menu

Богота - гадкий утенок среди городов

Kozzy

Kozzy

  • 29.04.2011 19:11
  • Просмотров: 4657

Богота была скандально известна, благодаря Колумбийской кокаиновой мафии. В этом городе выполняли свои спецоперации герои фильма Мистер и Миссис Смит. Но теперь Богота известна всему миру как образцовый город. Многие муниципалитеты развитых стран активно перенимают опыт Боготы, надеясь снизить уровень преступности и эффективно решить транспортные проблемы. Перемены, произошедшие в Боготе, столице Колумбии за последние 15 лет, демонстрируют эффект индивидуальных политик городского управления. Деятельность мэров города Антанаса Мокуса и Энрике Пеньялосы, имена которых возведены в ранг либеральных героев демократического мира, связана с радикальными изменениями в сфере транс­порта, введением новой модели пользования городским пространством, трансформациями в сфере общественной культуры. После успехов на посту мэра города, Антанас Мокус стал президентом Колумбии, а Энрике Пеньялоса разъезжает по всему Миру, делясь опытом, при этом много работая в муниципалитете Нью-Йорка.

Условия возможности

Из города в 700 тыс. человек в 1950-х годах Богота превратилась в 6-тимиллионный мегаполис 1990-х. Уровень насилия превышал показатели всех остальных латиноамериканских городов. Исход политических кампаний исключал какую-либо возможность политической альтернативы. В 1991 году критическая ситуация, усугубленная социальными движениями, действующими на грани гражданской войны, привела к конституционным реформам, основными положениями которых стали политики децентрализации и "гражданского участия". В Конституционных изменениях принимали участие представители социальных движений и профсоюзов, лидеры левых партий и партизан. В результате были созданы veedurias, гражданские Комитеты наблюдения, которые обеспечивали контроль за государственными и муниципальными общественными проектами. Децентрализованная система управления позволяла распределять ресурсы на локальном уровне, благодаря чему городские муниципалитеты обретали широкие полномочия.

Гражданская культура

  Антанас Мокус (1994-1997, 2001-2004), независимый кандидат, выиграл избирательную кампанию только потому, что люди ему доверяли и считали честным, безразличным к политике человеком. Президент Колумбийского национального университета, математик и философ, он ввел понятие "гражданской культуры" в государственное управление. Свою стратегическую программу Мокус назвал FormarCiudad- "Сформировать город", среди пяти положений которой стояла задача расположить боготян к коммуникации своих идей через искусство, культуру, отдых и спорт. По его мнению, общественное управление предполагало вмешательство в культурные навыки граждан. Коррупция, недоверие и нарушение законов происходят из наличия разрыва между правовой, моральной и культурной сферами.

Правила движения

В основе его взглядов лежала уверенность, что только наблюдение индивидов друг за другом, с одной стороны, и граждан за органами власти, с другой, может привести к культурным изменениям. Наблюдение не как тоталитарный, а скорее как педагогический элемент, нацеленный на воспи­тание совестливости. Так, чтобы отрегулировать беспо­рядочное движение машин и пешеходов по улицам Боготы, мэрия сделала 350 тыс. "карточек гражданина". С одной стороны карточки был нарисован палец, поднятый вверх, знак одобрения; с другой - палец вниз на фоне красного цвета, знак осуждения. Когда пешеходы или водители нарушали закон, им показывали красную карточку; если же они со­вершали хороший поступок, то со всех сторон получали знаки одобрения. Через некоторое время использование карточек вышло за рамки дорожного движения, ими стали пользоваться во всех конфликтных ситуациях. В сфере транспорта Мокус провел и другой эксперимент, наняв для управления движением 420 профессиональных мимов. Если человек перебегал дорогу в неположенном месте, мим следовал за ним по пятам, повторяя каждое телодвижение нарушителя. Как и любой другой учитель, Мокус был уверен, что колумбийцы больше боятся быть осмеянными, нежели получить штраф.

    Безопасные улицы    

Так же как театральное представление на улице невозможно без участия зрителей, так и каждая программа Мокуса была рассчитана на взаимодействие с гражданами. По статистике, если перевести количество во время, в Боготе каждые 15 минут происходило убийство, каждые 3 часа кого-то похищали и каждые полдня кто-то погибал в дорожной катастрофе. В связи с этим Мокус провел широкую программу ревальвации человеческой жизни. Во-первых, он попросил граждан позвонить ему в офис, если они найдут учтивого и честного таксиста. Когда мэр получил 150 звонков, он встретился со всеми хорошими водителями и послушал их советы по поводу того, как улуч­шить поведение водителей подлых. Примерных таксистов он назвал 'Рыцарями Зебры'. На местах, где пешеходы по­гибли в дорожно-транспортном происшествии, мэр пред­ложил нарисовать большие звезды. Так, за 10 лет количе­ство дорожно-транспортных происшествий сократилось от 1300 до 600 в год.

Ночи в Боготе были настолько опасны, что по вечерам женщины боялись выходить на улицы. Мокус рассказывает, что в то время "они думали над тем, каковым должен быть образ безопасного города и решили, что если увидеть на улицах много женщин, то почувствуешь себя в безопасности". Во время "Ночи для женщин" мужчины остались дома, а 700 тысяч женщин вышли на улицы. Центральный бульвар на время стал пешеходной зоной, где проводились бесплатные концерты, а в кафе и барах предлагали только женские напитки. В 1996 году также была проведена программа добровольного разоружения. Во многом благодаря тому, что медиа уделили ей особое внимание, уровень убийств за 5 лет снизился в два раза.

Гражданское пространство

Транспортную политику Мокуса, выдвинувшего свою канди­датуру в президенты, продолжил план городского развития Энрике Пеньялосы (1997-2001). Экономист, защитивший док­торскую диссертацию по городскому управлению и менедж­менту, Пеньялоса верил в то, что не искусство и педагогика, а пространство является решающим в формировании пове­дения людей: "...город выглядит цивилизованнее не тогда, когда построены шоссе и магистрали, а когда ребенок на трехколесном велосипеде может ездить где угодно - с лег­костью и в безопасности". Пеньялоса создавал город, кото­рый все более принадлежал его жителям; для этого он куль­тивировал общественное пространство и городской транспорт, вытесняя частные автомобили, маршрутные такси и создавая дороги для автобусов, дорожки для вело­сипедов, широкие тротуары, школы, библиотеки и парки. Иногда, чтобы увеличить тротуар или добавить велоси­педную дорожку, приходилось урезать ширину проезжей части. Но при этом Пеньялоса считал недопустимым стро­ить дополнительные шоссе: "Магистрали стимулируют людей уезжать все дальше и дальше. Если мы стремимся к высокой плотности, следует сделать две вещи. Первое - больше не строить магистралей. Второе - поставить общественный транспорт на те магистрали, которые уже построены ".

transmilenio скоростная сеть общественного транспорта

Создание скоростной системы общественного транспорта должно было положить конец стихийной сети частных собственников и тяжелым условиям труда наемных води­телей. Двухсекционные автобусы transmilenio двигаются согласно жесткому расписанию, пропускают 660 тыс.пас./день, а высадка пассажиров разрешена только на автобусных остановках. С целью поощрения использования городского транспорта и велосипедов Пеньялоса в 2000 году устроил первый "день без автомобилей". Инициатива мэра вызвала широкое одобрение, и на референдуме было приня­то решение праздновать этот день ежегодно.

 

cicloruta, велосипедный город

Сеть велодорог Боготы в 303 км считается одной из самых больших в мире. Начало сети положил Мокус в 1995 году, Пеньялоса значительно увеличил ее масштабы, и теперь каж­дый день в Боготе совершается около 300-400 тыс. велопоездок, значительная часть которых происходит в бедных районах города.cicloruta состоит из нескольких сетей - главной, второстепенной и дополнительной. Главная сеть соединяет основные центры города прямыми скоростными линиями, например, средоточие работы и образования с на­иболее густонаселенными жилыми районами. Второстепен­ная сеть связывает отдаленные жилые районы, парки и центры развлечения с главной сетью. Дополнительная - обеспечивает непрерывность между главной и второсте­пенной сетями. Она состоит из велодорожек, придающих целостность всей ячеистой структуре, и также служит для бесцельных прогулок по живописным местам. Сюда вхо­дят рекреационная сеть, серия локальных маршрутов в жи­лых районах и система долгих дорог в зеленых зонах.

[youtube]http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=mXMPJgBo_DA[/youtube]

[youtube]http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=QLH3SyulUVs[/youtube]

[youtube]http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=q0a_keSBfkE[/youtube]

здесь вы сможете скачать презентацию Энрике Пеньялосы для Киева http://www.ex.ua/view_storage/206703584834

Написано по мотивам статьи в журнале АСС№3 2008 "Богота"

Оцените статью:

Перепост:

Статья понравилась: Таких нет

Статья не понравилась: Таких нет


Комментарии

Комментировать в форуме...

Миша

Миша

вот что может хороший мэр...

29.04.2011 23:03
Snake

Snake

Эх, когда же у нас такой независимый кандидат появится...

30.04.2011 21:23
Миша

Миша

Если хочешь чтобы что-то было сделано - сделай это сам. Я так подумал 6 лет назад про Велодень. Надеюсь кто-то достойный решится и на такой крест. А общественности делоа поддержать делом, а не флудом.

30.04.2011 23:26
Kozzy

Kozzy

На днях в Киеве познакомился с Боготянами, которые выиграли архитектурный конкурс по Набережному шоссе. Так вот, оказывается, что Антанас Мокус имеет украинские корни, а Энрике Пеньялоса в 2012 году будет снова баллотироваться на пост мэра.

04.05.2011 14:13
Kozzy

Kozzy

Это вообще крыша едет :facepalm: Капец какой-то
Изображение

06.04.2012 20:08
galser

galser

ДА пусть крыша хоть 200 раз едет. Результат то на лицо? Так?

15.04.2012 22:27