Северная прогулка

• 29.10.2012 16:30

Поехать в Норвегию я собирался давно. Уж очень мне хотелось побывать в этой суровой северной стране овеяннной легендами. Страна викингов и тролей, страна фьордов и северного сияния, страна подарившая миру Рауля Амундсена, Фритьофа Нансена, Тура Хейердала - чем больше я читал о ней, тем больше меня туда тянуло.

Мой предыдущий опыт заграничных походов ограничивался Ликийской тропой (см. в отчетах), поэтому я принял решение искать, к кому бы примкнуть. Посерфив немного по  инету я наткнулся на весьма любопытную компанию по названием "Вездеход" (не сочтите за рекламу) к которой собственно и примкнул и под эгидой которых и был организован данный поход.

Отмечу сразу - очень приятно удивил уровень подготовки к походу, начиная от 2-х ПВДшек, организованых ребятами, до скурпулезного подхода к подбору продуктов и рассчету веса рюкзаков.

Впрочем сразу обнаружился и один минус - "сухой закон". :) ???? Ну да, конечно, я, в Норвегию и без горючего.....В общем в нарушение дисциплины я все же взял с собой немного.

Даты 17.08.2012 - 31.08.2012

Маршрут:

Походная часть - Национальный парк Брехеймен от Гротли до Скьйолдена - 8 дней;

День отдыха - пригород Согндал - 1 день

Экскурсионная часть - Берген 2 дня, Осло 1 день.

Фотки не мои. Повертев перед самым выездом в руках свой скромный Power Shot я оставил его в машине, вспомнив, что у нас в группе будет минимум 3 професиональных фотоаппарата.  Поэтому за фотки спасибо Коле, Олегу, Оле и Витале.

В Осло мы прибыли примерно в 16-17.00, погрузились на комфортабельный автобус и выдвинулись на север к поселку с одноименным отелем Гротли. Переезд занял порядка 6-7 часов.

Через пару часов путешествия мы сошлись во мнении, есть полное ощущения, что ты в затянувшейся рекламе Милки и из-за угла вот -вот выскочит фиолетовая корова. Данное ощущение было рождено неестественно зеленой, как по нашим меркам, травой вдоль обочин, гладко выстреженными газонами, красивыми видами и .... чистотой.

Чисто, убрано.... все не по нашему.

Конечно этому нужно учиться. Вдоль обочин нет мусора. На автовокзалах, один из которых на фото, нет накиданых бычков - они чудесным образом все лежат в мусорках.

Забегая вперед скажу, что за восемь дней странствий по Брехеймену, из мусора, мы встретили только 1 банку из под пива. Мы с грустью вспоминали Крымские туристические стоянки заваленные баклажками, банками и кульками.

Отдельно по поводу норвежских газонов - помоему у них какой-то комплекс на этот счет :) . Они стрегут газоны наверно чаще чем бреются и не только у себя на участке, а везде.

А это известная национальная забава - огород на крыше делать. Непонятно, почему они только траву там растят :) наши бы огурчики посадили.

Наследие войны....

Выгрузившись в Гротли мы переночевали прямо недалеко от дороги, т.к. уже было поздно и темно. А утром наш поход стартовал.

Ну вот, наконец все собрались.

Суровая северная природа.

Первая речечка и первый мостик - переходим по одному, т.к. не знаем тактико-технических характеристик данного сооружения.

А это наш Сусанин - Виталя, а для своих Медвед, что очень удобно, т.к. у нас в группе аж 4 Виталия и нас нужно как-то отличать.

Рюкзак был тяжел, особенно первые дни. Не мудрено - 8 дней похода, без заходов в поселенку + вся готовка на газу, т.е. его мы тоже на себе тащим. Понятно что для профессиональных туриков, которые ходят в трехнедельные походы это смешно. А как для меня - Крымско - Карпатского матрасника, так очень даже тяжело. Но я мужественно  держался.....:)

Суровые Норвежские мужики и женщины.

А это Оля и Виталий у них это "Свадебное путешествие", нет бы в Париж поехать.

Ура, обед... а где же хлебушка :(

Следующий хлебушка будет через 7 дней :(, да, это вам не Крым, где через день можно свежий покупать.

Грыбочек.

На самом деле грибов нам попадалось море. Местные жители их не едят, предпочитая им магазинные. Но нам это особо не помогло. Газ для приготовления пищи был строго лимитирован и на грибы его не было.

Мы поднялись от поселка на плато и целый день шли по нему. На плато было несколько озер. В зависимости от освещения они то казались мертвенно холодными, то, когда выглядывало солнышко, так и хотелось в них искупаться.

Вода везде кристально чистая. Еще в самолете местные нам сказали - пить можете смело откуда хотите, хоть из ручья, хоть из под крана. Уже в Бергене я не мог преодолеть психологический барьер и покупал воду в бутылках (ну тяжело мне Харьковчанину после нашей жужки пить сырую воду из под крана). Это вызывало полное недоумение у местных, особенно учитывая стоимость бутылированной воды (примерно 15 грн. 1,5 л)

Почти Куликово поле.

Вот таких домиков очень много в горах, у озер или просто на тропах. Они или рыбацкие (частные), как в данном случае, или принадлежат Норвежской туристической ассоциации.  У них можно взять ключик (конечно за деньги) и путешествовать от домика к домику, ночуя в комфорте и тепле и, соответственно неся намного меньший рюкзак. На самом деле европейцы именно так и путешествуют, в палатках спим только мы. Еще можно в эту туристическую ассоциацию вступить, тогда ключик получишь за меньшие деньги, но нужно будет отработать волонтером 1-2 недели в году. Это может быть разметка маршрутов, наведение мостиков (коих очень много в этих местах) и т.д.

Крода-то здесь было ровное плато, потом ручеек начал точить камень. Сейчас уже видно, что через пару тысяч лет здесь будет полноценный каньон.

В данном строении мы обнаружили двоих заросших рыбаков. Впрочем по уровню снастей было понятно, что "бомжевание" для них скорее способ релакса.

Найденные на камне рога заставили многих вспомнить, что жены остались дома.... надо бы позвонить, Бог весть, чем они там занимаются :)

Первая арктическая ночевка. Здесь выяснилось, что объявленный сухой закон не шутка. И все кроме Витали из Львова солидарно с организаторами отказались согреваться  и тем самым облегчать мне рюкзак. Ну да ради бога, у всех свои тараканы.

Из озера вытекала река и водопадом срывалась вниз в долину. Тропа вела прямо через реку. Сухого брода мы так и не нашли.

Впрочем, как оказалось, это только разминка. Дальше 2-3 раза каждый день нам попадались реки, которые приходилось переходить в брод, причем некоторые, в целях безопастности, обутыми.

Стою я в красных труселях......

Ну очень красивая долина, жаль фотали против солнца.

А вдоль этого озерца мы шагали полтора дня. Вода как известно скрадывает расстояния и на самом деле оно оказалось достаточно длинным.

А хотите, я вас на память из фоторужья щелкну?

С гор в озеро срывается несметное количество ручьев, водопадов и речушек. Впрочем некоторые достаточно полноводные.

Хочется взять плюшку и проехаться как в аквапарке.

Учитывая солнечную погоду мы не стерпели и полезли купаться.

Пройдя примерно 2/3 озера мы заночевали. Ужинали на весьма удобном камне, выдающемся в озеро.

На следующее утро дошли до устья озера. Там обнаружили несколько домиков. Любопытство взяло свое и мы решили один исследолвать.

Домики как правило не заперты или заперты символически. Правило одно - пожил, убери за собой, что б другим было приятно здесь ночевать.

В домиках очень чисто.

А вот и борт журнал.

Со связью по больше чаcти было туго. Домой удавалось позвонить раз в 2-3 дня.

У домиков хорошо, но нам вверх, к перевалу.

Перейдя очередную реку, мы обедаем.

Здесь очень большое разнообразие мхов. Они самых невообразимых цветов и оттенков.

Куда ты завел нас Сусанин-герой?

А горы все выше, а горы все круче.

Мы хотели до вечера пройти перевал, но...

Было не суждено и мы ночуем под ним. Наверно это была самая холодная ночевка.

Через снежник тоже идем по одному. Из под многих из них вырываются реки, т.е. внизу вымыты полости и вполне реально провалиться.

Брррр

Лошадкаааа.....

Через пару часов мы перваливаемся.

Да улыбайтесь вы, а не скальтесь :)

Зайдя за поворот, мы обнаружили оленей.

Красивые и грациозные животные.

Мы спустились вниз и ночевали уже в тепле.

И снова вверх, нас ждет еще один перевал, снизу он кажется ну очень суровым и перегороженным ледником.

По шарикам на рюкзаке можно определить, кто сегодня именинник.

Хочется отдельно пару слов сказать о маркировке маршрутов. Она в отличии он наших Карпат и тем более Крыма есть везде, с очень неплохой частотой ( а не раз на 2 км.). В местах, где есть возможность занесения снегом, сложены туры. А учитывая, что на карте участки маршрута еще и обозначены кол-вом часов движения, ориентироваться и рассчитывать свое движение вообще очень легко. Маркировка везде свежая, ее обновляют каждый год, там где нужно докладывают туры или меняют маршрут, если сдвигается снежник, ледник и т.д.

Где это я?

Мы видим, как над соседними горами разразилась буря. Это заставляет нас быстрее двигаться вниз.

С перевала мы спускаемся в ущелье, и дем по нему два с половиной дня, все время вниз. С каждым километром становится все теплее, мы идем к фьордам, оно и вовремя, мы порядком подрасклеились. Меня сразило невиданное ОРЗ, еще у нескольких участников тоже похожие симптомы, а у некоторых проблемы с ногами. Сырой и холодный климат дает о себе знать.

На последней ночевке в походной части нас пытались заживо съесть комары. Т.к. репелентов в арсенале не нашлось, пришлось вспоминать народные методы. На удивление вот такой простой способ, предложенный Николаем (который собственно и изображен на фотке) сработал. Комаринная нагрузка на лицо существенно снизилась.

Вообще о норвежских комарах стоит сказать отдельно. Они, во первых, вообще не пугливые, во вторых морозоустойчивые. При температурах близких к нулю у нас их, как известно нет, а там они себя прекрастно чуствуют, летают и кусаются. Больше всего умилила катина - комары, ползающие по снегу.

Водопадов в Норвегии полно. То что у нас считается огромным водопадом, у них даже на карте не обозначено. Т.е. Учан-су и Джур-Джур в их понимании вообще не водопады. Как например этот на картинке. Он выше и мощнее Учан-су.

Вот и все, мы вышли из парка и на память фотаем табличку.

Группа мокрых куриц их Украины ждет комфортабельный автобус.

А это теплое жилье, в которе мы попали к вечеру. Как мы туда попали стоит рассказать особо.

В нашей группе была девушка Татьяна, она за нескорлько недель до поездки подвернула ногу и не была уверена, что сможет пройти походную часть. Учитывая это она через Hospitality club (или другую подобную сеть) нашла пару добродушных норвежцев, которые согласились ее приютить. Т.к. в походе она все же смогла участвовать, она решила заехать к ним в конце походной части на 1 или 2 ночи. Т.к. я к концу похода совсем расклеился, я начал подбивать клинья -Можно ли с ней кним напросится, отогреться? Но в последний день лил безумный дождь, все промокли до нитки, не смотря на хваленые мембраны. Состояние всех было несколько депресняковое. К несчастью бедных норвежцев Татьяна вспомнила, что у себя на стене они писали, что максимум принимали у себя 18 человек одновременно. Решение родилось мгновенно - мы решили завалиться к ним все и ..... они конечно же не оказали.

Это вид у них с гостинной.

А это мы ужинаем. Крайний справа я, нет, я не пьяный, просто совсем больной. Крайний слева щастивый хозяин, на лице написано "куда б сбежать" :).

Ну, конечно в доме висят рога. Хозяин уверял не его, от предыдущих хозяев остались.

А это уже утро. Интересный момент - в конце поля можно наблюдать сваленные тюки. Это траву, скосив, сразу пакуют в вакуум. Она все равно здесь не высохнет.

А это тот самы домик, где нас приняли. Свиду маленький, но чердак оборудован как раз для таких гостей как мы. На полу полно матрасов, которые нам после недели в горах показались царским ложе. По всему дому и двору мы раскидали шмотки для сушки.

Народ не выдержал безделия и рванул на оленью ферму. Я не ходил т.к. решил отлежаться и хоть немного порправиться.

Отдохнув целый день и переночевав еще ночь, утором мы сделали марш бросок 7км. до Согндала, где сели на катамаран, на котором добрались до Бергена.

Мда, о такой даче я всегда мечтал.

Спят усталые игрушки.

И вот наконец Берген. Суровый и романтичный, сказочный и прекрасный. Вечно молодой город, который невесть как занесло на самый край света, на берег Северного моря.

Гензийская набережная - визитка Бергена и всей Норвегии.

О нем можно писать много, это Венеция и Питер в одном лице.

А это старые кварталы за Гензийской набережной. Здесь все дышит морем. Эти стены помнят пьяные драки матросов, ножи пиратов и т.д.

Мы с  Готом (это один из Виталиев) набрели на уютное арт кафе, в которм решили попить пива.

А вот эту женщину, изображенную на фото надо мной, мы видели и вживую. Это не какая-то неизвестная порно модель. Это хозяйка заведения.

А это вид на город с обзорной площадки, на которую мы забрались на фуникулере.

Там же располагается пресловутый парк тролей. Он, честно говоря разочаровал. Читая о нем в разных путеводителях, ожидал чего то необычного. Реально - наш Краснокутский дендропарк намного лучше.

Но вот сам Берген не просто очаровал. Он покорил. Это бесконечное кол-во старых улочек, ухоженных домиков, самой разной расцветки. Куча различных фигурок и статуэток. Это мостовая, которая придает старому городу неповторимый шарм.

Недавно я был в Анталии, тоже в старом городе. Разница в том, что там, это уже бутафория. Там все дома в старом городе превращены в отели, лавки и кафе. Т.е. местные там не живут. А здесь это жилые кварталы. Во дворах играют дети, висит белье. В некоторых местах ощущение, что ты на Рымарской моего детства или на Дерибасовской и из окон сейчас выглянет старая тетя Роза и скажет: "Ну ше вы все шюмите, ви же мешаете Левочке делать домашнее задание по музыке".

А это рыбный рынок. Когда-то сюда рыбаки свозили улов, а купцы покупали его. Сейчас это чисто туристическое место. Цены -космос. Поесть здесь стоит от 150 грн. ( это что то типа комплексного обеда в забегаловке типа шаурмятни). А если заказыаешь что то изысканное, то и еще дороже. Разнообразие большое. Есть мясо кита, акулы, омары, лангусты, атлантические крабы и огромное кол-во рыбы.

Есть в Бергене и свои "черные кварталы"

ЖД вокзал

А это вид с нашего хостела.

Часть людей ночевала в палатках на окраине Бергена. Но мы, не пожалев 10 евро в день ночевали в хостеле YMCA.Всем рекомендую. В номерах правда по 30 человек и они больше похожи на армейскую казарму, но кого это волнует, когда отель в самом центре, рядом с набережной, если в отеле есть терасса на крыше, где можно завтракать, ужинать и пить пиво до полуночи, любуясь видом. Если в отеле халявный кофе и чай на кухне ( а это я вам скажу не мелочь, учитывая что самы дешевый кофе в Бергене, в киосках, от 20 крон -т.е. 26 гривен) и, в конце концов, за такие деньги.

А это башня Розенкранца.

И королевский дворец.

Ну а это просто жесть - веслосипед HTC :)

И опять старые улочки

А это уже Осло.Мы перебрались в Осло на поезде. Что-то типа нашего экспресса Харьков-Киев. Ночевали в каком-то подобии нашего Лесопарка в палатках, в 15ти минутах хотьбы от вокзала. Я хотел снова снять хостел, но компании не нашлось, да и меня отговорили. Нам было ночевать 1 ночь. Скажу сразу, Осло не впечатлил. Большой современный, совсем не туристический город. В центре создавалось впечатление, что я в Харькове или Киеве. Те же архитектура, те же люди, куда-то спешащие.

Вот этот снимок сделан с места, на котором писалась знаменитая картина Крик, Эдварда Мунка, о чем свидетельствует табличка.

Здание оперного театра. Одно из самых модерновых в мире

На крышу можно зайти и оттуда пофотографироваться.

Что обязательно нужно посмотреть в Осло, так это музей полярных экспедиций "Фрам" и музей "Кон-Тики". Как по мне, так для любого путешественника это такие же святыни, как Мекка для мусульманина или Стена плача для иудеев. Без пафоса скажу - я испытывал благоговейный трепет прикасаясь к Фраму, вокруг которого по сути и построен музей или к плоту Кон-тики, который нахится в одноимееном музее. Героизм первооткрывателей начала и середины 20 века просто поражает. У людей не было гортекса, полара, карематов, термобель я и светодиодных фонарей. Они не имели мобильной связи и навигаторов. Они не могли использовать моторизированные средства, т.к. техника того времени была менее надежна чем ездовые собаки и т.д. и т.п. и тем не менее они путешествовали, октрывали новые земли, пересекали океаны......

Оба музея находятся рядом, на одном полуострове на окраине Осло. Наш народ фотается на входе в музей со снаряжением одноименной фирмы Фрам.

Фритьоф Нансен

Ну куда ж без Аквавита. Очень приятный местный самогон, но покупать лучше в duty free, т.к. в магазинах на него цены оч большие.

А вот и сам Фрам.

С помощью этого полярники пытались лечить друг друга.

К сожалению в Кон Тики я попал уже без фотографов т.к. потерял всех еще во Фраме. Народ смылся обратно в город и выбираться пришлось одному. Впрочем это не особо расстроило, т.к. никто не подганял и не мешал. На осмотр Кон Тики ушло  2 часа.

После этого я еще с час сам бродил по Вигелан парку, опять же фоток нет, ввиду отсутствия собственного фотоаппарата. Это достаточно раскрученное туристическое место о котором вы можете прочитать в инете, но меня оно особо не впечатлило. Это такой себе парк, типа нашего парка Горького с большим кол-вом статуй. Они на 90% сконцентрированны на одной алее. А в конце, по центру на пьедестале огромная статуя, представляющая сплетение людских тел. Может кому то он и понравился, а мне нет.

А это на фото центральная туристическая улица Осло - Карла Йохана. Здесь по ней ездят машины, а дальше пешеходная.Она выводит к Королевскому Дворцу, с которого по сути и сделана фотка.

Статуя вот этому самому Карлу Йохану, в честь которого названа улица.

А вот это, не поверите...., это и есть Королевский дворец. Скромненько, но чистенько. У нас у барыг дома побольше :)
На газончике у королевского дворца я увидел обедающих бомжей. Подойдя я увидел, что это наши. Охрана королевского парка несколько раз проходила мимо, косо озираясь на нас, но так никто и не сделал нам замечания.

Ну вот по сути и все. Рано утром у нас был самолет в Борисполь через Ригу.

Хочу сказать большое спасибо всем с кем я познакомился в этом походе за компанию, моральную поддержку и отлично проведенное время.

Громаднейшее спасибо организаторам Галине, по сути главному организатору. Скажу честно, такой разнообразной кормежки, при таком разумном весе, я в походе никогда не видел. А так же Виталию - Виталя, ты отличный гид. Опять же, я еще никогда не видел, что бы маршрут был так детально проработан до похода.

Отдельное спасибо Витале Бандре из Львова, с которым мы периодически нарушали дисциплину на предмет алкоголя и по сути больше всех сдружились. Мы доказали - восток и запад едины.

Статья понравилась: Миша, vpolet, Efrazi, C_Zone, MingTian, mehanik98, MooNMaN, ENEIN, Сергей Викторович,