В продолжение темы, хотя и некоторый возврат:
о доделках "первых Солярисов", или, точнее, опыт переделки "Метафоры".
Преамбула: "Автор-корабел" строил свою лодку в условиях славного города Харькова, очевидно, с расчетом на Большую Воду класса Сев.Донец или Салтов/Печенеги. Я же живу в условиях "до Азовья ближе чем до Харькова", потому... Ну, "в идеале хотелось бы", чтоб Большая Вода - даже не черноморье, а "поближе к Атлантике"
, но все же "Метафора" бердянскую соль на своей шкуре чувствовала чаще, чем песную водицу.
В результате некоторые достоинства "Метафоры" превратились в морских условиях в недостатки: плавная яйцевидность дутого днища, позволяющая лодке "очень легко скользить над пресной водой" и "даже самый малый ветер делать ходовым" в морских условиях позволяла абсолютно свободно перетекать воде из-под правого борта под левый и наоборот (днище работало на дрейф), высокие "незаливные" борта увеличивали паразитную парусность, малый коэффициент удлиннения (3 на 1 метр) в условиях морской волны / зыби в сумме с перетеканием воды приводил к рысканью лодки на курсе, а небольшая длина (тогда - 2-3 года назад - "не более 3 метров без регистрации") мешала как сделать пристойной длины гик, так и соответствующую ему прямостоящую мачту, чтоб увеличить полезную парусность больше 3 квадратов (или смещать мачтопарусное в центр лодки - и где же тогда располагать "центнер паразитного груза экипажа"? - или выносить мачту в самый нос, максимально близко к форштевню - но это увеличивает угрозу оверкиля во много раз).
К слову, "автор-корабел" АКА Стас Салтан справедливой критике уже давно внял, и вот уже две последних его модели (фишка и особенно каяхт) имеют "уверенную килеватость без киля", но, во-первых, "Метафору" я покупал в подарок младшей дочурке, а "отбирать один подарок, чтоб подарить другой" оно "не есть пристойно и приятно" с любой точки зрения, во-вторых, и "Метафора" тоже денег стОит, а, купив каяхт, что мне с "Метафорой" делать, в-третьих (и главных), уж очень мне самому "Метафора" нравится - и обводами, и легкостью хода, и качеством изготовления, и обитаемостью - всем...
К слову, "по частям" за два сезона, все то, что я сейчас на "Метафоре" настроил, я уже испытал, от двух раздельных профилированных шверцев каждый на своей направляющей со свободным перемещением вдоль длины борта и моего центнера, прыгающего между и вокруг "сдвижных подъемных шверцев" аки спецназ вокруг генералитета на проверке, вплоть до того, что трехметровая мачта кэтом на ней стояла и в море под Бердянском ходила, но все равно, до этих переделок острее галфвинда - это слезы и черепашье переползание, 2-4 км/ч при серьезном дрейфе, и это было "весьма не айс"...
Амбула:
А вот этой зимой "наступил просвет": задумался я, насколько мне важен "острый" и "правильный по гидродинамике" шверт применительно к "Метафоре". И пришел к выводу, что мне достаточно "запретить перетекание с борта на борт", но не заморачиваться с положением и геометрией шверцев вплоть до серьезного крена, то есть до тех пор, пока лодка не начнет ложиться на борт! То есть, как и у "деревянных шверботов", до тех пор, пока нету крена, шверт из колодца нафик, а для надувастика "нету крена - нету шверца".
Второй просвет наступил, когда я задумался, почему я так не люблю латину, а народ их так нахваливает: где-то (может, здесь, может, на гик-фордаке, может, на КиЯ наткнулся на мысль, что "идеальная латина имеет реек, который жестко закреплен под углом к палубе в районе форштевня, и парус, свободно с этого рейка свисающий", а потом подумал, что этот "реек" суть и есть тело мачты).
Ну и вот на перекрестьи этих двух "просветов" и начала рождаться "идея метафоры2": кэта с наклонным гротом (чтоб центр парусности приходился на "отсек для тушки центнера груза" и при любых курсах особо с этого места не смещался), со скегокилем (под тем же "отсеком для тушки"), с "выносами для непогружных профилированных шверцев" (и со "страховочными" баллонами: уж если крен такой, что весь шверц в воде и лодку не выравнивает, то фиг с ним, пусть аутригер поработает) и с увеличенной длиной пера руля (1,2 метра) - в качестве "противовеса" кэт-овой мачте и "аутригерным шверцам".
Тоже ради "подстраховки безопасности" заморочился сделать "безвантовый грот" - свободную, поворотную мачту, сделал - но как сделал, мне пока не очень нравится.
Расчеты показали, что для "Метафоры" оптимальный угол установки мачты от 73 до 81 градуса, оптимальная ширина скегокиля 35-40 мм, оптимальная высота мачты от 3,78 до 4,27 метров, оптимальный парус - стриж (с "резаным" на высоте топа мачты фаловым углом, а лучше гафельный стриж). Ну и начал я эти расчеты воплощать, надеялся успеть доделать и испытать на позапрошлые выходные (чтоб на прошлых съездить на Новый Свет, на "фордевиндовское" открытие сезона) - но приболел, не успел.
В результате на прошлых выходных "спешно доделывал" (парус так и не успел дошить, был с парусом от другой, 2-местной 4,2-м лодки, от "Венеции") и испытывал лодку прямо посреди города Донецка, на набережной Кальмиуса.
Вот место проведения испытания:
Вот я начал сборку:
Вот неожиданно появились помощники: студенты подготовительного факультета медуниверситета, Ахмет и Мехмет из Иордании и Ливана (кто откуда и кто где на фото - не помню)
Вот на ненадутом днище скегокиль:
Вот уже в почти безветрии иду, и хорошо виден наклон мачты:
Вот просто фото в полное безветрие (в тени моста и многоэтажки), которое мне нравится:
Вот проскочил порыв (хорошо видно, где рябь - ветер есть, - а где зеркало - безветрие), и в этот момент на галфвинде скорость достигала 5-7 км/ч, хотя сам порыв был от силы 1 м/с:
Ну и вот подхожу к берегу, хорошо можно рассмотреть "страховочные аутригерные прибамбасы" - и мне опять помогают случайные прохожие:
Резюме:
1. В условиях почти полного безветрия 4-метровая мачта с 3-метровым парусом лодку не то, что не опрокинула - даже не наклонила, то есть расчет парусности, высоты и положения мачты под центнер паразитного веса экипажа правильный
2. Установка скегокиля позволила лодке в условиях течения и почти полного безветрия ходить острыми курсами до 25-30 градусов к направлению ветра, снижения скорости движения от галфвинда до 45-50-градусного бейдевинда практически не наблюдалось. Угол проверялся не по истинному, а по вымпельному ветру, с помощью (а) рифовых шнурков, выполнявших роль колдунчиков на парусе (б) провисшего куска изоленты, наклеенного на галсовый угол грота, (в) колдунчика из куска 3-мм капронового троса, привязанного к клотику мачты.
3. Удлинение пера руля не только не сделала процесс руления за штурмтросы тяжелее, но даже позволила в безветрие двигаться не с помощью весел, а "подводным Шариком", т.е. "помахивая пером руля аки Шарик хвостиком".
4. Расположение "страховочных" аутригерных шверцев в связке с мачтой, с одной стороны, обосновано стремлением "если будет порыв и крен, пусть лодка уваливается, а не приводится", но с другой стороны, эти шверцы вынесены очень вперед от центра парусности и центра бокового сопротивления, то есть это весьма спорный вопрос: с точки зрения "страховочной" - допустимо, с точки зрения "гидропарусной" - недопустимо.
Хотелось бы услышать мнения громады и коммунити по этому вопросу, уж если народу будет не в падлу высказаться...
Ну и напоследок чуть-чуть видео с этих испытаний: [youtube]http://www.youtube.com/watch?v=vk0Z7PRb8TQ[/youtube]
[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=sJUXbx_Aa0w[/youtube]
[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=JwGzGAPlHXE[/youtube]
[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=OU1HahMynT4[/youtube]