребет, побывать на Караби и это я успешно осуществил. Покорять же все находящиеся в пределах видимости горки, в мои планы не входило. Кроме этого я подумал, что природа этого места решила мне открыться не полностью: побродил, полюбовался, а сейчас включим туман и хватит с тебя на сегодня! В общем, я намёк понял и повернул обратно, решив вернуться тем же маршрутом, что и пришёл сюда. Вариант со спуском в Рыбачье я отмёл, т.к. дорога туда неизведанная и сколько придётся провести время в пути не известно. Кроме того, спустившись в Рыбачье, мне ещё нужно будет шагать по песку и камням вдоль берега моря 3,5 км. и я не был уверен, что физических кондиций хватит.

На обратном пути мне попались шампиньоны. Такие же я недавно видел продающимися на рынке у моря. Эх сейчас бы котелок, сковородочку с маслом и картошечку, уж я тогда бы навернул, чесслово.

Эти фото сделаны на обратном пути. Ещё недавно всё смотрелось так приветливо, а сейчас, согласитесь, мрачновато. Если бы я сейчас шёл не вниз, а на верх, то восторженных ощущений бы точно не испытывал.

А это моя знакомая дорожка среднего хребта. В прошлом году я также сложил пирамидку из камней, но какой-то неизвестный её разрушил, из-за чего я не свернул на соседний хребетик и прошёл лишнее расстояние. На этот раз указатель сохранился.

Возвращаясь назад я решил произвести изменение маршрута. Если помните, я указывал про горку, на которую долго не мог влезть из-за мешающейся стены деревьев. На этот раз, я решил идти по знакомой тропинке горки и не рисковать своей шеей, спускаясь по крутому хребетику на подуставших ногах к руслу высохшей реки. Тропинка шла по верху горки и имела то автомобильный, то пешеходный вид, то пропадала полностью, а потом появлялась вновь.

В итоге я оказался в этом знакомом месте, горка закончилась прямо у а/д Судак-Алушта. Мне осталось только сползти вниз, пройти пару км. по комфортному дорожному покрытию и оказаться дома. Удачно была выбрана последняя часть маршрута, теперь я смогу быть проводником в этих местах))

Заключение

В этот раз запланированный маршрут был пройден! Всего я отсутствовал дома с 6:30 до 15:30, т.е. ровно 9 часов. Было пройдено не менее 20 км. Конечно мне очень повезло с погодой: жары не было, дождя, несмотря на грозные тучки, также не наблюдалось. Тепло и сухо внизу у моря, прохладно и также сухо наверху в горах. В связи благоприятными погодными условиями, за весь поход мною было выпито всего 2 литра воды, больше и не хотелось. С продуктами вышла неувязочка: если во время жары и нагрузок чувство голода притупляется постоянным чувством жажды (хорошо идут только всякие сухо и просто фрукты), то в прохладных условиях есть хочется по полной программе. Поэтому маленькая булка с повидлом и яблоко, едой можно было назвать с натяжкой. Подножный корм в виде земляники конечно тоже идёт в зачёт, но ввиду незначительного количества калорий, серьёзной едой его тоже не назовёшь. Впредь буду умней: банку тушёнки с собой обязательно прихвачу.

Если в прошлом году я валился с ног от усталости и неуёмного желания выпить все жидкости Канаки, то в этот раз, усталости почти и не было. Вечером я ещё 1,5 часа поиграл на маленькой площадке в футбол, и доктора звать не пришлось. Вот что значит благоприятные для похода природные условия!

Уважаемые туристы! Отдыхайте активно, пользуйтесь тем, что за пределами гостиницы находятся неизведанные места, где вы ещё не были. Дерзайте дамы и господа!