menu

Крупа Т. Слобожанщина в салтовское время

Среди наиболее ярких и хорошо государственных образований, существовавших на территории нашего края в период раннего средневековья, - это Хазарский каганта, оставивший после себя на наших просторах салтовскую археологическую культуру, которая датируется серединой VIII - началом Х веков.

Хазарский каганат

Название дано по двум крупному памятнику - городищу близ села Верхний Салтов на левом берегу Северского Донца (Харьковская область) в результате подголовки к ХІІ Археологическому съезду в 1902 г.

В широком смысле салтовскую культуру принято определять как «государственную культуру Хазарского каганата» и включать в ее ареал распространения степное Подонье, Приазовье, Тамань, Восточный Крым, Нижнее Поволжье и Прикаспийский Дагестан. В этом случае культура подразделяется на два локальных варианта: лесостепной аланский и степной, условно называемый «болгарским».

Население салтово-маяцкой археологической культуры сопоставляется с населением Хазарского каганата: аланами, булгарами и хазарами.

На нашей территории в состав каганата входили и племена славян, соседствовавшие с каганатом.

Карта по В.В. Колоде

Полиэтничное население Хазарии имело различия в погребальной обрядности. Катакомбный обряд в большей степени свойственен аланскому населению, черепа в этих погребениях относятся к европеоидам долихокранам-аланам. Ямные погребения относятся к европеоидам-брахикранам с незначительной примесью монголоидности. Как упоминалось выше, их считают прабулгарскими (булгарскими) или, возможно, хазарскими. Подобные черепа найдены в археологических раскопках на территориях Волжской Булгарии и Дунайской Болгарии, а также в степях Крыма. Остаётся дискуссионным вопрос этнической принадлежности носителей кремационного обряда погребения, а также выделение собственно хазарских погребений.

Жители Хазарского каганата были не только кочевниками, найдено множество поселений с обширными следами земледельческого хозяйства. Археологические находки включают в себя сооружения, такие как крепкие дома, загоны для скота, сараевидные сооружения и другие надворные постройки. Возводились укреплённые крепости,. Кроме земледелия, население Хазарии занималось рыболовством, скотоводством и металлургией. Также в каганате было развито гончарное производство. Был свой алфавит, что подтверждается находками рунических граффити.

Раскопки В.В. Колоды (фото В.В. Колоды), Мохнач

Раскопки В.В. Колоды (фото В.В. Колоды), Мохнач

 

 

Духовная культура салтовцев довольно разнообразна. Мнения историков и археологов иногда разнополярны в выводах, так как исследования в этом направлении затруднительны в связи со скудностью письменных источников, которые могли бы донести до нас пантеон чтимых божеств в разноплеменном Хазарском каганате.

Найденные в археологических раскопках редкие символы и амулеты дают возможность примерно определить мифологию и верования населения салтовского археологического пласта. Отмечается синкретизм, присущий кочевникам, в котором древнейшие формы религий (Тотемизм, культ предков, нагуализм, промысловые и аграрные культы, шаманизм) переплетены с более поздними.По косвенным признакам специалисты предполагают, что наряду с ранее указанными культами мог быть культ верховного божества, Тенгри-хана, а также культ вождей, составляющий оппозицию вышеперечисленным более древним культам. Ни о каком синкретизме ни с исламом, ни с иудаизмом или христианством даже не ставится вопрос, так как ни одна из вышеуказанных религий не повлияла на религиозно-мифологическую систему верований в Хазарском каганате.

Самый известный памятник этой культуры на Харьковщине - Верхнесалтовское поселение. Исследование памятников Верхнего Салтова началось в 1900 году местным учителем В. А. Бабенко, который на склоне одного из оврагов обнаружил древнее захоронение в катакомбе. Позже, раскопками, проведёнными в послевоенное время, было установлено, что здесь находятся остатки древнего средневекового города, располагавшегося на правом берегу Северского Донца.

Площадь города составляла 120 гектаров. В юго-восточной части городища находилась мощная крепость с каменной цитаделью. К крепости примыкал большой посад. С трех сторон городище окружали земляные валы и рвы. Склон, обращенный к реке, при строительстве города был срезан и из-за большой крутизны практически стал недоступен для противника. Укрепления сохранились частично, земляные валы во многих местах срыты.

Посредине городища под прямым углом к реке проходил глубокий ров, который делил крепость на две части - северную и южную. Северная часть крепости представляла собой цитадель: по ее периметру за земляными укреплениями стояли каменные стены шириной до четырех метров. По обеим сторонам стены был каменный панцирь, выложенный из грубо обтёсанных или совсем не обработанных плит больших размеров из крупнозернистого песчаника. Внутреннее пространство панциря было заполнено землей, мелкими камнями и щебнем, а затем несколько раз залито водой и утрамбовано. В десяти метрах от юго-западного угла к стене примыкала каменная башня, а неподалеку от нее находился вход на городище.

Вокруг городища, на возвышенности и в пойме, было расположено несколько неукрепленных поселений. На поселениях открыто несколько типов жилищ. В основном это были полуземлянки прямоугольной формы с глинобитной лежанкой, печью-каменкой или открытым очагом из камней. Жилище углублялось в землю до полутора метров и имело стены срубной или столбовой конструкции. Площадь полуземлянок в среднем не превышала 20 квадратных метров. Пол обычно посыпался желтым речным песком. Рядом с жилищем находились наземные хозяйственные постройки и зерновые ямы. Возле северного рва городища обнаружено большое количество погребов, хозяйственных ям, обработанных камней, многие камни со следами обжига. Однако здесь не найдено ни одного жилища. Возможно, эта территория была занята наземными сооружениями легкого типа в виде юрт, которые не оставили после себя заметных следов.

Среди других памятников салтовского времени на Харьковщине известны могильники Сухая Гомольша, Красная Горка.

В с. Сухая Гомольша был исследован уникальный для юго-восточной Европы археологический комплекс, который относится к смешанному славяно-тюркскому поселению VIII-X вв. Сохранились крепость с остатками каменных стен, остатки жилищ и бескурганный могильник со славянским обрядом захоронения - трупосожжением. Сухогомольшанское городище отмечено в «Книге Большому Чертежу».

Село Мохнач находится на правом берегу реки Северский Донец, выше по течению на расстоянии в 8 км расположен посёлок Эсхар. Среди его достопримечательностей - Мохначанское городище вошло в состав ряда крепостей Хазарского каганата,. В период VIII-X веков было населено аланами, которых сменили восточнославянские племена северян, связываемых с роменской археологической культурой. Данный памятник известен ещё с начала ХVII в. и он также упоминается в «Книге Большому Чертежу» 1627 года.

Раскопки В.В. Колоды (фото В.В. Колоды), Мохнач

Раскопки В.В. Колоды (фото В.В. Колоды), Мохнач

Раскопки В.В. Колоды (фото В.В. Колоды), Мохнач

 

 

 

На селищах найдены фрагменты керамики, также целые сосуды, массивные рыболовные крючки, грузила от сетей, пряслица от ткацких станков, различные украшения, орудия труда, обломки жерновов и зернотерок. Это говорит о том, что местное население занималось не только рыбной ловлей и скотоводством, но и пашенным земледелием.

При раскопках поселений и могильников найдены кувшины, горшки, кружки, раннесредневековые амфоры, большие сосуды-пифосы для хранения жидкости и зерна. В основном глиняная посуда изготавливалась на гончарном круге, иногда вручную, с использованием глины с примесью мелкотолченой керамики и песка.

Значительное место в жизни местных племен занимали украшения и предметы туалета. Многочисленны и разнообразны бусы из стекла, пасты, сердолика, горного хрусталя, коралла, слоновой кости, бронзы, раковин. Встречаются всевозможные бронзовые подвески самых разнообразных форм: лунницы, колесообразные, кольцевые с изображением птичьих головок, в виде фигурок лошадей, баранов, птиц.

Были найдены разнообразные браслеты. Чаще всего это простые или витые проволочные браслеты, встречаются также браслеты пластинчатые. Иногда браслеты делались из бронзовых спиралевидных пронизей или из крупных пастовых бус. Весьма распространенными у салтовцев были бронзовые или серебряные кольца и перстни с овальным, круглым или же прямоугольным щитком со вставками из сердолика, стекла, различных камней. Небезынтересно, что и женщины, и мужчины носили золотые, серебряные и бронзовые серьги. В отличие от женщин мужчины носили одну серьгу. Наиболее распространенным типом были серьги в виде овального колечка, украшенного склоненным набок шариком. В нижней части к кольцу неподвижно или шарнирно крепилась каплевидная подвеска.

Среди древнесалтовского населения были металлурги-ремесленники, занимавшиеся добычей и обработкой металлов. Неподалеку от селища, расположенного возле села Старый Салтов, были обнаружены остатки сыродутного горна для получения железа.

На территории распространения памятников салтово-маяцкой культуры известны четыре типа могильников: катакомбные, ямные (бескурганные), подкурганные ямные (подбойные), а также могильники с обрядом кремации.

Каждая катакомба состоит из узкой входной ямы в виде длинной траншеи - дромоса шириной до 50-60 сантиметров с покатым дном. В передней стенке дромоса, чаще всего на глубине от двух до пяти метров от поверхности земли, делался в виде полукруглой арки небольшой вход в могильную камеру (катакомбу). Вход перекрывался массивными дубовыми плахами или грубо обработанными каменными глыбами из крупнозернистого песчаника; в некоторых случаях вход плотно засыпался материковой глиной. Вход в камеру одной из катакомб Верхнесалтовского могильника был закрыт поставом - нижним камнем жернова.

Дромос вел в могильную камеру четырехугольной, круглой или овальной формы; свод был чаще всего купольный, реже - цилиндрический. Такие катакомбные усыпальницы представляли собой своеобразные семейные склепы. На плоском, хорошо заглаженном полу камеры хоронили от одного до пяти покойников. После совершения последнего захоронения ее закладывали плахами, дромос утрамбовывали землей, перемешанной с глиной. Богатые камеры и вход тщательно забивали материковой глиной, чтобы затруднить доступ в усыпальницу недругам, осквернявшим могилы.

Воинов хоронили с оружием и кожаными поясами, украшенными серебряными, бронзовыми и позолоченными бляхами, свидетельствовавшими о воинском достоинстве погребенных. С левой стороны пояса на специальных скобах подвешивалась сабля, которая носилась в ножнах из дерева и кожи, окованных бронзовыми или серебряными деталями. В погребениях воинов встречаются также наконечники кистеня, боевые топорики, черешковые наконечники стрел, кинжалы, наконечники копий и другие предметы. Считалось, что воины-дружинники в загробной жизни должны иметь боевых коней. Поэтому рядом с дромосом выкапывалась специальная узкая и длинная яма для захоронения коня.

При раскопках салтовских погребений обычно находят множество разнообразных вещей, которые либо украшали тело, одежду и обувь, либо клались вместе с покойником в могилу как якобы необходимые в потусторонней жизни - орудия производства, глиняная и деревянная посуда, оружие, предметы туалета.

Автор много лет изучает текстиль из памятников салтовского времени.

В этом плане много интересных сюрпризов доставил Нетайловский могильник салтовского времени (расположенный у с. Нетайловка на противоположной стороне от Верхнего Салтова берега Северского Донца). Именно на этом уникальном памятника и было решено (совместно с коллегой А.В. Крыгановым, проводившим в 2003-04 гг раскопки на могильнике) несколько изменить привычную методику изъятия материала из вскрытого погребения. Суть этой небольшой коррекции заключалась в том, чтобы (при малейшем подозрении на наличие любой археологической органики) извлекать предполагаемый материал грунтовым монолитом. После этого все полученные монолиты передавались нам для дальнейшей работы с ними. И уже в лабораторных условиях мы производили дальнейшую расчистку. Отметим, что такой подход дал весьма положительные результаты. В результате нашей расчистки мы смогли выделить несколько образцов археологической органики фактически в каждом погребении. Часто эти образцы были очень маленькими фрагментами текстиля. Учитывая стандартную методику раскопок погребений, мы уверены, что в обычных полевых условиях она бы не позволила либо обнаружить подобные находки, либо их сохранность была бы под вопросом.

Вот такие фрагменты текстиля попали автору публикации в исследования. Нетайловка

Вот такие фрагменты текстиля попали автору публикации в исследования (вид под микроскопом). Нетайловка

Вот такие фрагменты текстиля попали автору публикации в исследования. Нетайловка. Шелк под микроскопом

 

 

Отметим, что в подавляющем большинстве это был натуральный шелк китайской технологии!!!

Полученный в результате такой коррекции массовый материал из раскопок Нетайловского могильника в 2003 - 2004 годах позволяет  поставить вопрос об источниках поступления такого количества шелка на территорию современной Харьковщины. А это, в свою очередь, может несколько повлиять на представления историков и археологов о культурно-политической истории Харьковщины в VIII - Х вв. С момента начала исследования области и до настоящего времени мы имеем весьма ограниченное количество находок как археологического текстиля - в общем, так и непосредственно шелковых тканей - в частности.

Византийская золотая монета

Понимая, что данный вопрос - это тема отдельного рассмотрения, мы, однако, выскажем, в качестве рабочей гипотезы, мысль о том, что ответ на него надо искать в особенностях функционирования Великого Шелкового пути в это время.

Шелковый гофрированный шарф из Нетайловки

 

Как отмечает А.А. Тортика, традиционным в отечественной медиевистике стало утверждение о существовании в VIII - X вв. Донского или Северскодонецкого пути, связывавшего юг и север Восточной Европы, служившего для прохождения «потоков серебра», которое оседало в самом регионе, в бассейне Дона или Северского Донца, на Днепровском левобережье, затем на севере, а также в Прибалтике и Скандинавии. И далее отмечает, что различные исследователи по-своему описывают этот маршрут, хотя и аргументируют свою точку зрения, как правило, на основе одного и того же достаточно ограниченного набора письменных, археологических и нумизматических источников .

Древний шелк под микроскопом

Однако, по нашему мнению, анализировать надо не только «потоки серебра», но и находки шелка. Так как, учитывая специфику места его изготовления (в нашем случае мы имеем дело исключительно с китайской технологией), необходимо принимать во внимание и торговлю как со Средней Азией, так и с Китаем.

Необходимо соотнести находки археологического шелка на салтовских памятниках с существующими торговыми путями и проанализировать возможность полноценного функционирования этого направления международной торговли. Но это задача - будущего.

Сейчас мы можем только констатировать, что Северский Донец играл в Хазарии важную роль в торговле китайским шелком. Это подтверждают находки на Нетайловском могильнике 2003 - 2004 годов.

В 2006 году заведующим археологическим отделом Харьковского исторического музея, кандидатом исторических наук В.С. Аксеновым нам было передано для исследования ткань из раскопок Нетайловского могильника. Она была обнаружена (по устному замечанию исследователя) на остатках седла салтовского времени в погребении 438. Учитывая выше описанные особенности этого текстиля, можем предположить, что он являлся частью парадного убранства лошади. Ткань - качественная и прочная. Текстиль явно импортного производства. Что касается этой находки, то она уникальна сама по себе, так как дает представление о внешнем виде конской сбруи - попоны, тканевого покрывала, которое одевают на лошадь для предупреждения переохлаждения. Насколько нам известно, подобных находок на территории Харьковщины больше не существует.

Находка попоны В.С. Аксеновым

Попона под микроскопом. Импорт. Шерсть

В 2014 году В.С. Аксенов также передал нам для исследований новую находку. Сейчас она в работе.

Благодаря введению в научный оборот массовых материалов раскопок Нетайловского могильника, мы получили возможность наработать хорошо датированную статистическую базу текстиля VIII - X вв., что в будущем позволит более точно датировать единичные находки текстиля этого времени, исследовать и датировать многие текстильные технологии VIII - X вв. Надеемся, что в будущем мы расширим наши представления о шелковом текстиле этого времени  за счет изучения новых находок.

Археолог В.В. Колода всегда занимался и занимается большой популяризацией исследований Харьковщины

Наш край был частью огромного раннесредневекового государства, блиставшего на арене тогдашней геополитики. Сегодня - это городища и артефакты харьковских музеев....

но в нашей Лесостепи и Степи - еще слышно отзвуки конницы...

2002 год. Выставка к 100-летию салтовской культуры в Галлерее АВЭК. Мне приятно, что это тыл именно мой проект и моя его реализация совместно с Галлереей

2002 год. Выставка к 100-летию салтовской культуры в Галлерее АВЭК. Выступает директор ХХМ В. Мызгина

2002 год. Выставка к 100-летию салтовской культуры в Галлерее АВЭК. Выступает профессор Б.А. Шрамко

2002 год. Выставка к 100-летию салтовской культуры в Галлерее АВЭК. Народный депутат А. Фельдман передает университету в дар спасенные им артефакты салтовского времени

И идут караваны с дорогими шелками в мощные города на Северском Донце и далее - на Север. Арабское серебро звенит в руках торговцев...

Сегодня мы обязаны помнить свои алано-тюркские вольные корни из далекого времени. Помнить, защитить и изучить! Это наследие роднит наше государство со славными страницами мировой истории.

Оцените статью:

Перепост:

Статья понравилась: Миша, Непоседы, shibanov, Serzh, andr, Big Ben, asa, Summerk1d, PaUlo, Sawoc, Білий, Татьяна Мандрыка,

Статья не понравилась: Таких нет