Последние отчеты
Топ отчеты
- Мерчик-Шаровка-Натальино-Террасы-Краснокутск-Пархомовка...
- Приключения на Ликийской тропе...
- Велопоход по берегам Ладожского озера и Финского залива ...
- Музей Ракетных войск стратегического назначения...
- Байкальские байки и были или рассказ о нашей поездке в Сибирь...
- Гомольшанские леса...
- Меловые горы под Волчанском...
Сухиничи-2011
Предисловие
Нет, пожалуй, ни одной украинской семьи, которую бы не коснулись трагедии и ужасы Великой Отечественной войны. Кто-то сражался на фронте, кто-то своим трудом в тылу приближал нашу Победу. Многие не дожили до победы, ценою своей жизни приблизив ее хотя бы на миг. И далеко не всегда родные могли узнать, где погиб и где похоронен близкий им человек, чтобы хотя бы иметь возможность поклонится этому месту.
Почти 70 лет наша семья не могла найти такой информации о моем деде – Решетняке Кузьме Ивановиче. Многочисленные обращения в различные инстанции долгие годы не имели никакого результата. С такой же проблемой сталкивались многие другие семьи. Но, в последние годы ситуация изменилась – начиная с 2003 года в России начата работа над электронным архивом. Данные для наполнения Обобщенного банка данных взяты из официальных архивных документов, хранящихся в Центральном архиве Минобороны РФ, Центральном военно-морском архиве Минобороны РФ, Российском государственном военном архиве, Государственном архиве РФ и его региональных отделениях, Управлении Минобороны РФ по увековечению памяти погибших при защите Отечества. Основной массив документов - это донесения боевых частей о безвозвратных потерях, другие архивные документы, уточняющие потери (похоронки, документы госпиталей и медсанбатов, трофейные карточки советских военнопленных и т.д.), а также паспорта захоронений советских солдат и офицеров.
http://www.obd-memorial.ru/ Обобщенный банк данных Мемориал содержит информацию о защитниках Отечества, погибших и пропавших без вести в период Великой Отечественной войны и послевоенный период.
Второй доступный интернетовский ресурс - http://www.podvignaroda.ru/ Общедоступный электронный банк документов «Подвиг Народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Здесь можно найти документы по награждению.
Всего в ОБД Мемориал около 28 млн. записей из архивных документов (не путать с общим числом боевых потерь - 8,67 млн. чел.) и около 10 млн. записей из Книги Памяти. А в банке данных «Подвиг народа» содержится информация о 4 114 684 награждениях (из 30 млн).
Благодаря этим ресурсам мы смогли узнать, что мой дед погиб в Сухиничском районе Калужской области, что и определило маршрут нашей поездки.
Справочная информация (Википедия и официальный сайт Сухиничского района).
В центре России, в 250-ти километрах к юго-западу от Москвы, в живописном районе Калужской области находится город Сухиничи. В нем проживают около 17 тысяч человек. Город Сухиничи, административный центр Муниципального района «Сухиничский район» Калужской области, образован в 1840 году, занимает 2,232 тыс.га., является крупным железнодорожным узлом Московской железной дороги ОАО «РЖД» с пятью направлениями движения поездов: на Москву, Украину, Белоруссию, Молдову, Смоленск, Тулу и через них в страны Европы, и юг России. Автодорога Москва-Киев пересекает район в юго-западном направлении на расстоянии 5 км от города Сухиничи.
Город этот был основан в конце XVIII века, но никогда не был административным центром, никогда не имел статуса уездного города и принадлежит к числу тех очень немногих русских городов, которые выстроились сами, благодаря развитию хозяйственной жизни, а не были построены для военных или административных надобностей. Еще до обращения в город (1840 г.) село Сухиничи служило важным перевалочным пунктом для таких товаров, как сало, пенька, конопляное масло и прочих, направлявшихся через него к пристаням Волги и Западной Двины. Торговля составляла в то время одну из характерных особенностей этого пункта. Через него в одно только зимнее время проходило ежегодно от шести до десяти тысяч груженых подвод, а оборот этой торговли равнялся ни мало, ни много 25 миллионов рублей. После проведения через Сухиничи двух железных дорог (ветки Москва-Брянск Московско-Киево-Воронежской и ветки Данков-Смоленск Рязанско-Уральской) благосостояние города, торговля и промышленность получили дополнительный толчок к развитию.
Во время Великой Отечественной войны был оккупирован с 7 октября 1941 года по 29 января 1942 года. Ежегодно 29 января отмечается День освобождения города. 23 декабря 2006 года в Сухиничах был установлен памятник К. К. Рокоссовскому, который командовал освободившей город 16-й армией.
Памятник К. К. Рокоссовскому. (с) 2011 Решетняк М.В.
Первый этап: Харьков-Сухиничи
Из Харькова добраться в Сухиничи очень просто. Например, есть замечательный поезд 117/118 Харьков-Москва Киевская. Время отправления из Харькова – 15.05. Прибытие на ст. Сухиничи-Главные 5.54. Стоимость – 430 грн. плацкарт, 750 грн. купе. Поезда в хорошем состоянии, проводники вежливые и предупредительные. Из минусов – пересечение границы примерно в полночь со всеми вытекающими прелестями погранично-таможенных проверок с одной и другой стороны границы. Хотя, честно говоря, нас эти службы особо не доставали.
Вокзал в Сухиничах хоть и небольшой, но симпатичный.
Ст. Сухиничи-Главные (с) 2011 Решетняк М.В.
Фотографировал уже перед отъездом. Стоит отметить, что только я начал искать хороший ракурс для съемки, как ко мне подошел милиционер и вежливо попросил этого не делать, так как вокзал – стратегический объект. Это был единственный случай за три дня пребывания на территории сопредельного государства, когда к нам проявили интерес соответствующие инстанции.
Второй этап – Знакомство с городом и его обитателями.
После прибытия в столь ранее время, мы решили совершить пешую экскурсию от вокзала в центр, где по предварительной информации из Интернета рассчитывали найти гостиницу. Первое впечатление – городок хотя и небольшой, но чистенький и аккуратный. А местные жители, даже в такую рань, очень доброжелательные. Удивили такие моменты:
1) Общественный транспорт. На остановках общественного транспорта график движения расписан с точностью до минут. И, как позже мы убедились, это соответствует реальности! Городок маленький и маршрутов автобуса всего два, интервал движения примерно полчаса. Но, если написано, например, 8-44, то автобус подъезжает к остановке именно в указанное время. Между остановками никто не останавливает. Автобусы ВСЕ! новенькие, однотипные. Правда, китайского производства.
2) Нумерация домов – четные слева, а нечетные справа.
3) Состояние дорог и, по крайней мере, центра города. Основные дороги сделаны качественно, проезжая часть - не хуже нашей Пушкинской. Тротуар вдоль центральной улицы ВЕСЬ! выложен ОДИННАКОВОЙ! плиткой, а не так, как у нас Сумская... По крайней мере, те два-три километра, которые мы прошли пешком. И все дома в центре выглядят прилично. Некоторые отреставрированы современными стройматериалами, некоторые просто в хорошем или отличном состоянии. Хотя, конечно, если отойти от центра – и дороги становятся грунтовыми и дома поплоше. Но разница, даже по сравнению с 2007 годом (есть фотки в Интернете), колоссальная.
4) Отношение к памятникам ВОВ. Все посещенные нами памятники и обелиски, как в самих Сухиничах, так и в окрестных селах, ухожены и заботливо поддерживаются.
Если сравнить Сухиничи с райцентрами в Харьковской области, то становится немного грустно. А уж отношение к памятникам у нас, так, вообще, прискорбное.
Сухиничи, Решетняк В.К. На втором плане - гостиница. (с) 2011 Решетняк М.В.
Центр города Сухиничи, Церковь. (с) 2007 Сухиничи.Ру
Дорога на село Попкова. Стоит только свернуть с магистрали и вот оно - то, что называется дорогой... (с) 2011 Решетняк М.В.
Магистраль Киев-Москва, в районе съезда к с.Попково. (с) 2011 Решетняк М.В.
Вот такой дизайн пеньков. Такие "грибы" мы встречали неоднократно. ))) (с) 2011 Решетняк М.В.
И с птицами непонятно. Так часто встречались и живые аисты, и фигурки их изображающие, что я уже не уверен это птица или муляж :)))) (с) 2011 Решетняк М.В.
Вид с верхней точки с.Попково в сторону с.Старая Брынь (с) 2011 Решетняк М.В.
Обелиск в с.Попково. Самого захоронения уже нет - все было перенесено в 50-60х годах в братские могилы. Но, не смотря на это, все поддерживается в хорошем состоянии. (с) 2011 Решетняк М.В.
Окресности с. Попково. Где-то здесь, 06.03.1942 погиб мой дед, Решетняк Кузьма Иванович (с) 2011 Решетняк М.В.
Мемориал в с. Старая Брынь. Здесь похоронено и перезахоронено из небольших братских могил несколько тысяч советских воинов. (с) 2011 Решетняк М.В.
Памятник артилерийской бригаде на мемориале в Сухиничах. (с) 2011 Решетняк М.В.
Мемориал в Сухиничах (с) 2011 Решетняк М.В.
Одна из зеленых зон Сухиничей. По сравнению с нашим регионом, березки и осинки там обычное дело. Труднее найти другие породы деревьев... (с) 2011 Решетняк М.В.
Типичный пейзаж в Сухиничском районе (с) 2011 Решетняк М.В.
Вид на реку Брынь в районе г.Сухиничи. (с) Сухиничский рыбхоз
Честно говоря, такой мы Брынь не видели. По крайней мере, после Сухиничей (может там плотина есть), в середине лета, ширина реки буквально несколько метров. Хотя, судя по мостам и рельефу местности, весной это может быть и десятки, а то и сотни, метров.
Небольшой мемориал в с.Воронеты. Именно здесь был перезахоронен Кузьма Иванович. Спасибо Сухиничскому райвоенкомату и Татьяне Николаевне лично, за помощь в поисках. (с) 2011 Решетняк М.В.
"Секретная информация" с вокзала, может кому-нибудь пригодится. (с) 2011 Решетняк М.В.
Общая информация по походу
1. Количество участников - 2 человека
2. Продолжительность - 4 суток, включая дорогу
3. Ориентировочный бюджет - 3,5 тыс.грн, в том числе дорога 2,4 тыс.грн (в одну сторону плацкартные места, в другую - купейные)
4.Проживание в гостинице (ул. Ленина,53), цена - 900 рублей за двухместный номер.
5. Питание в столовой/ресторане Колос + магазины. Все в пяти минутах от гостиницы. Цены в магазинах сопоставимы с нашими, цены в столовой/ресторане - вообще смешные.
Комментарии
Nikso
Спасибо, интересно.
01.09.2011 10:46Запрещая фотосъемку вокзала, милиционер был не прав - http://zyalt.livejournal.com/372972.html
ReMax
Запрещая фотосъемку вокзала, милиционер был не прав - http://zyalt.livejournal.com/372972.html
Возможно, что и не прав. Но, даже если бы я знал об этом законе, то все равно не стал бы с ним спорить - пиар мне не нужен, а проблемы за час до отхода поезда - тем более... 02.09.2011 22:41