Записки отдыхающего туриста в 2-х частях

Alex32

• 07.08.2012 13:04

Часть 1

Отпуск этим летом у меня оказался гигантским. В первую его половину я решил отдохнуть с семьёй в живописной Канакской балке в Крыму. Провалявшись на пляже 3 дня, я понял, что со мной происходит что-то не то:  появилась лень, вялость, делать ничего не хотелось. И я понял, что иду по неверному пути. В родных пенатах я привык к постоянным физическим нагрузкам, а тут лежу, как тюлень и нагуливаю жирок. И это несмотря на то, что прямо от жилья идут тропинки в горы, а береговая полоса позволяет гулять по галечному пляжу вдоль моря налево и направо на многие километры. Вывод один: настала пора постигать пеший туризм, которым я, как велотурист никогда не занимался. Если быть откровенным, то мои вылазки на громкое слово «Туризм» не тянут, поэтому правильней их называть пешими прогулками. Ну и название "Горы" наверно вызовет у бывалых туристов усмешку. Что это за горы в Крыму. Вот Кавказ, Гималаи - вот это горы. Согласен, но в Гималаях я не был, а с чего-то ведь нужно начинать.

С собой из дома я прихватил распечатанный кусок карты Генштаба 70-х годов прошлого века и стал разрабатывать короткие маршруты.

Вот эта карта у меня была под рукой. Место где мы отдыхали, здесь называется кур. Луч (между Рыбачьим и Приветным). Сейчас такого названия не существует. Местные называют это местечко Канакой

Мне нужно было учитывать, что я приехал не один, и связан  семейными обязательствами. Поэтому уйти в горы на весь день удалось только лишь однажды, а в основном приходилось выбирать время между обедом и ужином, когда жена с детьми успешно практиковались в сиесте.

Таким образом, я дважды прогулялся вдоль берега моря в двух направлениях. В одной прогулке компанию мне составила дочка. К сожалению во время первой вылазки по берегу моря в сторону бухточки напротив Приветного, я не взял фотоаппарата, а места там красивые. Также я  совершил 3 вылазки в близлежайшие горы. В общем, кому интересно, предлагаю выложенные фотографии с комментариями.

Вылазка первая

В Канаке мне приходилось отдыхать лет 20 назад, когда ещё существовал Советский Союз. Интересность этого места заключается в том, что сразу за узкой полосой построек для отдыхающих начинается подъём в горы. Из воспоминаний у меня сохранилось, как я лазил по этим горам. Поэтому мне было очень интересно повторить свои ощущения в более зрелом возрасте.

Это набережная Канаки. По сравнению с другими уголками Крыма на период конца июня, отдыхающих почти совсем нет.  В этом месте можно повернуться спиной к морю, пройти уютные деревянные домики, в которых проживают отдыхающие и сразу же направиться  в горы.

Сначала подъём имеет такой цивилизованный вид

Канака славиться можжевеловой рощей. Ну рощи там я не обнаружил, но таких старых можжевеловых деревьев действительно много.

Минут за 10 удалось подняться метров на 50 на первую горочку с которой открылся красивый вид на бухточку.

Судя по протоптанной тропинке, отдыхающие здесь появляются часто. Хотя во время этой вылазки мне встретился только один мужичок с большущим фотоаппаратом на шее, рассказавший о том, какую большую змею он только что видел.

Я на вершине ещё одной горки. Впереди меня сегодняшняя цель - г. Янтуру, высотой всего 343 метра. Гора лесистая с тёмно-зелёными частями растущих кипарисов. Чем-то торчащие кипарисы меня неприятно волнуют, почему это происходит - понять не могу. Предрассудки откидываю прочь и двигаюсь вперёд. Так как ориентиры в лестной части горы не видны, а тропинки расходятся, я по пути ставлю пирамидки из 3-х-4-х камней, чтобы на обратном пути не заблудиться.

Я почти на вершине. Канака стала совсем маленькой

Выбравшись из лесной части, я оказался в виноградниках и стал искать наивысшую точку. Вершиной оказался навал земли, который виден впереди. 20 лет назад на каждой маломальской вершине были установлены четырёхногие вышки, но наверно после развала Союза их разобрали на металлолом.

Это я забрался на макушку Янтуру и щёлкнул высокую гряду гор. Кадр получился таким, как будто в конце грунтовки обрыв, а за ним рукой подать до открывшихся скал. На самом деле дорога идет пологим спуском, а до высоких гор отсюда километров 10.

Ещё один снимок с Янтуру. Увидев открывшийся вид, я вспомнил что был здесь давным-давно, а я то думал, что забрался в неизведанные края.

Чтобы не возвращаться пройденным путём, я решил двигаться по грунтовке вдоль виноградников. Дорога по моим прикидкам должна была вывести на а/д Алушта-Судак.

Я оказался прав, грунтовка действительно меня вывела к дороге, но кто был в тех краях знает, что а/д представляет из себя серпантин, которые обволакивает подъёмом/спуском гору и проходит не через вершину, а значительно ниже. Поэтому я решил срезать и пошёл через настоящий густой лес, ориентируясь на шум, издаваемый машинами. В итоге я выбрался на асфальт. Дорога была с приятным наклоном и я решил для разнообразия по ней пробежаться. Судя по удивлённым взглядам автолюбители, меня воспринимали, как спортсмена-экстримала бегущего по малонаселённой местности неизвестно откуда и неизвестно куда. Преодолев 2 км. я повернул на уходящую направо в сторону Канаки другую а/д, по которой уже пешком прошёл 2 км. и оказался в объятиях жены и детей.

В результате я отсутствовал примерно 2,5 часа и преодолел за это время где-то 8 км.

Вылазка №2

В этот раз я отправился вместе с дочкой по галечным бухточкам вдоль берега моря в посёлок Рыбачье. Если двигаться из пункта А в пункт Б на автомобиле, то дорога займёт 17 км. Но нам повезло. У нас не было машины. Поэтому расстояние до Рыбачьего у нас заняло примерно 3,5 км.

1/7 часть пути пройдена. На фото видна бухта Канаки, а сзади находится Рыбачье, до которого ещё нужно добраться.

Это небольшой мыс - граница бухты. Горы тут разрушаются под воздействием воды, солнца и ветра и при желании их можно разбирать голыми руками.

Одна бухточка сменяет другую. Справа горы, слева море, в которое лучше без маски не залезать из-за большого количества подводных камней.

Ну вот мы и приближаемся к Рыбачьему

Галька из крупной переходит в мелкую, по ней не очень удобно идти. Рыбачье конечно за последние годы сильно изменилось. Например изображённых на фото гостиниц совсем недавно не было. Народу на пляже было непомерное количество.

Главная стрит Рыбачьего

На обратном пути мы обнаружили каменное седло от велосипеда. Оказывается древние люди, проживающие в Крыму тоже пользовались техникой при передвижении)))

В итоге мы прошли за время прогулки примерно 8 км. и потратили на это 3,5 часа.

Вылазка третья

В прошлую вылазку, я увидел вот эти горки, которые располагаются по правую сторону Канаки (если стоять к морю задом)

Они ждали своего часа и дождались! Оставив своё семейство спящими в кроватках, я решил прогуляться и "покорить" эти вершины. Судя по карте, самая высокая гора называется Стаурнын-Бурну и высота её составляет 415 метров.

Сначала дорога имела такой вид, т.к. впереди имеется ровный участок размером с футбольное поле, который предприимчивые люди решили благоустроить, построив новые дома для отдыхающих.

После стройки, дорога приняла уже более красивый вид. По пути мне попался заброшенный дом. На случай если у дома окажутся собаки, я соорудил себе палку. Эта палка мне потом пригодилась на крутых склонах. Раньше, когда я встречал туристов с палками, то очень удивлялся, зачем они нужны, ведь только лишний вес с собой таскать. Полазив немного по горам я понял, что крепкая палка играет при передвижении роль ещё одной дополнительной конечности и не только.

Забравшись метров на 100, уже можно любоваться открывшимися видами.

Первая вершина покорена. На противоположной  стороне открылся неплохой вид. Внизу в долинке виден поселок Приветное и дорога в сторону Судака.

Впереди видна цель: две горки. Одна 408 м., другая 415. По тропинке, по которой я иду, судя по следам, иногда  проезжают внедорожники. По склону горки идёт вспаханная полоска земли. Наверно это сделано на случай пожара, чтобы огонь не мог распространяться дальше. Свою гипотезу решил не проверять.

Забрался на вторую горку и минут 5 любовался открывшимся видом. Красота, однако

Вот это и есть предполагаемая вершина (знаков к сожалению не оказалось). На горку повыше я также забрался, но она располагается в гуще деревьев и кустарников и видами полюбоваться там не получилось.

Внизу видно, откуда я пришёл (фото  приближено)

С горки открываются красивые виды на высокую гряду. К сожалению фотографии не могут передать всю красоту места. Временами пейзажи были неземными.

Как и в прошлый раз я решил не возвращаться уже пройденным путём и решил спуститься к а/д. На фото видно место, где я выбрался в цивилизацию. Несколько раз я срезал петли серпантина по крутым, заросшим лесом склонам. Один раз мне по пути попался густой колючий кустарник, из-за которого пришлось карабкаться обратно и искать путь попроще.

Эта вылазка заняла 2,5 часа времени и километров 7 пути

Вылазка 4

Все близлежащие горки были "покорены", поэтому нужно было искать новые ощущения. На некоторых фотографиях, которые изображены ранее, видна высокая гряда гор. Вот туда я и решил сходить. Оказалось, что взятый с собой кусок карты показывает только 5-6 км. предстоящего пути. Перед отпуском я как-то не подумал, что пойду дальше. Отпросившись у жены, я утром начал свой поход.

Это начало пути. Цель где-то далеко впереди

Пройдя 2 км. по асфальтовой дороге, я пересёк а/д Алушта-Судак и стал двигаться по руслу пересохшей реки. Слева и справа от меня располагались заросшие лесом горки, которые не позволяли ориентироваться на местности.

В итоге я решил залезть на правую гряду гор, но оказалось, что пошёл по ложному пути, т.к. это направление вело к вершинам, которые находись слишком далеко для однодневной вылазки. Это фото было сделано с горки Артынхарын-Баши, которая имеет высоту 414 м. и на вершину которой я чуть было не решил забраться, но вовремя передумал, т.к. сегодняшняя цель была повыше и находилась в другом направлении.

Ничего не поделаешь. Пришлось спускаться по крутому спуску в форме лесенки с высотой ступеней метра 2 с колючими лесопосадками, мешающими свободно двигаться. Оказавшись опять в русле пересохшей реки я с трудом нашёл лазейку в колючем кустарнике и забрался по крутой насыпи, которая видна на фото и которая судя по карте относится к г. Карачуг. Из-за плохой ориентировки я потерял больше часа времени.

Забравшись наверх, я вышел на такую дорожку и пошёл по ней дальше

Дорога привела меня в это место. Тут я решил пройти по овражку напролом. Из предыдущих вылазок я помнил, что к горе, на которую я хотел забраться, ведут три хребта. Моей задачей было найти крайний правый, т.к. он смотрелся более простым для продвижения вперёд

Вот это и есть мой хребет, вернее его начало. Я чуть опять не ошибся с выбором, и не пошёл по хребетику, который располагается справа от моего и который ведёт "не на ту скалу". Правильность направления я понял только после того, как прошёл по хребту полкилометра. Внизу  ориентиры не видны и мне пришлось выбирать и я со второй попытки не ошибся! Всё-таки налево иногда ходить можно и нужно.

Временами попадались такие вот дорожки, которые не всегда были мне по пути

Дорога по гряде имеет вот такой вид. Такое ощущение, что в холодный сезон здесь текут ручейки и речки

Ещё одна дорожка, на которой видны следы внедорожников

Очередная передышка. Жарко, +32С. И тень очень кстати. На фото виден весь мой инвентарь: кепка и рюкзачок 15 литров, в котором находится только запас воды, бутер и одна груша. Воды я взял по неопытности мало, всего 1,5 литра

Маршрут, по которому я шёл, наверно не очень популярен, т.к. "следов человека" почти не было. По пути обнаружился вот такой столб, непонятно что означающий

Обернувшись назад я увидел водохранилище и вдалеке гору, на которую забрался в прошлую вылазку

Зелень на деревьях становится всё насыщенней. Значит я забрался в местность, где дожди не редкость, да и климат не такой жаркий, как на побережье

Чем выше, тем виды красивей. В этом месте я думал, что уже всё, дальше не пойду, т.к. моя гряда закончилась сплошным лесом и колючими кустарниками, а справа крутым оврагом, да и воды оставалось всего 0,5 литра. Но всё же я решил найти возможность для дальнейшего движения наверх и облазил возможные направления. Наконец по левую сторону я обнаружил лазейку и очутился на средней гряде

Неожиданно и здесь нашлась дорога, по которой УАЗик проедет точно. Всё чаще стала попадать зелёная травка

Дорожка привела меня на "облагоустроенную" дорогу, которую я совсем не ожидал здесь увидеть. По дороге я пошёл направо

Поскольку дорога шла не в моём направлении, а цель была уже видна, я стал карабкаться напрямик наверх

Было тяжеловато. Через каждые 50 шагов я останавливался, чтобы отдышаться. Как же по горам лазают с тяжёлыми рюкзаками???

Наконец я забрался вот сюда. Здесь я решил, что на сегодня хватит. Воды оставалось 200 мл., скалу впереди без альпинистского снаряжения в лоб не возьмёшь. Слева я заметил место, где можно относительно пологим путём забраться на вожделенную цель, но на дорогу туда-обратно у меня ушло бы ещё 2 часа времени, а дома жена...

А наверху здесь красиво.... И травка зелёная, не выжженная, как - 500 метров по вертикали

Если приблизить фото и присмотреться, то вдалеке между скал идёт дорога, по которой, судя по колее, передвигаются внедорожники. Эх, было бы время и продовольственные запасы, залез бы на эти скалы и посмотрел что за ними находится...

Вот здесь я сел на краюшек горы и сидел минут 10, любуясь открывшимся видом. Солнце, которое "грело" меня весь путь наверх, выключилось, поднялся приятный охлаждающий ветерок, набежали из-за гряды скал подозрительные тучки. Значит настало время двигаться назад

На обратном пути я проворонил сложенную самим же собой пирамидку из камней и пошёл не по своей гряде. Поняв ошибку, я с  трудом спустился в овражек и перебрался на соседнюю гряду, но и она оказалась не моей! В итоге обратная дорога у меня вновь оказалась первопроходной. Ориентирами служили знакомые горы, но все овражки и хребетики были так похожи, что мне пришлось поплутать лишнее время. Идти вниз оказалось не так уж легко, как я думал, работали другие мышцы, которые тоже стали уставать. На а/д удалось выйти в полукилометре от русла высохшей реки, по которому мне уже приходилось сегодня идти. Получилось, что я обогнул г. Карачуг с двух сторон.

Всего я отсутствовал 8 часов и из-за плохой ориентировки на местности прошёл около 20 км., а не меньше, как получилось бы со знающим проводником.

P.S. За всё время вылазки из-за жары кушать совсем не хотелось, а вот пить... Можно просто сказать, что вернувшись домой, я уничтожил все фрукты, которые нашёл и выпил жидкости литра 3-4, ни разу не сходив в туалет.

ЧАСТЬ 2

Вторая часть моего отпуска прошла у родственников в деревне. Деревня находится в Пермском крае на берегу речки Нердва. Рядом с деревней проходит грунтовая дорога, которая через 8 км. приводит к асфальтовой, по которой в свою очередь можно добраться на автобусе до г. Кудымкар. Вот этот город мы и решили посетить, но машины в наличии не было. В итоге было решено пробиться к асфальтовой дороге напрямик через заброшенную дорожку длиной 5,5 км. Этой дорожкой не пользуются уже много лет, да и раньше по ней лишь изредка катались трактора и гужевые повозки. Получилось небольшое пешее путешествие, которое «зафотоотчётено» и выложено ниже.

По сравнению с крымскими видами произошёл сильный контраст. Можно было выложить часть вторую отдельным отчётом, но слишком мало материала вышло из одной «деревенской» прогулки, поэтому было решено всё оставить в одном месте и не выбиваться из темы туриста-отпускника.

В начале пути нас провожают две измазанные в грязи хрюшки. Температура воздуха за 30, поэтому они находят у реки илистые участки, залезают в них так, что торчит только пяточок и таким образом охлаждаются и спасаются от надоедливых насекомых.

Вот такая дорожка ведёт нас к цели

Эти дома заброшены лет 10 назад, но во что они превратились! Суровый климат делает из нежилых домов пустое место за 20-30 лет.

Вдалеке, 15 лет назад было засеенное поле. Поскольку никто им долгое время не занимался, его быстро захватил лес

Вот первый населённый пункт, который попался нам на пути. Деревня вымирает. Осталось только 3 двора

Вот этот домик жилой

А вот эти уже нет

Наш путь продолжается, кругом растут симпатичные цветы - сиреневые васильки

По пути попадается река, вдоль берегов которой растёт опасное зонтичное растение - борщевик. Если его потрогать или сорвать и сок попадёт на кожу, то будет ожог, если сок попадёт в глаза, можно ослепнуть.

Начался подъём на холм. Лес здесь стал подступать в плотную

Лесной корридор всё сужается, а ведь 10 лет назад тут было поле и росли зерновые культуры!

Лес начинает потихоньку отступать

Я свернул с дороги и сунул свой нос в лесную чащу, чтобы сделать этот снимок. Кругом ёлки и палки.

Ну вот и лесу конец. Кровососущие насекомые очень недовольны тем, что мы от них уходим.

Вот от туда мы только что вышли

Дорога продолжается по бывшему полю, которое по странному стечению обстоятельств не всё заросло деревьями

Дорожка еле видна и представляет из себя две тропки в невытоптанной траве

Вот оттуда мы только что спустились и сюда поднялись

Приближается очередная деревня, от которой до трассы около километра

Неизвестно откуда взявшийся трактор. Самая молодая техника, которую можно здесь встретить, выпущена в 80-х годах прошлого века.

Что тут делает эта печка, не совсем понятно

Раньше здесь протекала небольшая река, но кто-то решил сделать плотину и всю небольшую долинку накрыло водой.

Впереди уже не деревня, а село. Видны каменные строения, которые здесь редкость.

А красиво получилось дело рук человеческих

Только вот не расчитали и затопили чьи то огороды. Если присмотреться, то виден забор, уходящий под воду.

Вот мы и в селе. Ещё полкилометра и мы доберёмся до а/д

На фото виден обычный для этой местности огород: 90% засеяно картошкой, 9% луком, 1% прочим. Климат здесь такой, что в июле раз в 10 лет случаются заморозки и посадки гибнут недозревшими. Фруктовых деревьев нет. Они не выживают зимой из-за сильных морозов. А если спуститься 70 км. ниже на юг, то там яблони растут и плодоносят маленькими, но съедобными плодами.

Ну вот мы и на трассе, ждём автобуса

Сквозь грязное стекло автобуса виден г. Кудымкар. Фото этого города настолько обычны и похожи на множество других городов, что я их решил не выкладывать в этом отчёте.

На автовокзале мы воспользовались для возврата этим автобусом (билет стоит 70 руб. за 35 км. пути). Автобус транзитный и весь его маршрут составляет около 350 км.

Фото, сделанное из автобуса. Лобовое стекло здесь почище. Интересно что лобовухи у здешних автобусов составляют единое целое стело и не поделены попалам.

На обратном пути, идя по селу, мы встретили вот такую свободно прогуливающуюся по ул. Ленина, коровку. Почти весь крупный рогатый скот в этой местности имеет вот такую чёрно-белую раскрасску.

Вот эти деревянные дорожки необходимы для передвижения в непогоду. Когда пройдёт дождь или растает снег, по грунтовке идти не возможно, т.к. глинистая грязь налипает огромными кусками и передвижение с ней напоминает ходьбу с привязанными к ногам ядрами.

На обратном пути местность меняют свой вид, поэтому в отчёте выставлены фото тех же мест, которые были пройдены но которые приобрели новый ракурс.

По-моему красиво

Это последний дом, после него до ближайшего 3 км.

По пути попалась бабочка Шоколадница, которая меня не испугалась и позволила себя сфотографировать.

Но водятся здесь и не такие безобидные насекомые, как бабочки. Например вот такой овод, который пытался меня укусить, чтобы покушать. Вообще описываемые места славятся своими кровососущими насекомыми, в основном комарами, слепнями, оводами. Когда двигаешься по лесу, они могут довести до отчаяния. Особенно неприятны слепни. Они летают вокруг тебя кругами, постепенной сужая круг и когда ты теряешь бдительность садятся и больно кусают. В этот момент ты их шлёпаешь (когда они пьют кровь, то ничего не замечают, поэтому слепнями и называются), но уже поздно: место укуса покрывается волдырём, который чешеться по несколько часов. На открытых участках насекомых поменьше, но они и там есть и поэтому бдительность терять нельзя. Если забраться в лес полубже, то там водится бычий слепень. Он побольше изображённого овода раза в три и от его укуса остаётся ранка диаметром в милиметр-два. Брр...

Тропинка из-за высокой травы почти не видна.

Лес заканчивается. Когда выходишь из него, насекомые вьются вокруг головы кругами. Чувствуешь себя немного святым

Ну вот и родной дом, где можно утолить жажду, поесть, отдохнуть и набраться сил перед трудовыми буднями, которые уже не за горами...

В итоге вместе с прогулкой по городу получилось, что пройденое пешком растояние составило примерно 15 км., а если не учитывать город, то  было пройдено 11 км.  где-то за 3 часа.

P.s. Проводите свой отпуск в активном режиме. Удачи всем!