menu

1000 и 100 километров по Восточной Турции

Pasha

Pasha

  • 25.07.2011 17:06
  • Просмотров: 14642

Отчет о велопоходе по Восточной Турции по маршруту Ардешен - Айдер - Ардешен - Артвин - Ардануч - Гёле - Карс - Ани - Тузулджа - Игдыр - Догубаязит - Диядин - Догубаязит - Чалдыран - Эрджиш - Ахлат - кратер Немрут - Татван.

Поход проходил с 8  по 23 июня 2011 года.

Участники (слева направо):

Ассуиров Павел (Pasha)

Протас Евгений (Жека)

Белогуб Александр (АВ)

  Once upon a time... ой... то есть Bir varmış, bir yokmuş... решили мы как-то покататься на велосипедах по Восточной Турции, увидеть просторы древнего царства Урарту, посмотреть на белоснежную вершину Арарата и искупаться в бирюзовых водах озера Ван...

  После долгих обдумываний маршрута, просчитывания вариантов доставки и прочих подготовительных процедур, наконец-то свершилось!

  Было принято решение добираться самолетами (Харьков – Стамбул - Трабзон). Был также в рассмотрении вариант добираться поездом до Сочи, а затем паромом, но этот вариант мы не приняли из-за большей длительности и нечеткого расписания паромов.

  Велосипеды упаковывали еще дома, у меня на это ушло наверное часа три, так как было множество вариантов. Снимали заднее и переднее колесо, руль и задний переключатель вместе с петухом. Все детали тщательно привязывали к раме, под трущиеся детали подкладывали строительную пенку (30 грн. метр в Мандривныке). Сложенные таким образом велосипеды упаковывали в веломешки и в таком виде сдавали в багаж. При взятии билетов мы предупредили туроператора, что собираемся везти велосипеды. Однако при регистрации у работников аэропорта возникли вопросы по поводу велосипедов, но все вопросы были быстро решены представителем Pegasus, мы оплатили положенные 50$ за каждый велосипед и зарегистрировались на рейс.

В 3-15 ночи 8-го июня мы успешно взлетели уже привычной "летающей маршруткой" Pegasus из Харькова и приземлились в 5-20  в Стамбуле. Сразуже после выхода из терминала мы попали к стойке для транзитных пассажиров,  где нам выдали посадочные талоны на следующий рейс. Далее мы по привычному маршруту купили визы, прошли паспортный контроль, поменяли деньги, и отправились в зал ожидания местных авиарейсов ожидать наш следующийсамолет, в Трабзон.

Восход солнца в Стамбуле.

В ожидании рейса на Трабзон. Аэропорт Sabiha Gökçen.

 

  Тут было интересно наблюдать пассажиров местных авиалиний. Контингент сильно отличался от пассажиров, летящих из Харькова в Стамбул. Пассажиры харьковского рейса всегда выглядят напыщенно, с надменно-презрительным взглядом, будто каждый из летящих - VIPперсона. Здесь же был простой народ: дедушки, бабушки, мамы с детьми, просто одетые, без пафоса, они просто пользуются авиатранспортом, тут это привычно и нормально.

  В 8-20 мы вылетели местным рейсом той же авиакомпании (Pegasus) в Трабзон. Все время меня волновал вопрос: как же там наши велосипеды, не потеряют ли их в суматохе, не кинут ли их на бетонный пол...? А в это время за иллюминатором проплывали заснеженные вершины Понтийских гор, маленькие деревушки и города черноморского побережья Турции.

  Аэропорт в Трабзоне находится прямо на берегу моря (ну да, единственная ровная площадка здесь - это пляж), поэтому приземлялись очень красиво, в окружении гор и моря. Выходя из самолета, мы увидели как на тележках поехали и наши велосипеды с рюкзаками (фухх! по-крайней мере их не забыли!), но на транспортере мы их так и не обнаружили. оказалось, что вещи транзитных пассажиров получают в другом зале. Получив рюкзаки и байки, мы принялись осматривать характер и степень повреждений, полученных нашими байками при перевозке. У меня отвалился один из флягодержателей, у АВ немного растянулась оболочка тросика заднего переключателя. У Жеки все ок. Примерно за час мы собрали велосипеды, одели велотуфли и каски и в 11-30 отправились в тропическую жару Трабзона в сторону автовокзала (3 километра на запад от аэропорта). Сразу же нас захватил бурный водоворот восточного дорожного движения: постоянно сигналы автомобилей, сверхзвуковые скорости, подрезки и прочая автомобильная вежливость. На автовокзале представлено несколько автобусных компаний. Мы подошли в первую попавшуюся, спросили автобус на Ардешен, и нас тутже вручили пробегавшему мимо водителю. Водитель со стюардом были несколько озадачены тем, что мы собираемся ехать с велосипедами, но когда мы объяснили, что колеса у нас снимаются и рюкзаки мы тоже снимем, все проблемы просто испарились. Автобус, в который мы грузились по размерам чуть больше нашего "Богдана" (midi-bus), сзади есть багажное отделение и по бокам внизу тоже есть полочки для багажа. Велосипеды без передних колес прекрасно влезли в задний багажник, а рюкзаки поместились на нижние полочки вместе с колесами. Самое приятное было, что погрузкой наших вещей занимались лично водитель и стюард, одетые в белоснежные рубашечки и все это делалось с улыбкой и в атмосфере доброжелательности. За проезд с байками с нас троих взяли 36 лир (1 лира = 4,74 грн.), до Ардешена ехать около 130 км (кстати наш автобус оказывается ехал в Грузию, его маршрут Трабзон – Ризе – Хопа - Батуми). Дорога вдоль побережья Черного моря ровная, без подъемов, асфальт почти идеального качества.

  Высадились мы в Ардешене на повороте в селение Чамлыхемшин. В ту же сторону были указатели на природный парк Качкар и селение Айдер. В Чамлыхемшин нас уводила дорога отличного качества вдоль бурной речки Фертина.

Дорога в Чамлыхемшин/Айдер.

Рододендроны.

  От дороги вверх уходят склоны неимоверной крутизны, и на этих склонах растут чайные плантации. А любое мало-мальски ровное место было занято либо домиком, либо фундуковым садом. Так что ситуация с ночевками в этих местах затруднительная. Остановились мы в небольшой рощице между дорогой и речкой, как говорится, в тесноте, да не в обиде, ве-дь после бессонной ночи и двух перелетов ужасно хотелось спать! 

На следующий день мы доехали до поселка Айдер, где нас в первый и последний раз остановили жандармы. Они совершенно не говорили по-английски, но по жестам мы догадались, что следует предъявить документы. После проверки документов жандармы нашли "переводчика", который более-менее сносно знал английский. Через него мы объяснили представителям властей, что хотим перейти через перевал Северный Булут и спуститься в сторону Юсуфели. Жандармы показали на наши байки и дали понять, что перевал очень сложный и мы не пройдем, но мы их уговорили, что мы мега крутые перцы и нам море по колено :). После этого они поинтересовались, есть ли у нас навигация, мы им предъявили нашего тритончега (MagellanTriton1500) и нас отпустили с наилучшими пожеланиями :). 

В Айдере.

От Айдера мы поднимались по грунтовой дорожке, неплохо спланированной, так что можно было почти до самого верха ехать. Ночевали на высоте 2017 метров возле живописного куста желтого рододендрона.

Подъем от Айдера.

Подъем от Айдера.

Место стоянки.

Желтый рододендрон.

Наш умывальник.

  На 3-й день предполагалось пройти перевал Северный Булут (3100 м, по описанию 1А),  спуститься на южные склоны Качкарского хребта и ночевать на небольшом озерце. Но судьба распорядилась иначе. Подходя к перевалу мы увидели обилие снега в окружающих ущельях. К таким снежным заметам мы были явно не готовы. С бокового хребтика нам открылся сам перевал... Да, это был именно он. Высотой 3100 метров, точно такой же как на фотографиях гугла, но снега на нем было почти как зимой, вся прилегающая долина, по которой мы должны были пройти траверсом, была забита снегом. Ну и сам перевал тоже был одет в прекрасный снежный кожушок, камни выглядывали лишь изредка. 

Велопонос.

Качкарский хребет

Подъем на боковой хребтик.

Соседняя долина, вся заполнена снегом.

Перевал Северный Булут, 3100 м.

  После непродолжительного совещания было принято тяжелое, но правильное решение не рисковать и не идти на перевал. Мы сидели на боковом хребтике на высоте 2900 метров, пили чай из снеговой воды и выбирали один из двух альтернативных маршрутов. В качестве объездного варианта решили вернуться в Ардешен, сесть на автобус и доехать до Артвина, а оттуда уже своим ходом приехать в Гёле, где мы вольемся в изначально запланированный маршрут.

Пъем чай на хребтике.

Думаем :)

  Автобус до Артвина был немножко меньше того автобуса, на котором мы ехали из Трабзона, но проблем с посадкой также не было. Артвин находится почти на границе с Грузией, в грандиозном Чорохском ущелье, климат здесь такой же как в Батуми, влажный и жаркий. Когда мы высадились из автобуса, уже накрапывал дождик. Нас окружали высокие горы, и впереди был крутенький серпантин, который нас поднимал на борт Чорохского ущелья над строящейся плотиной водохранилища. Дорога вела через перевал в одно из живописных боковых ущелий, по которому мы выехали в селение Ардануч.

Чорохское ущелье.

Строящаяся плотина в Артвине.

Магазинчик в Ардануче. Такого типа лавочки есть в каждом крупном селении.

  От Ардануча начинаем подъем на перевал Ялнызчам (2657 м). Впереди стоит грозовая туча и один из встречных водителей предупредил нас о том, что впереди нас ждет сильный дождь. Но что делать: с одной стороны река, а с другой - отвесная скала, становиться негде. В этот вечер нам сопутствовала удача: возле дороги стояла беседочка, рядом оборудован источник и ровное место под палатку! Ура, мы спасены от дождя, в беседке можно спокойно в сухости поужинать, за водой тоже не нужно никуда ехать - все рядом!

Спасительная стоянка с беседкой.

  Кстати об ужине. Питались мы в основном кашесупом, в состав которого входили оливки, помидоры, болгарский перец и какая-нибудь засыпка (макароны, рис, чечевица), вприкуску также оливки, сыр и хлеб. Все эти продукты можно купить практически в любом магазинчике. Оливки здесь очень вкусные, таких в Харькове не найти :(, сыр в основном мягкий, типа моцареллы или сулугуни, тоже вкусный очень, хлеб в основном белый, всегда очень свежий, так как пекаренки прямо рядом с магазином. Чай мы тоже покупали местного производства, фирмы Caykur(Чайкур), чайные плантации этой фирмы мы видели в долине Фертины при подъеме к Айдеру; чай не похож на цейлонский, аромат менее выражен, но не противный, даже приятный. Конечно же ели сухофрукты, они здесь в большом количестве и отличного качества, но цены недешевые. На обед и перекус пили айран с бубликами или просто с хлебом.

Карпаты? Нет, Турция!

Крепость Урумдере под перевалом Ялнызчам.

Перевал Янзылчам стал для нас воротами на Армянское нагорье. Весь подъем ехали в густом тумане с ветром и дождем, единственной помощью было то, что посредине подъема вдруг появился асфальт и сопровождал нас до самой вершины перевала, где так же внезапно исчез :(. Зато на перевале открылись потрясающие виды Арсиянского хребта и Гёльской равнины - такая себе Бабуган-яйла, увеличенная раз эдак в 5. Еще эти места замечательны тем, что здесь находятся истоки Куры, самой большой реки Грузии.

В небе появились разрывы, дождь прекратился и начались фотоприпадки. По Гёльской равнине, незаметно преодолев еще один перевальчик высотой около 2130 метров, мы катились в город Гёле. Впереди нас поджидала черная туча, из которой поливал дождь, и от этого становилось противно, однако такая погода делала пейзаж просто бесподобным: холмистая равнина, окруженная снежными вершинками, сочная трава болотистой равнины, небольшие речки со сверкающей на солнце водой, небо в разрывах дождевых облаков и закатное солнце....

Гёльская равнина.

Истоки Куры.

Дорога в Гёле.

Гнезда аистов на ЛЭП.

Скоро дождь...

Там - Гёле, там наша стоянка, там идет дождь...

  В Гёле мы впервые соприкоснулись с курдским населением. Курды отличаются от жителей причерноморских областей Турции, кожа у них более смуглая, а лица вытянутые. К туристам курды относятся доброжелательно, гостеприимно, но заметно, что здесь туристы бывают довольно редко и мы для местного населения были почти как инопланетяне.

В супермаркете нас приятно удивил сервис: парень из обслуживающего персонала всюду ходил с нами, показывал где какой товар находится, даже носил нашу корзинку с покупками, давал попробовать сладости и оливки. Тут мы действительно почувствовали себя гостями Гёле. Здесь мы закончили «объезд» нашего непокоренного перевала и влились в изначально запланированный маршрут.

Стоянка близ Гёле.

Стоянка близ Гёле.

Закатные пейзажи.

Закатные пейзажи.

  Следующим городом по плану был Карс. Как я читал при подготовке к походу, Карс и его окрестности в 1878—1917 входили в состав Российской империи и в городе якобы до сих пор сохранились русские постройки и прослеживается русский стиль в построении домов. Мы никакого особого отличия от остальных городков восточной Турции не почувствовали. Город точно так же начался с автомастерских, продолжился маленькими магазинчиками, обдал нас суматохой и неразберихой восточного дорожного движения. В центре города действительно есть постройки того периода, когда Карс был русским городом: бревенчатый дом, с резными деревянными колоннами и балконом. В Карсе мы попытались найти туристическое агентство, в котором ранее выдавались разрешения (permit) на посещение приграничной с Арменией зоной в районе разрушенного города Ани. Однако поиски не увенчались успехом, по указанному адресу его не оказалось, а местные жители и полиция нам ничем не смогли помочь. Пока я занимался поисками агентства, АВ тесно познакомился с местной уличной шпаной. Сначала они настойчиво предлагали свои услуги: почистить обувь, взвеситься на напольных весах, купить у них сигареты (естественно все услуги платные), но, получив отказ, они начали довольно нагло приставать. Приставучих мальцов разогнал служитель местного музея, возле которого мы припарковались. Мы с ним попытались объясниться при помощи нескольких английских фраз и жестов, на карте показали откуда и куда мы едем, после чего он презентовал нам карты Карса с небольшим путеводителем. Потом в ходе разговора он понял, что мы понимаем русский язык и вынес нам замечательный путеводитель по Карской области на русском языке. Поблагодарив его, мы отправились в сторону руин города Ани, которые находятся прямо на границе с Арменией.

Яйлы Карсского плато.

По дороге в Карс.

По дороге в Карс.

"Hello, money!" в Карсе.

Поедание арбуза по дороге в Ани (арбуз по 4 лиры за кило...)

   Дорога в Ани нас несколько удивила: это была четырехполосная трасса (правда скверного качества, но всёже…), хотя никакого продолжения она не имела, она заканчивалась в приграничном селении Очакли, на окраине которого и находятся руины города Ани. По турецким меркам плата за вход на территорию Ани оказалась просто мизерной - всего 5 лир, зато по красоте построек и насыщенности историческими памятниками Ани ничем не уступает древнегреческим городам юго-западной Турции. Словами трудно описать величие уцелевших после землетрясений армянских церквей, выложенных туфом, украшенных искусной резьбой и фресками, пусть фотографии хоть немножко передадут все то, что увидели мы. Так как руины города находятся на самой границе, которая проходит по реке Ахурян, то мы видели армянский карьер,и армян, которые добывали туф. Мы им немножко завидовали, так как над Арменией светило теплое солнышко, а над турецкими горами собирались тучи и угрожающе грюкали.. (а еще у армян был коньяк ;)).

Стены города Ани.

Церковь Kiz-Kale

Церковь Kiz-Kale

Внутри храма.

Кафедральный собор.

Внутри собора.

Каньон реки Ахурян. Слева Армения, справа - Турция.

От Ани мы продолжили свой путь вдоль армянской границы и ночевали возле селения Дигор. С места нашей ночевки отлично просматривались горы Армении и… Ереван, вечером мы отчетливо наблюдали огни столицы Армении.

Дождь над Турцией. Вдали - Арагац (высшая точка Армении, 4094 м).

   На следующий день спустились с плато в долину реки Аракс. По высоте мы потеряли около полутора тысячи метров и долина Аракса встретила нас теплым южным духом цветущих маслин, абрикосовыми и персиковыми садами. До Игдыра дорога шла ровно, с незначительными подъемчиками, а на горизонте уже отчетливо виднелся силуэт гиганта Арарата (5137 м, в Турции - Агридаг).

Спускаемся в долину Аракса.

  Под Игдыром казалось ночевку найти будет сложновато: дорога шла на подъем на подошву Арарата, почти прямая, без поворотов и серпантинов, а вокруг была голая степь. Но, отойдя чуть-чуть от дороги, мы обнаружили замечательное место в одном из древних лавовых потоков, некогда извергшегося из Арарата. Тут, среди цветущих маков и застывшей лавы мы познакомились с местными обитателями - варанами (мы так условно прозвали обитавших здесь крупных ящериц). Эти огромные ящеры выползали на верхушки камней и, гордо подняв головы, наблюдали за пришельцами. Однако сфотографировать варанов было проблематично, они были очень осторожны и быстро прятались при приближении к ним,но нам удалось сделать несколько удачных фоток. Вечером природа наградила нас еще одним потрясающем явлением: наше место располагалось так, что Луна восходила из-за вершины Арарата, а так как было полнолуние, то восход Луны превратился в неповторимое по красоте зрелище. Сначала Луна подсветила Арарат сзади, и он выделился темным силуэтом на освещенном небе, затем вспыхнула кромка горы на вершине (видимо снег преломлял лунные лучи), а затем показалась и сама Луна. Естественно на фото трудно передать все это зрелище...

Охота на "варанов"

Толстый ящер.

Хозяин нашей стоянки.

Жека на фоне Арарата.

Стоянка в застывшем лавовом потоке на фоне Арарата.

Маки.

Арарат (5137 м).

   На подъеме на подошву Арарата мы встретили двоих мототуристов из Америки, их путь пролегал через Турцию в Азейбарджан, далее Казахстан, Монголию и далее в Японию. Немного пообщались, мы повосхищались их техникой, они нашим мужеством и силой, сфотографировались и разъехались каждый в свою сторону.

Встреча с американцами.

  За Араратом расположен городок Догубаязит, это приграничный с Ираном город и здесь есть переход границы. Из достопримечательностей есть дворец Ишак-паши, но к нему идет 8-ми километровый подъем, и по жаре нам не захотелось ехать наслаждаться этой достопримечательностью, тем более на фотографиях из путеводителей эта постройка нас не впечатлила. По плану наш путь пролегал в городок Диядин, возле которого находятся горячие источники, которые называют «Восточный Памуккале». От Догубаязита до Диядина 43 километра по 4-х полосной трассе, довольно загруженной машинами, но мы ехали, надеясь вечером искупаться в целебных источниках. В Диядине мы подверглись очередной атаке местной мелюзги, которая приветствовала нас «Hello, money!!!», а не получив этих самых money, кидали в нас камни... вот оно, восточное гостеприимство. Однако взрослые усмирили маленьких хулиганов. Вообще взрослое население курдских территорий относится к туристам очень доброжелательно и вежливо, а дети, коих много в курдских семьях, видимо, предоставлены сами себе, вот они и собираются в такие маленькие банды, общим мнением которых является мнение, что туристы = деньги, и их надо требовать. С трудом сделав закупку на стоянку, мы выбрались на окраины Диядина, где расположены долгожданные горячие источники. Но тут нас ждало разочарование: источник был сплошь окружен лагерем из автомобилей, а сам представлял из себя некое подобие общественных бань, на задворках которых виднелся один травертин (природное образование, похожее на ванну), коих множество мы наблюдали в Памуккале. Потерпев такую неудачу, мы, уставшие и голодные, отправились искать ночевку. Наградой за все наши мучения была ночевка в живописном каньончике на берегу небольшой речушки, в которой мы с удовольствием искупались вечером.

Курды.

Курды :)))

Арарат в закатных лучах.

Вело-Арарат.

Закат в Курдистане.

Травка :) .

   Далее наш путь пролегал вдоль иранской границы в Ванскую область Турции, через перевал Тендюрек высотой 2644 метров. Всюду нас преследовало детское «Hello, money!!!», поэтому поселки мы старались проезжать быстро и не растягиваясь по дороге. На перевале нас ожидал сюрприз: мы встретили пару путешественников на велосипедах, это были немцы Андреас и Джоанна. Они едут из Гамбурга своим ходом и в настоящий момент ожидают оформления визы в Иран. Мы им посетовали на злобных детишек, и Андреас дал нам совет кричать детишкам «Хаир!», что значит в переводе с турецкого «Нет!». Также он нам рассказал, что впереди будет шикарное место для ночевки, с водопадом и тенью. Сфотографировавшись на память, мы разъехались в разные стороны. На спуске с перевала Жека совершил оплошность, в результате которой он мог потерять все отснятые фотографии: после жандармского блокпоста ему вздумалось пофотографировать (напомню, что мы находились на приграничной с Ираном территории), в результате чего он имел неприятный разговор с жандармами. Но все обошлось, и фотки не пришлось удалять. Действительно, через некоторое время мы увидели то место, о котором говорил Андреас, это был небольшой каскад водопадиков и тополиная рощица на берегу речки. Здесь мы и остановились на ночь, пожалуй это была самая приятная из всех ночевок, тут мы наконец-то смогли отдохнуть от непрерывно жарящего солнца и искупаться в приятной воде водопадика. Вечером к нам подходил местный житель, оказывается он хозяин этой тополиной полянки, он здесь косит траву, а сейчас пришел прочищать оросительные каналы, отведенные от речки. Традиционно мы его угостили водой и дали изюма, как смогли пообщались жестами и мимикой, спросили разрешения остаться на его поляне на ночь, он в свою очередь предложил нам пойти к нему домой, но мы отказались, сфотографировались с ним на память и пообещали выслать фотографии. Все-таки курды вполне приятные люди!

Перевал Тендюрек (2644 м). Встреча с немецкими велопутешественниками.

Лавовые поля.

Самая приятная стоянка. Водопад, тополиная роща.

Маки.

Еще маки.

Много маков :))).

   На следующий день мы спустились к озеру Ван, у нас сразу появилось ощущение, что мы в Крыму и спустились с гор в район Судака, а Ван - это Черное море. Только Ван находится на высоте 1600 метров над уровнем моря, и вокруг - Турция. В городе Эрджиш нас ждал очень теплый прием в супермаркете: пока мы ходили и выбирали продукты, нам поднесли на тарелочке каких-то сладостей типа лукума, затем поднесли чай, дали попробовать сухофруктов и еще каких-то сладостей. Тут мы чувствовали себя почти звездами.

Озеро Ван.

  За Эрджишем мы остановились прямо на берегу озера пообедать и искупаться. Вода в Ване оказалась содовой на вкус и мыльной на ощупь. Интересно, что несмотря на «содовую воду», в озере плавали рыбки. А над озером возвышался вулкан Сюпхан (4058 м), покрытый пятнами снежников. Наша дорога проходила как раз между вулканом и озером и, к сожалению, качеством оказалось поганенькой, так как на дороге шел ремонт. Объезжая Сюпхан мы вдоволь надышались смолой и напахались против ветра по корявому покрытию. В награду за мучения мы остановились прямо на берегу Вана в уютной бухточке, где могли вдоволь накупаться и насладиться «пляжным отдыхом».

Вулкан Сюпхан (4058 м).

Озеро Ван.

Стоянка на берегу Вана.

  Финалом нашего путешествия был подъем на вулкан Немрут (2400 м), в кратере которого находится огромное озеро, занимающее почти половину 8-ми километрового кратера. Этот вулкан до сих пор сохраняет вулканическую активность, на его склонах и в кратере есть несколько горячих источников, также периодически здесь случаются землетрясения. На подъеме встретили множество пустынных черепах, так что уже даже не обращали внимания на этих существ. А подъемчик стоил нашего внимания, даже на передаточном отношении 22-32 ехать было тяжеловато, хотя дорога была асфальтовая, но мы в конце концов преодолели его и покорили вулкан. Дно кратера представляет собой всхолмленную поверхность, окруженную кольцом гор. Почти половину его занимает большое озеро Немрут. На дне кратера чувствуешь себя мухой на дне тарелки с супом. И вот мы, как три мухи поползли по тарелке Немрута к небольшому тополиному лесочку на берегу большого озера, где мы и нашли живописную стояночку (кстати самую высотную за все путешествие - 2300 метров). От стоянки шла тропинка к пляжику на берегу большого озера, которое, к нашей большой радости оказалось пресным и кристально чистым. Тут мы много купались, фотографировали и всячески наслаждались последними днями нашего путешествия.

Озеро Немрут.

Пустынная черепаха.

Озеро Немрут.

Цветочки :)).

Традиционное фото в конце похода.

   С Немрута мы спустились в город Татван, где сели на автобус до города Ван (этот переезд обошелся нам в 60 лир). Это был уже конец путешествия, и пребывание в Ване было лишь ожиданием дня отлета, может быть, лучше было бы провести эти дни на Немруте, но уже хотелось домой - мы были полны впечатлений, и новые мы просто уже не воспринимали. В Ване мы делали закупки сувениров для дома, посетили местную крепость, в питомник знаменитых ванских кошек не пошли, чуть побродили по городу, чтобы почувствовать местный колорит. Ночевали на окраине города, в виду аэропорта и крепости.

Крепость в городе Ван.

  При регистрации на рейс возникла небольшая заминка с оформлением велосипедов, но мы обратились в представительство Pegasus, где оплатили положенные 50 долларов, после чего велосипеды приняли без проблем. Тут нам выдали сразу два посадочных талона, на рейс до Стамбула и до Харькова. Перелет не вызывал уже никаких эмоций, сказывалась общая усталость, единственный момент, который нам был интересен во время перелета, это когда мы пролетали над Немрутом, мы видели озеро, нашу стояночку... как там было хорошо! А дальше был Стамбул, ожидание харьковского рейса и дорога домой.

Вот и кончается все...

Там, внизу, наша стоянка...

  В этом походе мы открыли для себя Восточную Турцию. Для путешествий это регион с обширнейшими возможностями: здесь можно планировать и треккинговые маршруты в Понтийских горах, и восхождение на Арарат, и сплав по рекам… Я обязательно еще раз приеду сюда!

Полезные ссылки, использовавшиеся при подготовке маршрута:

http://www.mytravel.pp.ru/2004_turk_1/index.htm - Небольшой фотоотчет о велопоходе по Восточной Турции.
http://gala-adventure.ru/publ/puteshestvija/velotrip/turkey_2008_contents/6-1-0-8 - Отчет о велопоходе по Восточной Турции.
http://www.lonelyplanet.com - Сайт о путешествиях для путешественников.
http://ru.wikipedia.org - Без комментариев.

Ссылки на фотографии участников похода:

 
Страницы: 12

Оцените статью:

Перепост:

Статья понравилась: Миша, Станислав, Sergei, Pasha, Trafer, AnnDella, ann bat, Gestiya, Lucky_toha, Алексей, finic_evg, ZorG, nat83, Stasya, Zeusa, morlok, Advokat, Жаклин, Efrazi, asa, Fireman, andrey_ko,

Статья не понравилась: Таких нет


Комментарии

Комментировать в форуме...

ann bat

фото отличные! и за отчет спасибо :)

25.07.2011 18:19
Snake

Snake

Отличный отчет, спасибо! Один из лучших! Коротко и со вкусом! Маршрут очень серьезный, особенно перевалы. Какие у вас велобаулы были и как они дождь держали? Фото очень художественные и красивые,каким фотоаппаратом снимали?

25.07.2011 18:30
Станислав

Станислав

там у них три фотоаппарата :) и 100500 объективов. а главное все мастера съемки :D

25.07.2011 20:27
Pasha

Pasha

Велорюкзаки.
У нас было два Terra incognita Travel bike 70 - благодаря рэйнковеру отлично держат дождь, но не очень удобны в переноске на плечах.
У меня был Снаряжение Mirage 60. Старенький и "бывалый", поэтому промокал быстро, поэтому внутри все в пакетах :).
Фотиков было три: Nikon D90, Nikon D50, Pentax *ist DS. Ну и объективы разные, все не упомню... в exif можно глянуть, если по ссылкам в отчете сходить :).
Спасибо за отзывы!

25.07.2011 20:29
Станислав

Станислав

Мда Пашка. Отчет у тебя получился под стать поездке! Просто супер.

25.07.2011 20:39
Miklyxa

Miklyxa

Ну наконец-то! Щас почитаю! Дяде Саше привет!

25.07.2011 21:19
Pasha

Pasha

Обязательно :)
Кстати он намылился в "Велопланета кап" поучаствовать!

25.07.2011 21:54
Miklyxa

Miklyxa

Паша, просто обалденный отчет! Спасибо!

25.07.2011 21:57
Вадим

Вадим

Ух, спасибо за полноформатные фотки !
Это просто праздник какой-то! :) рад за вас!

25.07.2011 22:22
Миша

Миша

Да, большая редкость такие классные отчеты...

26.07.2011 01:04
Snake

Snake

И как вы столько фототехники таскаете?!

26.07.2011 01:49
alinn

alinn

а километраж какой вышел? по весу снаряжения как вышло? спс

26.07.2011 02:08
Pasha

Pasha

alinn
на второй страничке отчета есть все подробные данные ;)

26.07.2011 05:43
Pasha

Pasha

Snake писал(а):
И как вы столько фототехники таскаете?!

Охота пуще неволи :)
А на самом деле жалели, что с собой небыло маленькой "мыльницы" для репортажной съемки. С зеркалкой неудобно было надолго останавливаться в селениях - тут же набегает толпа любопытных ;)... мы ведь там диковинка были.

26.07.2011 06:09
alinn

alinn

Quote:
...Средний вес рюкзаков 15 кг...

ну вы и здоровяки... или это то что на багажнике имеется в виду?

26.07.2011 06:28
Pasha

Pasha

Ну конечно на багажнике! :D
На спине у меня только поилка была, а у Жеки фоторюкзачок, а АВ на спине ничего не вез вообще :)
Велорюкзаки приходилось брать на спину лишь на пешеходных участках похода, ну и в аэропорту ;)

26.07.2011 06:48
Miklyxa

Miklyxa

Pasha писал(а):
Snake писал(а):
И как вы столько фототехники таскаете?!

Охота пуще неволи :)

Да-да, особенно мне понравилось про фотоприпадки :D :-P

26.07.2011 11:26
chan

chan

Спасибо, приятно было почитать и фото красивые!

26.07.2011 11:55
Татьяна_К

Татьяна_К

Отличный отчет, спасибо огромное!

26.07.2011 12:51
morlok

morlok

супер фотки и отличный отчет
спасибо!

26.07.2011 13:31
vegas

vegas

Поломки были?
Еще хотелось бы карты, трек и точки с Магеллана.

26.07.2011 14:21
Steve

Steve

"В этом походе мы открыли для себя Восточную Турцию. " - а в этом отчете и немного для нас :)
Теперь знаем куда можно и нужно планировать будущий поход!

Отдельное спасибо за карты, сразу стало понятнее где вы были, ранее по названиям пытался понять маршрут - ничего не получалось. Возможно есть целый трек, на весь поход?
Треки экспортили с тритончега или просто рисовал? Я в этом году пытался писать, но при отсутствии возможности подзаряжаться запись закончили на втором дне. Теперь придется рисовать по памяти ...

26.07.2011 16:34
Станислав

Станислав

Quote:
Еще хотелось бы карты, трек и точки с Магеллана.

посмотри вторую страницу отчета, там же вроде все видно?

26.07.2011 16:42
Pasha

Pasha

vegas писал(а):
Поломки были?
Еще хотелось бы карты, трек и точки с Магеллана.

Поломки:
при перелете в Трабзон отломался флягодержатель (неправильная упаковка вела сказалась)
вылетело две спицы на заднем колесе
парочка проколов
при перелете в Харьков у Жеки отломался эксцентрик

Карты и треки:
трек писался в OZI, использовались карты генштаба (скачанные с poehali.org), также в течение 2-х дней пользовался IGO (к сожалению не разобрался как в нем трек писать, поэтому за эти дни трек "рисованый").
Если интересно, то чуть попозже выложу чистые *.plt треки.

26.07.2011 17:10
Pasha

Pasha

Steve писал(а):
Теперь знаем куда можно и нужно планировать будущий поход!

Ты лучше расскажи как вы транс-Альпы проехали ;)

26.07.2011 17:14
FastandLight

FastandLight

отличный отчет, спасибо!
и очень красивые фото..
какое соотношение грунт/асфальт примерно?

26.07.2011 18:09
Pasha

Pasha

Больше асфальта было. По общему настроению группы я заменил один довольно большой грунтовой участок асфальтовым (планировал проехать от Диядина через горы к озеру Ван, но решили поехать по асфальту вдоль границы с Ираном). И мы не пожалели :)
Грунта было около 10% от общего километража.

26.07.2011 18:27
Lucky_toha

Lucky_toha

Супер. Пашка молодец!

26.07.2011 18:30
FastandLight

FastandLight

очень хотелось бы взглянуть на реальные треки, планирую в середине-конце сентября как раз в эти места прокатиться.. (отправил в лс e-mail)

26.07.2011 18:43
Pasha

Pasha

Lucky_toha писал(а):
Супер. Пашка молодец!

Спасибо :)
Ждем, когда вы сходите на Алтай и привезете оттуда море впечатлений и всяческих баек ;)

26.07.2011 19:01
Жаклин

Жаклин

Паша, это просто суперовский отчет! Столько впечатлений! Но хотелось бы больше фото!!!)))

26.07.2011 19:53
alinn

alinn

а как вы решили проблему с вылетевшими спицами?спс

27.07.2011 00:25
Pasha

Pasha

Жаклин писал(а):
Но хотелось бы больше фото!!!)))

Дык... куда ж больше, и так привезли 20 Гб :)))
alinn писал(а):
а как вы решили проблему с вылетевшими спицами?спс

Все просто: в ремнабор брали запасные спицы, из расчета по 10 спиц на заднее колесо и по 5 на переднее (на каждый велосипед). Кроме того, естественно был съемник кассеты и спицной ключ. При помощи этих инструментов и заменили спицы.

27.07.2011 08:24
Pasha

Pasha

Ссылка на треки похода. Треки выложены "как есть", как их записал OZI.

27.07.2011 08:43
mimino

mimino

подскажите, пожалуйста, где вы авиабилеты покупали и почём? ищу разные недорогие варианты, т.к. на семью надо 3 билета (муж и ребёнок 2.4 года).

30.07.2011 12:21
vegas

vegas

mimino
Pegasus Airlines

30.07.2011 12:52
Morph

Morph

места начиная с Гельской равнины просто безумны!
огромное спасибо за столь вкусный отчет

31.07.2011 00:27
mimino

mimino

vegas писал(а):
Pegasus Airlines

Спасибо! как раз вчера я их и нашла через этот форум. просто через гугл находить не удавалось.
нашла фирмы, где можно купить билеты, т.к. сайт у них как-то криво работает, не удалось забронировать.
посчитала, что с ними дешевле лететь, чем ехать той же компанией на автобусе в Черногорию.

ещё вопрос: как удешевить оплату байков? у нас их три будет, 2 велосумки и детское велокресло, в 80 кг-то впишемся, но не хочется платить как за 3 байка. как вы этот вопрос решали???

31.07.2011 10:58
Pasha

Pasha

Мы брали билеты через турфирму "Центр международных перевозок и туризма" (www.cmpt.com.ua). Но моим друзьям удалось взять билеты и напрямую через сайт. Хотя он и вправду криво работает.
У Пегасуса норма веса на человека 20 кг + 8 кг ручной клади. Может быть можно попробовать скомпоновать груз таким образом, чтобы байк "влез" в норму веса.

31.07.2011 13:16
mimino

mimino

Pasha писал(а):
Мы брали билеты через турфирму "Центр международных перевозок и туризма" (http://www.cmpt.com.ua).

да, спасибо, я их тоже уже нашла, у них не работает онлайн-бронирование:
Извините, сервис в данный момент перегружен. Забронировать авиабилеты вы можете по телефону 0 800 505 510 (звонки со стационарных телефонов Украины бесплатны)
нашла такой сайт: http://www.avia-tourism.com.ua/20/46.html
попытаюсь у них прямо в офисе заказать.

теперь вопрос по поводу стоимости автобусов.
сколько нынче стоит доехать от Стамбула до Невсехира, а также как добраться от Невсехира до Каппадоккии?
и такой вопрос: как добраться от Невсехира до Памуккалле?
расстояния там немаленькие, да и крутить по трассе смысла не вижу.

раз Пегасус появился, надо пользоваться случаем, пока есть возможность, а в Черногорию съездим в следующем году;)

31.07.2011 16:43
Leemon

Leemon

mimino, скажите честно — вы троль или рекламный бот? :wink:

1. Невшехир находится в Каппадокии;

2. От Стамбула ехать на автобусе одну ночь (~50 лир);

3. У Пегаса есть рейсы (с пересадкой) до Кайсери, откуда до Невшехира — как от Сумской до Богодухова (~7 лир).

31.07.2011 22:29
Pasha

Pasha

mimino
В Невшехире Вы найдете достаточно автобусных рейсов, если не прямо до Памуккале, то где-то рядом.

31.07.2011 23:02
mimino

mimino

Leemon писал(а):
mimino, скажите честно — вы троль или рекламный бот? :wink:
3. У Пегаса есть рейсы (с пересадкой) до Кайсери, откуда до Невшехира — как от Сумской до Богодухова (~7 лир).

конечно, рекламный бот;)
про Кайсери спасибо, действительно те же деньги получатся.

31.07.2011 23:20
mimino

mimino

Pasha писал(а):
mimino
В Невшехире Вы найдете достаточно автобусных рейсов, если не прямо до Памуккале, то где-то рядом.

я так понимаю, до Денизли надо ехать?

31.07.2011 23:21
Pasha

Pasha

mimino писал(а):
я так понимаю, до Денизли надо ехать?

судя по картам Google, да :)))
но я Вам советую спрашивать именно Памуккале. (только не спутайте с названием автобусной компании, тоже "памуккале")

01.08.2011 11:48
mimino

mimino

Pasha писал(а):
но я Вам советую спрашивать именно Памуккале. (только не спутайте с названием автобусной компании, тоже "памуккале")

спасибо, Паша.

01.08.2011 13:57
Tarkus

Tarkus

Классный отчет, спасибо!
Увидел Чорохское ущелье и тоже захотелось в тамошние горы...

01.08.2011 19:01
Pasha

Pasha

Tarkus
Да, места интересные. По сути - западная Грузия, район Батуми.

02.08.2011 01:34
Александор

Александор

Хороший отчетик. Фотки супер!

А велопоход регистрировали?
Имеется ввиду на какую либо категорию сложности.

И сколько было асафльта/грунта?

14.08.2011 13:53
Pasha

Pasha

Нет, поход не регистрировали... вопрос регистрации походов вообще долго обдумывал, и пришел к выводу что лично мне это не нужно, ведь я езжу походы не для федерации, а для себя. И у меня нет желания "защищать" свой поход перед какой-либо комиссией.
Грунта было примерно 10-15%, в Турции достаточно много асфальтированных дорог, а те, что обозначены на генштабе грунтом, на деле часто оказывались асфальтированными. Кроме того, сейчас идет активное строительство дорог по всей Турции, строятся и большие магистрали, и дороги местного значения.

15.08.2011 11:14
mimino

mimino

Pasha писал(а):
mimino писал(а):
я так понимаю, до Денизли надо ехать?

судя по картам Google, да :)))
но я Вам советую спрашивать именно Памуккале. (только не спутайте с названием автобусной компании, тоже "памуккале")

Паша, подсажите, где можно хорошие треки скачать по Турции? только-только gps обзавелись.

15.08.2011 11:41
Pasha

Pasha

mimino писал(а):
где можно хорошие треки скачать по Турции?

Именно треки? Быть может Вы имеете в виду карты? Но в обоих случаях все зависит от того, какой прибор вы используете, или, вернее, какое программное обеспечение в нем работает.
Здесь есть целый раздел, посвященный навигации, быть может тут вы сможете найти полезные ссылки.

15.08.2011 12:00
galya

galya

Классный отчет. Так здорово увидеть знакомые места. Мы в том году осенью были в восточной турции, немного конечно не по вашему маршруту, но Догубаязит посетили, причем именно взобрались туда, сам город ужасно грязный и неприятный. еле выбрались. оттуда. И вдоль озера Ван- мне очень понравилось, прямо какой-то курорт, красивые города Адилджеваз и Ерджиш, прозрачная вода, и в кратере Немрут ночевали у теплого источника, который оказался полной неожиданностью. Немрут - это место которое обязательно стоит посетить. Но мы были осенью, и все было желтое-желтое. никакой зелени. Хотя в этом свое очарование. :)) Выложу сюда отчет тоже, для сравнения.
Типа "Восточная турция - времена года"

Изображение

Изображение
завтрак с видом на Арарат, был такой ураганный ветер, что мы не могли даже идти пешком на перевал 2660, но в Турции не проблема ездить автостопом втроем с велосипедами, даже когда идешь к машинам спиной и не думаешь поднимать руку


Изображение

Изображение


После Татвана мы разделились, один товарищ поехал в Стамбул на автобусе, а мы в Сирию. Кстати, я не продумала такой вариант как внутренние перелеты. Поэтому он ехал на автобусе до Стамбула почти сутки за 100 лир (80+20 за велосипед) А из Стамбула до Трабзона тоже на автобусе 13 часов за 60 лир
Ну теперь буду знать, что можно и на самолете, по крайней мере так быстрее. А за велики на турецких внутренних рейсах вы платили?

15.08.2011 13:21
Pasha

Pasha

galya
Фото зачетные!!! Класс!
Восточная Турция это просто неимоверной красоты места!
С удовольствием бы почитал Ваш отчет :)
Велы мы оплачивали в представительстве авиакомпании (Pegasus), это делается прямо перед регистрацией на рейс. При взятии билетов мы указывали, что будем провозить велосипеды, однако это, по-моему, никого не интересовало при посадке. Нужно было лишь подойти с электронным билетом и паспортом в представительство авиакомпании и оплатить положеные 50 долларов, взамен получить квитанцию с указанием BIKE.

15.08.2011 14:41
Александор

Александор

А не кисло они за велики берут - 50 $, при том что билет, небось, стоит всего 100$.
А вот в Иорданию (знакомые летали) велосипеды провозят бесплатно.
Даже аэрофлот по моему не берет денег, если докажешь им что это спортивное снаряжение.

15.08.2011 14:49
galya

galya

Александор
зависит от авиакомпании. Чаще всего берут. Обычно стоит 30евро, или 340 грн, в один конец. И это именно за спортивное снаряжение. Так и называется - спортивное снаряжение - велосипед. Бывают еще наборы для гольфа, шесты для прыжков и тд, короче это оговорено в правилах провоза багажа. Тк. это все негабаритный груз и он не пролазит через транспортную ленту для обычных чемоданов. Даже упакованый в чехле.
Я из Иордании летела - оплачивали велики. При покупки билетов надо это все узнавать и учитывать
Так что иногда с великами накладнее путешествовать чем без. Вот в Норвегии за провоз велика в поезде берут 175 крон (260 грн).
Так что 50 баксов если это туда-обратно, очень даже неплохо.

pasha
там фотка одна не подгрузилась, исправила.
я имею ввиду как байки провозятся на внутренних рейсах, но это же совсем не Pegasus

15.08.2011 15:06
galya

galya

http://tourist.kharkov.ua/xtreport/-Vel ... iya-Iordan

вот выложила отчет, заходите по ссылкам, там много чего есть почитать :)) и это еще далеко не конец.

15.08.2011 16:59
Pasha

Pasha

galya писал(а):
я имею ввиду как байки провозятся на внутренних рейсах, но это же совсем не Pegasus

Да нет, именно пегасус, у них множество внутренних рейсов, по-крайней мере из Стамбула можно добраться в любую точку Турции без проблем. В некоторые места летят по нескольку рейсов в день.
Не думаю, что стоимость провоза спортивного снаряжения отличается на внешних и внутренних рейсах. Я думаю здесь стандартный тариф.
Quote:
вот выложила отчет, заходите по ссылкам, там много чего есть почитать ) и это еще далеко не конец.

спасибо! почитаем!!!

15.08.2011 17:04
galya

galya

арбузы у вас какие-то дорогие - по 4 лиры, так и подавиться недолго :))
оо, дети вас тоже достали. это какой-то мрак! хотя нас они больше всего мучали в Догубаязите и немного позже. На Ване все спокойно.
и до Ерзурума тоже адекватные. Даже камнями кидались, или это не в турции было. АА, еще по-моему палку в колеса пытались вставить. Это отдельная история - синдром \"хелло, мани\"

15.08.2011 23:23
Pasha

Pasha

galya писал(а):
Это отдельная история - синдром \"хелло, мани\"

Точно!!!
А арбузы дорогие потому что еще не сезон был... но очень хотелось :oops:

16.08.2011 10:11
mimino

mimino

съездили.
наш отчёт:
http://miminoshka.livejournal.com/17532.html

23.10.2011 13:11

Weiss

вопрос, провоз велосипедов 50долл это только в одну сторону или в обе?

06.03.2012 16:38
Pasha

Pasha

Weiss писал(а):
вопрос, провоз велосипедов 50долл это только в одну сторону или в обе?

В одну сторону, на двух самолетах.
Впрочем, как я понял, стоимость провоза вела не зависела от количества перелетов. Просто 50 долл. в одну сторону.

06.03.2012 17:05
mimino

mimino

Pasha писал(а):
Weiss писал(а):
вопрос, провоз велосипедов 50долл это только в одну сторону или в обе?

В одну сторону, на двух самолетах.
Впрочем, как я понял, стоимость провоза вела не зависела от количества перелетов. Просто 50 долл. в одну сторону.

50$—это ещё дёшево)
у австрийских авиалиний 150 euro в обе стороны(
это не в Турцию, а в Черногорию.

06.03.2012 17:39
Pasha

Pasha

mimino писал(а):
150 euro в обе стороны

ага... и это практически без гарантий, что байк прилетит целым и невредимым ;)

06.03.2012 18:33
mimino

mimino

про то, как они новые рамы, вилки царапают и диски гнут в аэропорту—это отдельный разговор)
хоть ты их трижды обмотаешь...

06.03.2012 18:39
Станислав

Станислав

mimino

mimino писал(а):
съездили.
наш отчёт:
http://miminoshka.livejournal.com/17532.html


просто класс!!! обалденные фотки, малой на велокресле суперски смотрится!
в общем - зарядился после вашего отчета позитивом :yes:

15.03.2012 16:38
mimino

mimino

Станислав писал(а):
mimino
mimino писал(а):
съездили.
наш отчёт:
http://miminoshka.livejournal.com/17532.html


просто класс!!! обалденные фотки, малой на велокресле суперски смотрится!
в общем - зарядился после вашего отчета позитивом :yes:

спасибо)
но в черногорию-хорватию мы поедем уже сами, ибо денег жалко с этими авиабилетами:
viewtopic.php?f=17&t=58102

15.03.2012 16:41