menu

Крупа Т. На пересечении трансевразийских магистралей

Харьков и Харьковщина традиционно находились на пересечении торговых коммуникаций с глубокой древности. Этому есть вполне обоснованное десятками историков и археологов объяснение: мы находимся в такой точке Евразии, которую не могли никак обойти миграционные процессы, которые так или иначе происходили в истории человечества.

Человечество в рамках исторической ойкумены — много двигалось. И это движение происходило в том числе и на наших территориях. К нашему глубокому сожалению, не всегда (а большей частью — вообще не отмечены) эти события зафиксированы письменными источниками. Но на помощь исследователю, в этом случае, приходит археология.

Сегодня в результате исследований несколько поколений археологов накоплены данные, позволяющие компетентно судить о таких миграциях, о связях нашей территории или же — о связях через нашу территорию.

Часто эти данные противоречат устоявшемуся мнению об этом вопросе как в обществе, так и в научной среде.

Первые сведения о таких процессах прослеживаются на территории нашей области уже в далекую эпоху бронзы.

Территория этого края, как свидетельствуют, археологические данные, была заселена уже с каменного века. На Харьковщине следы жизни первобытного человека датируются от 3 тыс. до 35-33 тыс. лет назад. Вблизи города Изюма и в низовьях Северского Донца найдены примитивные орудия труда: каменные изделия - отщепы, скребки. Плотность населения в это время была невелика. Как и в последующий - медно-каменный век (IV-III тыс. до н. э.).

Наиболее бурные процессы здесь начинаются в эпоху бронзы (II тыс. до н. э. - VIII вв. до н. э.).

В первой половине второго тысячелетия до нашей эры на территории края проживали племена катакомбной культуры (умерших хоронили в сооружениях в виде катакомб). Основным занятием этих племен были полукочевое скотоводство. Разводили овец, коз, коров, в небольшом количестве - лошадей. Выращивали пшеницу, просо. Катакомбники проживали в легких наземных домах, каркас которых изготавливался из дерева и камыша, обмазанных глиной.

Древний боевой топор

Середина второго тысячелетия — время господства на наших просторах срубной культуры (хоронили покойников в деревянном срубе, сверху которого насыпали курган). Археологи обнаружили курганы и несколько поселений, относящихся к этой культуре, вблизи поселков Васищево, Карачевка, Большая Даниловка. Металлических изделий найдено немного, но они свидетельствуют о значительном усовершенствовании металлургической техники. Появились разнообразные земледельческие орудия из металла: мотыги, серпы из бронзы. Разнообразие земледельческих орудий свидетельствует о значительной роли земледелия в хозяйстве племен срубной культуры. Жильем для людей была прямоугольная землянка.

В это время на территории нашего края, в северной лесостепной части бассейна Северского Донца, проживали племена бондарихинскои культуры, остатки поселений которой были впервые обнаружены у села Бондариха Изюмского района. Отсюда и пошло название этой культуры. Бондарихинская культура была распространена на территории сел Большая Даниловка, Шмаровка, Новая Покровка, Коробовы Хутора, Верхняя Писаревка, города Мерефа в Харьковской области, в районе Залютино на территории Харькова. Археологические находки доказывают наличие в этих племен бронзолитейного производства.

К сожалению, данные археологии не позволяют говорить об этнической принадлежности носителей вышеупомянутых культур. Однако, в наше время среди специалистов распространено мнение, что носители ямной культуры является предками части индоевропейских народов или индо-иранских народов. Большинство современных историков считает племена катакомбной культуры - предками индоариев. А носителей бондарихинськои культуры большинство исследователей склонны относить к племенам Балтской группы, а другие - видят в ней представителей финно-угорского населения.

Таким образом, только уже по этим признакам можно с уверенностью говорить о серьезных миграционных процессах, что проходили на территории современной Харьковщины в глубокой древности.

Одни из первых медных орудий

В VIII в. до н. е. - IV в. н. е. началась эпоха железа. Очередное усовершенствование орудий труда качественно повысило производительность труда; социальное расслоение разрушило первобытнообщинный строй и начали формироваться крупные этнические общности людей.

Племена, жившие в бассейне Северского Донца, рано познакомились с процессом добычи железа. В этот период на их развитие влияли многочисленные кочевники, сменявшие друг друга в Северном Причерноморье. Они полностью не заселяли территорию современной Харьковщины, а только охватывали ее крайнюю южную часть.

С VIII в. до н. е. к середине VII в. до н. е. киммерийцы проникли на большую часть современной Харьковщины. Киммерийцы - кочевые ираноязычные скотоводы, пришедшие с территории Азии. Это первый народ на территории Украины, название которого нам известно. Они упоминаются в «Одиссее» Гомера, в ассирийских источниках. Это соседство имело определенное влияние на местное население.

Со второй пол. VII в. до н.э. киммерийцев вытесняют кочевые племена скифов, одна из групп скотоводческих скифских племен владела обширной территорией бассейна Северского Донца. Скифы создали скифское царство, в состав которого входила и южная часть Харьковской области.
Основным видом хозяйства у скифов-кочевников было скотоводство. Родовой знати принадлежали большие стада лошадей, крупного рогатого скота, овец, держали скифы также коз и верблюдов. Древнегреческий историк Геродот в своей «Истории» отмечал, что скифы-земледельцы - это собственно подчиненные не скифские племена, которые имели оседлый образ жизни, занимались земледелием и платили дань «царским скифам». Скифы-земледельцы использовали деревянный плуг, излишки производства продавали греческим колониям Северного Причерноморья. Основные их занятия - выращивание пшеницы, ржи, ячменя, конопли. Скифские племена располагались там, где были пастбища с хорошей травой и удобными водопоями. Места таких стоянок обнаружено на Северском Донце возле сел Петровское, вокруг села Райгородок близ впадения реки Сухой Торец в Северский Донец. Выявлено более 25 городищ земледельческих племен, покоренных скифами.

Лесостепную часть Харьковщины в скифские времена населяли земледельческо-скотоводческие племена, получившие название племен лесостепной культуры. Обнаружено большое количество поселений этой культуры на притоках Северского Донца - реках Уды, Мжа, Лопань, Харьков. В хозяйственной жизни этих племен главную роль играло земледелие. Применялась переложная система земледелия, с обработкой земли деревянным плугом. Сбор урожая осуществлялось железными серпами. Взаимоотношения племен лесостепной культуры со скифами выражались в натуральном товарообмене. Основой для обмена была продукция земледелия.

Скифская керамика

Очень интересным результатом этого влияния является находка в районе Люботина в курганах Караванской группы шерстяной ткани (датируется VII в. до н. е., найдена в 1994 году). Она свидетельствует о связях нашего края с Малой Азией или Южным Кавказом. Кстати, сегодня — это единственная в Украине самая старая «живая» ткань.

Текстиль 7 в. до н.э. из Караванской группы Люботинских курганов (под микроскопом)

Примечательно, что скифским временем датируется также текстильный раритет из кургана Близнец-2 (южная окраина современного Днепропетровска): белый хлопок, родиной которого могли быть Индия или Маргиана. По мнению археологов, этот царский курган может принадлежать Орику Аримаститу. Поэтому ничего удивительного в таких находках нет. Есть просто масса не сохраненного материала этого времени до наших дней. А мобильность кочевников того времени — поражает!

Хлопковый текстиль из кургана Близнец-2 под микроскопом

В то время, когда в степях Северного Причерноморья господствовали скифы, к востоку от них, за рекой Дон, жили родственные им сарматы (савроматы, языги, роксоланы, аланы) (III в. До н. Э. - III в. н. э.). Это ираноязычные племена, родственные скифам, говорили на одном из диалектов скифского языка. В общественном устройстве сарматов сохранялись значительные пережитки матриархата: женщина занимала достаточно уважаемое положение и даже могла владеть оружием. Поэтому многие исследователи считают, что сарматские женщины были прототипами легендарных амазонок.

Степные племена бассейна Северского Донца одни из первых получили мощные удары сарматских отрядов. Сарматские кочевники заняли также южную часть современной Харьковщины, о чем свидетельствуют курганные и бескурганные захоронения у сел Раздольное, Новоселовка, городов Балаклея и Изюм.

Далее к северу, в лесостепной полосе жило оседлое земледельческое население, принадлежавшее к культуре полей погребальных урн. Свое название эта культура получила от обычая сжигать умерших, а останки помещать в глиняную посуду (урну) и закапывать в землю. Остатки захоронений найдено у села Должик, города Дергачи, поселков Мартовая, Большая Даниловка, Терновой, Верхней Писаревки, в пределах Харькова и его окрестностей. Основным занятием этих племен было плужное земледелие и скотоводство; рыбный промысел, развивалось гончарное ремесло. Местное население жило в не укрепленных поселках, расположенных у небольших рек. Отсутствие городищ свидетельствует об относительно мирных отношениях с аланами.

К IV-V вв. н. е. относятся памятники черняховской культуры, о чем свидетельствуют отдельные захоронения (с. Соколово), два поселения того времени обнаружены на Богодуховщине - у сел Кручик и Лозовая. В 2009 у Золочева также было найдено захоронение периода черняховской культуры. Много лет исследует памятники в Валковском районе экспедиция доктора исторически наук М.В. Любичева.

В вопросах этнического состава черняховских племен в ученых нет единого подхода. Некоторые считают их протословянами (предшественниками, ранними славянами), другие утверждают, что в формировании этой культуры, кроме антов, славян, участвовали поздние скифы, сарматы и другие народы. Главной причиной кризиса и распада этой культуры был наступление готов.

В правление Аттилы (сер. V в.) государство гуннов контролировало огромные пространства от Рейна до Волги. И только после поражения в Каталаунские битве (451 г.) гунны были остановлены. После смерти в 453 г. царя Аттилы его держава распалась, а гунны постепенно рассеялись среди местных народов.

На смену гуннам пришли новые волны тюркских племен, которые, пересекая Причерноморье, рвались в богатые европейские страны.

Племена славян формировались на протяжении многих веков из местного населения Восточной Европы. В IV в. во время Великого переселения народов славяне раскололись на склавинов (предков западных и южных славян) и антов (предков восточных славян). Современная наука считает, что племена собственно славян сформировались в V в. В V-VII вв. начинают формироваться славянские племенные союзы (например, объединения антов), что является предпосылкой возникновения государства.

Территория современной Слобожанщины стала местом расселения северян. Верхнее течение, а также лесостепная часть бассейна реки Донец в течение VIIІ - XIII в. была заселена славянскими племенами северян, которые и дали название реке Северский Донец. В это же время на этой территории существовали роменская и волынцевская археологические культуры, которые принадлежали и северянам.

В 884 году киевский князь Олег подчинил своей власти северян, и часть их территории вошла в состав государства Киевская Русь. На берегу реки Уды существовало раннеславянское поселение, получившее название Донецкое городище. Остатки его были обнаружены на окраине Харькова неподалеку от ст. Карачевка.

Часть территории современной Слобожанщины была под властью Хазарского каганата, но она не входила в состав собственно Хазарии. Сами хазары занимали земли вдоль правого берега Нижней Волги со столицей Итиль. Уровень хозяйственного и культурного развития хазар был ниже славянского и алано-булгарского, но местное население было в определенной политической зависимости от хазар и платило дань. В 60-х годах Х в. князь Святослав разгромил хазар. С этого времени большая часть территории нашего края вошла в состав древнерусского государства Киевская Русь.

Выставка ХНУ имени В.Н. Каразина в Галлерее АВЭК в 2002 году, посвященная 100-летию открытия салтовской культуры

С конца IX в до XIII в в степях Северного Причерноморья господствовали различные тюркоязычные кочевники: печенеги, половцы. Половцы, выйдя в XI в. с территории современной Киргизии и Казахстана, вытеснили печенегов сначала с Приаралья, а в первой половине XI в. - С Причерноморья. Основное занятие - кочевое скотоводство. Под давлением половцев большая часть печенегов в конце IX в. втиснулась в степи между Доном и Северским Донцом, от этого пострадали славянские поселения: были разрушены поселення Хорошево, Мохнач, Водяное, Коробовы хутора, поселения салтовской культуры. Господство печенегов продолжалось до первой половины XI в., когда основная масса их, не выдержав ударов русских дружин и давления новых кочевников, отступила к бассейну Дуная. Название поселка Печенеги Харьковской области свидетельствует о том, что печенежские племена жили на берегах Северского Донца.

Дешт-и-Кипчак. Именно на Харьковщине проходила граница мира кочевников и славян. Проживали половцы в юртах. Зимой устраивали стоянки на берегах рек. В них уже появлялись отдельные семьи, главы которых назывались беями. Семьи объединялись в роды, которыми руководили беки. Несколько орд образовывали племя. Племенами управляли ханы. В половцев было право кровной мести. Важную роль в жизни половцев занимали захватнические войны. Войско половцев состояло из легкой и тяжелой конницы и отмечалось большой подвижностью. В боях принимали участие и женщины.
Кочевники делали опустошительные набеги на славянские земли. Русские князья осуществляли ряд успешных походов против половцев, однако главные силы половцев ни были разбиты.

Половецкий балбалы (от тюркского баба - предок).

В 1238 году полчища татаро-монгол уничтожило Переяславское княжество. В числе полностью разрушенных и сожженных татарами оказалось и город Донец.

Долгое время территория современной Слобожанщины не знала городской культуры. Но не верно считать, что здесь населения не было вовсе. Хотя часть населения края была уничтожена или откочевала в Венгрию или в Болгарию, с созданием в 1243 г. Золотой Орды территория Слобожанщины стала ее составной частью.

Стабильное развитие (автор очерка исследует тематику Шелкового пути в том числе - и на территории современной Слобожанщины) Золотой Орды дал возможность вернуться и прийти новом населению на земле Слобожанщины.

Именно с этого времени в наше время существуют украинские фамилии вроде «Керемет», что дословно с современного казахского: "красивый". Кстати, термин "половец", который упоминается в летописях и связан со светлым цветом волос, почти калькой с тюркскими: сары-кипчак. Среди кыпчакских родов и сегодня есть род шары (сары) - в переводе "желтый". То есть, сары-кипчаки - желтые кипчаки. К этому надо привязать и название Шарукань, что тоже зафиксирована летописями. Полагаем, что это видоизмененное тюркское Шары-каан (Сары-каан) - стойбище рода слои (сары). То есть: половцев. То есть, Шарукань - это не имя собственное города. Это, скорее, общее обозначение места.

Остался в наследство от тех, почти легендарных времен нам и харьковский коц - длинноворсовый ковер с наклонным ворсом, считается сегодня - аутентичным слобожанским ткачеством.

Коц из экспозиции ХИМ - наша память о Дешт-и-Кипчак

Автор публикации исследует коц в экспозиции ХИМ

Автор этого очерка исследует коцарство.

Лекция автора публикации о коцарстве в Библиотеке Октябрьского района Харькова

Один из мастер-классов автора публикации: учимся ткать коц

Что нужно иметь, чтобы научиться делать коц? :)

Первые шаги

Можно указать, что ближайшими родственниками (как по технике исполнения, так и по орнаментикой) коцу является киргизские и узбекские ковры — джульхирсы. Вот, что об этом написала кандидат искусствоведения из Ташкента Э.Гюль: «The tradition of long-pile carpets was known in Ukraine in 17th – 19th centuries. Such carpets – Kots – were produced on wide-beam looms, with pile lengths up to 10 cm. Probably, this tradition can be connected with the migration of Turkic people passing the territory of Ukraine and further to the west. The typical geometrical decor of Kots – numbers of diamonds – also confirms this connection. As well as nomads, local Ukrainian inhabitants made floor carpets and horse cloths in this technichttp://www.jozan.net/?p=5811.» ().

По нашему мнению, все это связано с тем, что часть сары-кипчакського (половецкого) населения (пережившего золотоордынские времена и более поздние - крымские и ногайские) осталось на нашей территории и стало частью уже слободского этногенеза.

Ученые еще в 2004 году поставили под сомнение термин "Дикое поле". Тезис о том, что эта земля в течение трех веков была свободна и здесь господствовали татары и препятствовали заселению Дикого поля - научно опровергнута. В частности, доказано, что жители Донецкого городища со временем перешли на Харьковское городище. Где и возник Харьков.

Даже в более близкие к нам времена (18 век) — есть масса интересных особенностей нашего слобожанского этногенеза. Сохранились письменные документы, которые говорят о переселении в Чугуев калмыков. Однако, при анализе ономастики (имен) переселенцев, выясняется, что собственно калмыских имен там нет, зато в избытке — тюркские (ногайские).

Наш город всегда был терпим к инородцам: поэтому и сегодня в городе рядом стоят синагога и костел, ранее с ними рядом была и кирха, и православный храм.

Академик Д. Багалей в своей работе «История г. Харькова за 250 лет его существования» вспоминает мусульманскую общину города, которая в 1866 году насчитывала 38, а уже в 1897 году - 760 татар. Такой рост был связан с расквартированием башкирского конного отряда в городе во время русско-турецкой войны. Просьба об утверждении плана на строительство "магометанской мечети" от Харьковской магометанской общины поступило в строительное отделение Харьковского Правления 24 февраля 1906 года. В 1906 году на берегу реки Лопань была построена мечеть

Через нашу территорию с глубокой древности проходили известные пути (Муравский и на восток - Изюмский) и естественный путь по Северскому Донцу и его притокам.

Как показывают археологические находки, все эти пути были хорошо известны с глубокой древности. Например, автором были найдены в 2006 году в округе Изюма морские раковины на памятнике эпохи бронзы.

Но особенно активизируются эти магистрали — в средние века.

Ярчайший пример такой торговой активности — салтовское время. Торговые дороги и населенные пункты Хазарского каганата маркированы арабским серебром, византийским золотом и китайским шелком.

Византийская монета, найденная на одном из памятников салтовского времени на Харьковщине.

Последующая эпоха и в особенности период Золотой орды — дал новый всплеск международной торговли.

Китайский шелк с византийской (?) вышивкой, найденный в половецком кургане ХП в. в Близнюковском районе

И тут нельзя обойти вниманием Изюм. «Велел сделать это Али-Ад-дин, сын Джемаль-ад-дина, сына Али, Тараси, в день 11 шавваля из месяцев 734 г.», - каменная плита с этой арабской надписью (в современной датировке «5 июня 1334 г.»), была обнаружена в городе Изюм еще до Великой Отечественной войны. В те тяжелые годы стела пропала, но историки
успели ввести ее в полноценный научный оборот. Здесь речь идет о постройке крепости выходцем из далекого города Тараз (Тараси — в оригинале) на горе Кремянец во время расцвета Орды — при правлении хана Узбека.

Балбалы в Изюме

По нашему убеждению, цель постройки - обеспечение полноценного функционирования торговых путей в русле Великого Шелкового пути. Мой аргумент состоит в том, что выше по Северскому Донцу, на Нетайловском могильнике и на территориях более южных обнаружены шелка VIII-XIV веков восточной (китайской) технологии. Учитывая, что в Средней Азии существовали жизненные интересы китайских правителей (проходили известные торговые пути, существовали фактории по производству шелка), Тараз был задействован в этом плане. Город считался одним из пунктов северной ветви Великого Шелкового пути, проходившей из Алмалыка (район современного города Кульджа в Китае) в направлении города Ясы (современный город Туркестан) и далее вниз по течению реки Сыра (Сырдарья). Находясь в гостях у известного таразского мецената Ербола Баймурзина (благотворительный фонд «Олкетану»), в музее, созданном на базе фонда, автор этой публикации видела археологические артефакты, хорошо знакомые ранее. Среди них и бронзовое зеркало с мифическими существами, найденное в районе Красной речки, полный аналог его был найден на Донецком городище (современная окраина Харькова). Не вызывает сомнений существование караванной международной торговли во время правления хана Узбека, единая контролируемая территория способствовала такой торговле. И кому, как не уроженцу Тараза, где наверняка были и мастерские по производству китайского шелка, было хлопотать о достойной защите северного ответвления Шелкового пути?

Вид с горы Кремянец на Изюм

Битые слобожанские дороги, по которым ходили не только купцы, но и - захватчики совершали набеги на южные окраины Московского государства и южно-западные границы Литовско-польского государства.

Перед Московией стал вопрос защиты своих земель. Поэтому она не быстро, понемногу подвигала свои границы на юг. Правительство присылает в степи своих дозорных, здесь располагались залога, станицы, строились крепости. Активная правительственная колонизация Дикого поля началась в конце ХVI в. Очень далеко на юге на р. Донец недалеко от Святых гор по приказу царя Бориса Годунова в 1599-1600 г. было построено крепость-город Цареборисов (ныне село Красный Оскол Изюмского р-на).

Иногда лопата археолога дает уникальные сведения о перипетиях быта древности, связанной с миграцией и сложностями жизни на новых местах.

Так и произошло в 2012 году. Выявление монетного клада вместе с археологическим текстилем — было огромной удачей. Поскольку такая находка фиксируется научными методами и сохраняет для исследователя максимум информации.

Клад из Цареборисова 2012 года

Как отмечает начальник экспедиции И. Голубева, на Цареборисовском городище такие находки сделаны впервые: на дне хозяйственной ямы раскопа № 5 (расположенный в центрально-восточной части детинца) было обнаружен небольшой клад монет Московского царства первого этапа существования крепости.

Клад состоит из двенадцати чешуевидных серебряных монет Московского царства, вероятно были завернуты в шелковый изделие ( на них сохранились фрагменты ткани с швом).

Распределение монет по номиналам, правителями и местом чеканки оказался следующим:

- полушки Ивана IV (2 монеты);

- Деньга Ивана IV ( пять монет чеканки московского двора и две тверского );

- копейки Ивана IV (монеты новгородского и псковского чеканки ) и Федора Ивановича псковского чеканки.

Обнаруженный клад не является результатом длительного накопления. Скорее всего мы имеем дело с обычным кошельком. Старейшая монета данного клада отчеканена в 1535-1538 гг, а самая поздняя - в 1596 г. Такое положение вещей не является случайным. Находки монет из культурного слоя дают такие же хронологические расхождения. Из письменных источников известно, что Цареборисов основан в 1599 царем Борисом Годуновым и его монеты из находок в культурном слое крепости нередки. Такое хронологический распределение монет клада не является чем-то исключительным. Большинство монет - это младшие номиналы Ивана IV Грозного, которые после его правления либо не чеканились вообще, либо имела же место незначительная их эмиссия. Поэтому поздние монеты Годунова (копейки), как более высокий номинал, могли просто не попасть в найденный «кошелек». С началом «смутного времени» вес монет падает. Следовательно более тяжелые монеты изымались из повседневного обращения или обрезались к уменьшению веса. Вес монет клада не отличается от средних показателей стандарта для правления царей от Ивана IV до Бориса Годунова. Так что дата комплекса, где обнаружен клад, - не позднее времени начала чеканки монет «смутного времени».

Таким образом, обнаруженный при раскопках Цареборисова в 2012 г. клад демонстрирует повседневный денежное обращение жителя крепости того времени. Это делает изучение найденного текстиля — крайне важным для понимания повседневной жизни и быта этого далекого форпоста Московского государства.

Фрагменты уникального шелкового текстиля (общий вид и под микроскопом), обнаруженные в Цареборисове в 2012 году

Попробуем высказать некоторые предположения обстоятельств появления этого монетно-текстильного комплекса на Цареборисовском городище.

На момент основания Цареборисова в городок притекало достаточно много по тем временам средств, среди которых и оказались и монеты, и ткань из обнаруженного в 2012 году клада. Вот что пишет Новый летописец: « 75. О поставлении Борисова города.  Послал же царь Борис на поле ставить город Борисов окольничего Богдана Яковлевича Бельского да Семена Ольферьева, да с ними послал многих людей всяких и на поселение послал казаков и стрельцов и посадских людей. Богдан же, человек богатый, пошел на строительство города с великим богатством и всякого запаса взял с собой много, и пришел на то городище, и град начал делать сперва своим двором, и сделал своими людьми башню и стены, и укрепил великой крепостью. Потом же, по тому образцу, повелел и всей рати делать, и вскоре сделали весь град, и укрепили его всякой крепостью. Ратных же людей [Богдан] поил и кормил каждый день, и бедным давал деньги, и платье, и запасы. Пошла же на Москве про него от ратных людей хвала великая о его добродетели. Царь же Борис исполнился ярости и послал [за Богданом], велел его схватить и повелел его позорить там же многим позором, и сослали его с Москвы на Низ в тюрьму. Вотчины же и поместье велел взять на себя, а имущество его повелел распродать, а деньги взял себе Дворян же старых, которые были с ним [Богданом], а на него не посягали, Афанасия Зиновьева с товарищами, также повелел [царь] разорить».

История приграничного города Цареборисова, в ХVII веке была отнюдь не спокойной. Как сообщает Филарет, «Что касается до бедствий, какие испытал город Борисов, впадая, по выражению пророка, в руки человеческие, то прежде всего надобно сказать, что во время всеобщего расстройства России, самозванец Лже-Пётр в 1610 году занимал Цареборисов, и Цареборисовские стрельцы, волею или неволею, ходили тогда вместе с ним в Путивль, а оттуда в Тулу, где самозванец был разбит и пойман. После того Борисов город несколько времени оставался в запустении, и оттого долго назывался Борисовым городищем, даже и после занятия его стражею, которую видим здесь в 1633 году. Со времени построения Чугуевской крепости, т.е. с 1639 года, в Борисов присылали стрельцов и станичников из Чугуева, для наблюдения за Татарами. Но так как, по одному положению своему на край степей Крымских, Борисов был опасным местом: то Чугуевцы неохотно отправлялись сюда, и несколько раз испрашивали себе, как милости Божьей, увольнения от содержания стражи в Борисове. Борисов был сколько важным, столько же и опасным  местом и по другой особенности своей. Через него проходила посольская дорога в Крым. Послы останавливались в Цареборисове как для отдыха, так и для получения распоряжений Правительства».

Таким образом, уже первые годы существования города ознаменовались для него тяжелыми испытаниями. Памятуя о том, что первопоселенцы «города Борисова» на новое место привозили ценные вещи, можно полагать, что в случае таких форс-мажорных обстоятельств — ценности прятались.

Именно это и произошло в изучаемом нами случае: владелец спрятал в укромном месте свои текущие денежные сбережения вкупе с дорогой шелковой рубахой (?), видимо, спонтанно — в результате неожиданной опасности.

На наш взгляд, особый интерес вызывает наличие в этом кладе одежды из дорогого материала - китайского шелка. Мы затрудняемся ответить на вопрос о датировке этого текстиля: как известно, в большинстве случаев археологический текстиль датируют по времени комплексов, его сопровождающих. Однако, это не всегда является датой создания тканей. Единственно, что мы можем сегодня утверждать в отношении найденного на Цареборисовском городище текстиля, что он явно старше как собственно изучаемого археологического памятника, так и, вполне возможно, - может быть старше и самого обнаруженного монетного клада.

В 1606 г. город обезлюдел во время восстания Болотникова, в 1612 разрушенное татарами второй раз город был заселен и восстановлен в 1654 украинском переселенцами. В первой половине XVII в. началось переселение в эти земли части населения с Заднепровской и Левобережной Украины, которые находилась под властью Польши и боролась за свободу. Переселение украинцев в районы, прилегающие с юга к Белгородской черты, приобрело еще больший размах после соединения Украины с Россией, потому что оно проходило уже в пределах одного государства.

Так формировалась уже известная Слобожанщина.
А что же с тем населением, что было до того? Оно постепенно ассимилировалось, сохраняя в "подсознании" региона память о своих корнях. Изучение этой проблемы - актуальная для сегодняшнего слобожанского краеведения.

Оцените статью:

Перепост:

Статья понравилась: Миша,

Статья не понравилась: Таких нет