При правильном подходе советские рулевые вполне хороши. Довольно симпатичны (даже по стилю можно выбрать, применив "дорожный" либо "стартоновский" верх), идут к любимому мной "старинному" стилю, устанавливаются штатно на наши родные рамы и вилки, служат долго, регулировки требуют нечасто (при правильном подходе таки
). Но, блин, нижний подшипник
Во-первых, он перегружен. С этим можно успешно бороться, удалив сепаратор, и насыпав полный подшипник шариков минус один - тогда нагрузки на каждый шарик и место его постоянной дислокации (подшипники рулевой большую часть времени "топчут" одни и те же места на дорожках) на дорожках уменьшается вдвое! Верхний при этом я оставляю штатный - он всего лишь направляющий.
Во-вторых, и в главных, если заглянуть в него снизу, шарики видны через щель между конусом и чашкой.
Туда, понятно, летит
всякое говно вода и грязь (особенно при отсутствии переднего крыла). Поэтому поработавшие без внимания подшипники выглядят плачевно - смазка вымыта, они ржавые, сераратор рассыпан, всё подолбано и изношено... При этом верхний может оказаться исправным и красивым. Если ему уделяется внимание (что довольно хлопотно), владелец плачет после каждого дождя или поездки по грязи, слыша хруст и стенания того подшипника.
Для защиты его стараются прикрыть от внешних воздействий - есть даже фирменные чехольчики на липучке:
Распространены (и даже рекомендуются в ещё советской литературе) такие приёмы, как натягивание туда куска старой камеры, заматывание изолентой:
Из более новых материалов применяют термоусадку (но работать с ней здесь неудобно и изолентой получается аккуратнее):
Вложение:
P1010099.JPG [ 34.38 КБ | Просмотров: 8788 ]
Эти способы хорошо себя зарекомендовали - например, на Табуретке подшипник под термоусадкой (виден на
фотках) работает по ощущениям, как в день установки и рулевая за год и 2700 км ни разу не попросила регулировки - люфта нет.
Однако часто такие усовершенствования откровенно и мощно портят вид велосипеда, что далеко не всем нравится. В буржуйских же рулевых, кроме самых простейших, в это место давно внедрён изящный незаметный пыльник. Появилось желание усовершенствовать советскую рулевую по вражеским образцам.
В голове были перебраны разные варианты, пока остановился на таком:
На точках продажи всякого сантехнического мотлоха бывают резиновые кольца самых разных диаметров и размеров круглых сечений. Некоторые из них аж с прилавка выпрыгивают при моём подходе - так просятся на уплотнения рулевой
. Наиболее приемлемые размеры колец: диаметр 30...32 мм (из-за их эластичности точность неважна), толщина 1,5...2,5 мм через 0,5 - причём этот размер приходится, увы, в каждом отдельном случае подбирать индивидуально.
Для установки кольца удобно сделать посадочное место на нижнем конусе - самое первое кольцо, которое надевается на вилку. Но он сделан из высокопрочной стали, ещё и термообработан. Обычный токарный резец и напильники его не берут в принципе, алмазным надфилем пилить
зае.. устанешь.
Вложение:
Деталь.jpg [ 8.38 КБ | Просмотров: 8788 ]
Относительно доступно и результативно получается работать с конусом, вращающимся в патроне токарного станка , обрабатывая его маленькой болгаркой с самым тонким кругом. И то поддаётся нехотя! Хорош для этого маленький станочек, в котором конус разжимается в патроне изнутри. Обороты станка должны быть небольшими - примерно до 200 об/мин - иначе поверхность получится неровная. Болгарку при этом хорошо опирать на суппорт, который ещё можно придвидуть в удобное положение.
Повидимому, без токарного станка (дрелью или в руках) обойтись не удастся
- канавка должна быть строго соосна стержню вилки и другим деталям рулевой, при том, что особая точность профиля канавки неважна.
Разные детали от разных комплектов разных лет выпуска чуть отличаются друг от друга по размерам. Поэтому оказалось нереальным определить какой-то конкретный точный профиль канавки и толщину резинки колец. Даже если на один конус, подшипник и резинку, которые идеально подходят друг к другу и к чашке (не затирают, но щель перекрывают) приложить другую чашку, подшипник или начинает клинить той резинкой, или появляется небольшая щель.
В итоге пришёл к такому порядку действий:
Набрал конусов, какие были, и проточил их все примерно одинаково - по диаметру примерно на 1 мм, а по высоте канавки так, чтобы остался небольшой (ок. 0,5 мм) буртик, удерживающий резиновое кольцо от спадания вниз. За особой точностью не следил (может потом таки приду к точным размерам) Цилиндрическая стенка проточки на самом деле не цилиндрическая, а слегка коническая - уклоном вниз. Это сделано для того, чтобы резинку не прижимало к чашке - во избежание заклинивания:
Вложение:
sample.png [ 9.94 КБ | Просмотров: 8788 ]
Потом, набрав соответствующее количество чашек и один подшипник для прикидок, подался на рынок к торговцам сантехмотлохом. Прямо на точке, где нашёлся огромный выбор резиновых колечек, и комплектовал рулевые. Проверял, чтобы резинка касалась (но не прижималась) чашки, подбирая кольцо соответствующей толщины. С этого момента, конус, чашка и резиновое кольцо - это один комплект. Понятно, неудобно. но пока так, и здоровье подшипника того стОит.
Попробовал на одном комплекте применить максимально тонкую резинку (и соответствующую проточку) на "старинный" проект, чтобы эта резинка была совсем незаметна, и виднелась токарная накатка на старинном конусе - этот комплект виден на фото, наряду с "обычным".
Вложение:
Фото 02.07.14, 16 25 24.jpg [ 229.21 КБ | Просмотров: 8788 ]
Вложение:
Комментарий к файлу: Именно этот конус с глубокой проточкой имеет плавный профиль канавки, остальные экземпляры сделал более "острыми", как на эскизах выше
Фото 02.07.14, 16 21 56.jpg [ 203.65 КБ | Просмотров: 8788 ]
Вложение:
Фото 02.07.14, 16 21 45.jpg [ 208.82 КБ | Просмотров: 8788 ]
Для испытаний такой уплотнитель установлен на мой
"Бесплатный" и на
велосипеды коллег Антона и Риты
viewtopic.php?f=31&t=187768&start=120#p1293181Под действием смазки из подшипника (и при удачном подборе, понятно) сальник-пыльник хорошо скользит, никак не давая о себе знать. Уплотняет
. Остаётся открытым вопрос о его ресурсе - сколько та резинка прослужит до разложения от атмосферных воздействий, положительно или отрицательно скажется на ней воздействие смазки. Если что, в продаже есть подходящих размеров колечки и из каких-то пластиков. Вобщем, на то и испытания. Кому не лень - приглашаю присоединяться.
В принципе, хорошо, если резинок будет хватать на сезон - зимой недолго и поменять при профилактике.
Да, и при недоступности такой технологии, можно попробовать под конус надеть на вилку тонкое металлическое или пластиковое кольцо (шайбу), которое будет немного выступать за габарит конуса. Это кольцо сможет удерживать подходящую резинку диаметром примерно 32 мм и толщиной 3 мм - если повезёт...
З.Ы. Этот и другие материалы подобного характера не забываю добавлять в "блокнот крокодиловода" в первом посте темы
З.З.Ы на всех велосипедах, где применл такую конструкцию, сезон прошёл нормально. Один из велов перезимовал в неотапливаемом дачном домике. Резина в порядке. Смазки, применявшмеся в этих рулевых - Фиол и ХАДО.