По Осколу велосипедом в Росию

• 15.05.2013 15:14

Оскол.

Отрисованный трек (это не GPS, потому что gps'ом писать трек не хватило бы батареек, но по памяти вроде все отрисовал достаточно точно)

Маршрут предполагал прокатиться вдоль большей части реки Оскол. Вверх по течению, начиная с Изюма, вдоль Краснооскольского водохранилища и дальше через Купянск, в Россию. Там доехать до Нового Оскола и развернувшись, вернуться через Волчанск и привычные нам Огурцово-Избицкое-Старицу. Неоспоримым плюсом маршрута было то, что он не включал переезды в поездах, только электричку до Изюма. А значит никакой привязки к датам зарание не будет, можно будет хоть в последний вечер перенести на день поездку. Но переносить ничего не пришлось, выехали 1-го мая.

Выехали вдвоем с товарищем, с которым постоянно катаем, в том числе год назад - по Полесью пять дней колесили. Планировался еще желающий, но он в последний момент оценил силы, оценил как его убила наша последняя покатушка на 140 км, и понял что на груженом веле 500 км за пять дней еще не готов катить. Ну и ок. Остальных знакомых кому предлагал - тоже не устраивал километраж. Ну а как иначе все это прокатить-то?

Первый день начался с вокзала Левада, где в 6:00, за 20 мин до электрички были огромные очереди и работало только 2 кассы. За 5 мин до отправления открылась еще одна. Примерно тогда нам и удалось взять билеты, и бегом влететь на электричку. Разместились с трудом, конечно, т.к. все места уже заняты. Но это было ожидаемо вобщем-то, потому мы просто были рады что разместились вообще.

В Изюм электричка шла 4 с мелочью часа, не верьте расписанию, по которому она приезжает за 3 часа. Там мы воспользовались небольшой кафешкой недалеко от вокзала, чтобы позавтракать нормальным борщем.

[Изюмский борщец, ням-ням]

Довольные, покатились дорогой на Красный Оскол. Там свернули в рощи-поля, чтобы ехать вдоль водохранилища. Но дорога там была немного менее интересная, чем мы расчитывали. Водохранилища видно не было за полями и лесистым берегом. Только иногда оно появлялось, когда мы оказывались выше его.

[Краснооскольское водохранилище с полей по правый берег от него]

К самому водохранилищу спустились один раз, но там и речи не было о том, чтобы купаться - берег зарос камышами-осокой весь. И комары. Также там зверствуют аграрии, и половина полевых дорог, видных на спутниковых снимках и обозначеных на картах (включая генштабовские) - отсутствует и перепахано.

Поездка по полям и деревням вдоль краснооскольского мало отличалась от поездки вокруг Харькова по полям. Хотя пару раз пересекли это самое водохранилище по дамбам. Но они все были заняты рыбаками, завалены мусором, потому останавливаться на дамбах не приходилось, разве что пару снимков сделать.

[На дамбе, что разрезает Краснооскольское водохранилище пополам]

[Заправка водой в одном из сел]

[Просто живописный знак с козами. Впрочем, он нам показал что мы не с той стороны выехали из Боровой и пришлось делать крюк в сторону того малочитаемого села Зеленый Гай]

[Креативность в именовании]

[Со второй дамбы]

Когда Купянск уже приближался, задумались о ночевке, т.к. вечерело. Непродолжительные поиски места для палаточной ночевке ни к чему не привели - вдоль реки то села, то дачные поселки, в лесополоске вдоль реки мусор, на другом берегу шум. Плюнули, решили докатить до Купянска и там найти ночлег в трактире-отеле каком-нибудь. Что вышло без особых проблем. Велики в отеле размеслили под лестницей рядом со старым пианино. При отеле был бильярд и ресторан. В ресторане поужинали.

[Парковка великов]

Пройдено за день по велокомпу: 130 км.

Утром я проснулся от удара капель дождя о подоконник. Подумал "вот говно", и уснул снова. Проснувшись чуть позже, обнаружил что дождь уже не идет, земля подсохла немного, и хоть и пасмурно, но можно ехать. Собрались, выехали. Пасмурно, холодно и ветренно. Ветер в лицо. Но сухо. И это хорошо. Стоило немного выехать за Купянск и мы увидели меловые горы и под ними Оскол. Наконец-то началось настоящее путешествие по Осколу, а не катание по полям вдоль водохранилища.

[Вот так выглядят дорожки между Осколом и меловыми горами в пасмурную погоду]

[Пернатые обитатели]

[Дорожка прямо на склоне под углом]

Очень красивые ландшафты, даже в пасмурную погоду. Дорожка местами была совсем наклоненой, просто по склону горы, которая опускалась прямо в Оскол. Тут же мы и познакомились с местной живой достопримечательностью - байбаками. Они были повсюду. Хоть я и знал, что тут должны быть байбаки, и что они пищат, но не знал что так много и не сразу понял, что смешной писк со стороны холмов - это не птичка, это храбрый дозорный байбак оповещает всех о наличии чужих. Пищащие столбики, как кто-то их назвал в каком-то из отчетов, котрые я читал про эти места. Они очень забавные животные. Забавно стоят на задних лапах, опустив передние, забавно дрыгаются при издании, или наверное даже выдавливании из себя писка. Но наиболее забавно они бегают, то задрав, то прижав к земле хвосты.

[Пушистые и пищащие обитатели]

[Недорытая нора, "завтра дорою"]

Немного удалившись от Купянска, остановились на лугу под деревом чтобы позавтракать.

[Завтрак под деревом]

И поехали дальше. Погода не спешила улучшаться, но и дождя не было, грунты были сухие и местами укатанные. А местами, правда, вовсе не гладкие, то трясучка, то колеи глубокие. Но вцелом проезжаемо без особых проблем. Так докатились до Двуречной, где планировалось небольшое отклонение от русла реки Оскол, с целью более быстрого пересечения впадающих в нее двух речек (собственно Нижней Двуречной и Верхней Двуречной). В Двуречной произошла ошибка навигации и мы выкатились не по тому шоссе, совсем в другую сторону. Солнца не было видно, потому мы не сразу поняли, что ошиблись. GPS'ом старались пользоваться по минимуму, т.к. дальше ночлегов вблизи розеток не планировалось, и ресурс батарейки в наших смартах - был весьма ценен. Зато вышло сфоткать знак въезда в Двуречное.

[Нам не нужно было выезжать из Двуречной с этой стороны вообще, но хоть знак сфоткал]

[А вот это уже правильная дорога, совершенно непонятно откуда взявшийся ровный новый асфальт к селу Новомлынск]

Вернулись, поехали правильной дорогой. Спустились обратно к осколу через село Новомлынск. Там, за этим селом через Оскол прокинут подвесной пешеходный мост. Весьма интересный для посещения. Димон его окрестил мост Очковый. За то, что он таки шатается и скрипит весьма убедительно. На противоположном берегу мост упирается в лесную рощу.

Но нам не нужно на ту сторону, крюк к мосту мы сделали исключительно чтобы полюбоваться на него. Вернулись на дорогу под горами и поехали дальше по ней. Аж до Камянки, где выехали на трассу с целью поскорее домчать до границы и заночевать уже в России.

[ворде дача как дача, пока не замечаешь, что за тобой из-за веток следит Ленин]

Пересекли по трассе Оскол, оказались в Тополях, дальше Пески, и вот она, граница Украины. Пункт пересечения очевидно не самый популярный, и там была пара машин всего и скучающие пограничники/таможенники. Украинские таможенники удосужились спросить, есть ли оружие, наркотики. Вот велосипед - это наркотик? Не знаю. Поинтересовались, куда едем - сказли в Старый Оскол (что странно, т.к. на самом деле мы планировали только до Нового Оскола ехать). Но уже пришлось придерживаться версии со Старым Осколом. Поинтересовались, кем работаем, "в IT" - не поняли, тогда пришлось опуститься до "да программисты мы". Какой-то молодой таможенник тут же выдал "возьмите меня к себе работать!" - сразу видно, любит свою работу.

На российской стороне нас сначала встретила одетая в форму женщина, поинтересовалась целью и пунктом назначения - и снова это был Старый Оскол. Выдала миграционные анкеты, заполнили, пошли дальше - паспортный контроль и таможню. Тоже несложные вопросы, несложные ответы. Все, пересекли кордон, мы в Российской Федерации. Дорога хорошая, решили немного по ней промчать, чтобы удалиться от приграничной зоны. И в Двулучном свернули снова к реке, пересекли ее по мосту и вернулись в ландшафт "справа река, слева меловые горы".

[А где горы, там и горные козы]

[Автопортрет]

Солнце садится, потому мы усиленно присматривали место для ночевки. Вскоре нашли пару рыбацких мест у реки. Но над ними возвышалась меловая гора. С тропинкой, ведущей наверх. А внизу у реки - комары. Потому я пошел на верх посмотреть, можно ли там стать. На верху оказалась ровная площадка, вполне можно становиться.

[Димон бредет за дровами, я следом]

Только дров нет, за дровами пришлось ходить в рощу, расположенную довольно далеко. Но усилия того стоили - наверху был ветер и не было комаров, и был шикарный вид на пойму Оскола, и окрестные села. Когда совсем смерклось и в деревнях и городах зажглись фонари, стало видно крупный город вдалеке - похоже это были Валуйки.

Пройдено за день: 76 км.

Утром, я как всегда поднялся до рассвета. Димон впрочем в этот раз тоже подорвался до рассвета. И пошли набивать фотоаппараты рассветными фотками. Необычным было то, что совсем не выпало росы - кругом оставалось сухо, кроме как у самой реки, где трава все-таки немного была орашена. Также не было традиционного тумана на реке. Просто сухо и чисто. Не знаю, почему так. Но и ладно, поснимали то, что было. А было солнце, восходящее аккурат над церковью и петлями Оскола.

Дальше снова путь по тем же завораживающим ландшафтам. До Знаменки. В которой предстояло сделать крюк от Оскола, чтобы объехать болотистую местность, и посетить замеченный на фоточках в гугле и яндексе объект - деревянный церковный городок. Но как водится, навигация подвела, и мы таки оказались в болоте, окруженные полчищами комаров.

[Ну и все это время байбаки не покидали, просто мы их уже подустали фотографировать .)]

[Внизу - остатки болота, из которого мы на холм выбирались, ну и собственно комар]

Пришлось выбираться по склону наверх к полю, где нас ждала правильная  укатанная дорога, которая спустила нас в село, названия не помню и нагуглокартах началась плохо отснятая область. Но из этого села вверх вела дорога, похоже к тому самому городку, что мы искали. Так и вышло. А городок - очень красивый, обнесенный деревянным частоколом.

[Так выглядит городок с дороги, к нему ведущей]

[Это матушка - настоятельница(?) - она позже нам много рассказывала об этом месте, которое зовется "Обитель Новый Иерусалим"]

Городок продолжал строиться, и на входе я встретил только строителей. Спросил у них, можно ли входить внутрь. Ожидаемо оказалось, что можно. Только меня предупредили, что мне выдадут юбку, т.к. велотрусы - не очень подходящая одежда для храма. В это время из ворот вышла пожилая монашка, чтобы выдать ценные указания строителям. У меня как раз был фотоаппарат на готове, и я ее сфотографировал втихоря. Поехал назад звать Димона, чтобы вместе зайти в городок. У Димона шорты были подходящие и ему не пришлось одевать юбку. В городке нас встретила та самая матушка-настоятельница (или как их там), и начала фактически рассказывать историю этого места и святынь которые в нем находились. Я хоть и не христианин, но считаю обязательным находясь в чужом храме - уважительно относиться к его прихожанам и религии вцелом. Потому слушал с благодарностью и интересом. Место называлось "Новый Иерусалим", вот тут можно чужие фоточки посмотреть и чуть больше инфы почитать, номатушка нам больше рассказывала, жалко я не запоминаю такие вещи. Иногда она и перегибала планку, рассказывая про то, что из космоса с МКС видно над Россией свет над церквями, что вся россия раньше была покрыта защитным куполом благодати от церквей. Ну и ее коронная фраза "Потому что благодать!".

Попрощавшись со святым местом, двинулись обратно вниз к селу. Я пошел было в магазин, но был окликнут смеющимся Димоном фразой "А куда ты идешь, у тебя же денег нет!" - я сначала не понял, о чем он, т.к. у меня в кошельке было достаточно денег. Но полсекунды спустя тоже смеялся, т.к. у меня были только гривни, а рубли были только у Димона. Заправились водой, поехали по дороге на Валуйки.

[Моя рожа - впервые лет за 5 побрился почти совсем, еду довольный (а щурусь - на солнце просто)]

[Асфальт в селах. В каждом главная удлица такая. А не главных - обычно и нет, села в одну улицу восновном]

Валуйки оказались очень чистым и аккуратным городом. Большая его часть была одноэтажной частной застройкой, но были и вполне крупные кварталы и площать с фонтанами, которые работали и радовали глаз.

[Валуйки]

Но в Валуйках нам делать нечего, потому двинули в сторону шоссе из Валуек. По шоссе ездило большое количество фур, но после продирания по болотам и комаров - я был не против промчать немного по шоссе, ощутить скорость и ветер. И мы мчали. Села в России (по крайней мере в той части, где мы были) чище, в них есть асфальт, и вывозится мусор - чего критически не хватает нашим селам, они зарастают собственным мусором.  А вот люди - в России такие же. На дороге быкоты не меньше, а привычки к велосипедистам меньше. Нам постоянно недовольно сигналили. Пару раз даже машина специально равнялась с нами и поровнявшись - водила давал по сигналу, пытаясь напугать нас, или ХЗ что. Правила мы не нарушали, и места для обгона предостаточно оставалось. Но то такое, становясь велосипедистом нужно быть готовым к этому - это бывает всегда.

Уже приближаясь к точке схода с трассы (Пятницкое или Волоконовка - мы еще не решили), тем не менее произошел обратный случай - в потоке машин навстречу одна из машин приветственно посигналила коротким бибиком, и показалась приветственно машущая рука девушки-водителя. Я конечно же помахал в ответ. Очень приятно, один такой случай приветствия от водителя стоит 100 недовольных сигналов от дорожной быкоты. И такая мелочь подняла настроение и позволила с улыбкой домчать остальные километры по трассе, несмотря на усталость.

Домчали до Волоконовки и в ней свернули. Но к нашему удивлению на противоположной стороне вдоль гор была не привычная белая грунтовка, а асфальтовая дорога. Не очень хорошая, но асфальтовая. Но ехать больше некуда, поехали по ней. Вскоре она сменилась привычной меловой грунтовкой, и мы нашли отличное место покупаться.

Дальше снова грунт, потом выехали в село и снова асфальт, и по нему доехали до еще одного села, в котором нам предстояло отвернуть от реки и объехать большой лес, через который предположительно дорог не было, что было подтверждено сердобольным мужиком, пъяным до белой горячки, который долго пытался составить фразу, чтобы сказать нам, что через лес проезда нормального нет, там просеки позарастали и никто не ходит, а потому и тропинок нет. В этом селе мне очень опнравилось расположение церкви - на большой зеленой лужайке, вокруг много места и света. Потому что благодать! же.

Чтобы обогнуть лес - пришлось дряпаться по очень плохой дороге наверх. Но выдрались, а вдоль леса дорога была отличной. В одном месте не туда свернули и попали в полевой тупик - где укатанная дорога обрывалась, будучи дальше полностью перепаханой старательными аграриями.

[Снова автопортрет]

Немного вернулись и нашли правильный путь, который вел нас вниз к реке. Но уже совсем смеркалось, и мы искали место. Решили встать в небольшой долине под горой, напротив яблочного сада. Дрова там были, вид тоже неплохой, хоть и не такой монументальный, как прошлой ночью.

Пройдено за день: 108 км

Утром следующего дня, роса и туман присутствовали, хоть мы были и далеко от реки.

Позавтракали, собрались, выкатились. До ближайшего села быто совсем недалеко. Это была Слоновка. За Слоновкой мы встали на шоссе, в надежде по нему быстро добраться до Нового Оскола. Но шоссе повело куда-то в сторону и повидимому делало большой крюк, вливаясь в трассу от Валуек. Потому с шоссе свернули и еще немного покарали по замечательным утренним грунтам. В том числе, прямо над немного обрывистым берегом вьющегося Оскола. Доехали до Песчанки, и там встали на асфальтовую дорогу, которая нас привела прямо в Новый Оскол. Правда в город мы заезжать не стали - доехали до первого придорожного кабака магазина, заправились провизией и развернувшись, поехали прочь от Н. Оскола по трассе, которая соединяла его с Белгородом.

Ох и тяжелая это трасса для велосипедиста. Как верно подметил Димон, вцелом все реки в наших краях текут с севера на юг. Так же расположены и долины большинства рек. Потому, когда движешься вдоль меридианов (север-юг / юг-север), дорога в среднем значительно меньшие спуски-подъемы имеет, чем когда движешься по параллелям и пересекаешь множество долин рек. Так вот, дорога от Н.Оскола в сторону Белгорода - как раз пересекала множество долин рек, причем в районе где постояно встречались меловые горы. Потому подъемов было просто кошмарное количество, и все они были затяжные. Добавляла перцу в это также нагруженность трассы и ее ширина. Две фуры там еле-еле расходились и без наличия велосипедиста. А уж с наличием, да еще и медленно плетущегося наверх - совсем печально. Вскоре мы приловчились по первому звуку приближающейся фуры или автобуса сзади уходить на безасфальтовую обочину. Обочины там так себе, потому такой маневр не добавлял комфорту, но некоторые фуры так тщательно игнорировали нас и старались пройти впритирку, что он казался абсолютно необходимым для обеспечения безопасности. Намного больше страху доставляли потом шумахеры, которые на скорости 150-200 ехали навстречу, обгоняя встречный поток, и собственно проезжая близко к нам - этих заметить времени было не так много, но старались им тоже уступать дорогу, хай несутся в преисподню.

[сели передохнуть у придорожного оазиса выпивки и закусона. Неработающего]

До самого Белгорода ехать мы не собирались, собирались свернуть в селе, которое на моей бумажной карте называлось Красный Пахарь. Но на деле это село оказалось немного раньше места, где нам нужно свернуть и вообще по другую сторону от трассы. Но до поворота уже доехали, и, наконец, поехали по второстепенной дороге, практически пустынной, и с намного более ровным асфальтом, чем та трасса.

[Долина реки Мокрая Ивица]

Эта дорога нас повела в долину реки Мокрая Ивица, которая нас вывела более крупную реку Короча и ее долину. По этой долине через цепочку сел мы и доехали мимо Шебекино, до границы. В этот день мы много ломили по Шоссе. Может и не стоило этого делать, т.к. мы слишком рано пересекали границу по нашему плану, и следовало сойти на грунты и попетлять еще немного. Но как-то не сговариваясь, мы с Димоном лосили и лосили, где-то подсознательно хотелось пересечь границу и уже в Неньке заночевать. Может потому что рубли у нас кончились, а обменок не было видно, может просто ноги соскучились по лосегону - а в этот день его было вдоволь, на груженых велах еще до границы мы перевалили за 140 км.

Этот пункт пересечения границы сильно отличался от того, который был в Тополях/Песках. Тут с российской стороны был выстроен огромный комплекс для обслуживания большого количества грузовых машин. Причем, комплекс явно зарание расчитывали не на быстрый эффективный пропуск товаров, а на содержание длинных очередей и длительное проживание дальнобоев - были гостинницы, кабаки, обширные стоянки для фур.

На выезд из России не было практически никого из желающих кроме нас. А вот на въезд - тянулась огромная вериница машин, конец очереди заканчивался где-то далеко в Украине. Ну мы на правах пешеходов прошли везде без проблем, отвечая на то типичные то глупые вопросы. Дальше предстоял выбор - либо в Волчанск и там искать трактир-кабак, либо же сворачивать в огурцово и ночевать там в палатке. Димон был больше склонен к Волчанску. Я же очень хотел заночевать над петлями северского донца. Но погода была хорошая, сумерки еще не полностью спустились, потому поехали все-таки в Огурцово. Место там для ночевки очень красивое. Но слишком популярное. С одной стороны небольшого холма - собственно сев. донец, прямо с другой - собственно Огурцово. Потому шумно, и по дороге вдоль холма - постоянно слонялись машины, в поисках места то ли заночевать, то ли еще для чего. Вобщем стоять там крайне некомфортно. Но что делать, уже приехали, и уже темно совсем.

Со стороны посадки послышались шорохи, будто пьяный кто-то катается в листве. Но, как обычно, это оказался лишь ёж. Когда я его нашел, у меня в руках был только фонарик и мобила (причем даже  не смарт, а нокия, которую я взял в качестве телефона чтобы не разряжать смарт, нужный как навигатор). Сфоткал тем что было. Пока сходил за фотоаппаратом и кусочком мяса чтобы угостить гостя - он скрылся в неизвестном направлении. Съел кусок мяса сам и вернулся в лагерь. Ну хоть на нокию сфоткал пару раз.

Начиналась пора майских жуков, и они весь вечер падали на нас с деревьев. тех что падали возле костра - приходилось откидывать подальше, т.к. от жара и света они теряли ориентацию и начинали ползти в сторону костра. Велосипеды я приковывал тросиком друг к другу и к палатке. Палатка не то, чтобы хорошая опора - можно ножом отрезать. Но приковывание к палатке было не сразу заметно, и если бы кто-то попытался утянуть велики - то дергание за палатку нас бы разбудило. Но моему плану, по крайней мере. В реальности мы спали так крепко, что нас наверное можно было прямо в палатке затянуть на эвакуатор, к примеру, и увезти прочь. Но ничего такого не произошло, утро пришло и все было спокойно.

Пройдено за день: 150 км

Утренняя сессия побродилок по окрестностям:

Утро следующего дня мы начали в точке, куда доезжали из Харькова и возвращались назад за один день. Потому первым желанием было проложить маршрут подальше, через Рубежное и Верхний Салтов. Но для этого надо было как-то продраться через Масютину Гору, а мы не знали там хороших дорог - только песчаные пути, которые на груженых велах только пешком пройти можно. А тут еще и пасха, и Катя позвала меня не ехать домой в Харьков, а закатить на нашу дачу (которая в процессе строительства, на самом деле - но это уже другая история) в Липцы. Я в свою очередь пригласил Димона заехать к нам на дачу, да поесть праздничных пасок. На том и порешили, ехать прямо через Терновую и Веселое в Липцы. А это рукой подать - 50 километров всего, потому еще утром, до 11 мы уже были на месте. Посидели, поболтали, было тепло и чая не хотелось. Я собрался оставаться ночевать и только на следующий день катить в Харьков, а Димон засобирался домой и укатил. Вот так в Липцах и закончилось это путешествие, длившееся в итоге 4 с небольшим дня.

Пройдено за день, точнее даже за утро дня: 50 км.

Может рвать ноги в 4-й день и пересекать границу было и ошибкой и надо было побольше прокатить по России - уже не узнаем, так как и так все отлично вышло .) А вышло всего-то 514 км за 5 дней.

Статья понравилась: Миша, supervisor, shibanov, nocturne, -=Dennis=-, Meskalin, Арсений,