Последние отчеты
- Каждый жрёт свой бутерброд...
- Эсхар - Карпаты - Эсхар...
- Обзор веломаршрутов в Кошице из Ужгорода и обратно...
- Двуречная.Меловые горы.Белемниты, Аэропорт и мн.др...
- Меловые горы волчанский р-н. Заброшенный аэродром...
- Велосипедный поход «Харьков-Днепр-Запорожье»...
- Вело-похід Івано-Франківськ - Ужгород 2020...
Топ отчеты
- Кто ответит за анархию? ВелоКрым, Сентябрь...
- Вело-лето: Через Карпаты в Закарпатье...
- Разбираем Novatec (Новатек) D042SB...
- Экскурсия на харьковский велозавод. Очень интересно....
- Харьков - Одесса на велосипеде. Чем дальше - тем интереснее....
- Батько Дніпро та інші цікавості...
- Красивые места Харьковской обл. Родник Сковороды....
Велофорум в Киеве. Отчет по докладам
В 4-5 июня Киеве состоялся Велофорум-2011. Это украинская конференция с участием зарубежных докладчиков, посвященная развитию велотранспорта в Украине.
- Казалось бы, чему могут научить нас европейцы? Они не знают наших реалий (хотя уже догадываются, для них достаточно было пары поездок по Киеву, чтобы оценить масштабы запущенности), у них и так все хорошо и либерально. Может быть, они не смогли предложить нам готовых вариантов действий по развитию вело инфраструктуры, но осветили проблему с другого ракурса, нежели я ее себе представляла, более комплексно и всеобъемлюще. Начать с того, что участники форума со стороны европейских гостей — почтенные люди солидного возраста либо молодежь вовсе неспортивного вида. Вот здесь кроется существенная разница в восприятии велосипедистов у них и у нас — на наших просторах понятие «велосипедист» тождественно понятию «спортсмен», а для них велосипед — это в первую очередь вид транспорта, городского транспорта! Общедоступного, дешевого (чего не скажешь о наших краях), экологичного, удобного и безопасного.
- Итак, первый день конференции начался с доклада Бернарда Энсинка, Европейская федерация велосипедистов ecf.com.
- Основные тезисы его доклада:
- На первом месте сейчас стоит смертность вследствие сердечно-сосудистых заболеваний, а регулярные поездки на велосипеде помогают в укреплении сердечно-сосудистой системы и поддерживают хороший тонус.
- Развитие велотранспорта способствует уменьшению выбросов вредных веществ в атмосферу, что в конечном счете приводит к улучшению здоровья нации и снижению затрат на медицинское обслуживание.
- Большинство дорожных катастроф связано с автотранспортом (ввиду большой скорости движения и массы автомобилей). Широкое использование велотранспорта значительно снижает число пострадавших в ДТП.
- Наличие обособленных велодорожек также поможет людям с ограниченными возможностями более свободно передвигаться по городу.
- Представлена концепция развития городов, смысл которой заключается в короткой фразе: "Город должен быть комфортным для жизни всех возрастов - от 8 до 80 лет" (http://8-80cities.org/). Имеется ввиду, что город должен быть спроектирован таким образом, чтоб 8-летний школьник и 80-летний пенсионер могли свободно и безопасно передвигаться по городу. Согласитесь, в Украине родители детей без присмотра даже во двор боятся отпускать, и основная причина - опасность от автомобилей.
- Одними из самых «зелёных» (экологически чистых и приспособленных для жизни) городов в Европе являются Копенгаген, Стокгольм, Амстердам. И, конечно же, наибольший вклад в это вносит развитие велотранспорта как вида городского транспорта: в Копенгагене перемещается с помощью велосипеда 32% населения города (!), в Амстердаме — 28%. Киев находится на 30м месте по показателям «зелёности», хотя на 19м по показателям развития транспортной инфраструктуры (наравне с Парижем!).
- В понятие «зелёность» входит комплекс показателей — объем выбросов СО2, развитие транспорта, качество воздуха, состояние окружающей среды, энергосбережение, рациональное использование земель, состояние зданий. Очевидно, что жители наиболее «зелёных» городов имеют наибольший ВВП на душу населения.
- Интересная статистика по Европе: в половине случаев автомобили используются для поездок на расстояние до 5 км. Т.е. эти поездки можно было бы совершить на велосипеде безо всякого труда.
- Три проблемы, которые выделил Бернард для Киева:
- - отсутствие связок велоструктуры и городского транспорта, т. н. интермодальность. Ведь в Европе велосипедист с легкостью может пересесть с велосипедом на электричку, метро, трамвай, паром. В Америке на городских автобусах снаружи есть специальные крепления для велосипедов. Что же видим мы, когда подходим к нашему городскому транспорту?
- Просто криминальный кодекс какой-то!
- отсутствие правил парковки и как следствие нехватка места для пешеходов и велосипедистов. Но Бернарду повезло, что он не бывал в Харькове. Тротуары в центре Киева мне показались гораздо шире, и уж точно они более ухожены и ровны.
- правила дорожного движения и строительные нормы не отвечают современным европейским реалиям. Например, ширина полосы движения в Европе — 2.5, в то время как у нас — 2.75 — 3. Полметра отводится «на всякий случай», а это пространство можно было бы отвести под велодорожку!
- Доклад Армина Вагнера, который уже несколько лет живет во Львове и занимается проектом GIZ (Немецкая организация для международной кооперации). Армин привел несколько примеров тупикового развития транспорта (Бангкок) — развитие транспортной структуры и новые дороги не решают проблемы, лишь на время разгружая напряженность (ведь количество машин не уменьшается, а растет быстрее дорог). Проблемы транспортной системы Украины:
-
низкая эксплуатационная эффективность общественного транспорта (отсутствие приоритета перед автомобилями, пробки)
-
низкое качество транспортных средств, дорог
-
нет интеграции между видами транспорта (единый билет, не говоря уже о велосипедах)
-
низкая роль велотранспорта
- отсутствие планирования и финансирования стабильной системы транспорта
Потенциальные возможности:
- пока еще сравнительно небольшое количество авто на душу населения
-
богатая история развития городского транспорта
-
большое количество опытных транспортных операторов
-
хорошие схемы городского землепользования
То, чего у нас пока нет:
-
планирование транспортной системы исходя из нужд и желаний жителей
-
конкурирование городского общественного транспорта с частными авто
-
пропаганда велосипеда как эффективного транспортного средства
Доклад Петра Куропатвинского, Университет Гданьска, о экономическом обосновании развития велоструктуры. (Это как раз самое главное, чего не понимают ни власти, ни жители)
По информации, приведенной в докладе Петра (со ссылкой на City of Copenhagen 2008 (www.sfbike.org/download/copenhagen/bicycle_account_2008.pdf)), каждый преодоленный километр на велосипеде экономит для общества 0,16 Евро (видимо, сюда относится амортизация дорог и так далее), а преодоленный на авто отнимает 0,09 Евро.
Интересен и подсчет затрат времени на пользование авто:
Итого, 1300 часов тратится на все связанное с автомобилем (включая время езды). В среднем за год на машине проезжают 16 тыс. км, выходит средняя скорость — всего 12 км/ч. А это уже меньше, чем на велосипеде! Не очень быстро, правда?
На этом общие презентации первого дня закончились, и было предложено разбиться по секциям — в одной из них наши европейские коллеги делились опытом развития вело инфраструктуры, а во второй был представлен опыт украинских городов. Конечно, все мы пошли на вторую секцию. Опыт Украины был представлен городами Львов, Киев, Евпатория и Долина.
Заняться развитием велоструктуры решила и Евпатория. Опять же, инициатива исходит от городских властей, которые разработали стратегию развития. Для таких городов, как Евпатория существует огромный стимул — туризм, курортники. Можно организовать массу услуг, связанных с велосипедами, особенно учитывая, что город невелик по размерам.
Более всего впечатлил доклад мэра городка Долина, Ивано-Франковская область. Опять же, только планы, приблизительно озвученные цифры бюджета. НО! Владимир Степанович Гаразд - мэр города Долина - сам приехал на велофорум и он в первую очередь заинтересован в развитии вело инфраструктуры. Долина - относительно небольшой городок, население чуть более 20 тысяч человек. Мэр посетовал, что велосипед не пользуется большой популярностью у местных жителей. Но он намерен изменить эту ситуацию. Уже создан проект развития велоинфраструктуры и в этом году запланирована постройка первой велодорожки (на главной улице). В дальнейшем планируется создать сеть велодорожек в городе и туристические веломаршруты по близлежащим городам. Наиболее серьезной проблемой представляется финансирование реализации данных проектов, но мэр настроен очень серьезно на развитие велоинфраструктуры, и найдет источники финансирования этого проекта. Идея развития велосипедного транспорта к нему пришла после посещения одного из европейских форумов, посвященных проблемам энергосбережения и рационального использования ресурсов. Также Владимир Степанович предложил город Долину для проведения Велофорума-2012.
Что касается Киева, то уже принята программа развития велоинфраструктуры, но имеются проблемы с финансированием. К сведению - в Харькове даже такой программы нет. Киевские велоактивисты даже умудрились сами сделать велодорожку! Они просто взяли краску и отчертили часть тротуара для велосипеда, нарисовали соответствующие знаки на асфальте и даже поставили дорожный знак (купленный за свои деньги). Правда, ГАИ через несколько дней знак сняло, но разметка осталась!
Итог: Харьков нуждается в активной организации велосипедистов, которые смогут подготовить программу развития велотраспорта и добиться её принятия городскими властями.
Напомню, две велодорожки уже запланированы (http://tourist.kharkov.ua/phpbb/viewtopic.php?f=24&t=29672&p=515230#p515230), но общая концепция развития велодорожек отсутствует.
Kozzy докладывает о текущем положении дел в Харькове.
Комментарии
konstruktor
написано хорошо. Прочёл и мысленно побывал.
20.06.2011 16:16Появилось ли желание у посетивших форум что-то изменить? Вот это увидим в течении года.
TSAR
\"....Итак, первый день конференции начался с доклада Бернарда Энсинка\"
20.06.2011 17:02N-Sync???
azure
Появилось Оно то и раньше было, собсна. 21.06.2011 12:53
brisha
надеюсь, прочитанное смотивирует кого-нибудь еще на активные действия. давайте делать это вместе!
21.06.2011 14:40azure
Внезапно вспомнилась одна интересная идея, услышанная на велофоруме 2011.
21.06.2011 14:47Велоактивисты скидываются деньгами и покупают в складчину велосипед. Он становится общественным.
И теперь он предлагается бесплатно на прокат на целую неделю человеку, который подумывает о покупке велосипеда, но не уверен окончательно в необходимости. При этом он обязуется ежедневно писать короткие заметки (в твиттер, например) о том, где он ездил, какие ощущения получил, что интересного видел.
Разумеется, на арендатора ложится полная финансовая ответственность за сохранность и исправность велосипеда.
Миша
Дело даже не в складчине. Дело в ответственном, который велик забирает, регулирует, отдает и прочее. Велик общественный накалядовать не вопрос.
21.06.2011 15:24Александор
Уверен, что неминуемый постоянный рост стоимости энергоносителей приведет к бурному развитию велотранспорта (даже и у нас в Харькове).
21.06.2011 17:40azure
Да.. И весьма печально, что из 900+ млн. грн. предусмотреных на реконструкцию дорог в этом году в Харькове лишь 1.37 млн. грн пойдут на строительство велодорожки.
21.06.2011 18:20Процент средств, выделяемых на велодорожки каждый сам может посчитать. Увы и ах
Миша
Не унываем. Если сравнить с прошлыми годами - то прорыв налицо
21.06.2011 18:52brisha
прорыв... скорее, нарыв
22.06.2011 10:44Snake
почему бы веломагазинам не заняться \"арендой\" общественного велика? К ним же и клиенты придут потом покупать.
22.06.2011 17:04azure
Отличная идея! В первую очередь веломагазины должны быть в этом заинтересованы. У кого-нить есть знакомые владельцы веломагазинов?
22.06.2011 19:11Миша
Веломагазины делают бизнес. Им не до такой фигни имхо. Если они делают прокат - он делается за бабло. 22.06.2011 21:54