Трое на Говерле не считая собаки...

Данный отчет не претендует на Букеровскую премию и никоим образом не позволит "прочувствовать" всю ту атмосферу приключений, случившихся с нами во время данного путешествия, но в полной мере поможет начинающим велотуристам освоиться в некоторых ньюансах предстоящих поездок(естественно с дилетантской точки зрения, коим я и являюсь:)

Итак, всё началось в году этак 2014. Тасей было высказано предложение катнуть в очередной для них с Антоном раз в Карпаты. Но тут самым случайным образом подвернулся я и предложил "показывать прямую дорогу" и обеспечивать навигационные расчеты. А в дальнейшем, как оказалось, "просчеты". А так же в мои обязанности входило бы ведение правдоподобных и содержательных записей о каждодневных похождениях для последующего написания отчета специально для ХТ, что меня вполне устраивало в обмен на поиски жилья и пропитания со стороны Таси и Антона. На том и порешили. Зимой я занимался тщательным изучением предполагаемых маршрутов с учетом рельефа и интересности локаций с желаемыми радиальными окончаниями каждого из них. Но как говаривали древние - гладко было на бумаге да забыли про овраги. Я особо не заморачивался с проверкой реальности имеющихся троп и дорог. Просто-напросто рисовал треки по понравившимся местам, что сыграло с нами злую шутку в дальнейшем, но об этом ниже. Датой отправления был выбран промежуток конца августа и начало сентября. Но решающим днем стала дата свадьбы Таси и Тохи и путешествие предполагало некое подобие свадебного "медового месяца" с элементами экстрима :) Поэтому через две недели после женитьбы и запланировали отъезд.

Всю весну и лето мы посвятили тренировкам на местной местности (простите за тавтологию). Ребята откатывали сумасшедшие километражи на бреветах, а я регулярно исследовал труднопроходимые тропы и дороги с IOleg`ом. То есть с физнагрузками у нас не было проблем. Мне оставалось пошить чехол для велика для проезда в поезде и привести велик в надлежащий ездабельный вид. С этим так же проблем не возникло. Дилемой стала проблемка как с собой возить три рюкзака одновременно? Огромный рюкзак с  теплыми вещами, походный велосипедный и рюкзак-кофр для зеркалки с объективами. Я хотел было пожертвовать кофром и фотиком, но мысль об отчете без фотографий меня как-то не особо прельщала и я вышел из ситуации следующим образом: походный велорюкзак с необходимыми инструментами засунул в основной, пожертвовав парой теплых штанов, а кофр попросту "присобачил" на грудь задом-наперёд, что в конечном итоге выглядело несколько комично и делало меня похожим на черепаху :) Но таким образом я уже мог хоть как-то перемещаться на велосипеде, имея всё необходимое с собой.

Где-то за полтора месяца до поездки произошли события в Мукачево, что  с моей стороны повлекло к категоричному отказу от этой авантюры, ведь хотелось отдохнуть, а не перемещаться в постоянной готовности к потенциальным неприятностям. Но через пару недель всё устаканилось и нервы пришли в порядок и было всё же решено ехать(не без уговоров). В общем, всё получилось, билеты покупали в первый день их бронирования в кассах(за 45 дней до отправления), таким образом билеты были у нас на руках. И тут началось самое сложное - ожидание отпуска и дня отъезда. Последняя неделя давалась особенно тяжело - мысли роем кружили в голове, уже хотелось рвать и метать, а время всё неумолимо текло самым неспешным образом. И вот последний день. Заскочил в магазин за запасными колодками и выехал в сторону вокзала. Мы встретились с ребятами за пол часа до отправления. Прошли на платформу, по-быстрому запаковали велики в чехлы (рекомендую новичкам несколько раз потренироваться в домашних условиях, чтобы потом не оказалось, что чехол слишком мал и велик в него тупо не влазит, да и приобретенный навык не помешает при ограниченном времени при пересадках). Погрузились в поезд, компактно забросав третью полку своими "конями» (спасибо Антону за мастер-класс) и приготовились к поездке. Поезд тронулся, и приключение началось, на душе спокойствие и предвкушение красот Карпат, в которые я ехал первый раз.

Долго ли, коротко ли, но мы прибыли во Львов. Выгрузились не расчехляясь.

До раховского поезда оставалось что-то около 3-4 часов. Бросив Тасю с вещами на привокзальной площади, погнали с Тохой за продуктами в город. И тут моему удивлению не было предела - необычная архитектура домов, "українська мова" вокруг, узкоколейные трамваи с "гармошками" и новенький трамвай "Электрон" просто выносили мозг.

И главное, повсюду брусчатка...бедные львовские велосипедисты :)

Немного погуляли, запаслись припасами и двинули назад. Чуть-чуть повисели на площади под металлической пальмой в ожидании поезда. Состав уже ожидал нас, когда мы за полчаса до отправления выбрались под купол вокзала. Посадка прошла успешно как по нотам. Кстати, вагон был просто забит туристами с рюкзаками...бывалыми, бородатыми, с обветрившимися добрыми лицами. Складывалось впечатление, что при общении мы все находимся на одной волне и являлись одной "семьей"...но это всё лирика. Не буду лишний раз напрягать читателя. Поезд в очередной раз тронулся, и мы помчали в сторону Румынии. Буквально через пару часов, в свете закатного Солнца стали появляться первые признаки гор...я смотрел и не мог поверить, что это всё настоящее...я был похож на пса, выглядывающего из приоткрытого окна автомобиля с высунутым языком, наслаждаясь набегающим потоком воздуха и при этом широко улыбаясь. Я пару раз дергал ребят со словами - Смотрите, горы-горы! Ребята улыбались в ответ и обещали, что будут горы и повыше. Солнце село и на смену ему появилась Луна, сквозь сумрачную дымку озаряя верхушки уже реальных гор...пейзаж был как в сказках про средневековье - легкий туман, ночь, серебристый свет Луны, темные мосты над такими же темными бурлящими реками...и мы внутри этой сказки наяву :) Но реальность вырвала нас из объятий нереальности и сообщила голосом проводницы, что мы подъезжаем к Рахову, конечной точке нашего начального путешествия.

Выгрузились, собрали велики, погрузили на плечи тяжелющие рюкзаки и настроив навигатор двинулись в сторону поселка Богдан, погрузились во тьму полуночного города. Дорога на удивление была отличной, что не могло не радовать. В тусклом свете наших фонарей не хотелось бы щупать ногами какую-то брусчатку или бездорожье, но "счастье" скоро закончилось и мы въехали в Выдрычку. Дорога тут была в хлам разбита алкотуристами на автомобилях, приезжающих сюда напиться и забыться на время отпуска. Но быстренько пролетев плохой участок асфальта, погнали дальше. Редкие машины озаряли окружающее пространство и поражали размерами горных хребтов, свисающим прямо над дорогой под немыслимыми углами...всё время казалось, что очередная ель просто рухнет тебе на голову, но всё держалось на месте, как и десятки лет до этого. Подъехали к раздорожью возле моста через Тису. Позвонили хозяйке отеля, номер в котором мы забронировали ранее. Нас пар раз координировали по пути к цели, но тут нас встретил первый нежданчик - нереально крутая каменистая дорога вверх. На велике не было даже смысла пробовать туда забраться. Тут-то и появилась первая мысль о смене жилья, но это было только начало. Очень "весело" подниматься с велами на руках и с рюкзаками на спинах в уставшем состоянии...поднимались не менее чем на 200 метров, а конца не было видно. Показались подъемники горнолыжных трасс...и тут из темноты выскочило "чудовище" в виде собаки с непонятными намерениями: взгляд блуждающий, слюни текут, всё время порывается приблизиться на опасное расстояние, прикрываемся великами, но это была хозяйская собачка породы полулайка, которая нас в конечном итоге привела к вожделенным дверям отеля. Нас встретила хозяйка, мы побросали велики в холле и погнали смотреть номера. Пожаловались на высоту подъема и тут хозяйка выдала коронную фразу, ставшую просто крылатой и в дальнейшем объяснявшую любые неожиданности - "ТАК ЦЕ Ж ГОРИ! А ВИ ЩО ХОТІЛИ?". Тут нас встретил второй ужас: номер по типу аля совдеп с поломанной мебелью, грязным санузлом и поломанным душем. Но сил совсем не осталось на поиски ночью нового жилья, решили дожить до утра, а там прикинуть свои дальнейшие действия. Хотелось чуть-чуть ополоснуться после дороги, что в конечном итоге обратилось в окончательном доламывании смесителя(он просто развалился в руках) и истерическим хохотом от отчаяния. Так и легли спать в ожидании завтрашнего дня.

День первый. Тернистый путь на Говерлу.

Спали без задних ног. Встали в 7:00. Попытались привести себя в порядок. Я кое-как собрал смеситель и мы быстренько умылись. Третьей неожиданностью оказался нерабочий унитаз! Какой кошмар! Злые спустились в трапезный зал. Нас ждал завтрак из подгоревшей яичницы, холодного что-то типа картофельного пюре, соленых огурцов и чая БЕСІДА. Это была последняя капля нашего терпения. Тут прошло окончательное убеждение в том, что подобные отели делают антирекламу активному отдыху в нормальных условиях. Название гостиницы я опущу, чтобы не травмировать свою память воспоминаниями об этом ужасе, но уточню лишь то, что во всех списках возможной сдачи жилья, на любых туристических ресурсах, в поселке Богдан эта гостиница занимает первое место, что очень печально. (Хотя, ориентируясь по треку можно с легкостью понять где эта гостиница находится :)

В общем, настал наш звездный час и мы, закрыв глаза на пережитые неприятности выехали навстречу первой нашей цели - к горе Говерла. Тут к нам примкнули тот самый полуночный пес, давший в конечном итоге название данного отчета.

Утренняя дымка, спускающаяся с холмов, радовала глаз и заставляла поверить, что мы всё-таки уже в горах...это непередаваемое ощущение первого впечатления, ещё не ставшим привычным делом.

Спуск от отеля был немного повеселее. Пересекли Белую Тису и въехали в сам поселок. Никого не встречая, ищем глазами объявления о сдаче жилья, проезжаем пару магазинов, ни один из них не работает в такую рань. А вот и начало маршрута. Ладно, поищем жильё попозже. Сворачиваем в сторону Национального Природного Заповедника Карпаты.

Пес продолжает бежать вместе с нами, путаясь под колесами и изредка получая нагоняй от каждого из нас. Первый родник. Вода отменная. Наполняем гидраторы, бутылки, фляги.  Едем дальше параллельно речушке и между двух отвесных холмов. Тут с гор слышаться крики, лай собак и ещё много какого-то шума. Останавливаемся и оглядываемся.

В нашу сторону летят около 12 пастушьих собак волкодавов - вот так сюрприз. Мы в растерянности по быстрому спешиваемся и занимаем оборону. Псы с остервенением принимаются "рвать" нашего пёсика, выдирая пучки белой шерсти...вроде как дружески махая хвостиками, но с неуёмным желанием отхватить кусок шкуры. Мы принялись орать на собак, тут и пастухи отозвались (это они с гор орали). Свистом призывая собак к себе. Волкодавы, как по мановению волшебной палочки, принялись ласково обнюхивать нашего пострадальца и с залихвастским лаем умчались навстречу своему покинутому стаду овец.

Мы поехали дальше. Пес, как ни в чем не бывало, обнюхивал дорогу, снова путаясь под колёсами. В очередной раз, получив от меня ногой под зад, понял, что существует правило номер один - орга не обгонять!!!. Дальше ни разу не сунулся вперед. А впереди открывались чудные виды на межгорные пастбища для скота с неимоверным запахом свежескошенной травы. Неспеша, подъехали к КПП заповедника. Нас остановил охранник-лесник, потребовал плату за проезд. Ребята скинулись по 20 грн, а у меня было несколько бумажек в 100 грн. Сдачи у него не нашлось, и он разрешил ехать дальше - типа с нас больше нечего взять, так езжайте. До этого длившийся легонький набор высоты сменился очень крутым каменистым серпантином.

Ехали на 1:1 молча, стиснув зубы. После восьмого или девятого поворота решили подкушать сушеных бананов с арахисовой пастой. Надо сказать, что именно эта ядреная смесь показала себя с самой лучшей стороны - максимум углеводов, долго работают и вкусно. Ребятки закинулись аспартамом и мы двинули дальше, предварительно обнеся окрестную поляну с ежевикой - витамины ещё никому не вредили :)

Дорога была в принципе одна, но было и куча так называемых нами "срезалок" с более крутым градиентом подъема. Тоха с Тасей пару раз делали попытки взобраться на них, но я, двигаясь по более пологому и длинному пути в конечном итоге встречал их на местах пересечениях этих разветвлений.

Сквозь ветки старых буков уже начали проступать шикарные виды на соседние вершины гор, появились первые горные реки со слабыми водопадиками.

Воздух стал заметно суше в отличие от предгорья, где всё было в росе и влаге. Выскочили на первую полонину с кемпингами и с целым "городком" из различных бань и купелей.

Первый фотосет на фоне зеленых гор.

Естественно дуркование и селфи не заставили себя долго ждать :) Пополнили запасы воды и продолжили подъем.

Дорожное покрытие не менялось. В основном каменистая или крупнощебенистая поверхность в вымоинами. Ехать в принципе можно, но с минимумом комфорта. Для мягкости хода спусти по минимуму давление в колесах.

Стало заметнее мягче катить, да и покрышки на камнях не срывались в пробуксовке, хоть и стало чуточку тяжелее крутить педали. Пересекли огромное пастбище с очередными овцами-пастухами-собаками и выскочили на домик Экологического пункта Рогнеска.

Отсюда мы впервые увидели Говерлу, которая в бледной голубоватой дымке виднелась на горизонте. Беглый перекус и дальше, по траверсу под горой Петрос, практически без набора высоты к Перемычке.

Дорога приобрела довольно жесткий характер. Скорость упала до 6-7 км\ч, но уже через 3 км дорога пошла слегка вниз. На склонах виднелись мелкие точки людей - сборщиков ягод. А мы тем временем уже не ехали, а летели по отличной укатанной дороге, по пути пугая впервые встречающихся нам туристов...адреналин зашкаливает - справа отвесный склон с огромными булыжниками. Желание не сорваться туда при неосторожном заходе в поворот граничила с желанием лететь всё быстрее...буря эмоций и радости как награда за тяжелый подъем. По пути отмечал для себя, что почти все родники повысыхали и виднелись скудные лужицы в местах их ещё недавнего пребывания. На высокой скорости выскочили под гору Петрос.

Да, размеры гор впечатляли! Спешный фотосет и далее.

Подъехали к очередному КП. Погранцы спрашивают о наличии квитанции об уплате за проезд в Заповедник. Мы делаем круглые глаза:

- Какие квитанции? Какие деньги? Мы же уже платили.

- Кому вы платили?

- Вашему сотруднику при въезде в Заповедник.

- Должен был выписать квитанцию. Сколько вы платили?

- Ничего не выписывал. По двадцать гривен.

- Без квитанции не можем пропустить, нужно заплатить. Вы нас обманываете! Дальше не поедите пока не оплатите....

В общем, такими вот сомнительными диалогами могло закончиться наше приключение, но время не ждало и, проклиная в сердцах лесника-погранца, достали кошельки, оплатили по прейскуранту. Нам предложили купить ещё и пива, отказались, сославшись на здоровый образ жизни. Путь к Говерле был открыт. Мне думалось, что мы очень быстро заедем на неё без проблем, хотя и читал о невозможности таких вот попыток. И тут мы круто обломались.

Действительно, единственная тропа от Перемычки была сплошь изрыта ямами и промоинами, а так же была усеяна крупными камнями. Дальше мы велы катили в руках. Таське было вдвойне тяжелее, чем нам с Тохой, идущих в кроссовках. Контактная обувь не самый лучший аксессуар одежды для покорения гор в пешем состоянии.

Стали часто останавливаться, пополняя силы. А родников всё не было и не было. А вода, тем не менее, заканчивалась, а ведь ещё предстоял подъем. С горем пополам добрались до подножия Говерлы.

Туристы, встречающие нас, пальцем крутили у виска и сочувственно желали нам удачи :)

Но практически у всех была в глазах искорка зависти, что мы всё же пытаемся одолеть тяжелое восхождение ни смотря, ни на что, превращая усилия в достижение поставленной цели, во чтобы то ни было одолеть высшую точку Украины и посмеяться над своими тяготами и лишениями... и эта легкая зависть сменялась уважением к нам. А для нас это было главным мотиватором.

И мы рванули к цели с удвоенной силой...оставалось 200 метров подъема...но какого подъема!!!

Камни создавали некое подобие ступеней, но вразброс и разной высоты. То есть катить велик невозможно. Можно перемещаться только с великом на спине, а это совсем не то, что ехать на нем верхом. Силы грозили закончиться.

Тася совсем выбилась из сил, и Тоха, как любящий и ответственный муж, поспешил на помощь, поочередно поднимая то свой, то её велосипед. Я тоже не остался в стороне и поочередно менялся с Тохой местами.

Тут у меня порвалась обувь, и я остановился клеиться, а заодно и отдохнуть.

А туристы тем временем всё удивлялись и восхищались нашими придурошными идеями покорить Говерлу с велосипедами...а до цели оставалось всего 60 метров. С десятой попытки заклеил кроссовок и двинулся вместе с ребятами покорять вершину.

УРА! МЫ СДЕЛАЛИ ЭТО!!! Мы на самом верху!

Не хватало лишь слезинки радости в краешках наших глаз для полноты ощущения вселенского счастья :) Дальше как-то всё сумбурно происходило. Мы разбрелись во всей вершине кто куда. Я продолжил подклеивать обувь,

Таська с Тохой погнали фотаться.

Тут внимание привлек зеленоватый цвет какого-то полотнища на металлическом древке...мне почему-то хотелось чтобы это был флаг Харькова в окружении бесчисленного количества желто-голубой атрибутики вокруг. Сидя с кроссовком в руке, я попросил Тоху размотать флаг и тут сердце ёкнуло - это был действительно флаг Харькова с гербом.

Я бегло натянул кроссовок на ногу и поспешил зафотаться с этим кусочком Родины...я что-то громко орал, что-то типа - "Харьков рулит!".

В общем, кульминацией бы стало воздвижение флага ХТ, но по запаре мы забыли о том, что его нужно было забрать у туристов в Харькове, но тем не менее мы были удовлетворены.

Кстати, наш верный пес всё же одолел вершину вместе с нами, так что и ему наша похвала, но мы его не кормили всю дорогу и он, будучи приласканным сворой детей и начавших его кормить всякими плюшками и остатками мясных продуктов, разомлел и остался с ними навсегда, оставшись в наших воспоминаниях как пес, который покорил Говерлу вместе с тремя велосипедистами.

Нам предстоял спуск с другой стороны горы. Тропа там была несколько короче и вела вдоль Черногорского хребта.

Кое-как спустились в подножию и свернули на малоприметную тропинку, отмеченную на моём навигаторе...до приключений оставалось около 500 метров... Ехать не было возможности и мы зашагали пешком, минуя заросли можжевельника слева и справа.

Короче, в скором эта тропинка превратилась в козью тропу с хащами по бокам их можжевельника...тут вспомнились слова песни про Смереку...мы так в дальнейшем и называли можжевеловые хащи...

Спуск постепенно превращался в пытку. Ехать невозможно, идти практически невозможно, ветки "смерек" надежно путались в педалях и рожках руля(совет: снимайте в горах рога, это реально мешает!!!).

Начались первые срывы в нервах: продираемся сквозь кусты, травы, два раза была возможность если не сломать ноги, но уж точно повывихивать их, а в горах на этой тропинке ой как не хотелось застрять...Первые маты, сначала тихие, а затем и громкие, маты отчаяния и злости за то, что на картах нарисована очень даже приличная тропинка без "смерек" и камней...но ведь то было на электронных картах, что не соответствовало действительности в жизни...Вода закончилась, идти дальше мешают лопухи по пояс, первые ели вперемешку с можжевельником...нервы ни к черту. Вдруг резко захотелось бросить велик с горы и идти дальше пешком хоть как-нибудь, чем выпутывать его из очередного куста...И так продолжалось около двух километров!!! Спуск нереальный - маты-маты-маты-ёлки-смереки-камни-лопухи-маты-козьи тропы-камни-маты-ели-лопухи и т.д. Начали просматриваться небольшие лужайки с сенокосами...смереки сменились ёлками с корнями и цепкими ветками...идти можно только пригнувшись и будучи больно отшлёпанными по всем частям тела. Мы наконец-то вырвались из этого душного ада и выбрались на дорогу! Настоящую горную дорогу!!!

Угрюмость потихоньку сменилась улыбками и радостью, что мы избавились от этого сущего кошмара. К тому же неподалёку из горы бил родник с прохладной водой. Сбросив с себя тонны негатива, мы принялись шутить друг над другом - кто как психовал и сколько раз ругнулся матом :) Заметил, что потерял фонарик...но это горы, ребята, а они требуют маленьких жертв :)

Предстоял затяжной и стремительный спуск вниз. Лесная дорога стала нам наградой и отрадой за лишения. Буквально через час мы уже выезжали через КПП заповедника, повышая среднюю скорость передвижения. Кстати, очень приятно ощущать как на поворотах очередного серпантина заднее колесо заносит в лихом дрифте по мелким камушкам...адреналин просто зашкаливает и ты на кураже летишь к очередному спуску...Выезжаем к поселку Говерла. Дорога офигенная! Асфальта такого нет даже в Харькове - ровный, без трещин, да ещё и с легким спуском. Наши улыбки были шире лица :) Но предстояло ещё найти жильё. Мы решили поискать в Лугах. По запаре проскочили буквально на 5 км дальше. Когда остановились, приняли решение всё же вернуться. Тут какой-то неадекват на ФИАТе проноситься мимо нас буквально в сантиметрах, практически цепляя зеркалом по нашим задницам. Таськин вскрик! Тишина, шок, адреналин медленно стекает по штанине, молча, смотрим друг на друга. Дебилоид на машине в пыли уноситься вдаль...в закат. Скатертью тебе дорога, пусть тебе земля будет пухом - подумалось через минуту оцепенения. Разворачиваемся и едем обратно в горы. По пути спрашиваю местных девчонок про гостиницу - говорят - езжайте дальше. Вижу местного пацана на велике, стоящего на обочине и курящего сигарету. Разговорился с ним, спросил про жильё. Он ответил - Нема питань, їдьмо!. Поехали за ним, а он топит по страшному, еле поспеваем. В общем, приехали к гостинице - деревянный трехэтажный сруб, то что нужно. Благодарю пацана. Хотел дать ему денег за информацию, но он как метеор уже умчался по своим делам. Знакомимся с новыми хозяевами. Приятные люди. Тоха погнал смотреть номера. Сказал, что подходит и по цене и по качеству номеров. Мы с ним бросаем Тасю с вещами на "растерзание" Николая и Нели, и в темпе едем на первую гостиницу забирать вещи. В темпе приехали, собрались, оплатили сутки и благополучно съехали, двигаясь по направлению к новому месту обитания, в сердцах радуясь, что стоимость проживания аналогичная, а удобства несравненно лучше, да и для дальнейших маршрутов  более удобное место. Заезжаем в магазин, покупаю класняшки-вкусняшки для последующих поездок...И на последних силах прибываем в отель. Селимся в номера. У меня двухместный с личным душем, у ребят такой же. Всё в дереве, запах неимоверный. Чистота, всё работает и включается, да ещё и с видом на горы. Принимаю душ...о да, как мало нужно для счастья обычному человеку...На ужин ждет огромная пиала с борщом...гуцульским борщом. Тут мы и растаяли от удовольствия, закинув вещи в стирку и отправившись спать без задних ног. Первый день окончен.

Итого: Пройдено 89 км со средней 10.1 км\ч. Подъем 1575 м. Спуск 1693 м.