Изюмская лука (2 попытка)

• 09.06.2013 20:16

Пеший поход на Изюмскую луку я делал еще в прошлом году. Тогда мы двигались против течения, начиная с Изюма. Полностью маршрут в прошлом году мы пройти так и не смогли: сошли в Протопоповке, а после пошли по другому берегу Донца до мелового утеса на берегу Чепеля, и закончили в самом селе Чепель, где сели на автобус. Сойти пришлось в виду того, что примерно треть группы оказалась не состоянии продолжить маршрут после второго дня: сказалась усталость и неготовность к 25-километровым (или чуть больше) переходам за день. Хотя и предупреждал – маршрут тяжелый.

В этом году захотелось повторить маршрут, точнее пройти его. Идти решил уже по течению Донца, начиная с Красного Донца. Маршрут, как и в прошлый раз, рассчитывался на 4 дня (три ночи).

Добирались туда и назад обычными электричками. Вещей брали по минимуму (по крайней мере, я рассчитывал на это), с тем расчетом, чтобы максимально облегчить вес и делать максимально продолжительные переходы.

Однако одно дело предполагать, другое – что окажется в реале.

В реале – поход оказался очень тяжелым, как и в плане маршрута (это то я предполагал и так), так и в плане продвижения по маршруту. Сложность маршрута заключается в его протяженности: четыре ходовых дня довольно напряженного темпа, малое количество родников, редкость жилья, отсутствие дорог, песчаный грунт на некоторых участках, заболоченность отдельных мест, отсутствие дороги вдоль Донца. С другой стороны маршрут и интересен исходя из малонаселенности.

Также тяжело было в плане участников группы (при этом я уже знал почти всех участников, кроме одного). Не смотря на то, что большинство участников имело довольно немаленький походный опыт, с группой было очень тяжело, причем как во время движения, так и на привалах (на ночевках особенно).

Началось с того, что у многих были перегружены рюки (а вещи то брали всего на четыре дня). На ночевках было еще хуже: половина участников решила, что обычные хлопоты по готовке пищи и поддержанию костра их не касается, ладно, можно было сказать, что кто-то устал и лежит, пока я таскаю дрова, но после – не проконтролируешь, не гаркнешь на кого-то что надо что-то делать, никто и не почешится, даже дров в костер для чая могут не подкинуть, не говоря уже о том, чтобы самостоятельно определять, кому что помочь. В результате я уже за первые пару дней замахался, получается что либо все делать самому (кормя чуть ли не с ложечки великовозрастных «походничников», либо ходить следом за ними, водя их за ручку и указывая что кому делать: кому помогать девушкам картошку чистить, кому перенести «стол» в тень, кому дрова в костер подкинуть). При этом находилась отмазка: а мне никто не говорил, что надо делать, вот я сижу и играю на дудке, бросаю топор в дерево, наблюдаю за природой и т.д. А казалось бы взрослые люди, самостоятельные, уже не раз ходившие в поход…

Начинать с дежурствами в середине похода, причем с пятью участниками было как-то не особо (да и не люблю я дежурства, раньше вопросы решались и так). Одним словом, приходилось в походе полагаться только на двух девушек по вопросам обустройства лагеря и готовке завтрака/ужина.

Естественно, данная ситуация не могла не вызывать постоянные конфликты в походе, что не способствовало поднятию настроения и быстрому продвижению по маршруту.

Как итог придется мне, как организатору что-то решать при следующих многодневках: либо водить драконовские меры и дежурства, либо более строго подходить к подбору участников походов (с учетом данного похода). Одним словом, отрицательный опыт тоже опыт, причем учит он намного лучше и намного больше, чем положительный.

Кстати, в прошлый поход по Изюмской луке была схожая ситуация (но там процент новичков был меньше).

Не спорю, это «лирическое» отступление некоторым участникам может и не понравится, но что ж делать, такова действительность (по крайней мере, мой взгляд, как организатора, на ситуацию в данном походе).

Теперь, наконец-то о самом походе

День 1 (9 мая 2013)

Выехали мы с Левады на обычной электричке, которая, на удивление, была довольно пуста.

Проехали до з.п. 360 км, оттуда по дороге пешком на Червонный Донец.

Оттуда по дороге и вдоль Донца до Левковки.

Оттуда уже вдоль берега до Ивановки

Вся наша небольшая группа

Это перекаты между Левковкой и Ивановкой. До порогов им далековато (все же все камни под водой, тем не менее, во многих местах мелко и сильное течение.

Ивановка расположена на возвышенности. В этих местах рельеф довольно холмистый, кое-где видны меловые выходы

Вот такой вот позитивный забор в Ивановке

Церковь в Ивановке

Ивановка была последним населенным пунктом на следующие пару дней.

Видны даже вот такие валуны (повымывало Донцом).

Отойдя от Ивановки на несколько км, набрав попутно воду в роднике, решили уже останавливаться на ночевке, почти в том же месте, где я и планировал.

Место было неплохое, хотя туда был подъезд на авто, так что следов от кострищ было предостаточно, также как и мест под палатку и выходов к реке. Дров было более чем достаточно.

Итого за день прошли 17 км

День 2 (10 мая 2013)

Утро началось с того, что я услышал, как возле лагеря кто-то ходит, оказалось – аист, пока я бегал в палатку за фотоаппаратом – он успел перелететь на другой берег.

После этого мы еще немного прошлись вдоль берега, пока была дорога.

Берег, преимущественно там обрывистый.

После этого мы свернули в лес, где нас уже поджидали комары

Затем вышли на потерявшуюся в лесу асфальтную дорогу между Изюмским и Рудневым.

Дорога сохранилась довольно неплохо, самое оно для велосипедных походов (те, кто любит асфальт). Для пешего же – сущее наказание. Лес довольно далеко от дороги, так что тени нет. Рядом с дорогой идти нельзя – песок. Да и часто встречаются широкие просеки уходящие в даль, по ним можно судить, что рельеф там довольно холмистый.

В само Руднево не заходили, не знаю, жилое ли оно, или, как и Изюмское – только остатки домов, свернули на грунтовку.

Вот тут и настало время для принципиального решения: то ли продолжать идти по дороге в сторону лесничества в Песковатом, срезая довольно большой угол; то ли пытаться выйти к слиянию рек Чепель и Донец к меловому утесу. На утесе я был еще в прошлом году (собственно, на этом прошлый поход и закончился), но какой берег с этой стороны Донца – я не знал. По карте там дорог не было и в помине, была надежда на тропинки, хотя, чем ближе мы шли к точке, тем становилось понятнее, что дорог к этму месту нет в принципе.

Продираться приходилось по жутким буреломам, где тучи комаров и крапива по пояс (а многие были в шортах, в том числе и я, лень было пристегивать штанины).

В общем, намучились мы порядком, жара, крапива и комар + тяжелый рюкзак – сочетание еще то. Не раз я уже пожалел о своей задумке продраться к меловому утесу с противоположного берега.

Места там вообще нехоженые, нет даже каких-то признаков присутствия человека или намека на тропу.

А по карте идти каких-то пару км.

С грехом пополам проломились мы через те заросли к берегу.

Какого же было наше разочарование, когда выяснилось, что из-за растительности утеса вообще не видно. Но делать нечего. Порасспрашивав у проплывающих мимо байдарочников, выяснили, что чуть дальше есть песчаная коса, на которой можно покупаться.

На ней и сделали привал с перекусом.

Я думал, что хоть вдоль Донца тут есть какая-нибудь тропинка, по которой можно будет нормально пройти.

Но признаки цивилизации на нашем берегу отсутствовали полностью. Это на том берегу нормальная дорога и куча пляжей, наш же берег – обрывистый и с буреломами.

После перекуса стало ясно, что от первоначального маршрута мы очень сильно отстаем, и что сегодня нагнать не получится, сильно много сил отняло лазание по буреломам, крапива и комары. Так что мне пришлось принимать решение становиться лагерем совсем не в том месте, где планировал. Еще на привале я прикинул место для стоянки – несколько лугов напротив Протопоповки, к ним и направились, поискать ровное место и хотя бы более-менее приемлемый спуск к реке.

Место нашли, поляна большая, спуск к реке, хоть и обрывисты, но все же есть, спуститься и подняться с котелком можно.

Там и решили становиться, тем более время близилось к ужину.

Дров там было много, даже не приходилось отходить далеко от лагеря, хотя и комаров хватало, особенно, если отойти под деревья.

Итого за день прошли 19 км, но какие это были 19 км…

День 3 (11 мая 2013)

Утром решил разведать дорогу дальше, вдоль берега.

Дороги не нашел, но нашел следы деятельности бобров: их тропинки и сгрызенные деревья.

Кстати, многие деревья, поваленные бобрами, так и не упали в реку, некоторые упали совсем в другую сторону (пару таких мы использовали под дрова – они уже были сухими).

Дальше идти вдоль берега не получалось, сплошные буреломы, а они нам надоели еще вчера.

Да и уже чувствовалась напряженность в группе, из-за причин, описанных вначале.

В общем, вернулись мы чуть назад, и вышли наконец-то на дорогу, песчаную

Идти по ней не намного легче, чем через буреломы, даже мне, в батинках было неудобно, тем же кто в низкой обуви – приходилось часто вытрушивать песок из кроссовок.

В лесу там довольно много вырубок – эти «пятна» заметны даже на гуглоснимках. Дорога там была, но с кучей зигзагов (их можно видеть на треке).

Идти приходилось по дороге, пару раз пытались срезать, но не получилось.

Не смотря на то, что грунт там песчаный, а проще говоря – песок везде, местность сильно заболоченная. Только чуть небольшая низинка – сразу болото, видно грунтовые воды совсем близко. Эти болотца можно легко определить по березам, растущим там, ну и по кваканью лягушек.

Одним словом шли по песку под палящим солнцем и слушали лягушек. Пару раз пришлось перебираться через полузатопленные участки дороги (тут я снова порадовался, что вышел на маршрут в ботинках).

Фотографий, к сожалению, не делал, да и местность там скучноватая – песок, елки…, елки, песок…, березняк, болото, лягушки, елки, песок… Так несколько часов.

После наконец-то вышли к лесничеству. Еще в прошлый раз, выяснил, что там есть родник, да и лесники были нормальные, разрешили набрать воду, разве что попросили не разжигать костры на их территории и не ночевать в хвойном лесу, зато показали куда идти (через подвесной мост).

Вот и в этот раз решили зайти к ним, набрать воду. Попали как раз на обед, пришлось несколько раз кричать (в открытые двери заходить не решился, вещи там личные их были). Лесники нам очень удивились, высыпали из помещения все. Сразу начались расспросы, кто такой, откуда и куда, чего ту делаю, почему один. Показав на своих друзей, объяснил, зачем тут, вкратце набросал маршрут. Месту нашей стоянки они очень удивились – типа там комаров много (я подтвердил это). Узнал, заодно и расписание автобусов от Червонного Шахтаря (я уже тогда понял, что группа дойти до Изюма вряд ли сможет).

Воду нам набрать разрешили, сказали не курить в лесу, я успокоил их, объяснив, что мы не курим.

Махнули нам рукой, в какую сторону идти (хотя дорогу я и так знал) мы распрощались с лесниками. Все-таки лесники у нас приветливые (уже не раз убеждался), не то, что крымские…

Перед Червонным Шахтарем очень большой луг, помню, когда в прошлом году шел в обратном направлении, я тут сильно блуканул с дорогами: от села по лугу расходились несколько дорог, но к сели из леса ведет одна.

Стоило мне посетовать, что этот поход по изюмским лесам не особо нас баловал живностью, как почти сразу увидели лисицу, убегающую от нас по лугу. А так за весь поход видели только еще зайца (еще в районе Ивановки), ну и аисты…

В прошлый раз было зверья поболе: кабаны, косули, зайцы, и что-то водоплавающее, убежавшее в камыши (то ли бобер, то ли выдра).

В Червонном Шахтаре народ добрался до магазинов: мороженое, пиво и все такое.

Посовещавшись с группой, окончательно решили прерывать тут свой маршрут. В принципе, теоретически, можно было постараться пройти весь маршрут, но это была бы гонка, такое многие в группе уже не выдержали.

Поэтому мы решили стоять на другом берегу Донца.

Под мостом тут тоже мелок, снова перекаты. Как раз попали на пару групп байдорочников, слышали их довольные крики – все же на Донце такое бывает не часто. Первые даже спрашивали, можно ли тут проплыть.

Стоять пришлось почти напротив деревни – идти дальше народ уже не захотел, поэтому ночь была не самой спокойной – народ шнырял местный туда-сюда на транспорте.

Кстати, уже ближе к вечеру, пошел купаться, мимо проплывала группа байдарочников. Пляж там мелкий, поэтому я стол по грудь в воде чуть ли не посередине реки. Так вот, меня узнали с проплывающей мимо байдарки. Кто это был, до сих пор не знаю (лицо абсолютно мне незнакомое). Узнали, как орга пешего похода с Харьковтуриста.

Остаток дня матрасили и отдыхали.

Итого за день прошли 22 км

День 4 (12 мая)

Поматрасили чуть на берегу Донца и в обед сели на автобус от Червоного Шахтаря до Изюма. Там на эльку до Харькова.

Собственно так наш четырехдневный поход за три дня и закончился.

Полностью Изюмскую луку снова не удалось пройти. Хорошо хоть в этот раз решил идти по течению, так что прошел тот кусок, который остался не разведанный в прошлый раз. Так что если совместить оба похода, можно сказать, что с лукой ознакомился. Местность получается, действительно, довольно сложная для пеших походов, так что третий раз уже точно не буду планировать проходить ее полностью, хотя, некоторые участки, пройти еще раз можно, взять тот же кусок от Изюма до Протопоповки, а оттуда к Чепелю… Может, если будет байда, пройду и на байдарке.

В отчете использованы мои фото (с логотипом) и фото Иры.

Трек похода можно скачать на сайте Terra touristica.

Трек прошлого похода по Изюмской луке

Более подробно нашей группе, походах, планах, можно почитать также на сайте Terra touristica, либо в группе вконтакте Terra touristica.

Изображение

Статья понравилась: Миша, nikalexey, Младён, TSAR, shibanov, SVV, macafee, Арсений, Старый_Изюмчанин, Dima Kapustyanskiy,

TSAR

А я собирался сплавиться в эти сб-вс на моторке от Савинцев до Изюма. Но на работе так устал, что в субботу просто не смог выехать посреди ночи. Пришлось сегодня кататься на острова на Печенежском вдхр. и детей на плюшке катать. :)

ПС.Ваш конечный пункт называется Червоный шахтар(там перекат под мостом) а не Червоный донец, с Ч.донца вы начинали. ;)

ППС.Очень жалко, что вы не подошли к пляжу за перекатом у меловой горы около Чепеля. :(
В конце-концов могли бы и перейти Донец по перекату(там мелко) к пляжу.
Вообще на Донце много мест , где можно перейти реку с берега на берег максимум по шею. Кстати, в Протопоповке можно(там где тросы старой паромной переправы натянуты через реку).

09.06.2013 23:22
TSAR

ПППС. Честно говоря, никогда не понимал, в чём смысл таскать с собой в походы кучу малознакомых и незнакомых людей? Скучно?

09.06.2013 23:26

TSAR писал(а):
В конце-концов могли бы и перейти Донец по перекату(там мелко) к пляжу.

перейти то самим можно, а вещи как?

да, ошибся

самому ходить скучно, да и небезопасно
к тому же тяжело: надо тянуть и костровое, и лагерь самому делать и т.п.

10.06.2013 09:58

nikalexey писал(а):
перейти то самим можно, а вещи как?

Да как - оставили на том берегу, по бырому скупнулись, на фоне горы пофоткались и назад.
Хотя имхо в месте переката там глубина меньше, чем по пояс. Только идти аккуратнее надо, чтобы течением не снесло. :)

10.06.2013 15:41

TSAR писал(а):

к тому времени уже так умотались, что не до этого было
к тому же по другим мелким местам Донца знаю, что там течение довольно сильное, там что перейти не так уж и легко

хотя, даже идея махнуть на тот берег никому не пришла в голову

10.06.2013 15:47

хотя, даже идея махнуть на тот берег никому не пришла в голову

Сразу видно - сухопутные турЫсты.... :D

10.06.2013 18:12

TSAR писал(а):
Сразу видно - сухопутные турЫсты....

конечно, хотя покупаться где - нашли

а по поводу сухопутных - посещают меня периодически мысли о покупки турбайдарки...
вел вот купил же в конце прошлого года: в этом году один велопоход уже организовал, второй вот скоро собираюсь делать

10.06.2013 18:21
Младён

Как много из описанного знакомо, все понятно - народ привыкает, когда есть кто-то, который берет на себя основную нагрузку по лагерю, а дальше "ни одно доброе дело не остается безнаказанным" :wink: Ну и формат "поход-разведка", это прямой путь к накоплению напряженности - без ляпов не получиться, а не все настроены на преодоление трудностей, ожидая приятное общение с природой. Уровень мотивации - это важный параметр в подборе участников для подобных "разведок".

nikalexey писал(а):
Изюмскую петлю с байдой ходили лет так.... хм, кажись 2007, а давно оказывается. Впечатления совсем другие, конечно, но пешка открывает больше, чем увидишь с воды. В общем, каждый формат имеет свои достоинства, это и так понятно. Сам не хожу пешек по области, так как не люблю комаров, а самое интересное у нас как раз так или иначе с ними связано.

А так, действительно, вполне оправдано было переправиться у Чепеля на другой берег, При этом такой уж надобности в плавсредствах вроде нет. Года три назад где-то была тема, где несколько раз давали подтверждения нормальной плавучести рюкзака в обычной дождевой накидке. Что-то сразу не получилось найти той темы или подходящих фото. А так, если вещи в рюкзаке упакованы в пакеты, то рюкзак можно завернуть даже в обычный мусорный пакет и спокойно переплыть с ним через спокойную речку, которой является Донец. Ну в крайнем случае если не первая, то вторая группа байдарочников перебросила бы ваши пожитки на другой берег.... Хотя так понимаю, было ведь желание разведать левый берег, потому мысли о переходе на другую сторону, наверное, особо и не возникали. :wink:

А так, получился все равно достойный и совсем не стандартный маршрутец. Молодцы! :wink:

11.06.2013 12:42

Младён писал(а):

ну у меня процентов 80 таких походов-разведок (теперь буду знать, как это называется)
повторно проходить маршруты уже не так интересно, только некоторые хочется пройти еще раз
к примеру, вот собираюсь на три дня в Гомольшаны, хотя уже был там трижды (один раз однодневкой, второй двухдневкой, третий раз на байде)
Младён писал(а):
ну пешим луку я уже посмотрел, но именно на луке Донца почти не видно
а вообще-то идея повторить маршрут на байдарке, пришла после того, как прокатился на веле по уже пройденному пешему маршруту (в прошлом году шел на Пасху пехом по Двуречанскому нац парку, в этом году снова на Пасху проехал там на веле). Впечатления сильно отличаются, вот и думаю, что надо еще там на байде поплавать
Младён писал(а):

рюки мочить как-то не особо хочется, да и едва ли у всех были вещи упакованы в пакетах
лично я на другом берегу уже был на прошлых майских
идея просить байдарочников была, Ира выдвинула эту идею, но байды все шли мимо нас груженые (это значит, нужно было разгружать байду, после в несколько заходов перевозить вещи, после снова загружать байду назад, едва ли кто-то бы согласился)
одним словом пошли и дальше пехом

спасибо

11.06.2013 13:15
дедок

А третья попытка будет?
Бог любит троицу.
Сколько времени в день у вас уходило на саму ходьбу?
:tourist:

11.06.2013 19:07

дедок писал(а):
А третья попытка будет?
Бог любит троицу.

пешком всю луку точно проходить не буду, уже писал же в отчете
дедок писал(а):
Сколько времени в день у вас уходило на саму ходьбу?
посмотрел по треку - получается в среднем в день около шести-семи часов (это за минусом обеденного привала - он час примерно, небольшие привалы по 5-10минут от общего времени не отнимал)

11.06.2013 21:49
SATKUR

nikalexey:

Quote:

- Большое спасибо за отчёт! С удовольствием читаю Ваши отчёты, а особенно про места в районе Червоного Донца. По поводу вышеописанной проблемы: Очень известный мудрец сказал: "Есть только один способ влиять на правительство - это быть правительством". Так вот, если хочешь быть по настоящему счастливым человеком в походе вдали от мест скопления людей - иди в поход ТОЛЬКО САМ. Попробуйте. Не нужно изобретать велосипед, и тратить время, всё уже проверено. Лучше всё же, учиться на чужих ошибках, точнее опыте. Удачи!

18.06.2013 02:08

Большое спасибо за отчёт
пожалуйста
Есть только один способ влиять на правительство - это быть правительством

вот поэтому я и сам выступаю организатором

одиночные походы не для меня - скучно, думаю, будет

18.06.2013 10:05
SATKUR

Quote:
одиночные походы не для меня - скучно, думаю, будет

- А Вы попробуйте. Всё самое интересное оно, как обычно, не лежит на поверхности, необходимо приложить усилия, чтобы добыть это. Есть очень многое стоящее внимания в походе, кроме как расстрачивать ценное время на бесполезное общение, общение это просто жвачка для ума, ничего ценного.

18.06.2013 21:30

тут уж каждому свое
мне больше нравится отдыхать в компании