Траверс пещеры Пьер Сен Мартен

• 31.10.2012 21:21

Наверное стоит для начала пару слов сказать о том, что же это за пещера такая Пьер Сен Мартен, вдруг читать этот отчёт будут не только спелеологи, спелеологам про эту пещеру рассказывать не надо, для них это легендарное место.

Итак, что нам говорит Википедия:

Пьер-Сен-Марте́н (фр. Gouffre de la Pierre-Saint-Martin) — пещера в Атлантических Пиренеях, на границе Франциии Испании (7 входов на французской территории и 4 на испанской[1]). Пещера в своё время была глубочайшей в мире (1953-54 и 1966-1979 годы). На сегодня её глубина 1408 м, при суммарной протяжённости ходов свыше 80 км.

Для интересующихся можно порекомендовать прочитать главу про эту пещеру из книги великого французского спелеолога Норбера Кастере Моя жизнь под землей.

Пару слов о том, что такое траверс, в применении к пещерам. В двух словах - это супер кайф :) Почему? Потому что обычно надо спуститься в пещеру, а потом все, что спустился, подняться. Но в Пьер Сен Мартен (далее ПСМ) есть выход внизу. Пробили его в 60-х, что бы выйти в огромный зал Верна (к слову это не в честь Жуля, нашего, Верна, а просто местность там так называется). А выйти туда хотели, что бы сделать электростанцию, на базе имеющейся в ПСМ реки. В итоге электростанцию, точнее забор воды, сделали совсем недавно. Но, что приятно, спелеологам спокойно выдают ключ от двери туннеля, ведущего к залу Верна. Кстати вот он, с бумагой о разрешении на посещение пещеры :)

Итак, нам предстояло спуститься через один из верхних входов, пройти по пещере и выйти через искуственный туннель внизу.
В процессе траверса мы вышли из Франции, зашли в Испанию и опять вернулись во Францию :)
Ниже пару картинок для интересующихся.

И на плане:

Как можно понять по картинкам, зашли мы через пещеру Тед Саваш. Это вертикальная пещера, состоящая из каскада колодцев, которые на глубине 400 метров выходят в систему ПСМ.

Это наша группа перед спуском:

Слева направо: Катя Медведева, Игорь Ищенко, Серхио Гарсия-Дилс де ла Вега, Юля и Саша Измайловы. Я - фотографирую :)
Серхио - наш проводник. В ПСМ он ходит лет с восьми, с тех пор, как его приобщил к спелеологии его отец.
Вся наша группа, кроме вашего покорного слуги, очень опытные спелеологи, спасатели. Серхио один из самых опытных инструкторов-спасателей в мире.

В общем мы оделись, взяли мешочки (там у нас перекусы, сухие гидрокостюмы, веревки, карабины и всякие мелочи) и двинулись в путь.

Как и обещал наш проводник, в пещере нас ждал сюрприз. До глубины 160 метров там идут лестницы, проложенные еще первопроходцами, по времена когда SRT (техника одной веревки) еще не существовало.

Приключения начались довольно быстро :) При траверсе, что бы не тащить с собой слишком много снаряжения, веревки внизу каждого колодца сдергиваются, то есть назад, если чего забыл, только через низ и потом опять через верх. Выглядит вот так:

Последний, кто спускается, просто забирает с собой бухту веревки, разматывая ее по мере спуска и потом веревка сдергивается за приехавший конец.

И вот, в один чудный момент Серхио чуток промазал на одной развилке, мы спустились в слепой колодец, то есть из которого продолжения нет, и, прежде чем проводник осознал ошибку, мы сдернули вервку. Колодец метров 12-15, но толку-то, летать мы не умеем. НАверху колодца видно эти самые лестницы. Решили бросать веревку. Короче, за час выбрались. Сперва Игорь залез по щели немного выше дна колодца, откуда было проще добросить до верха, потом привязили более легкую и тонкую дайнему и в итоге выбрались. Вот фото процесса самоспасения :)

Дальше Серхио стал, почему-то, чаще заглядывать в план ;)

Так мы и спускались от колодца к колодцу. Получалось медленнее, чем по обычной навеске, потому как приходилось ждать веревку с предыдущего спуска.

Один навешивает, остальные наблюдают и ждут.

Но в конце концов мы дошли до дна и, пролезши над холодной лужей, над которой остается сантиметров 20 до потолка, попали в основную часть пещеры.

Теперь нам оставалось одеть гидрокостюмы, потому как водичка в пещере всего +4 градуса, и пройти 10 километров (это если по прямой нитке хода считать) до выхода. На данный момент мы были под землей 4 часа.

С одеванием гидр тоже вышла веселуха. Я проверил еще дома, что весь комплект, то есть изотермик (теплый комбинезон), гидрокостюм и верхний комбинезон, на меня одевается и я могу потом одеть резиновые сапоги... Дома всё получилось. Вероятно помогло то, что в комнате на тот момент, несмотря на кондиционер, было около +30. А вот в пещере все пошло не так :)

Сапоги не одевались хоть убей. Мы их натягивали втроем, я, Игорь и Саша. Ни в какую. Потом кто-то предложил попробовать смазать мне ноги гидрокостюма маслом из банки с тунцом. Так родилась "шутка экспедиции" на мотив песни из "Трех мушкетеров" с Боярским - "Когда твой друг в тунце!" :) Однако и тунец не помог. В итоге я добыл пару полиэтиленовых пакетов и мне удалось натянуть сапоги, предварительно одев на ноги пакеты. И начались водные процедуры.

Обводненная часть заняла примерно часа два. Мы шли по реке где воды, к счастью, было не много. Проходили нереально красивые места. Каньон в пещере. Высота стен в каньоне не меньше 50 метров. Фонари не достают до потолка, создается ощущение, что идешь по обычному каньону ночью. Что бы полноценно фотографировать это, надо брать с собой очень хороший свет и, я думаю, надо делать отдельную, специальную, экспедицию.

После обводненной части мы вышли в колодец Люпине. Мы снимали гидры и перекусывали на том самом месте, где так печально закончил свою жизнь Марсель Лубан. Те, кто читали книгу Кастере - поймут о чём я. Там до сих пор лежат части лебедки, а на камне видна надпись о том, что в этом месте прошли последние дни героической жизни Марселя...

Дальше мне стало идти намного легче. Не давила гидра, пальцы на ногах смогли разогнуться и жизнь наладилась. Мы шли по огромным залам пещеры, иногда сознание отказывалось принимать тот факт, что мы под землей, настолько огромные там объемы.

Мы поднимались вверх, по крутым сыпучим склонам, траверсировали их, пролазили через провалы и глыбы, где-то поднимались по веревкам, где-то спускались. И сложно было представить, что вот только что преодолённая гора всего лишь обвальный конус очередного зала.
Суммарный перепад высот, за нашу прогулку, составил 1300 метров. Прошли мы километров 15, с учётом рельефа. И вот, спустя 15 часов мы вышли в зал Верна, который своими масштабами превосходит все остальные залы ПСМ. Это хорошо видно на плане пещеры. Осталось пройти километр по туннелю и добраться до нашей машины, которую мы загодя оставили недалеко от выхода за день до этого, когда ходили в зал Верна посмотреть его на свежую голову. Тогда же была сделана эта фотография.

На выходе из туннеля, ведущего в самую интересную из виденных мной, на данный момент, пещер.

Нас ждал наш приют, в котором в былые времена, за теми же столами, сидели легенды мировой спелеологии - Кастере, Лубан, Люпине и другие.

Надеюсь вам понравилось побывать со мной в этой пещере!

Статья понравилась: Миша, ProninS, Ku6ep, DMan, Paganelle, Timurlang, macafee, Efrazi, MingTian, santic, Ksёna,