Следы зверей на снегу. Малиновка-Эсхар

В воскресенье 3 февраля мы собрались в однодневную натуралистическую экскурсию. Наш маршрут проходил по Малиновскому лесу, где нам предстояло познакомиться с отпечатками лап зверей на снегу  и другими следами их жизнедеятельности. Через бор мы должны были дойти до поймы Северского Донца, а потом перейти через реку и  из Эсхара уехать на автобусе в Харьков.

В окрестностях Малиновки я и мой супруг Владимир Яроцкий неоднократно проводили  биологические исследования. Владимир изучает дикую природу более 12 лет, а я – около 6 лет.  Как опытный следопыт Владимир и должен был вести нашу зимнюю экскурсию.

С утра, как и обещали прогнозы, погода в Харькове была пасмурная, моросил дождь. Градусник показывал плюсовую температуру. Глядя  в окно за завтраком, мой супруг озвучил то, что мне не хотелось произносить вслух. Мол,  это худшая погода, которую можно было бы придумать для похода.  Я же успокаивала себя, что нам не привыкать – не раз под дождем  и по всякой сырости-слякоти ходили. Я предполагала, что неподготовленные к такой погоде участники на вокзал не придут, а с остальными мы не станем лишать себя от удовольствия изучать следы. К тому же, согласно прогнозу ожидался небольшой переменный дождь. Слово «переменный» я воспринимала, как ключевое, надеясь, что дождя будет немного.

На вокзале выяснилось, что большинство из нас все же не отказалось от желания идти в поход – наша группа составила 14 участников. Выехав в 8.44 с вокзала «Харьков-Левада", в  10.15 мы прибыли в Малиновку Чугуевского р-на. Билет на электричку стоит 4,1 грн. Пока мы ехали, то глядя в окно электрички, мы время от времени констатировали  наличие дождя.    Когда мы вышли на перрон в Малиновке, дождя не было, и это не могло не радовать. Но обольщались мы недолго, так как начал дуть ветер.

От села мы подошли к роднику, где ненадолго остановились.

Потом мы пошли по дороге через сосновый лес по направлению к дамбе через Северский Донец.

Владимир Яроцкий обращал наше внимание на следы зверей на снегу и объяснял, как именно представители того или иного вида ступают.

Снег был мокрый – в этом состояло преимущество похода, так как по такому снегу наиболее внятно отпечатываются следы.

К слову, в морозные дни снег рассыпчатый, и от этого очертания следа нечеткие.  А вот  вовсе не имеет смысла заниматься следопытством во время снегопада, когда большинство следов заметает.

Когда мы шли через бор нам встретились туристы, которые возвращались  из похода с ночевкой и направлялись к ж/д станции в Малиновку. Рядом с лесной дорогой  мы увидели знакомую обустроенную площадку со столом и скамьями. Было около 13.00 и мы остановились здесь на привал.  Под самый конец трапезы зарядил дождь и стало еще сумрачнее. Мы одели дождевики, плащпалатки.

Какое-то время мне казалось, что у этого дождя более серьезные намерения на счет того, чтобы испортить наш поход. Никакой он не переменный!  И вот под таким дожем мы продолжали путь…

Но все же этот дождь лил недолго :)   И когда он прекратился,  стало значительно веселее.

От дождя пропитались влагой и приобрели насыщенную окраску лишайники на коре деревьев.

Лишайник – это что-то вроде химеры – симбиотический организм, состоящий из гриба и водоросли. То есть эти два существа находятся в таком тесном взаимодействии, что превратились в одно целое. Водоросль осуществляет фотосинтез – благодаря энергии света образует питательные вещества из углекислого газа и воды. Гриб живет за счет органических веществ, предоставляемых водорослью, и его гифы, тонкие переплетенные нити, образует основу тела лишайника. В целом, с точки зрения человека, взаимовыгодное сосуществование. Но кто их знает эти лишайники? Многие секреты из их жизни ученые еще не раскрыли.

Дорогу, по которой мы двигались, пересекало множество следов млекопитающих. Больше всего следов мы увидели в пойменной дубраве. Были следы лисицы, зайца, белки, куницы, норки, ласки, полевки и косули.

Это след зайца, например.

Очень симпатичный и узнаваемый след у белки. В очертаниях похож на бабочку.

Далее - след куницы. Тип следа - двучетка. Наяву лучше различим, чем на фотографии. Увы, погода не позволила получить лучшие изображения.

О жизни каждого зверя Владимир рассказывал занимательные факты, отдельно останавливаясь на том, как животные взаимодействуют между собой.

Конечно же, попадалось много следов собак: дворняжек, бегающих в окресностях села,  или одичавших. Владимир объяснил, как отличать следы обыкновенной собаки от отпечатков лап других представителей семейства псовых – лисицы и волка. Здесь я вдаваться в эти нюансы не стану, так как нужно говорить и показывать.

След собаки.

При определении следов любых животных нужно рассматривать рисунок отпечатка, учитывать особенности следовых дорожек, аллюр (как животное двигалось: шагом, рысью или галопом). Следы рассказывают многое о способе жизни и поведении зверя: что его заинтересовало, куда он залазил, за кем охотился или от кого убегал, где скрылся или выбрал место для отдыха. Изучая отпечатки лап, нужно учитывать их параметры – длину, ширину. Для этого туристу стоит брать в поход линейку или рулетку, которые помогут определить величину следа на месте или потом при рассмотрении фотографии.   Именно по промерам следов, расположению пальцев и когтей различаются следы собаки, волка и лисицы.

Вот пример с использованием рулетки. Это следы волка, сфотографированные когда-то в Изюмской луке.

Также в пойменном лесу и на лугу мы обратили внимание на извилистые туннели, проделанные под снегом мышевидными грызунами - полевками. Когда снег сверху постепенно оттаивает, нашим глазам открываются их бывшие ходы в толще снега в виде узеньких траншеек.

Здесь у дерева бывший туннель довольно хорошо просматривается.

Пользуясь этими ходами, ласки и горностаи – зверьки из семейства куньих с худенькими и изящными телами, преследуют снующих под снегом полевок. Рыжая лисица, благодаря своему отличному слуху, без труда определяет, где под снегом пробегает маленькая полевка. Мышевидные грызуны составляют основу зимнего рациона лисички, а соответствующий способ ее охоты называют мышкованием.

У старицы мы нашли свидетельства жизнедеятельности бобров – зверьки в прямом смысле слова покусились на дубы, но обгрызли только кору деревьев. Обычно бобры предпочитают осину, иву и тополь. Кстати, переваривать древесные корма бобрам помогают микроорганизмы, обитающие в кишечнике животных и вырабатывающие ферменты для расщепления целлюлозы. Также в теплое время года бобры лакомятся водными и прибрежно-водными растениями, чьи корни и корневища богаты крахмалом и белками.

(Фото из интернета, иллюстрирующее погрызы бобра на дереве. http://www.redbook.ru/newprints-205.html )

На экскурсии нам вовсе не встретились следы кабана. Да и косульи следы позавчерашней давности говорили о том, что копытные перебрались в другие участки леса. Возможно, кабаны и косули сейчас сосредоточились в  Скрипаевском лесничестве, где на воспроизводительном участке их специально подкармливают егеря, насыпая в кормушки сено и овощи. Этим животным трудно осуществлять поиск пищи из-за ледяной корки – в течение прошлой недели шел снег,  который укрыл наст. Этот же наст под слоем снега затруднял наше движение, и мы  время от времени поскальзывались.

Здесь мы пересекаем луг в долине Донца.

Пройдя пойменный лес на левом берегу Северского Донца, мы вышли к эсхаровской дамбе и перешли реку.  Было около 16.00.

Если не подниматься сразу от Донца на нагорную часть правого берега, а двигаться по дороге вдоль русла реки, отрезок от дамбы до поселка можно преодолеть очень быстро.

Вот эта тропа. Возле нее растут огромные тополя.

Где-то в 16.20 мы подошли к автобусной остановке возле стадиона в Эсхаре. Отсюда отправляются автобусы в Харьков и в Чугуев. Ориентир остановки – это хлебный киоск «Кулиничи», где можно подкрепиться в ожидании автобуса. В 17.00 мы сели в автобус Эсхар-Харьков. Наша группа создала солидную конкуренцию местным жителям за пространство в автобусе, так что некоторые из нас стояли. Но Богдан-А092 - достаточно вместительный автобус, поэтому и в воскресный вечер это – реальный вариант для возвращения туристической группы без больших рюкзаков, учитывая, что кому-то придется ехать стоя 45 минут.   В 17.45 мы прибыли на ст. м. Пролетарская (автостанция Заводская).  Билет на этот автобус стоит 8 грн. Расписание автобусов с Эсхара и других пригородных маршрутов здесь: http://gortransport.kharkov.ua/bus/suburban/stops/6/shedule/

Вот маршрут нашего похода.

Время в пути составило 5 часов 48 мин.: в движении – 3 часа, время остановок – 2 часа 48 мин. Средняя скорость 4 км/час.

Подводя итоги похода, можно сказать, что наша цель была достигнута – мы увидели предостаточно разнообразных следов, а погода все же не очень нас потрепала.

Большое спасибо всем участникам за компанию и за бодрое настроение, несмотря на погоду. Отдельная благодарность авторам фотографий: и .

Владимир Яроцкий и я, будучи биологами, испытываем подлинную радость от познания природы. Но не меньше мы радуемся,  когда можем поделиться нашими знаниями с туристами и любителями природы в походе.

Наше мероприятие проводилось с эколого-познавательной  и  благотворительной целью. Я благодарю всех наших участников, за финансовую поддержку дела охраны природы.

Дополнительные фотографии отпечатков лап и детальные рисунки следов животных, а также некоторые объяснения к ним будут размещаться в этом разделе Дикая природа и полевая биология

Наша группа в контакте http://vk.com/sledopyty_ua

Статья понравилась: Миша, nikalexey, woodpecker, vpolet, SVV, Змей, macafee, Арсений, akmep, Сюерляй, jeka74, Rejis, Deep.Sky,