menu

Крупа Т. О «белых пятнах» харьковской истории

Я иногда вожу группы в качестве гида по марсшруту выходного дня и сталкиваюсь с проблемой заезженного восприятия истории Харьковщины с бог знает каких времен. Складывается впечатление, что у рядового жителя области нет среди информации об истории края ничего, окромя сомнительных басен и квазислобожанского фольклора и этнографии. Это вызывает тревогу и озабоченность.

История нашего края таит не меньше загадок, чем «исполины острова Пасхи». Просто есть одна проблема: за долгие годы наш регион никгода не был представлен комплексно с точки зрения продвижения внутреннего туризма.

Только сегодня, благодаря усилиям нескольких групп энтузиастов, намечаются некоторые подвижки в этом вопросе.

Для популяризации туристической привелекательности любого региона очень важно наличие исторических загадок, мифов или легенд. Историку трудно говорить о современных мифах и легендах, а вот назвать некоторые (пока не решенные или не до конца решенные) исторические проблемы нашего края — можно и нужно.

О некоторых я уже говорила ранее в своих публикациях на этом сайте. Это и место нашего региона в системе трансевразийской торговли древности, и вопросы вклада в историю нашего края разных народов.

Но стоит задуматься и о многом другом.

Одной из ярких историко-археологических проблематик является вопрос вхождения нашего региона в государство готов. Доктор исторических наук М.В. Любичев, много лет исследовавший эту сложнейшую проблему, с успехом доказал, что Харьковщина в древности активно участвовала в процессах Великого переселения народов в первые века нашей эры.

Германо-славянская экспедиция много лет исследует интересней памятник близ села Войтенки (Валковский район). И труд археолога однажды принес сенсацию. Был найден могильник готов. Самый большой в Восточной Украине.

Находки ГСАЭ (взято с сайта экспедиции)

Археологи обнаружили обширный готский могильник, который относится к Черняховской культуры. Готы, которые пришли на территорию современной Харьковской области где-то в конце III в. н. э. с Запада, хоронили своих сородичей двумя способами, рассказывают исследователи: либо закапывали в ямы, либо сжигали на погребальных кострах (покойника клали на хворост и поджигали. В то время, пока пылал костер, жрец обращался к богам с просьбой, чтобы они приняли умершего), а пепел ссыпали в горшки.

Находки ГСАЭ (взято с сайта экспедиции)

Таким образом, была ли наша територия частью государства Германариха — вопрос не праздный и весьма интересный.

Закапывали покойников тоже по-особому. Почивших клали всегда головой на север — там, по представлениям древних германцев, находилась Валгалла, рай, куда попадали воины, погибшие в бою — такая смерть считалась самой почетной. Лицо умерших при этом поворачивали на восток — в сторону, откуда восходит солнце. Рядом с ними клали любимые вещи. Почему одних закапывали, а других сжигали — ученым пока не ясно.

Кроме обширного некрополя раскопано и обширное поселение Войтенки. Среди интересных находок: глинобитные жилища и горны для обжига керамики. Экспедиция успешно много лет применяет современные методы изучения археологических памятников. Например, - геомагнитное зондирование почвы, которое проводили коллеги из Немецкого археологического института, с которыми копают харьковчане.

Но поселении было найдено множество металлических предметов: фибулы — пряжки для плаща, женские украшения, наконечники стрел и дротиков и даже серебряные римские монеты в отличном состоянии.

Профессор М.В. Любичев утверждает, что все открытия позволят пересмотреть роль готов на востоке Украины: теперь можно утверждать, что центры готской культуры были не только на территории современных Румынии, Молдавии или юга Украины, но и в наших краях.

Я же хочу пожелать своим Коллегам из Германо-Славянской археологической экспедиции ХНУ имени В.Н. Каразина дальнейших успехов! А нам всем — новых интересных фактов.

Из первых веков нашей эры перенесемся в эпоху, которую у нас называют «Диким полем».

Монголо-татарское нашествие на Русь и, собственно, осада и взятие ими Киева привело к упадоку Древнерусского государства и фактическому уничтожению ее столицы. Путешественники, проезжавшие в это время через Русь и Киев, оставили свидетельствуют: «Большая часть людей Руссии перебита татарами или отведена в плен”, — писал Плано Карпини по дороге в ставку монгольских ханов в Каракоруме. Как свидетельствует Карпини, в окрестностях разоренного Киева бояться следовало не русских, по причине их малочисленности после татарского погрома, а "литовцев, которые часто и тайно, насколько могли, делали набеги на землю Руссии, и особенно в тех местах, через которые мы должны были проезжать".

Территория Руси сильно уменьшилась. Как пишет монах-путешественник: "Мы прибыли к некоему селению по имени Канов (Канев), которое было под непосредственной властью татар. Начальник селения дал нам лошадей и провожатых до другого селения, начальником коего был алан по имени Михей".

Современник Плано Карпини — тоже монах и посол к хану от французского короля Гильом де Рубрук описал свои впечатления от поездки по этим территориям в 1253 году: "Русские, венгры и аланы, рабы татар, число которых у них весьма велико, собираются по 20 или 30 человек, выбегают ночью с колчанами и луками и убивают всякого, кого только застают. Днем они скрываются, а когда лошади их утомляются, они подбираются ночью к табунам лошадей на пастбищах, обменивают лошадей, а одну или двух уводят с собой, чтобы в случае нужды съесть. Наш проводник сильно боялся такой встречи".

Русь лежала в руинах.

Наши территории тоже пережили это сложное время: Донецкое городище(летописный город Донец был сожжен).

Но постепенно жизнь входит в нормальное русло.

В середине XIV ст. в Золотой Орде началась многолетняя междоусобица — "Великая замятня". Орда распалась на два государства, границей между которыми стала Волга. Левый берег Волги контролировал прямой потомок Чингиса — хан Тохтамыш. А от правого берега на запад через Кубань, Дон и всю нынешнюю Украину, называвшуюся тогда Диким Полем, до самого Дуная протянулись владения темника Мамая. Мамай не был чингизидом и не имел права на титул хана. Но за ним стояли богатые генуэзские города в Крыму и многочисленные потомки половцев, сменивших свое имя на "татары" после нашествия Батыя. Столица Мамая находилась в низовьях Днепра. Его государство занимало фактически две трети современной Украины!

Этот период для нашей области плохо изучен. Но как показывают последние исследования, этот период (XIV ст.) у нас есть! Хотя и в малом количестве.

После битвы на Куликовом поле в 1380 году Мамай был убит в Крыму. Но потомство его не исчезло.

Письменные источники вспоминают потомков Мамая на границе Руси и Степи — в Полтаве: "В 1430 г. Полтава вместе с Глинском был отдан в. кн. Витовтом татарскому князю Лексаде, родоначальнику князей Глинских" (Полное географическое описание нашего отечества под редакцией В. П. Семенова, т. VII. Малороссия. СПб., 1903, с. 293—294).

Кем был татарин Лексада? Информацию об этом можно найти в книге "Історія України в особах. Литовсько-польська доба", вышедшей в Киеве в 1997 году: "Серед численних князівських родин, котрі жили на теренах України в середні віки, були й такі, що мали тюркське походження. Це, зокрема, стосується князів Глинських, які вважали себе нащадками хана Мамая: за родовим переказом, після поразки останнього в Куликовській битві (1380) його син Мансур-Кият осів на Задніпров’ї, заснувавши тут Глинськ, Полтаву й Глинницю. Спадкоємцем цих володінь став його син Олекса… Охрестившись у Києві та прийнявши ім’я Олександр, він разом із сином Іваном почав служити великому князю литовському Вітовту".

Говоря иначе, Полтавское ханство, как его иногда называют в литературе, а по принятой логике это мог быть эмират Мамаевичей , было остатком обширных владений основателя династии. Я уже отмечала, что Мамай не был Чингизидом, следовательно не имел права быть ханом. Аналогичный случай был в Средней Азии: знаменитый Тимур легализовал свой захват власти через брак с Чингизидкой. Сам он был из не очень знатного рода. И также не мог быть ханов. Поэтому государство Тимуридов мы знаем как эмират Некоторое время оно вело независимое существование на границе Дикого Поля и Великого Княжества Литовского. Князь Витовт подчинил внука Мамая и заставил его принять христианство. Упомянутый в "Географическом описании" Лексада, скорее всего, и есть этот новоокрещенный Александр.

Еще в 1981 году советский историк А. А. Шенников депонировал в ИНИОН (Институт научной информации по общественным наукам) АН СССР свою статью "Княжество потомков Мамая". Акцентировать внимание на татарских страницах в истории Украины тогда, как и сегодня, не рекомендовалось. Ханство (или эмират?) пришлось таки назвать княжеством.

Об определении "Полтавское" - нельзя было и помыслить! Впрочем, как и сегодня.

Родословная князей Глинских изложена в "Бархатной книге": "Царь Ординский Мамай, коего на Дону побил Князь Великий Дмитрий Иванович, а у Мамая Царя сын Мансуркиян Князь, а у Мансуркияна Князя сын Олекса Князь, а крестил его в Киеве Митрополит, а от него — Глинские".

Герб Глинских. В его основе - тюркская тамга во многом похожа на тамгу Гераев

"Правильное написание имени сына Мамая — очевидно, Мансур-Кият, — пояснял Шенников. — Имя его старшего сына – Алекса (татарское имя), прочие же варианты — результаты его славянизации. В содержании этого текста не видим ничего невероятного. Когда после Куликовской битвы новое войско Мамая было перехвачено и разгромлено Тохтамышем "на Калках", после чего Мамай снова бежал в Крым и был там убит, Мансур с остатками Мамаева воинства должен был искать убежища в районе, наиболее удаленном от Сарая, Крыма и Москвы и наиболее близком к великому княжеству Литовскому, которое до конца поддерживало Мамая. Район Полтавы как раз отвечал этим условиям.

По мнению А.А. Шенникова, "созданное Мансуром княжество оставалось формально независимым в течение 12 лет, с 1380 по 1392 год, хотя фактически, по-видимому, с самого начала в какой-то степени зависело от великого княжества Литовского". Первоначально оно было просто татарским. Но со временем в район Полтавы с севера стали просачиваться "севрюки" — как считают многие, потомки летописного племени северян, уцелевшие после нашествия Батыя. "На примере княжества потомков Мамая в районе Полтавы, — резюмировал Шенников, — мы видим нечто новое и неожиданное для славистов-медиевистов: вместо антагонизма — мирное сосуществование и постепенное срастание тюркской и славянской групп населения в рамках единого и довольно своеобразного политического образования. Был ли этот эпизод каким-то уникальным исключением из общего правила? Или, может быть, это сигнал о том, что слависты неверно представляют себе общее правило?".

Выше мы говорили о Готском государстве на наших просторах. Могли ли наши территории входить в него? Могли. Но для окончательного доказательства всего этого (равно как и опровержения) — необходима колоссальная работа историков.

Я готова ставить вопрос и о локализации «Полтавского княжества-ханства-эмирата» иначе — Государства Мамаевичей на наших территориях. Понимаю, что вопрос — очень сложный и требует знания массы источников. Но вопрос для историка — не праздный.

Полагаю, что вопрос изучения этого «неуловимого» государства — это вопрос не только изучения различных экспансий на слобожанских землях. Это вопрос и возвращения роду Глинских «законного» уважения (ведь потомки Мамая были даже правителями Московии).

Это вопрос и образования казачества и его родственности с тюркским миром.

Мне, например, интересно: как все это соотносилось с Крымом и его историей? Ведь часть земель Мамаевичей стали землями запорожцев. Если внимательно изучить крымтатарские источники, то можно легко обнаружить, что Гераями Запорожье воспринималось как государственность (тут мы найдем массу упоминаний о союзничестве, например). Были так «не принципиальны» Гераи в период своего могущества или же было что-то, что позволяло им считать Запорожье равным? Я пока ответов на это ни у кого из коллег-историков не читала. И хорошо понимаю почему.

Слободское козачество не создало такой яркой структуры как Сечь. Политическая конъюнктура была иная. И это тоже повод поразмыслить над всем этим и роль «неуловимого» государства вассала Литвы.

Пытаясь объяснить популярность у украинцев образа казака Мамая, Шенников видел его истоки именно в Полтавском княжестве детей и внуков Мамая: "Портрет воина-бандуриста мог появиться сперва как собирательный образ пограничного жителя княжества Мансура и его ближайших потомков, — портрет мамая, но ещё не Мамая и тем более не "козака". А для композиции портрета могло быть использовано какое-то произведение восточной живописи, имевшее хождение у мансуровых татар, едва ли не сохранившаяся ещё от монгольских времён старая буддийская религиозная картина, смысл которой был давно забыт. Этот мамай — полутатарин, полусеврюк — был ещё далеко не украинец по своему этническому самосознанию и культурному облику, но он успешно защищал славянское население Украины от крымских набегов и потому стал весьма популярен".

Но эпоха хана Тохтамыша и темника Мамая нам дает не только эти загадки.Есть еще одна тема, которая меня лично интересует уже не один год: поход одного из военначальников Амира Темура (Тамерлана) - Едигея и против Тохтамыша, и против Москвы (уже после смерти самого Тимура).

Город Сауран (Казахстан, фото Т. Крупы). Сауран был столицей Кок-Орды и именно от сюда Тохтамыз убежал в наши края

Гур Эмир (Самарканд, Узбекистан, фото Т. Крупы). Тут покоится Тамерлан

Гур Эмир (Самарканд, Узбекистан, фото Т. Крупы). Тут покоится Тамерлан (черное надгробие)

Гур Эмир (Самарканд, Узбекистан, фото Т. Крупы).В поисках ответов и на харьковские загадки )))

Музей Амира Темура (Ташкент, Узбекистан, фото Т. Крупы)

Музей Амира Темура (Ташкент, Узбекистан, фото Т. Крупы)

 

Для того, чтобы понять всю степень военно-политических трасформаций и в наших краях — надо внимательно исследовать все эпосы о Едигее. А их у тюркских народов великое множество!

Зачем нам это надо? Смешной вопрос! Разобравшись с загадками на научном уровне мы сможем дать отпор тем, кто говорит до сих пор, что цивилизацию сюда (на наши земли) принести либо с Днепра, либо с Москвы. Мы вернем себе самобытность. А для этого есть все основания. Впрочем, не только Слобожанщине, а и Приазовью, Донбассу...

В этих краях нет архитектуры сродни Львову, Киеву или Чернигову. Но это отнюдь не умаляет яркости страниц нашей родной истории!

Слобожанский этногенез. Он не ограничивается заселением московитов и черкесов в Слободское время. Он гораздо старше. И ярче!

Нашу историю надо собирать по крупицам и из таких загадок! А ответив на эти загадки мы станем частью либо Европейского пространства (через сопричастность к готскому вопросу), либо приблизимся к блистательным восточным цивилизациям того далекого времени. И в этом ценность нашей историии и ее уникальность.

Оцените статью:

Перепост:

Статья понравилась: Viktory, Миша, Младён, foxdog, Tramp, andr, PITyounger, BOXER, Игорь Пересичанский, MooNMaN, gricko,

Статья не понравилась: Таких нет


Комментарии

Комментировать в форуме...

Oleg Zubko

Oleg Zubko

начали за раскрытие белых пятен, а закончили за чисто политические цели - приблизиться к этим, отдалиться от этих... Тут уж либо трусы, либо крестик

28.09.2015 12:20
Kochegar

Kochegar

Автор пишет:

Изображение

...но есть и другое мнение:

Изображение

Подробнее об этом вот здесь:
http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/OLGERD.html

28.09.2015 15:30