ХТ -туристичний форум України и велофорум Харкова |
Полная версия | Вход • Регистрация |
FAQ • Поиск |
Список форумов » Велофорум » Велосипедная технозона » Шоссе |
Пред. тема | След. тема Страница 1 из 1 [ Сообщений: 10 ] |
Начать новую тему | Ответить |
Версия для печати |
Длина шоссе шатунов |
---|
Длина шоссе шатунов |
FREEdom - Руаль Амундсен |
25.12.2014 15:16 |
Хотел бы затронуть тему, наверное, про самое тонкое в настройке велосипедной трансмиссии, а именно длинна шатуна.
Над этим вопросом не задумывался до тех пор, пока не решил заменить свои. Сейчас стоят 177,5 мм, мой рост-где то 190 см. 95% процентов всех велосипедистов говорят, что чем больше рост (или длинна ноги) тем длиннее должен быть шатун. Ещё одно мнение, что, опять же, чем длиннее шатун-тем легче его крутить, так как "плечо" увеличивается (но при этом забывают, что и длина окружности также больше). Около трех дней я копался в форумах всего СНГ, и единственное мнение которое мне понравилось, я нашел на бироте http://forum.birota.ru/viewtopic.php?t=1968, этот пост я привожу ниже: Цитата Ню-ню, господа теоретики... пробуйте, ставьте, экспериментируйте. Вот тада и подискутируем Просто сколько народу уже на этом "золотом правиле" понаобломалось Здесь "работает" несколько иная логика. Чем длиннее кривошип (кстати - правильное название, "шатун" - неверное), тем, да - никто и не спорит! - ТЕОРЕТИЧЕСКИ должно быть легче. Только вот легче - что? "Крутить"? В какой момент? При каких условиях? "Легче" будет поддерживать высокую среднюю дистанционную скорость, вот это - да. Но - лишь при условии, что ездуну для этого хватает силовых возможностей своей мускулатуры. Почему? Потому что с увеличением размера кривошипа ноге приходится совершать БОЛЬШУЮ работу: угол сгибания-разгибания-то ведь тоже увеличивается. А как известно, с его увеличением выходная мощность работы мышц падает (классический наглядный пример: что будет "легче" - делать приседания из полуприсеста или из полного положения сидя? - вопрос чистой риторики). Едем дальше. Силовые возможности мускулатура также обусловлены соответствующим уровнем VOmax'а. И если он относительно низок, то приходится расплачиваться намного бОльшим количеством сожжённых по-напрасну мышечных волокон на дистанции, чем следовало бы... Поэтому, вроде бы ехать можно... и крутить как бы "легче" (следуя "золотому правилу механики"). Но всё это будет делаться как бы в "кредит". Когда же лимит сожжённой мускулатуры исчерпывается, "крутить" становится попросту больше уже не "чем", и тебя "вырубает" напрочь. Тут и маму нераз вспомнишь... и папу заодно. На какой-нибудь безобидной горочке, например. И наступает парадокс: оно вроде бы и должно "легко крутиться", да вот почему-то больше не "прокручивается", а лишь "проламывается", и как следствие - выходная мощность резко падаетю. А всё потому, что у кого-то малость силёнок не хватает... Лечится сей парадокс легко: установкой более коротких кривошипов. Повторю свой тезис: размер шатунов для каждого конкретного ездуна обуславливается, в первую очередь - силовыми возможностями его организма, во вторую - на какой дистанции их предполагатеся применять, и уж в самую последнюю - по формулам и чартам - т.е., исходя из чисто антропометрических показателей (соотношения длины ноги к длине большой берцовой кости, или как там сейчас принято считать.) Хорошо, допустим, я - не шибко большой авторитет, чтобы мне можно было верить сразу на слово. Вот вам яркий пример из большого спорта. А.Вальверде. Гонщик-многодневщик горной специализации. Всю жизнь ездил на 172,5 мм. На разделку ставил 175 мм. Хотя роста довольно высокого, и, главное - ноги тоже длинные. И решили тренеры "подтянуть" ему разделку в этом сезоне. Из всех расчётов выходило, что ему обязательно нужно ставить шатуны подлиннее (177,5). И, как мы знаем, ничего толкового из этой затеи в итоге не вышло: кривошипы поменяли, тренировался человек, пыжился, мучился весь сезон... и никаких рекордных скоростей (даже для себя) из этого не выжал. Причина до банальности проста: гонщику для езды на таких шатунах не достаёт элементарной мощности. Ну, и, понятно - в конце-концов плюнули на эту идею, вернули его обратно на 175-ки (для разделки). В принципе, если брать в пример меня, это многое объясняет. Гонщик с меня достаточно хреновый, значить, что мне просто не хватает силы, что бы долго крутить шатуны длиной 177,5 мм. Каденс порядка 80-90, в последствии чего чувствуется легкий дискомфорт в коленном суставе. Основная задача при подборе себе шатунов: это бреветы, может быть походик, тоесть в день 200 км и больше, темп ровненький (средняя от 25 до 30 км/час). Хотелка-шатуны длиной 172,5-175 (если у кого есть shimano ultegra 6500 то я куплю), что кто думает по этому поводу, может быть у кого то есть результаты научных исследований по этому поводу? |
Последнее сообщение |
Re: Длина шоссе шатунов |
ТанкисТ - Америго Веспуччи |
26.12.2014 05:23 |
В свое время тоже рыскал по интернетам в поисках однозначного ответа по длине шатуна в зависимости от роста (а правильнее - длины ног) и под конкретный тип велосипеда (или характер езды). Больше из любопытства, поскольку для себя практическим методом это уже определил ранее. Тоже прочитал тогда и эту тему на Бироте и даже запомнилось это дельное высказывание, как одно из немногих.
Насколько помню, результаты расчета калькулятором несколько не совпали с тем, что мне идеально крутить. При росте 170см у меня на шоссе шатуны 165мм , а на МТБ - 170мм. В дополнение к той цитате я бы добавил еще эту: Druon писал(а) Оптимизировать надо не усилие, а мощность. И не просто мощность, а среднюю мощность по времени. Факт первый (подтверждён многими исследованиями). Мощность напрямую зависит от каденса. Для каждого человека есть оптимальный каденс при котором достигается максимум мощности. Есть откровенные медленнокрутильщики (Ян Ульрих) и наоборот (Ланс Армстронг). Мы можем крутить быстрее и делаем это, когда нам надо ускориться, но за счёт повышенного, не оптимального использования ресурсов. Здесь уместна аналогия с ДВС, у любого двигателя есть частота, при которой мощность максимальна, но мы раскручиваем его и выше этой частоты, расплачиваясь за это повышенным расходом топлива. Будем крутить медленнее, не выйдем на максимальную мощность. Факт второй. Средняя мощность есть константа для конкретного человека в данный период времени. Ставим длинные шатуны. Казалось бы, при тех же усилиях можем использовать более высокие передачи и увеличить среднюю скорость. Ан нет, природу не обманешь. Работа-то, которую мы можем выполнить, константа, в силу того, что мощность, которую мы можем выдать есть константа, а мы увеличили путь, длину окружности по которой ступня болтается, как следствие, падает каденс. И средняя скорость в лучшем случае остаётся прежней, а то и падает, поскольку каденс не оптимальный. А поддерживать прежний каденс можно только за счёт внутренних резервов, если они есть, или за счёт не оптимального повышенного расхода ресурсов. Приходилось сталкиваться с мнением противников равномерного кругового педалирования, мол усилие на 3 часа падает, а в этой фазе работают самые сильные мышцы. Ошибка из той же оперы. Оптимизировать надо не усилие, а мощность. ...ибо биомеханика, аминь! (с) Timur (Alma-Ata) Поэтому шатуны подбираются именно под СВОЙ каденс, даже цифры человека с таким же ростом и весом, как у тебя мало что скажут ввиду генетической индивидуальности каждого. При твоем росте, возможно, стоит попробовать изменить длину шатунов с шагом в 5мм, в 2,5мм можешь не почувствовать. |
Re: Длина шоссе шатунов |
FREEdom - Руаль Амундсен |
26.12.2014 22:42 |
В итоге получаем предположение, что чем продвинуты вы в велоспорте, тем длиннее шатуны устанавливаем на велосипед. При покупке первого велосипеда, ставим шатуны 165 мм, далее, вовремя приобретения неких навыков и улучшения физ. подготовки ставим более длинные шатуны (170 мм), и так далее.
|
Re: Длина шоссе шатунов |
ТанкисТ - Америго Веспуччи |
27.12.2014 03:17 |
Думается мне, неверное заключение. Попробовать разную длину все равно придется, но "любимой" для того же бревета не по горной местности останется все равно одна независимо от формы. К этому приходишь сам постепенно. А на первом велосипеде можно длину и вовсе не знать ))
|
Re: Длина шоссе шатунов |
Kochegar - Георгий Седов |
27.12.2014 07:43 |
Я приросте 180см на свои велосипеды ставил шатуны длиной в 152, в 165 и в 170 мм. И пришел к выводу что если правильно подобраны диаметры звздочек то особой разницы не чувствуется.
На одном складном велосипеде мне пришлось заменить 152 на 165 только из-за того что там оказался коротковат подседел т.е. с целью увеличить расстояние от седла до педали находящейся в нижней точке, на другом моем складном где стояли 165мм одно время ставил шатуны в 170 но никакой особой выгоды не заметил. На своем велосипеде "Урал" заменил шатуны 165 на 170 и так и езжу, и вот на нем это показало себя хорошо. |
Re: Длина шоссе шатунов |
FREEdom - Руаль Амундсен |
22.01.2015 16:52 |
Kochegar
Ну мы, как бы, обсуждаем шатуны для использования их на шоссейных велосипедах, оно немножко отличается от городских и МТВ. Короче, нужно пробовать, экспериментировать. Нашел в продаже 170 мм, начну с них. Буду сравнивать результаты на 100 км (Средняя скорость, каденс, пульс, калории, жаль мощность померить нечем). |
Re: Длина шоссе шатунов |
Kochegar - Георгий Седов |
22.01.2015 20:14 |
Если ехать в гору то на одних и тех же передачах легче ехать когда длина шатуна больше, а на более ровной дороге лучше когда длина шатуна меньше. Именно поэтому я у своей складной "Энигмы" с колесами 20" перейдя со 165 на 170 потом поставил обратно 165: на ровной дороге с более длинными шатунами стало ездить не очень хорошо. А на "Урале" с колесами 29" - наоборот, шатуны в 170 показали себя лучше чем в 165 и так с более длинными и езжу - потому что я на нем езжу преимущественно по дорогам или гравийным или с сильными уклонами где сила тяги нужнее чем скорость.
|
Re: Длина шоссе шатунов |
aidaho - Фритьоф Нансен |
24.01.2015 11:23 |
Была год назад такая же тема: viewtopic.php?f=77&t=163781
Моё имхо: короткие шатуны хороши везде, на них проще держать каденс. |
Re: Длина шоссе шатунов |
Chemodan - Юрий Сенкевич |
25.01.2015 22:44 |
172,5
Оптимальный вариант для спорта |
Re: Длина шоссе шатунов |
ldk - Стив Ирвинг |
26.01.2015 06:32 |
Топегстартер, ты всех этих пиздунов не слушай. Они колхознеги и в школе не учились. Даже теорему пифагора не знают. Ты сам себе уже дал правильный ответ. Физику слушай, и учеебнег по физиге читай.
У меня чуть больше, чем у тебя. На 2-3 см больше. А Лэнс мелкий крутил 177, 5. Я последнее время старался найти себе 180 или 185, больше не выпускают, но потом война и не до велосипеда. Так шо ты там покрути длинные шатуны за меня, ага. |
Вернуться к началу |
Начать новую тему | Ответить |
Страница 1 из 1 [ Сообщений: 10 ] Пред. тема | След. тема |
Список форумов » Велофорум » Велосипедная технозона » Шоссе |
Полная версия |
mishael © 2003-2021 Veliki - ������������� ����������. |