ХТ -туристичний форум України и велофорум Харкова

Полная версия ВходРегистрация

FAQПоиск


Пред. тема | След. тема
Страница 1 из 17 [ Сообщений: 242 ]
На страницу 1, 2, 3, 4, 5 ... 17, Bce  След.
Начать новую тему Ответить
Версия для печати

Как построить синглспид

Как построить синглспид

- Перси Фоссет
Профиль 
10.11.2009 21:07 Сообщение
Тут уместны любые толковые сведения, если кто имеет опыт и желает рассказать.

Главное, что нужно сделать, строя синглспид, - натянуть цепь. Есть много способов натянуть. Вот обзор основных.




1. Специальные рамы.


А. Рама с горизонтальными или наклонными прорезями в дропаутах. Горизонтальные - как правило, на трековых рамах. Наклонные - на большинстве синглспидов, в том числе на "Украине".
Наклон дропаутам нужен вот зачем. Очень многие нетрековые синглспид-рамы позволяют установить ободной задний тормоз. Но ведь звезды бывают разных размеров, цепь изнашивается, поэтому ось колеса может стоять в прорези дропаута на разных местах. Тогда сдвигается и обод. Однако тормоз всегда должен доставать до обода без переналадки. Значит, щель дропаута надо сделать перпендикулярной верхнему перу. Часто там, конечно, не 90 градусов, а 70 или 80. Скорей всего потому, что конструкторам удобней применять одну модель дропаутов на рамах разного размера.

Изображение


На трековых рамах тормоза нет, и дропауты там самой простой формы: горизонтальные, открытые назад.

Изображение


Иногда в этом узле есть болт, чтоб точней выставить колесо и не дать его оси ползать по щели (хотя обычно хватает и штатных гаек/болтов на оси втулки).

Изображение


Можно придумать и специальные фасонные детали, которые прочнее фиксируют втулку и точнее регулируют натяг ремня/цепи. В этом смысле ремень гораздо требовательнее, чем цепь.

Изображение


Щелевидные дропауты намекают, что лучше отказаться от втулки, зажимаемой шпилькой с эксцентриком. Тут желательна втулка, фиксируемая гайками или болтами. Ведь есть вероятность, что эксцентриковый зажим не настолько силен, чтоб удержать ось на месте. Проверять не очень охота, тем более что случаи бывают разные. В некоторых дропаутах и шпильку можно сломать, если затянуть изо всех сил, чтоб не сдвигалось.





Б. Рама с эксцентриковой кареткой.

Изображение


Шатуны здесь вращаются на подшипниках стандартного кареточного картриджа. Но картридж вкручен не напрямую в раму, а в специальный эксцентриковый узел, который можно зажимать в раме в разных положениях. Рама продается уже с ним. Кареточный стакан такой рамы намного больше по диаметру, чем обычно, и там нет резьбы.

Изображение


Чтоб натянуть цепь, узел проворачивают в раме, а потом фиксируют болтами. Как именно - возможны варианты. Самый распространенный - болты снизу, перпендикулярно к стенке трубы.

Изображение


Обычно эти болты защищены короткими трубками, приваренными к кареточному стакану.

Изображение


Бывает, фиксируют и по-другому.

Изображение





В. Рамы со сдвижными дропаутами.
Мысль понятна по картинкам.

Изображение


Изображение


Изображение





Г. Рамы с эксцентриковыми дропаутами. Хоть их даже в приличных странах принято пока считать странными, появление нескольких разных фирменных стандартов говорит об интересе к такому решению. Причем в некоторых версиях оно выглядит не так громоздко, как сдвижные дропауты.

Изображение


Изображение


Изображение


Можно даже слегка усложнить. Этот вариант позволяет не переустанавливать калипер дискового тормоза, когда ставишь на синглспид другие звезды. К сочетаемости синглспидов и диска мы еще вернемся.

Изображение


Изображение


Trek показал, что эксцентриковый дропаут удачно сочетается с разборным соединением верхнего и нижнего пера (чтобы применить ремень). Разумеется, сюда становится и обычная втулка под цепь.

Изображение





2. Обычные мультиспидные рамы с вертикальными дропаутами.


А. Натяжители крепят в основном вместо заднего переключателя. Но есть и устройства, которые крепят на перо, на подседельную трубу, а то и вовсе куда попало.

Изображение


Изображение


Изображение


Изображение


Изображение


Изображение


Часть натяжителей имеет ролик с упругой подвеской; другая часть - жестко закрепленный. На первой и третьей картинках из только что приведенных он подпружиненный; на прочих - фиксированный. Бывает и нечто промежуточное (взято из хорошей статьи на http://www.dirt.ru):

Изображение


Выбирая натяжитель, желательно помнить, что разные части трансмиссии (звезды, оси, подшипники, барабан) могут быть не очень круглыми. Если некруглость большая, то с жестким натяжителем (точнее, при любом способе принудительного натяжения) цепь на каждом обороте то провисает, то тянется до звона. В таком случае пружинный или эластомерный натяжитель очень полезен. Перед покупкой (или самосборкой) натяжителя "круглость" вашей трансмисии легко проверить, прикидочно собрав ее с какой-нибудь старой цепью, которую не жалко укоротить.
Износ цепи при езде с пружинным натяжителем - примерно того же характера, что и на байке с обычным задним переключателем. Цепь удлиняется и поднимается к вершинам зубьев, постепенно делая рабочую грань зуба пологой. С пружинным натяжителем новая цепь на такой звезде будет проскакивать.
Жесткий натяжитель не дает изношенной цепи подниматься к вершинам зубьев. Каждый зуб изнашивается равномерней, чем в предыдущем случае. Профиль его рабочей грани почти не меняется; грань стачивается в своей нижней и средней части. Там зуб шире и толще, чем на вершине. Поэтому с жестким натяжителем звезды, на мой взгляд, служат дольше. Ведь поистертая таким способом звезда имеет тот же шаг, что и новая. Значит, новая цепь не станет конфликтовать со старой звездой.
Но даже если растянувшуюся цепь не менять, она не будет смещаться к вершине зубьев: ей этого не даст жесткий натяжитель. Естественно, этот вид износа характерен для всех конструкций с принудительным натяжением (щелевидные дропауты, эксцентричные каретки/втулки/оси, "волшебные" звезды с халфлинковой цепью). Мне он нравится: звезды уродуются в самом деле приятней глазу, чем с пружиной.





Б. Халфлинковая цепь (или 1 халфлинк в стандартной цепи) вместе с "волшебной" передачей.
Это проще увидеть.

Изображение


Изображение


Халфлинк сам по себе спасает редко. Очень часто нужно подбирать "волшебный" размер передней и задней звезды - так, чтобы цепь была натянута именно в меру. Но сверх того нужно ведь и добиться правильного передаточного отношения.
Абстрактный пример. Допустим, вам нужно примерно 2,5:1. Ставим звезды 42 и 17. Нет, цепь провисает, и провис не убрать халфлинком. Попробуем 46:18 (и добавим звеньев на цепи). Есть шанс, что теперь натяжение будет правильным. А еще можно проверить, скажем, набор 52:21. В общем, комбинаций много.
Правда, износ цепи удлиняет ее, и опять начинается колдовство. Но в зарубежных странах выбор звезд большой, и в тех краях народ с энтузиазмом морочится.
Конечно, халфлинк интересен не только для селекционера звезд. Он очень полезен при малом ходе устройства, выбирающего слабину цепи. Например, если у вас втулка с эксцентричной осью или слегка расшарканные напильником обычные вертикальные дропауты.





В. Фантомная звезда. О ней уже рассказали на форуме про фикседы, но я напомню.

Изображение


Поместить эту звезду можно в разных местах. Это зависит от формы перьев, от их длины, от числа зубьев впереди, сзади и на самой звезде.

Изображение


Проверил эту тему. Звезда держится даже при тряске. Но есть проблемы. Главней всего и хуже всего то, что под нагрузкой верхняя ветвь цепи выпрямляется, смещает фантомную звезду вниз - и ветви цепи растягивает просто как шнурки. Если разложить по силам, видно, что примерно так же растягиваются и рвутся обледеневшие провода.
Все настолько плохо, что когда жмешь на педали, чувствуешь не упор в собачки на задней втулке, а пружинящую реакцию цепи. Бросишь давить - упругость цепи возвращает фантомную звезду туда, где она была.
Повторяю, при езде нагрузка на цепь с фантомной звездой намного больше, чем в любом мыслимом случае. Все время чувствуешь, как конструкция отчетливо пружинит. Дешевая 1-скоростная цепь КМС, с которой я это проделал, заметно удлинилась после спокойного пятиминутного маневрирования по ближайшей улице. Остановившись, я заметил, что цепь ослабла.
Как фантомную я применил 32-зубую звезду из кассеты. Звезда размером меньше в моем случае не позволяла выбрать провис цепи (примерно 1,5-1,7 полузвена), а звезда размером больше задевала нижнее перо. Ведущей была средняя 32-зубая звезда, ведомой - 14-зубая звезда; колеса 26".
На большой передней звезде ничего сконструировать у меня не вышло: "паразитка" задевала за перо при любом наборе звезд. Думаю, так будет с большинством рам. Рамы с S-образными нижними перьями имеют немного больше шансов, но до 100% далеко. И скорей тут подойдут мтб-рамы с их широко расставленными перьями.
Если удастся подобрать фантомную звезду размером всего лишь чуть больше задней (это зависит от того, на сколько полулинков провисает цепь) - не исключаю, что тогда перегрузка цепи уменьшится. Ведь при маленькой фантомной звезде верхняя ветвь будет прямей, чем при большой. Но тут как повезет.

Стало быть, все это годится, чтоб повеселить приятелей. И, кажется, больше ни для чего. Авторы других статей о синглспидах ошибаются, когда пишут "simple and effective". Первое - да, второе - сильно наоборот.
Последнее сообщение


Re: Как построить синглспид и зачем он нужен

- Марко Поло
Профиль 
11.11.2009 00:23 Сообщение
Интересно... Много нового для себя открыл! А для чего на мультиспидных рамах делают сдвижные дропауты (как на картинке с зеленой рамой)?
Получается, что доступнее всего первый тип, хоть действительно ищи раму от Украины, как в первом вашем "деревенском" байке! :smile:
Да, еще значит обычные вертикальные дропауты, как на 99% велосипедов, совсем почти не имеют право на существование в рамках сингла и это очень хлопотно (подбор комбинации звезд, поиск half-линковой цепи)...? Я как то видел у пророка Самуила на его Кольнаге (кстати, так и не понял, какого диаметра там колеса, по всем внешним признакам кажется 26') и без натяжителя, а на другой фотке - с аккуратным таким натяжителем, почти горизонтальным...


Последний раз редактировалось Kotofey 11.11.2009 00:31, всего редактировалось 1 раз.


Re: Как построить синглспид и зачем он нужен

- Перси Фоссет
Профиль 
11.11.2009 00:26 Сообщение
Регулировка длины перьев. Такое любят прыгуны


Re: Как построить синглспид и зачем он нужен

- Перси Фоссет
Профиль 
11.11.2009 00:34 Сообщение
Kotofey писал(а)
А для чего на мультиспидных рамах делают сдвижные дропауты (как на картинке с зеленой рамой)?

Buba писал(а)
Регулировка длины перьев.

И возможность легко переделать в сингл (из-за чего рамы со сдвижными дропаутами отнесены в раздел специальных рам).


Re: Как построить синглспид и зачем он нужен

- Перси Фоссет
Профиль 
11.11.2009 22:30 Сообщение
Добавил сведений. Первый пост изменился.


Re: Как построить синглспид и зачем он нужен

- Фритьоф Нансен
Профиль  WWW  ICQ 
11.11.2009 22:53 Сообщение
Супер! Как раз к зиме информация .. эта тема вдохновила меня таки доделать "СШУкраину", в которой нехватает то оси на втулку. Спасибо! Наконец узнал, зачем наклонные дропауты :smile:

НО! пожелание к Андру - перезалить фотки на этот форум .. т.е. сохранить на своем ПК и залить как аттачи.. вдруг пропадут в первоисточнике - очень интересные картинки - жаль будет утерять


Re: Как построить синглспид и зачем он нужен

- Афанасий Никитин
Профиль 
12.11.2009 11:39 Сообщение
andr
Пропущено как минимум еще 3 способа
1) Эксцентриковая задняя втулка
2) Эксцентриковая каретка под обычный bsa-кареточный узел (производится только под инт системы)
3) Нижние перья с регулируемиой длиной (разрез в перьях+фиксация на болте), это на карбоне и титане в основном

по первому - http://www.whiteind.com/rearhubs/singlespeedhubs.html
по третьему - http://romkafromru.users.photofile.ru/p ... 682395.jpg и http://ibiscycles.com/images/full/tranny_anim_1.gif

по второму - не помню, сам думаю найдешь


Re: Как построить синглспид и зачем он нужен

- Афанасий Никитин
Профиль 
12.11.2009 11:42 Сообщение
что-то типа такого http://forums.mtbr.com/showthread.php?t ... =Eccentric


Re: Как построить синглспид и зачем он нужен

- Афанасий Никитин
Профиль 
12.11.2009 13:11 Сообщение
да, сколько еще не изведанного!
Очень интересно решение на выносных подшипниках под шимановскую интегрированную систему!!! Думаю это наиболее подходящее решение для обычной МТБ рамы с дисковым тормозом.
Кто сможет изготовить такие чашки?


Re: Как построить синглспид и зачем он нужен

- Перси Фоссет
Профиль 
12.11.2009 14:19 Сообщение
Брякомякс писал(а)
andr
Пропущено как минимум еще 3 способа
1) Эксцентриковая задняя втулка
2) Эксцентриковая каретка под обычный bsa-кареточный узел (производится только под инт системы)
3) Нижние перья с регулируемиой длиной (разрез в перьях+фиксация на болте), это на карбоне и титане в основном

Просто еще не дописал. Ведь сказал, что пока оно не доделано.


Re: Как построить синглспид и зачем он нужен

- Афанасий Никитин
Профиль 
12.11.2009 14:26 Сообщение
Брякомякс писал(а)

Вдогонку вопрос по "Эксцентриковая каретка под обычный bsa-кареточный узе": как выставляются левая и правая чашки симметрично относительно друг друга, чтобы не вызвать перекос кареточного вала, и нежелательных нагрузок на подшипникик?


Re: Как построить синглспид и зачем он нужен

- Юрий Сенкевич
Профиль 
12.11.2009 21:07 Сообщение
Вот нашёл раму у которой вертикальные дропауты можно заменить на горизонтальные.

http://www.kinesisdecade.co.uk/product.php?id=3


Re: Как построить синглспид и зачем он нужен

- Перси Фоссет
Профиль 
13.11.2009 22:20 Сообщение
Дописал в первый пост об эксцентриковых дропаутах.


Re: Как построить синглспид и зачем он нужен

- Перси Фоссет
Профиль 
14.11.2009 20:27 Сообщение
rulet писал(а)
Очень интересно решение на выносных подшипниках под шимановскую интегрированную систему!!! Думаю это наиболее подходящее решение для обычной МТБ рамы с дисковым тормозом.
Кто сможет изготовить такие чашки?

По-моему, проще купить. Обещают ведь продавать. http://www.forwardcomponents.blogspot.com
Тем более что у них там и подшипники недорогие вроде есть на замену тем, что стоят в шимановских интегрированных каретках.
Конечно, можно прикинуться дикарем и попросить у разработчика чертеж. Сказать, что страна у нас бедная, безвредная и т. д. Впрочем, и без чертежа вроде бы почти понятно. Только вряд ли наши фрезеровщики сделают такую штуку заметно дешевле, чем ихние. Не удивлюсь, если дороже.



rulet писал(а)
Брякомякс писал(а)

Вдогонку вопрос по "Эксцентриковая каретка под обычный bsa-кареточный узе": как выставляются левая и правая чашки симметрично относительно друг друга, чтобы не вызвать перекос кареточного вала, и нежелательных нагрузок на подшипникик?

Если судить по http://www.forwardcomponents.blogspot.com - такое впечатление, что они совсем об этом не думали.

Изображение


Изображение


Вопрос не только в том, как установить систему без перекоса. Допустим, установил. А если через месяц решил поставить звезду на зуб больше и надо чуть прокрутить узел? Получается, уловление центров нужно делать заново.
Хотя, может быть, эта фирма продает такие подшипники, которые всё это переносят хорошо. Может, в новаторских чашках допуски меньше, чем у шиманосрамрейсфейса. Просто вкручиваешь чашки в кареточный узел рамы до упора, вставляешь вал с шатунами, а потом натягиваешь цепь, фиксируешь подшипники плоскими контргайками - и не думаешь о перекосах.

В обычном эксцентриковом кареточном узле сама каретка вкручена с двух сторон в монолитный кусок дюраля (чаще всего). И когда этот кусок вертишь, каретка в нем, натурально, не шевелится.


Re: Как построить синглспид и зачем он нужен

- Афанасий Никитин
Профиль 
14.11.2009 22:06 Сообщение
andr там поворот по идее идет так же, как и в обычной ЭК. то есть чашка вкручена в раму (до упора), потом в чашку вложен эксцентриковый узел, в котором впресоован пром, узел, соответсвенно, контрится мелкими шестигранничками. Так ?
Тогда в чем проблема ? допуски на установку осей в пром таковы, что при прокручивании если какой перекос и возникает за счет выбираемого с одной стороны люфта - люфт этот сам по себе минимален и перекос выходит небольшой.
Получается что за счет стягивающего усилия и плотного прлегания эти два эксцентриковых узла фиксированы на оси и двигаются как один монолитный кусок, как в классической ЭК.

p/s/ за ссылку с эксц. дропами спасибо, я первый раз о таком узнал ))
Вернуться к началу

Начать новую тему  Ответить
На страницу 1, 2, 3, 4, 5 ... 17, Bce  След.
Страница 1 из 17 [ Сообщений: 242 ]
Пред. тема | След. тема


Найти
Перейти
 
Полная версия