Гомольшанские леса

• 01.06.2011 12:48

Поход в Гомольшанские леса назревал у меня уже довольно давно, еще в прошлом году. Немного затруднительно туда, конечно, добираться. Транспортом для пешеходного туриста тот район не особо "богат", разве что "раздувать" маршрут до 40 км, но и то, часть времени придется идти по дорогам. Можно было, в принципе, ехать балаклейским автобусом до Задонецкого, откуда всего 6 км до Коропово, но автобус выходит из Харькова в 9.00, что уже поздно. Поэтому было решено ехать до Змиева на утренней электричке, а там взять такси до Коропово (такси нам обошлось в 60 грн одна машина /на 6 человек две машины - итого 20 грн на человека/. Такси довезло нас прямо до моста к Кроповым, откуда собственно и начался наш поход.

Полюбовавшись видом на Северский Донец, который не испортили даже понастроенные там злачные увеселительные заведения, мы наконец-то вступили на территорию Гомольшанских лесов.

О чем нам и сообщили лесники, поджидающие посетителей сразу за мостом. О них меня вообще-то предупреждали еще раньше, когда я звонил в лесничество, уточняя маршрут, дабы не попадать на заповедные территории и пытаясь расспросить о возможности туда добраться (об этом в лесничестве мне так ничего путного не сказали).

Лесники оказались охочими до разговоров, видать с утра у них не много посетителей. Заплатив положенные пять гривен с человека за посещение лесов и получив чек и брошюрки про леса (брошюрки правда дали только девушкам),мы зашли в Коропово.

Первым пунктом нашего похода были развалины монастыря, находящиеся в самом селе. Об этих развалинах узнал из инета и было интересно, что там в селе за монастырь, тем более на Северском Донце. Найдя в инете координаты, пошли искать эти самые развалины, благо было хоть по пути. Монастырь по координатам сначала так и не удалось найти, поэтому решили воспользоваться старым проверенным способом – спрашивать у местных, которых, правда, еще надо было найти в 9 утра. Наконец-то найдя одного мужика около магазина и спросив у него про монастырь, на что получили неопределенный кивок – типа вам туда, за магазин. За магазином оказались некие остатки фундамента, чуть раскопанного из земли, чтобы хоть что-то было видно. А также стоял крест, указывающий, что именно здесь и находятся эти самые развалины.

Не особо впечатлившись историческим наследием, двинулись дальше. Следующей точкой была Козачья гора, путь к которой нашелся практически сразу.

Тропа на гору была облагороженная, в крутых местах состоящая из полуразвалившихся деревянных ступенек, по которым довольно легко можно было взойти наверх. По пути отклонений не было, так что до вершины добрались легко.

На вершине открывался потрясающий вид на Донец, который не портил даже шум и проносящиеся периодические водные мотоциклы.

Внизу был пляж, но спускаться мы туда не стали, хотя и спуск был довольно крутой

На вершине устроили небольшой привал, немного перекусив наслаждаясь видом на реку

Уже уходя с Казачьей встретили конкурирующую фирму - группу велосипедистов - их авангард на полминуты разминулся с нашим арьергардом (эту группу мы кстати обгоняли, когда ехали на такси в Коропово).  Так что пообщаться не получилось.

Долее мы решили не идти по дорогам - все-таки это совсем неинтересно. Поэтому найдя небольшую тропку, ведущую от Козачей дальше вдоль Донца, мы пошли по ней. Тропа была так себе, часто прерывалась и терялась в кустах и траве, поэтому вскоре нам пришлось идти сквозь лес напролом. И опять мы, как и в прошлый раз попали во всем уже полубившиеся болота вдоль берегов Донца.

Обойти их нам не удалось, так что решили, как обычно, идти вброд

Что в этот раз болото уже вызвало бурю энтузиазма у большинства участников.

Продравшись сквозь болота, вышли наконец-то к Донцу, где и решили скупнуться.

Водичка была просто замечательной.

По итогу выяснилось, что мы попали на некий полуостров, где к Донцу примыкает протока, через которую даже мы не рискнули перебираться, так как сделать это можно было только вплавь.

Посему нам пришлось возвращаться по своим же следам все через то же болото.

Обойдя это протоку, мы двинулись дальше по лесу, по какой-то старой, довольно сильно заросшей дороге, сопровождаемые целым роем комаров, которым, в принципе, не особо сильно мешали применяемые против них средства, примененные некоторыми участниками. Спасало лишь одно - движение.

Но лес со злыми комарами все-таки закончился и мы вышли к берегам реки Гомольша, недалеко от села Сухая Гомольша.

В само село решили не заходить, лишь сделали небольшой привал возле моста через Гомольшу. Река это относительно небольшая и почти полностью заросшая камышом, лишь возле моста была небольшая заводь с кувшинками

Отдохнув немного на мосту, нашли одного безбилетного пассажира - впившегося одному из участников группы клеща, которого и вытащили имеющимися подручными средствами, а именно ключом, каким-то спиртом (средство от укуса комаров) и волосом

Клещ особо не упорствовал, вылез минут через пять-семь.

Спрятав клеща в рюкзак (видимо для того, чтобы позднее дома ему по настоящему люто отомстить), мы двинулись вдоль кромки леса по направлению к Великой Гомольше. Справа были Гомольшанские леса, слева - река Гомольша.

По дороге периодически встреча различную живность

которая вызывала переполох у некоторых из участников похода.

Хотя на фотке - медянка, практически не опасная для человека. Как мне после объяснили по скайпу - если не совать ей пальцы в рот, ничего типа не случится (с кем это я хожу по лесу - они уже собираются змеям пальцы р рот засовывать, скоро, наслушавшись рассказов от Беара Гриллса - они их еще и живьем есть начнут? мне уже страшно с такими людьми бывать в глухом лесу).

Долее по дороге встретили еще одну группу велосипедистов, узнававших направление на Харьков. Сказав, что они едут правильно и рано или поздно все-таки доберутся до города (все-таки ведь земля круглая) мы пошли дальше.

Очередной привал устроили возле озерца в конце Добрицкого яра. В озерце купаться не захотели, не совсем уж подходила для этого. Тем не менее в озере было очень много головастиков, питающихся на мелководье. Эти головастики набрасывались на все, что кидали им в воду - хлеб, крекеры (даже гриб с дерева).

Так наблюдая за головастиками народ медитировал часа пол и мне стоило немалого труда и усилий поднять их наконец-то с привала и двинуться дальше в путь (фото головастиков так никто и не сделал).

Страницы: 12

Статья понравилась: nikalexey, SVV, macafee, бегемот, zakatay,

nikalexey писал(а):
Хотя на фотке - медянка, практически не опасная для человека.

На фото - веретенница ломкая, существо ещё более безобидное, чем медянка. :smile:

01.06.2011 17:54

Sergei писал(а):
На фото - веретенница ломкая, существо ещё более безобидное, чем медянка.
спасибо за пояснения
все-равно, лучше подождать, дав ей возможность самой уползти
тем более что на громкое топанье ногами по земле она среагировала соответственно - поспешила уползти в кусті

01.06.2011 17:59

все-равно, лучше подождать, дав ей возможность самой уползти

а я бы не стал ждать, я бы постарался сделать фото крупным планом :foto:
еще бы и сам за ней в кусты полез бы :oops:

01.06.2011 18:03

Sergei писал(а):
я бы постарался сделать фото крупным планом

я змей не особо люблю
да и к тому же фотик в последнее время барахлит (все никак не могу дойти в ремонт отдать), так что в приближении и движущиеся объекты фотографирует совсем плохо
Sergei писал(а):
еще бы и сам за ней в кусты полез бы
меня тут и так журили, за то, что хожу не по дорогам, гнездо сломать чье-то смогу
представляю реакцию, если бы я полез в кусты за змеей
да и вообще - я лучше черепашку после пофоткал - она для меня интереснее

01.06.2011 18:09
mocrosoft

Черепахи у нас - дело обычное.
А вот безногая ящерица - достаточно редкое явление :)

01.06.2011 19:12

mocrosoft писал(а):
Черепахи у нас - дело обычное.
А вот безногая ящерица - достаточно редкое явление
странно
мы наоборот встретили всего одну черепаху
а вот подобных змей-ящериц как минимум раза три

01.06.2011 20:11
Nikso

уходя с Казачьей встретили конкурирующую фирму - группу велосипедистов

Это были мы))) viewtopic.php?f=17&t=41348

01.06.2011 20:13

Nikso писал(а):
Это были мы)))
буквально на полминуты на Казачьей разминулись
уже не первый раз такое - размещаю отчет - а после кто-то из велосипедистов пишет - видели вас, проезжали мимо

01.06.2011 20:23
Александр_в_лес

\"P.S. В течении похода мы не наступили ни на одно гнездо, ни причинили никакого ущерба дикой природе, хоть и ходили не по дорогам.\"

Откуда такая уверенность?

01.06.2011 23:11

Александр_в_лес писал(а):
Откуда такая уверенность?

по поводу гнезда? если бы наступили - обувь была бы в битых яйцах, что едва ли можно не заметить

01.06.2011 23:17
Александр_в_лес

три шага по траве, и обувь чистая. Тем более это не куриные яйца, а намного-намного меньшие по размеру. Кроме того, там могут быть птенцы.

Nikalexey, вы не хотите осознавать очевидные вещи, шансы наступить на гнездо в траве и кустах есть и достаочно высокие. Причем наступить и даже не заметить этого.

01.06.2011 23:34
nikalexey

Александр_в_лес Вам бы стоит сначала хоть попробовать, что значит оттереть белок от одежды или обуви, тем более в жару

Александр_в_лес писал(а):
вы не хотите осознавать очевидные вещи, шансы наступить на гнездо в траве и кустах есть и достаточно высокие
возьмите учебник по зоологии и почитайте внимательно места гнездования птиц, ту траву в которой они предпочитают селиться (высоту и густоту) и по которой ходим мы
то же касается и кустов
прежде чем что-то доказывать, стоит ознакомиться с темой дискусии

01.06.2011 23:40
Александр_в_лес

Учебники нынче не в почете. Есть интернет. http://fotki.yandex.ru/users/petr-vorot ... 931?page=0

Заметишь в траве?

02.06.2011 21:21

Adilur

Предлагаю Александру обсудить влияние туристов, велосипедистов, мотоциклистов и байдарочников на флору и фауну в другой теме.

02.06.2011 23:40
SATKUR

Спасибо, интересно было посмотреть места во время вашего путешествия.

03.06.2011 01:23
nikalexey

Adilur - человек просто никого не хочет слышать
SATKUR - да, места отличные, планирую туда еще вернуться,только чуть по другому маршруту уже, а за "спасибо" - спасибо

03.06.2011 09:46
morozov_dimon

Отличный отчёт. Я вот тоже собираюсь в те места. Только хочу ломануться тупо через весь лес, от Беспаловки до Казачьей горы. Интересно, так уже кто нибудь ходил?

06.06.2011 13:15

morozov_dimon писал(а):
Только хочу ломануться тупо через весь лес, от Беспаловки до Казачьей горы.
тогда, судя по схеме на сайте Гомольшанских лесов, маршрут будет пролегать через заповедные территории
Изображение

06.06.2011 13:36

nikalexey писал(а):

Во блин... Не находил я такой схемы. Но насколько я знаю, в заповеднике нельзя палатки ставить и костры жечь, гулять то можно.

06.06.2011 13:47
Sergei

Просто через лес не особо интересно. Без сильного рельефа лес довольно скучный. Мне больше нравится чередование леса с лугами, берегами водоёмов, и т.п.
От Гайдар до Вел. Гомольши через добрицкий яр когда-то на велосипеде проехал - ничего особенного, просто чередование леса и вырубок. Яр я пересек поперек, практически не задержался, возможно в нем поинтересней будет. Из тех частей этого леса, где я был, мне больше всего нравятся северный край леса (в том числе окрестности иськова яра), вдоль Донца, и вдоль Гомольши. Собственно, в этом отчете большая часть этого пройдена.

06.06.2011 13:54

morozov_dimon писал(а):
Не находил я такой схемы.

схема есть на сайте http://gomilsha.org.ua/
с того же сайта
Quote:
Нагадуємо, що національний природний парк Гомільшанські ліси є природоохоронною територією. Це означає, що не усі ділянки відкриті для відвідування відпочиваючими. Пропонуємо вам в першу чергу ознайомитись зі схемою районування Парку.

можно, конечно, связать с лесниками - переговорить (координаты есть также на сайте)
я перед поездкой звонил, разговаривал, сказали что по моему маршруту заповедных территорий нет

06.06.2011 13:54

Sergei писал(а):
Собственно, в этом отчете большая часть этого пройдена.
собственно, мы не полазили только по оврагам
хотя лично бы я - не отказался

06.06.2011 13:56
Sergei

не вижу причин, чтобы не погулять пешком там, где ездят лесовозы (заповедная территория). Когда последний раз там был, никакие границы на местности отмечены не были и не охранялись.

06.06.2011 13:58

Sergei писал(а):

Вот и я думаю что по периметру заповедной территории врят ли колючая проволока будет :smile:

06.06.2011 14:37

ограждения едва ли будут
просто надо самому знать, что находишься на заповедной территории и вести себя соответствующим образом
хотя, мне говорили, что и патрули типа иногда ходят, но за время моего пребывания там, кроме двух лесников, взимающих плату за нахождение в Гомольшанских лесах никого не видел. А плату взимают сразу при пересечении моста в Коропово

06.06.2011 14:40

morozov_dimon писал(а):
...А плату взимают сразу при пересечении моста в Коропово

Это могут быть и какие-то левые "платовзиматели". А если я через мост не в лес иду/еду, а в само Коропово?.. С аборигенов тоже взимают? И т.п.

06.06.2011 14:45

mocrosoft писал(а):
Это могут быть и какие-то левые "платовзиматели".
люди в форме, берут пять гривен, дают чек (у них кассовый аппарат есть)
А если я через мост не в лес иду/еду, а в само Коропово?
само Коропово тоже находиться на территории лесов
mocrosoft писал(а):
С аборигенов тоже взимают?
думаю нет
также не взимают плату, кто оплатил многодневное пребывание и просто по каким-либо причинам выходил за пределы Гомольшанских

06.06.2011 14:51
mocrosoft

Понятно. Новшество, однако. В прошлом году на том мосту никаких людей в форме не было - висела только табличка с предупреждением о платности посещений в начале тропинки-лесенки на Казачью гору.
Эдак додумаются и с других сторон капусту рубить, причем "блок-посты" поставят (а чё мелочиться?) прямо в Бишкине, Пасеках, на повороте на Гайдары, и т.п. :(

06.06.2011 14:54

mocrosoft писал(а):
в этом году возле Казачки табличек уже вроде нету
а за плату меня предупреждали, когда я звонил в лесничество
как я уже писал, нам даже несколько брошюрок дали о Гомольшанских лесах

06.06.2011 14:57
mocrosoft

В прошлом году на берегу Донца прямо около моста Задонецкое - Змиев (там, где гандэлык построили) стоял шлагбаум, будка и люди в форме под вывеской "Гомольшанский лес, посещение платное и т.п."). В других местах таблички видел (около Сухой Гомольши, около Великой Гомольши, в Коропово, в Гайдарах), но кому и где платить - нет. Хотя о том, что денюжку берут - слышал, и уже давно.

06.06.2011 15:03
morozov_dimon

Да я и не парюсь особенно, 5 грн. можно и заплатить. Хотя сильно сомневаюсь что кого нибудь встретим.

nikalexey писал(а):

Ну эт без базара. У нас в группе "неспокойных" нет. Все к природе относятся трепетно.

06.06.2011 15:14

mocrosoft писал(а):
Ни возле сухой Гомольши (мы дошли до моста через Гомольшу) ни возле Великой Гомольши никого не встречали и табличек о плате не видели (хотя возле Великой висела табличка о том, что начинаются Гомольшанские леса)
да и плата в 5 гривен имхо чисто символическая, поэтому мы без лишних разговоров оплатили лесникам при входе

06.06.2011 15:16

morozov_dimon писал(а):
Хотя сильно сомневаюсь что кого нибудь встретим.
особенно в выходные, да еще летом по такой жаре :D

06.06.2011 15:17

nikalexey писал(а):
... и табличек о плате не видели (хотя возле Великой висела табличка о том, что начинаются Гомольшанские леса)...

Значит - пустили на растопку :) За мостом около Сухой Гомольши таблички висели на повороте налево. А со стороны Великой - на въезде с луга. Хотя ближе к осени - припоминаю! - таки от Великой Гомольши висела уже только одна табличка, а вторая валялась под дубом.

06.06.2011 15:22

mocrosoft писал(а):
За мостом около Сухой Гомольши таблички висели на повороте налево.

ну мы дошли только до самого моста (если идти от Коропово), к Сухой не подходили, так как решили, что там ничего интересного нету

значится заросла травой уже :D

06.06.2011 15:29

nikalexey писал(а):

Сразу за мостом можно глянуть на редкость для наших краев - небольшую рощицу из лиственниц.
Особенно эффектно смотрится осенью, когда иголки на них становятся огненно-рыжими.
Ну и если подняться на бугор к селу - оттуда открывается красивый вид на Гомольшу, луга, лес :)

06.06.2011 15:33

в следующий раз, может и заглянем
вообще-то маршрут очень понравился, планирую его еще повторить

06.06.2011 15:35

в следующий раз, может и заглянем
вообще-то маршрут очень понравился, планирую его еще повторить

Кстати, а в еловый лесок заходили? Это почти рядом с тем перекрестком, что сразу за мостиком, если идти по грунтовке на В. Гомольшу - справа от нее, метрах в 100?
Тоже весьма примечательное место, совершенно непохожее ни на какой другой лес (ёлки, в отличие от сосен - редкость у нас. В лесу, не в городе ;)). Не хотел бы я заблудиться в таком БОЛЬШОМ лесу: на психику давит изрядно.

06.06.2011 15:42

не заходили, что-то даже не приметили такого леса

06.06.2011 15:44

не заходили, что-то даже не приметили такого леса

По ёлкам вечером скину координаты. С дороги их можно увидеть, если хорошенько присмотреться. :)

06.06.2011 15:54

mocrosoft писал(а):
По ёлкам вечером скину координаты.
буду признателен, на следующий раз будет что еще нового посмотреть

06.06.2011 15:57
mocrosoft

Вот, оказывается, у меня тот трек в телефоне остался:

N 49°33'34.08
E 36°20'23.44

Это ближайшая к дороге точка этого елового "клина".
Там с полгектара, может, ёлок этих - не больше, к сожалению.

06.06.2011 16:04

спасибо

22.08.2011 09:17

chus_sla

И я свои 5 копеек в плюсы...

Не только фото, а главное люди и рассказ.

11.02.2012 00:14

chus_sla писал(а):
И я свои 5 копеек в плюсы...
Не только фото, а главное люди и рассказ.