menu

К южным кордонам

mocrosoft

mocrosoft

  • 16.08.2012 01:03
  • Просмотров: 6662

 

      Ну - вот и кончилось лето. Не совсем, конечно, кончилось - но, наконец, спала одуряющая печная жара, повеяло прохладой, и пошел долгожданный дождик. Дождик... Дождь, целый день за окном один лишь дождь, иногда - с грозой; даже кот, бродяга, которого целое лето было и калачом в дом не заманить - носу целый день из помещения не кажет, и то и дело с грохотом своим кошачьим лезет на колени... Жарко от него, а прогнать - жалко... Зато с уютным (хоть и жарким) котом на коленях хорошо сидится перед компом - вспоминаются старые, и не очень, походеньки-велопоездушки... Написать чего, что ли?..

 

      ...Вот хорошо харьковчанам, что ни говори! С их вокзалов электрички разбегаются по области в самых разных направлениях: и на Люботин-Полтаву, и на Лозовую, и на Белгород, и на Изюм, и на Чугуев с Купянском. И каждое направление - это +100 км. велодоступного радиуса. А тут - одна только ветка, считай, под боком: или до Харькова довезут (а туда я теперь и так лёгко доеду!) или до Изюма... И баста! Во все остальные стороны - только на себя можешь рассчитывать, да на свои ноги... А хоцца ж таки чего-то эдакого... Вот, например - по южному краю области проехаться. Есть там такой город - Барвенково. Красивое название, а еще - там когда-то бабушка моя людям зубы лечила, а отец мой - при ней, значиццо, в школе учился, да в Сухом Торце рыбу да раков руками ловил... Вот интересно: попадалось ведь мне это самое Барвенково в расписании электричек на вокзале в Первомайске!... Стоп: а ведь от того ж Лихачово до моего дому - всего 35 километров... ну - может, "с хвостиком"... что если?..

 

      Лезу в расписание - облом. Да, электричка есть. Одна-единственная. Прибывает в Барвенково из Харькова в 4:40 утра, и каким-то непостижимым образом в те же 4:40 отправляется назад, в Харьков. Загадка Природы, короче. И, как бы там ни было, но время прибытия/отправления явно неудобны для моих целей: либо полночи ехать, чтобы в 4 утра уже из Барвенково выехать (а чего ночью-то по дороге разглядишь?), либо четвертьночи ехать до Лихачово, чтоб потом оставшуюся четверть кунять до Барвенково, чтоб потом, в состоянии околосомнамбулическом, педалить додому... Не: не наш метод, туды его... Стоп, элка из Барвенково едет через Близнюки: а я там был, ага, когда на Бердянск ехал! Вроде - немелкий вполне городишко... Так... Точно: с Близнюков-то поболе электричек на Харьков! Аж целых четыре штуки... Но тоже что-то не то... Что там дальше? Ага, Лозовая! Вот это ж совсем другое дело! А что, если прикинуть маршрут... Ну, скажем, от Балаклеи до Лозовой, через Барвенково? Чего там выйдет, по километражу?..

Станция Шебелинка, 4:22 утра.

 

      В-общем, кончилось все тем, что в одну из суббот августа, в 4:23 утра, погрузился я с великом в электричку на станции Шебелинка. Точнее - не кончилось этим, а только все началось. Кусок пути этот, в-общем то, давно знаком, равно, как и эта ранняя, всегда пустая до звона электричка, следующая на Изюм с Южного вокзала. Только вот лето на излете - а значит за окнами совсем еще ночь, и лишь когда я выгрузился на низкую платформу "Братского озера" начало понемногу "сереть".

Платформа Братское Озеро, около пяти.

 

      Электричка, с горящими по диагонали задними габаритами, унеслась в туман, висящий над железным мостом, а я, соответственно, водрузившись на велосипед, попедалил в сторону Донца, знаменитого подвесного мостика и Щуровки. Вместе со мной из вагонов выгрузилось с десяток пассажиров; не успел я оглянуться - и спящая Ольховатка впитала их, как сухая губка капли росы: вот они были, люди - и вот уже никого нет... Около закрытого еще магазина ранний грузовичок сгружает товар; в соседнем дворе за модным "еврозабором" кто-то точит косу: чирк-чирк камушком: знакомый, легко узнаваемый звук... За околицей грунтовка на лугу ныряет в висящий низкой пеленой туман: тут властвует тишина, роса на траве и запах сена... Впрочем - нет, не тишина: из-за леса, со стороны Донца доносятся пронзительно-тоскливые крики журавлей... И еще - где-то там, в тумане, за озером, кто-то вполголоса разговаривает...

 

      Делаю несколько кадров. Навстречу, из тумана появляются двое - катят велосипед, груженый тюками с сеном. Здороваются. Интересуюсь, цел ли мостик в Щуровке; говорят - цел, мол, что ему сделается. Помалу светлеет; качу через лес, выезжаю на пойменный луг. Крики журавлей становятся слышнее, ближе... Да вот же они, на лугу! Пытаюсь подкрасться с телевиком, но одна из птиц замечает меня, оба поднимают головы, и почти тут же улетают, сделав широкий круг над лугом, над Донцом, над селом... Что ж: все равно пора ехать дальше. Мостик и вправду на месте: все такой же страшненький на вид, узенький, шатучий; через щели меж истертых досок видно, как течет, кружась водоворотами, быстрая вода... Все ж останавливаюсь посередине, чтоб дождаться, пока перестанет шататься настил, и сделать пару кадров Донца.

Домики наверху - это Щуровка.

Журавли.

 

      Мостик этот - наверное, единственное, что соединяет Шуровку с железной дорогой и цивилизацией... Впрочем - нет, не единственное: на околице, на перекрестке, стоят две женщины и мужичок с сумками: явно ждут автобуса. И вправду, вот он - едет мне навстречу: зеленая "Рута" с табличкой "Балаклея - Чепель". Интересно, как он добирается до Чепеля? Неужели как я сейчас поеду, по грунтовке? Но как тогда он попадает в Чепель в распутицу? Или все-таки едет автобус через Волобуевку - Гусаровку - Байрак - Червоную Гусаровку? Но тогда это ого-го, какой крюк, и при каком-нибудь особо экономном хозяйчике запросто лишатся Щуровцы этого средства передвижения: останется им таки один мостик, да электричка за ним...

Донец - вид со Щуровского мостика.

 

      Спящими полями докатываю до Чепеля. Кукуруза да подсолнухи еще стоят, а вот над скошенным и запаханным пшеничным полем - одуряющий аромат свежей соломы. Посреди Чепельской улицы мужик с граблями пасёт гусей; гуси, видя меня, нехотя отступают с асфальта, злобно матерясь шипучими своими гусиными матюками... К перекрестку приближается допотопный облезлый комбайн; я - на главной, но из-за конструкции кабины и бункера, комбайнер явно не сможет меня увидеть... Впрочем - я-то все равно успеваю к перекрестку намного раньше него. Качу вниз по главной улице; магазины закрыты, так что отведать традиционного кваса сегодня не удастся. Да и, честно говоря, не слишком-то и хочется: прямо скажем, не жарко, а если точнее - то свежо! Всходит солнце, заливая золотым светом сады, дома и мемориал павшим воинам...

 

      Кусок брусчатки... Мост... Крайняя улица - двое ранних прохожих провожают меня удивленными взглядами. Все, Чепель позади - качу полями по препаскуднейшей трясучей грунтовке. Почва здесь глинистая, и то, будет ли покрытие ровным, или нет, зависит от того, успеет ли кто-то проехаться по этой дороге сразу после дождя, или же чуть погодя. Если сразу после - все, капец: комья глины каменеют намертво, и дорога превращается в ад для велосипеда на месяц, а то - и на два-три... Мне, похоже, не повезло - ну да ладно. Слева, полями, петляет Чепель; справа - крутой склон, кое-где заросший лесом, и вот она - меловая скала, местная достопримечательность. Слева - брод через речку и симпатичный песчаный пляжик на излучине Донца... Что-то тумана над Чепелем, вроде как, не видно... Ч-черт, уже проехав, понимаю, что с бродом что-то неладно! Приходится вернуться... И точно: брода попросту нет! Там, где, пусть и неглубокая, по колено, но текущая речка впадала в Донец - СУХО! Если не считать небольшой стоячей лужицы, в которой плавает большая зелёная лягушка и пару мальков... Что ж: получается, что Серафимовский, Поповский, Шевелевский и Гусаровский ставки на многострадальном Чепеле, а также еще с пяток запруд на более мелких его притоках, в совокупности с жарой, сделали черное дело, убив реку?.. Грустно, но тогда я еще не знал, что это - только начало. 

Реки Чепель больше нет. По крайней мере, в Донец она больше не впадает...

Хорошо еще, что хоть сам Донец пока жив!..

    Дальше ехал уже с какой-то опаской: а ну, как и знаменитый протопоповский родник пересох?! К счастью, худшие опасения не оправдались: течет, струится родничок - даже кто-то дооборудовал еще один выход водной жилы, обнеся его жердяной оградой от коров и вкопав белое пластиковое кольцо для скважин с трубкой для забора воды... Вот только от вида сего кольца лезут мне в голову почему-то термины "фаянс" и "унитаз" - ну да ладно... Донабираю одну флягу, которую успел ополовинить, на старом, "традиционном" месте. Вторую наливать не стал, так как протопоповская водичка, нет слов, хороша, но только пока холодная да свежая. А вот основательно согревшись - начинает, как ни странно, проигрывать вкусом той воде, что банально течет из водопровода в моем доме.

 

Кто-то оборудовал "бассейном" еще один протопоповский родничок...

    В Протопоповке магазины у дороги по-прежнему закрыты - сворачиваю без остановки налево, к Донцу. Была, конечно, мысль таки поехать прямо да поискать Nikso-вскую прямую сусанинскую тропу, но малодушно сию мысль гоню, выбирая, пусть и более дальний, но верняк. Песок на грунтовке кой-где попадается, но незлой, и вполне себе легко проходимый широкой и зубастой резиной. Солнышко уже высоко, и утренняя свежесть постепенно улетучивается; можно б и снять уже ветровочку - но оставлю сие мероприятие до первого "пит-стопа" в Петровском: не так оно  и жарко сегодня.

Панорама Завгородского луга

    Проехав обозначенное на карте гирло лугового ручья (не несущее, впрочем, и следа воды уже несколько лет), останавливаюсь, чтоб поснимать панорамку Завгородского луга. А потом - еще разок: около живописного поворота русла Донца. Стою себе, щелкаю затвором над обрывом... Потом оказывается, что стою прямо над головой у рыбачка с удочками: заметил-то я его только тогда, когда у него в пакете заворочалась какая-то крупная рыбина (а вот он, похоже, давно и с опаской поглядывает на меня снизу)... Окунь? Язь? Голавль? А может - и чебачок: любопытствовать не стал. Воды в Донце чертовски мало: везде видно желтое песчаное дно, кое-где затянутое тягучими прядями растительности, и лишь там, где сидит рыбачок, под правым берегом - прохладно-темный омуток, подернутый рябью мелких водоворотов.

 

Сиверский Донец. Под обрывом - омут, в омуте - рыбак ловит чего-то

   

     Докатываю берегом до подвесного моста на Червоный Шахтар: от моста уже предстоит ехать сплошь по асфальту, но техническую остановку решаю все-же отложить до выезда на однозначное шоссе, до номинального ленина в центре Петровского. На улице Завгороднего догоняю скутер: молодая мамаша везет куда-то свое малолетнее чадо, и на колдобистой дороге догоняю я их без особого труда; голубоглазая девчушка, одной рукой цепко держась за мамкину спину, с любопытством оглядывается на меня, вкусно посасывая большой палец другой руки. Потом начинается подъем, и бензиновые лошадиные силы, естественно, легко берут верх над моими мускульными ресурсами: скутер потихоньку уходит в отрыв, а после - и вовсе скрывается в ближайшем переулке.

 

      Объезжаю по пешеходной тропке, заросшей спорышем, "жульку" с прицепом, перегородившую улицу поперек: хозяева машины копошатся у калитки, нагружая прицеп каким-то хламом, битым кирпичом... Странно: везде сухо, но в одном месте - таки имеет место здоровенная лужа. По краю лужи - тропинка, и по ней как раз пробирается симпатичная молодая особа в ярко-красном платье... Оглядывается на меня с опаской: а ну, как "спортсмэн" промчит лихо по луже, обрызгав с головы до ног?! Но сельские лужи с terra incognita на дне давно не привлекают меня - тем более, никогда я не обрызгивал симпатичных девушек! Вот был бы это какой-нибудь депутат - тогда другое дело; но девушка - явно не депутат, а потому торможу, чтобы дать ей беспрепятственно пройти опасную зону.

      В центре, в скверике на центральной площади, там, где ленин, Мемориал погибшим в ВОВ, базарчик и автостанция - запланированный привал: хочу поменять "злые" широкие покрышки "для грунта" на поуже да поглаже - для шоссе. С трудом выбираю незамусоренное и незаблёванное место в тенёчке, переворачиваю велик догоры дрыком... Тут же подходит участливый местный житель:

      - Неужели поламался?..

      - Та нет. Резину хочу поменять.

      - А, че - дома некогда было?

      - Так я ж до сих пор по грунтовке ехал, а теперь - по асфальту помчу...

      - А-а-а... - вижу, что ничерта он не понял, но технических вопросов больше не задавал. Эх, знал бы он, КУДА я собрался ехать - наверняка вопросы б еще были! - А ты ГАИ-шников тут не видел?

      - Да нет, на речке не было...

      - Та чего на речке, ты ж через все село ехал?

      - Ну да, только во-он там, мимо молокозавода...

      - А-а-а...

      На замену двух покрышек и накачку камер ушло с полчаса, не меньше. ГАИ-шники за это время так и не появились, и парень так и остался на перекрестке, зорко всматриваясь в асфальтовую даль. Ну а я - мимо рынка, через мостик, и - на горку, на оч-чень такую хорошую горку, в сторону Петровской крепости и потом - вниз, вниз, вни-и-и-иииииз, на Грушеваху и Барвенково. Приятный "бонус" крутой горки выносит с головокружительной скоростью в 60 км/ч на абсолютно плоскую равнину до самого канала "Днепр-Донец" (или Днепр - Донбасс?), каковой участок, после такого "пинка под зад", пролетается единым духом на скорости под 40. По сторонам от дороги - жалкие остатки заболоченной долины речки Берека, убитой строительством канала; к тому же здесь тоже видны результаты дикой жары этого года: то, что в былые года неизменно блестело водой бесчисленных озерец, болотец и бочажков, полных лягушечьими трелями, скрипом камышовок и торчащими там и сям цаплями - сухо, как кирзовый сапог, и лишь зелёный камыш там и сям дарит надежду на то, что долина не убита окончательно.

Первая на сегодня граница районов. Позади - Балаклеевский; впереди - Барвенковский. Изюмский остался где-то слева, за Донцом.

 

      Перед мостом через канал переезжаю первую за сегодня межрайонную границу: позади - Балаклеевский, впереди - Барвенковский район. Сразу за мостом - село Грушеваха: пару велосипедистов на каких-то скрипучих "горниках", любопытные взгляды местного населения мне вслед и опустевшее уже, знакомое по прошлым годам,  "многоэтажное" гнездо аиста у бензоколонки. Навстречу проезжает "газелька" барвенковской агрофирмы - скрещенные колоски на ее круглой эмблеме почему-то заставляют вспомнить "Пинк Флойд" и альбом "Стена" с марширующими молотками...

Где-то там, в дымке, впадала когда-то в Донец речка Берека.

 

      За околицей Грушевахи лафа с ровной дорогой заканчивается, и начинается крутючий затяжной подъем; останавливаюсь на обочине, чтоб бросить прощальный взгляд на сливающиеся в дальнем экстазе долины Береки и Донца, и пердячим паром выпедаливаю на водораздел. Дальше - спуск обратно в долину, в село В. Камышеваха, но мне туда не надо: сворачиваю вправо на Барвенково. Сие есть хорошо, так как доведись бы педалить прямо, на Изюм - и это была б мука мученическая: дорога там аховская, и представляет собой бесконечные спуски и подъемы, ничуть не хуже того, на коий я сейчас только вышкарябкался, высунувши язык. Зато на Барвенково - прекрасная, скучная, плоская, как блин, дорога. У перекрестка указатель - "Барвенково - 20 км"; вокруг - степь да степь, и лишь изредка попадаются чуть менее скучные участки, вроде этого.

 

      В полях трудятся новомодные импортные трактора с тонированными стеклами. Внутри там, говорят, кондиционер и компьютер, но снаружи машина выглядит совершенно несуразно:

 

      Немедленно всплывают аналогии с питекантропами: накачанные "кинцивкы" и низкие, покатые лбы. Пашут споро - ну и ладно. Километров через 15 после перекрестка появляются домики села Червоне. По карте тут прудик справа от дороги. Гребля, заросшая ивами, действительно есть. Камыш - тоже стоит там, где когда-то был берег. Около дороги - остатки рыбачьей сижи... Самого пруда, однако, нет и помину: блестит порэпанным, как такыр, илистым дном. Не ожидает ли нас та же участь, как некогда плодороднейшие земли Сахары?!..

Еще недавно это было ставком. Село Червоное.

 

      После Червоного - начинается небольшая веселуха. Т.е. - пусть и небольшие, но спуски/подъемы. Хоть какое-то разнообразие! Слева на горизонте вырастает стоящая на окраине Барвенково решетчатая башенка ретранслятора радиорелейки - почти родной брат-близнец той, что стоит на горке в Байраке, около Балаклеи. По-идее, с ее верхушки ту, Балаклейскую башенку должно быть видно. И вот - прямо в точности с указателем! - на спидометре отмечаю те самые 20 км, и впереди - въездной знак г. Барвенково. Прямо - на Лозовую: мне туда, но малость позже, и по другой дороге; хотя если б знал, что вот эта дорога ведет через село с интересным названием Африкановка, то, наверное, поехал бы таки туда! Влево - в центр и на вокзал. Между этих двух дорог - тенистая аллейка из подросших голубых елей, и на постаменте - памятник танкистам: поднятая со дна Сухого Торца "тэтридцатьчетверка" с надписью "Барвенковец" и гвардейским значком на броне. Вокруг памятника загажено все донельзя пластиковыми бутылками, пакетами от чипсов и банками от пива и слабоалкоголки: местая молодежь почитает подвиг отцов и дедов доступным им способом. Рядом - ажурное сооружение не совсем понятного предназначения, но симпатично выложенное разноцветной плиткой. 

Въездной знак - ровно в 20 километрах, как и обещал указатель.

 

Памятник гвардейцам-танкистам

Чего это такое - я так и не понял. Но симпатишное!

 

      Пока я снимаю беседку - краем уха слышу: "Гляди, гляди: путешественник!" Оборачиваюсь на голос - парень и девушка на скутере, внимательно меня рассматривают. Видят, что я обернулся в их сторону, явно смущаются, и дают по газам в сторону дороги, что на Лозовую - удивительно, но минут через 40 снова вижу их на противоположном конце города, уже на выезде по нужной мне дороге: по их реакции было видно, что они удивлены не меньше моего, повстречав меня снова. Спускаюсь в город - дорога в самом городе, понятно, намного хуже, чем шоссе вне его пределов: много колдобов, ям. В центре - работающий светофор; везде - вполне цивильные указатели: на Изюм, Харьков - туда-то, на Балаклею - туда-то, на Лозовую - туда-то.

      На центральной площади - большой транспарант, приглашающий посетить Барвенковский краеведческий музей; в уютном скверике - неизменный памятник Вождю мировго пролетариата со стыдливо удаленными надписями, а вот через дорогу - какой-то новый памятник, которого я раньше не видел: сурового вида казак с оселедцем, при пороховнице, пистоле и шаблюке. Уже дома, на фотографии, заметил табличку с надписью: "Козак Іван Барвінок, засновник міста", и прочитал в Интернете, что в местном музее есть прижизненный портрет данного товарища. Чуть дальше, на другой стороне площади - мемориал барвенковцам, погибшим во время ВОВ, на мемориальных досках которого - более тысячи фамилий; Вечный Огонь - увы, не горит: новая капиталистическая действительность не предусматривает бесплатного газа на отдание "ненужных" почестей... Хотя ближе к выборам, возможно, и зажгут на недельку-другую.

Дедушка всей советской детворы

...и основатель города - козак Иван Барвинок. На памятнике ему явно накинули годков - на портрете он выглядит помоложе...

Вечный огонь у Мемориала не горит: грошив на газ нэма

 

      Через дорогу - зримое единение Старого и Нового: старинная кирпичная пожарная каланча и новомодно-коробчатый "маркет".

Старая пожарная каланча - и новый "маркет"

 

      Еду дальше - вот и мост через Сухой Торец. Отец рассказывал, что хотя сама речка и была всегда густо заросшей камышом, но на участке около моста всегда был участок чистой, глубокой воды. Настолько глубокой, что та самая Т-34-ка, которая стоит теперь на валящемся постаменте посреди загаженного парка, даже не была видна под мостом, и к ней приходилось нырять. Но те времена, похоже, безвозвратно прошли: даже под мостом теперь Сухой Торец зарос от берега до берега... 

Сухой Торец. Совершенно зарос. На карте - берега обрывистые... Где те обрывы?.. Где-то здесь на дне лежала та самая Т-34-ка, пока ее не установили на постаменте в 1980-м.

 

      За мостом начинаются кварталы, где когда-то жии мои бабушка с отцом. Еще дальше - железнодорожный вокзал, который, по совместительству в одном помещении - и автовокзал. И тот, и другой, выглядят аккуратно, чисто и - совершенно пустынны. Висят таблички, предупреждающие о движении "ускоренных" поездов на этом участке; налево - Славянск; до него - километров 40. Направо - Близнюки, Лозовая и Харьков. Туда - километров 200, наверное. Раз в сутки, около 4 утра, сюда прибывает электричка из Харькова, и тут же отправляется обратно: на Языково, Гавриловку, Близнюки и дальше - через Лозовую и Мерефу на Южный вокзал.

Вокзал пуст. С обратной стороны этого же здания - автостанция

 

      Объезжаю вокзал кругом - больше тут делать нечего, пора выдвигаться дальше. По карте, для этого нужно вернуться к перекрестку со светофором, повернуть направо, и, примерно через полкилометра - на первом же перекрестке еще раз направо, через железнодорожные пути, после чего выехать на дорогу, которая ведет на Богодарово, Гавриловку, Близнюки... Доезжаю до светофора, поворачиваю, ищу перекресток... Ан нет его, собака! Ни через пол-, ни через километр, ни через 2. По навигатору - я давно проехал поворот и неуклонно приближаюсь к окраине города; справа, со стороны "железки" - сначала сплошные заборы каких-то индустриальных построек, потом - не менее сплошные частного сектора... И шо оно за чорт?..

      Возвращаюсь туда, где должен быть перекресток. Хм... Может, карта имеет в виду вот эту зачуханную пешеходную тропку вдоль газопровода? Направляюсь туда - и вправду: попетляв немного между каких-то складов и мастерских, тропинка вывела к железной дороге, через которую проложен настил из бетонных плит. И уже на той стороне обнаружился, наконец, обозначенный на "километровке" асфальт, обрывающийся в паре десятков метров от "железки". Ну вот и ладненько: найти шоссе, ведущее на выезд из города в сторону Лозовой, теперь не составляет труда.

      На самом выезде из города - бутафорский колодец с надписями, предлагающими запастись напитками, продуктами и пивом (ну куда ж без него в дороге-то?!) в имеющемся тут же в наличии магазинчике. Что я, разумеется, немедленно и проделал, так как путь до Близнюков и Лозовой предстоял неблизкий, причем - по сравнительно малонаселенным местам, хотя и оборудованным железной дорогой, по которой (если верить надписям!) двигаются, среди прочих, и "ускоренные" хундаи.

      До Богодарово - отличная равнинная дорога; ехать - одно удовольствие, даже несмотря на потихоньку крепчающий встречный ветерок. В селе, сразу за закрытым на перерыв магазинчиком - машинка с прицепом, груженым дыньками и арбузами; уже проехав мимо, чего-то так захотелось сладкого арбуза, что я не удержался, и вернулся назад.

      - Доброго здоровьячка, хозяева!

      - Доброго и тебе, добрый человек!

      - А почем же ваши арбузики?

      - По гривне кило!

      - Сладкие?

      - А как мед!

      - Продайте один!

      - Не-не-не, сначала, вот, на пробу! - отрезает полновесную такую скибку... Леший, а действитель ведь - "как мед"!

      Выбираем кавунчик - дядько выатывает из прицепа, как я потом понял, самый крупный. Впрочем - арбузы-то все не слишком крупные, явно местные, но хороши же, сабаки!

      - Сколько затянет, как думаешь? - балакучий дядько обращается к другому.

      - Два кило, вот увидишь! - не задумываясь отвечает тот.

      Безмен, однако, показывает четыре.

      - Стареешь, брат: глаз не тот уже! - кивает головой продавец: - Короче - будем считать, что три! - это уже мне: - А откуда ж это ты едешь?

      - А из Балаклеи! - ну чорт его знает, слышал ли дядько про Червоный Донец, да и про какой - их ведь тут два.

      - О, знаю! Как там поживает Имярек Имярекович, директор автобазы? А Имярек Батькович, городской голова?

      Отак и "прокалывались", наверное, в войну шпиёны: я-то ни одного, ни другого и не знаю. Честно сознаюсь, что в Балаклее - только из электрички выгрузился, а приехал из Шебелинки...

      - А чего в наши края пожаловал?

      - Да решил навестить места, где отец да бабушка сразу после войны жили.

      - В Барвенково?

      - Да. Бабушка стоматологом работала...

      - Та ты что?! А как фамилия?

      Называю...

      - Так это же знаменитая тут фамилия! Вон, в малолетках - полулицы таких проживают...

      Честно говоря, смысл этой фразы на тот момент остался загадкой - до той поры, пока на дороге не увидел я вот такой указатель:

 

      Однако, вынужден огорчить дядьку: моя родня ведь не отсюда родом, а из Старого Салтова... Хотя леший ведь его знает, откуда предки перебрались в Салтов: фамилия-то вполне возможно, что казацкого происхождения, так ведь и эти места - тоже самая, что ни есть, казацкая вольница изначально заселяла...

      - Может, еще парочку возьмешь? Аппарат у темя, смотрю, мощный, довезешь без проблем! - смеется.

      Увы, но и за сохранность этого арбуза в тряском багажнике я законно опасаюсь, а потому, выехав за село, проехав указатель на селение со странным названием "Малолетки" и всшкарябкавшись на середину затяжного подъема от Богодарово на Григоровку, нахожу тень от одинокого дерева и располагаюсь на пиршество. Собственно, только тут-то до меня и доходит окончательно, что хотя и заплатил я за 3 кило, но лопать-то придется все четыре! Так как везти дальше початый арбуз, понятно, что невозможно, а выбросить такое добро - не поднимется рука. Так что остаток подъема до Григоровки дался мне довольно-таки нелегко, да! Зато какой был арбуз: только с бахчи, так что стоило его тронуть ножом - и он тут же "рэпнул" пополам, а уж сладкий - слов нет!

Названия сел здесь интересные. А арбузы - сладкие! Будет съеден во-он под тем деревом, что ближе к видимой вершине подъема!

 

      По главной (и как бы не единственной!) улице Григоровки двое велопастухов горят череду коров: с пастбища на дневную дойку, как я понимаю. Основное стадо идет по левой стороне дороги, а дойдя до своего двора, сообразительная скотина переходит дорогу и отправляется каждая в открытую калитку своего двора - совершенно самостоятельно. Со стадом - два пса неопределенной породы; уповаю на то, что благодаря велосипедированности пастухов, блоховозы должны б быть знакомы с велотранспортом... Зря: погнались с гавкотом. Вижу, однако, что кусаться зубастики не собираются: так, чисто поорать, так что спокойно качу дальше, поулюлюкав на них для порядку. За селом догоняю велодевушку на "Украине" в симпатичном зеленом коротком платьице; катит поселянка хорошо, не меньше 22 км/ч, заставляя и меня приналечь на педали. Почти сразу - другое село, Петровка; по карте - тут должно быть буквально пару дворов, но в натуре оказывается почти такая же сельская улочка, как в Григоровке... И снова - череда коров, теперь - уже навстречу. Ну и тутошние собаки мною почему-то не заинтересовались, даже обидно как-то.

      Дальше... Ну а что дальше? Дальше все было и вовсе скушно и почти неинтересно. Степь, полупустая дорога. В Гавриловке - указатель на село с интересным названием:

Еще одно село с занятным названием...

 

      Нужно будет когда-нибудь и тудой проехаться, нужно!.. В Гавриловке справа за посадкой вплотную к шоссе подходит железная дорога, которая теперь будет неотступно сопровождать меня до самой Лозовой. За Гавриловкой - интересный феномен: моя дорога, которая обозначена, как главная, пересекает нечто асфальтированное, почти вдвое ее шире, низбегающее с титанического моста над железной дорогой... Ведет это дело, судя по карте, из одного села в другое, а судя по реальности - почти никто, похоже, этой дорогой и не пользуется. Дальше - еще одно интересное место, где сходятся границы сразу трех районов: Барвенковского, Блюзнюковского и Александровского. Причем первые два - это еще Харьковская область, а вот Александровка - это уже Донецкая. Интересное дело: уже дома узнал, что проехал в этом месте буквально по границе областей, и если б перешел в этом месте шоссе - оказался б в Донецкой области. Эх, поздно узнал: кабы б знал тогда - обязательно сходил бы в Донецкую область. Хотя б по малой нужде, чтоль: какое-никакое - а приключение.

Левая сторона дороги - это уже Донецкая область. Километра полтора я буду ехать почти строго по границе

 

      После того, как моя дорога влилась в ту, что ведет из Александровки на Лозовую (все-таки межобластного значения, до-о!), движение заметно оживилось. Хотя и осталось весьма ненапряженным. А вот дорога (несмотря на "межобластной" статус) стала на порядок хуже: и колдобы появились, и ямины, местами - едва ли не по колено. Указатель гласит, что до Лозовой осталось еще 31 километр - странно, но по моим предварительным прикидкам должно быть поменьше... Потом сообразил, что по прикидкам-то не учел участка от дома до ст. Шебелинка, которые, однако, исправно "легли" на одометр. Уже давно еду против достаточно свежего ветра, что, признаться, понемногу начинает действовать на нервы... Хорошо еще, что нет заметных подъемов.  

      Тщетно ожидаю появления сел с красивыми названиями "Пригожее", "Энергетиков", "Садовое", "Вольное Второе" - все они оказываются на ТОЙ стороне "железки"; к ним ведут ответвления асфальта, не обозначенные, однако, никакими указателями. Зато попадается Бурбулатово и Дубовое, а потом - сразу и внезапно Блюзнюки. Удивляет наличие Блюзнюковского района: почему-то всегда считал, что Близнюки - это Лозовской район, а поди ж ты! Сами Близнюки - довольно крупный, хотя и компактный городишко, с останками какой-то околожелезнодорожной промышленности и многоэтажками... Проезжаю знакомый поворот на Самарское: туда я в этом году сворачивал, когда ехал в мае на Азов... Базар и вокзал - "в одном флякончике". По новой моде, никакие расписания снаружи не висят; внутрь вокзала с велосипедом нельзя, а пристегнуть его снаружи - не к чему. По памяти - никаких электричек в сторону Харькова в обозримом будущем быть не должно (сейчас что-то около 45 минут второго - до полвосьмого ждать как-то особой охоты нет) - потому решаю ехать на Лозовую, куда, судя по карте - около 17 километров. Электричка в 13:01 на Харьков, понятно, уже ушла - следующая будет в полчетвертого: успеваю с большим запасом. Ветер теперь - строго в морду: довольно неприятное ощущение, хотя средняя скорость и не падает ниже 22..24 км/ч.

      За околицей - знакомый поворот: если повернуть туда, то всего через 95 километров я буду дома. Гляжу на спидометр - 140 км; мелькает шальная мысль, а не свернуть ли? Но забитое в фарш последними 35 километрами против ветра мясо на ногах заставляет таки отказаться от этой мысли (и совершенно зря, как оказалось потом).

      Пять километров... Десять... Пятнадцать. Тщетно я ищу знак, который бы возвестил о том, что я въехал в Лозовской район: таковой знак, как ни странно, обнаруживается прямо там, где установлен въездной знак в сам город Лозовая. Через полкилометра начинается застройка, и там - снова с прицепа торгуют некрупными арбузами с местных полей. Цена удивила: 30 копеек за кило! Давно, ох давно не видел я таких цен! Можно только пожалеть, что я - на велосипеде, а не на машине с прицепом...

Лозовской район начинается аккурат на окраине самого города Лозовая

 

     Проезжаю город практически насквозь - нигде ни намека на указатели "Вокзал" или какие-нибудь подобные. Приходится останавливаться, и спрашивать дорогу у местных велосипедистов...

      - А езжайте до конца этой дороги - там, налево будет мост!

      Ага, это ж, поди, тот самый мост, что рухнул пар лет назад?.. И точно: дорога, по которой я еду, упирается в светофор; налево - круто поднимается дуга моста. Съезд к вокзалу оказывается самым парадоксальным образом прилеплен точно посередине этой самой дуги; спуск вниз - и я на вокзале. Вокзал в Лозовой - кто не знает - довольно интересный: стоит посреди путей. С одной стороны - "Азовская сторона", с другой - "Севастопольская", и пройти к знанию вокзала, соответственно, можно либо через пути, либо по  тому самому мосту.

      Вокзал явно свежеотремонтирован: всюду аккуратности, чистота, разноцветная тротуарная плитка. Вижу надпись "Пригородные кассы"; на дверях - таблика: "З велосипедами заборонено!!!" И при этом - НИГДЕ, НИ ОДНОГО ни столбика, ни решетки, ни перил, ни скамейки (я уж не говорю о велопарковке!), к которм можно было б пристегнуть таки же недешевого "коня"! Воистину - слава, слава великая тебе, о "пивдэнна зализныця"; тебе, и великомудрому руководству твоему!.. за неимением альтернатив, велосипед приходится прицеплять к воняющей жёванными окурками вокзальной мусорке. Пока я беру билеты - прибывает электричка из Харькова, которая через час, собственно, и отправится обратно. Со мною унутре.

Свежеотремонтированный вокзал в Лозовой. Точнее - в процессе. Слева - моя электричка, до отправления - около часа

 

      Загружаюсь, "паркуюсь", ужинаю. Тянет закемарить - а нельзя: это на Изюмской линии у меня - условный рефлекс на ст. Шебелинка, а тут-то я ни разу не ездил, так что Панютино, Герсеваново, Краснопавловка, Беляевка, Лихачово для меня - не более, как пустой звук: могу и проспать. Тем более, что остановки не объявляют. Точнее - делают вид, что объявляют, но из динамиков не  слышно ничего, кроме басовитого гудения фона переменного тока. Трогается электричка полупустой, но по дороге постепенно заполняется народом. На Краснопавловке - облава на зайцев: по перронам бегают менты, кого-то ловят, кого-то гоняют... Заодно - пропускаем там сразу два "скорых"; табличек с маршрутом сообщения прочитать не удается. На "Лихачово", где мне выходить - легкий аншлаг: выгружается вместе со мной полвагона. Женщины с баулами просят пропустить их вперед, так как им - бежать на автобус: собственно, а почему б и не пропустить? Мне ж на автобус не нужно... Правда - и педалить еще больше 32 километров.

      На перроне "отдохнувшие" ноги внезапно превращаются в батоны вареной колбасы: едут, конечно, но весьма неохотно. Хорошо еще, что от перекрестка со свежепостроенной церковью, и аж до самого низа Алексеевки - сплошной стабильный спуск: велосипед катится, по-сути, сам - подпедаливать приходится только для того, чтобы ехать чуть побыстрее, дабы едущим в попутном направлении местным веложителям не казалось бы смешным наличие на мне шлема, веломайки и велоштанов в обтяжечку и с памперсом... Ну - спуск-то ладно, а там же ж дальше, вроде, подъем, и некислый? Однако доехавши до подъема, с удивлением обнаруживаю, что ноги-то вполне "разработались", и крутят педали так, как будто я и не ездил никуда! Очень, очень-очень интересно! Выбравшись на гребень Алексеевского подъема, и вновь развив крейсерскую скорость в 29 км/ч, начинаю прикидывать, что если ехать напрямую, то дома на спидометре будет что-то около 188 километров... Как-то некругло. Решаю малось "накружить", чтоб, стало быть, таки перейти Рубикон 200-километровой дистанции.

      Едется вполне здорово. Вспоминаю, что где-то в этом месте на карте обозначен родник в балке... Вроде - вот и дорога в том направлении; может - жив родничок? Поворачиваю на грунтовку... которая, как оказалось, ведет не к роднику, а к "ёлке" газовой скважины. Что ж: новые времена - новые приоритеты, блин! Родник должен быть буквально в 300 метрах от скважины - и вон он, там, похоже, и есть: растет старая верба, чуть дальше - начинается стена камыша... Но чавкать полкилометра пехом по дикому полю, усеянному злыми колючками и кусачками - как-то не улыбается... А тропинки туда, похоже, нет: современному человеку какие-то родники неинтересны.

      На оконечном участке меня, натужно рыча и постреливая карбюратором, обгоняет старый "Ижак" с коляской. У меня - 30 км/ч, у "Ижака" - дай боже, чтоб было 40... Но, понятно, этого хватает, чтобы меня обогнать, и постепенно скрыться за поворотом... Спуск... Еще один спуск - на сей раз с убитой дорогой... И, наконец - самый коронный: затяжной спуск к селу Копанка, на котором мне знакома каждая ямка - можно и придавить... Ан фик там: посреди спуска маячит все тот же "Ижак", на скорости 25 км/ч ползущий на тормозах... обогнать? Да ну его к лешему! Притормаживаю, дожидаюсь, пока мотоцикл не завершит спуск и снова не наберет крейсерскую скорость...

      Собственно - вот и все: я - дома. На одометре - 204 километра, средняя - 22,2 км/ч. Маршрут - пусть и не запредельно интересный, но и ничем не хуже остальных.

________________________________________________________

 

 

________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

Оцените статью:

Перепост:

Статья понравилась: Миша, Spec, vpolet, Nikso, Andzhei, Саныч, -=Dennis=-, SVV, Димчик, Summerk1d, MingTian, yadder, КоSтя, sens, clipoi, Alexander Serokurov,

Статья не понравилась: Таких нет


Комментарии

Комментировать в форуме...

Саныч

Саныч

Класс!!! :smile:

16.08.2012 01:41
mocrosoft

mocrosoft

Саныч писал(а):
Класс!!!

Жаль - так и не удалось нигде покупаться, да раков половить. :)

16.08.2012 01:51
-=Dennis=-

-=Dennis=-

Отличный слог и фотки супер! :good:

Только подписи к фоткам совсем ма-а-аленькие нечитабельные :sad:

16.08.2012 01:57
mocrosoft

mocrosoft

-=Dennis=- писал(а):
Только подписи к фоткам совсем ма-а-аленькие нечитабельные

Добре, сделаю 9-м шрифтом.

Вот, кстати, трек - от Братского Озера до вокзала в Лозовой: может, кому будет интересно?
plt-шник.

16.08.2012 02:01
vpolet

vpolet

Спасибо за отчёт. А речушек действительно жалко. Может нам всё-таки повезёт не превратиться в Сахару...

16.08.2012 14:32
mocrosoft

mocrosoft

vpolet писал(а):
Спасибо за отчёт. А речушек действительно жалко. Может нам всё-таки повезёт не превратиться в Сахару...

На лугу около Протопоповки попересыхали целые озера-старицы. Хутор явно на берегу; растет тростник, множество мостков (видимо - для рыбалки) - а воды нет, голое дно - куры пасутся.

16.08.2012 14:41
vpolet

vpolet

В этом году очень сухо + началась жара ещё в апреле - вот и результат. В районе Эсхара некоторые старицы тоже подзасохли.

16.08.2012 15:01
Skavron

Skavron

ай ай ай ... этож какой хороший этнозаезд получился. Всегда любил поездить по самым обыкновенным селам и небольшим городам, есть в них какая-то своя провинциальная прелесть. А запах скошенных полей...вобщем молодЭць )))

16.08.2012 21:19
Natali

Natali

Хорошо катнул!

16.08.2012 22:02
mocrosoft

mocrosoft

Skavron писал(а):
А запах скошенных полей...вобщем молодЭць )))

Еще - ночевать на сеновале здорово :)
Но то - отдельная песня ;)

Natali писал(а):
Хорошо катнул!


Да, самому понравилось :)

16.08.2012 23:28
Glock

Glock

\"За Гавриловкой - интересный феномен: моя дорога, которая обозначена, как главная, пересекает нечто асфальтированное, почти вдвое ее шире, низбегающее с титанического моста над железной дорогой... Ведет это дело, судя по карте, из одного села в другое, а судя по реальности - почти никто, похоже, этой дорогой и не пользуется\" -Это дорога вдоль бывшего канала, Канальская (в трубах) от с. Тихополье (трасса Изюм-Лозовая) до трассы Дружковка-Доброполье, кстати канал успешно уничтожен путем выкапывания всего железного при готовности сооружения в 95%

17.08.2012 09:30
mocrosoft

mocrosoft

Glock писал(а):
кстати канал успешно уничтожен путем выкапывания всего жележного при готовности сооружения в 95%

Ну - выкапывать-то у нас теперь хорошо умеют.
В прошлом году, вон, закончили разрушать водопровод от Донца до Первомайска.
Опять же - лет 20, наверное, строили газопровод в одно село тут. И, вроде как, построили - уже в этом веке, были победные реляции о газификации еще одного села района... А вчера, смотрю - трубы-то потихоньку выкапывают, режут и куда-то вывозят.

17.08.2012 09:35
yadder

yadder

Браво.отчет потрясающий. Очень интересно.

20.08.2012 13:22
mocrosoft

mocrosoft

Спасибо!

20.08.2012 13:32
Paul121

Paul121

Спасибо за интересно написанный отчет! Очень приятно было читать!

21.08.2012 20:24
mocrosoft

mocrosoft

Paul121
Спасибо, очень приятно, когда твои потуги побороть собственное косноязычие кому-то доставляют удовольствие!

21.08.2012 21:19
Yegor odyssey

Yegor odyssey

Спасибо за отчет.Вспомнилось детство-мы те местами на машине каждый год проезжали когда ездили из Дружковки в Краснопавловку и попутно посещая сельмаги и магазины в Лозовой.То непонятное сооружение в Барвенково мне по виду напоминает бювет.А скоростной поезд там действительно проходит Донецк-Харьков,только не Хюндай а Шкода.

02.09.2012 00:38

Nbv79

Хороший отчет. Хорошие у Вас и воспоминания останутся. Я из Балаклеи, но начальника автобазы тоже не знаю. А зачем? Мы ж на двух велосмпедных колесах перемещаемся!

22.03.2013 20:35
mocrosoft

mocrosoft

Yegor odyssey писал(а):
То непонятное сооружение в Барвенково мне по виду напоминает бювет.

Очень похоже на то - по центру как раз что-то вроде питьевого фонтанчика и наблюдается.
Когда-то их много было по стране - на станции Шебелинка, например, такой исчез окончательно только в самой разгул "перестройки", под самый шабаш.

08.09.2016 15:43